02 Северозапад. Наумово. Мусоргский

Поскольку вторая группа на Ситроене куда-то решила заехать, то мы договорились с Сашей встретиться на повороте с Рижского шоссе у Нелидово, но этот поворот мы проскочили. И подъехали прямо к музею Мусоргского в Наумово. А наши товарищи догнали нас уже перед входом в до-музей. Время – пол пятого, но нас обещали «обслужить», т.е. провести краткую экскурсию и устроить в гостинице. А после мы еще хотели искупаться в Жижицком озере.

Следуя моему принципу «Сначала творчество – потом биография», я сначала прослушал основные произведения. Как пишет Википедия, «Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы». Так что прослушал основные оперы.
«Борис Годунов». Прослушал практически все. Нет ни одной мелодии. Просто распевание стихов Пушкина. Оказалось (сайт «Сумерки богов» https://www.youtube.com/watch?v=145XdNcZvOI), что на Западе главной русской оперой является именно «Борис Годунов», а не оперы Чайковского. Ленский и Онегин для них – геи. Ну, допустим, Чайковский был геем. Но его оперы в сравнении с «Борисом Годуновым» - это небо и земля. «Борис» для запада понятнее потому, что они к мелодиям не привычны.
Оказывается, что после смерти Мусоргского Римский-Корсаков переписал ее под свои представления о музыке. И в таком виде она идет в России. А в Париже, якобы, идет так, как написал Мусоргский. Но, повторяю, как не переписывай, а мелодий не будет. Так что опера «Борис Годунов» Мусоргского – фигня. Посмотрим, как «Хованщина».
«Хованщина». Вступление к опере «Рассвет на Москве-реке» - это хорошо.  А дальше опять распевание текста под музыку. В середине есть какая-то ария с намеком на мелодичность, но только с намеком. А так, лучше, чем «Борис». Но всего лишь на троечку.
«Ночь на Лысой горе». В редакции Римского-Корсакова. Музыканты стараются, дирижер размахивает руками, много грохота, кошмарство. На 10-й минуте появляется нечто, напоминающее народную мелодию. На этом «Ночь» заканчивается. Тоже на троечку.
«Картинки с выставки». Это что-то знакомое. Видимо, первая картинка. Потом пошли опять какие-то грохот и мрачность. Но в третьей картинке он возвращается к мелодичности. Потом опять что-то похожее на первую часть, но это только первые такты, а потом идут другие мотивы, но без грохота. Потом – упражнения для различных инструментов оркестра. Но мрачность опять берет свое. Накатывается волнами. В конце появилась надпись: «Баба яга. Избушка на курьих ножках». И кончается все пьесой «Богатырские ворота». Из Википедии выяснил, что в этих «Картинках» 11 пьес. В том числе, «Балет невылупившихся птенцов» (ничем не выделяется). Так что на три с плюсиком. Здесь хоть иногда проглядывает что-то осмысленное.
Еще есть несколько песен, колыбельных, вокальных циклов, которые также не отличаются мелодичностью и оптимизмом. Каково, например, название одного такого цикла «Песни и пляски смерти»?
Так что великий русский композитор Мусоргский – это, увы, миф, раскрученный просто из чувства патриотизма.
Догадываюсь, что биография объяснит многие его мрачности.

Из http://www.mussorgsky.ru/biography.html:
Модест Петрович Мусоргский родился 21 (9 по старому стилю) марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне деревня Карево Куньинского района Псковской области). Его отец — Петр Алексеевич Мусоргский — происходил из старинного рода смоленских дворян. А бабушка была крепостной крестьянкой. Ради нее дед вышел в отставку и подал прошение на разрешение такого неравного брака. И этот брак, все-таки, состоялся, когда дедушке был 61 год.
Мусоргские принадлежали к старинному, некогда княжескому роду, вели свою родословную от смоленских князей – потомков Рюрика. Модест Петрович Мусоргский потомок Рюрика в 33 поколении. В роду Мусоргских был родственник – Роман Васильевич Монастырев,  он имел  прозвище «Мусорга». «Мусоргос» в переводе с греческого обозначает «певец, музыкант». Так образовалась фамилия Мусоргский. Род Чириковых (по материнской линии) славился предками – мореплавателями, и находился в родстве с фельдмаршалом М.И. Кутузовым.
Любовь Модеста Петровича к народной музыке привила ему няня. А в 4 года Юлия Ивановна заметила музыкальные способности сына, стала с ним заниматься игрой на фортепьяно. Игре на фортепиано Мусоргский учился (с 1849) у А. А. Герке и стал хорошим пианистом. От природы обладая красивым камерным баритоном, он охотно пел на вечерах в частных музыкальных собраниях. До 13 лет он учился в немецкой школе в Петербурге, после поступил учиться в школу гвардейских подпрапорщиков.  В 13 лет он написал инструментальную пьесу «Подпрапорщик-польку». Благодаря финансовой поддержке отца, ноту этой польки были напечатаны в 9 экземплярах. Долгое время она считалась утерянной, но незадолго до Великой Отечественной войны профессор Пегилев обнаружил ее в лавке букиниста и по завещанию передал ее в дар музею.
После окончания школы в 17 лет Модест поступил на службу офицером в привилегированный лейб-гвардии Преображенский полк. Во время службы произошла его встреча с ординатором военно-сухопутного госпиталя и композитором Александром Бородиным. Зимой 1856-1857 годов Мусоргский познакомился с композиторами Александром Даргомыжским, Цезарем Кюи, Милием Балакиревым и музыкальным критиком Владимиром Стасовым и примкнул к созданной ими "Новой русской музыкальной школе", известной как "Могучая кучка". Под руководством Балакирева он начал серьезно заниматься композицией.
В 19 лет композитор ушел в отставку, навсегда распрощался с военной службой, чтобы целиком посвятить себя творчеству. С 24-летнего возраста он вынужден был работать, служил чиновником в Инженерном, а затем в Лесном департаментах.
После смерти отца Мусоргский передает свою часть имения брату и снова поступает на службу. В 1863-1868 годах он был чиновником Инженерного управления, в 1868-1879 годах работал в Лесном департаменте, в 1879 году служил в Государственном контроле.
Первоначально в составе кружка были Балакирев и Стасов, увлечённые чтением Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского. Своими идеями они вдохновили и молодого композитора Кюи, а позже к ним присоединился Мусоргский, оставивший чин офицера в Преображенском полку ради занятий музыкой. В 1862 году к балакиревскому кружку примкнули Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки и искусства, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин, Васнецов.  Собрания балакиревского кружка протекали всегда в очень оживлённой творческой атмосфере. Члены этого кружка часто встречались с писателями А. В. Григоровичем, А. Ф. Писемским, И. С. Тургеневым, художником И. Е. Репиным, скульптором М. М. Антокольским. Тесные, хотя и далеко не всегда гладкие связи были и с Петром Ильичом Чайковским.
Несмотря на то, что Модест Петрович вращался в обществе, он не был счастлив в личной жизни и не имел ни жены, ни детей. Единственной дамой, к которой сочинитель питал нежные чувства, была Людмила Ивановна Шестакова, сестра Михаила Глинки, отвечавшая Мусоргскому сердечной материнской привязанностью. Свидетельством этих отношений стали письма, сохранившиеся в творческом архиве композитора.
В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.
Жизнь композитора становится все более трудной и беспросветной. Тяжело влияет на него, всегда стремившегося к тесному дружескому общению, фактический распад Могучей кучки, о чем он неоднократно сетует в письмах к Стасову. На службе им недовольны: он часто манкирует своими обязанностями, как ради творчества, так, к сожалению, и потому, что под влиянием грустных обстоятельств жизни он все чаще прибегает к общепринятому русскому утешению — бутылке. Подчас его нужда становится столь сильной, что у него не находится денег платить за квартиру. В 1875 году его выселяют за неуплату. На какое-то время он находит пристанище у А. Голенищева-Кутузова, потом у старого приятеля, Наумова, бывшего морского офицера, большого поклонника его творчества. На стихи Голенищева-Кутузова он создает вокальный цикл «Песни и пляски смерти».
В 1878 году друзья помогают Мусоргскому найти другую должность — младшего ревизора Государственного контроля. Она хороша тем, что непосредственный начальник композитора Т. Филиппов, большой любитель музыки и собиратель народных песен, смотрит на прогулы Мусоргского сквозь пальцы. Но мизерное жалованье еле позволяет сводить концы с концами. В 1879 году, чтобы поправить свое материальное положение, Мусоргский вместе с певицей Д. Леоновой едет в большую гастрольную поездку, которая охватывает все крупные города юга России. В программе выступлений — арии из опер русских композиторов, романсы как русских композиторов, так и Шуберта, Шумана, Листа. Мусоргский аккомпанирует певице, выступает и с сольными номерами — транскрипциями из «Руслана и Людмилы» и собственных опер. Поездка благотворно действует на музыканта. Его вдохновляют прекрасная южная природа, восторженные отзывы газет, высоко оценивающих его дар композитора и пианиста. Это вызывает душевный подъем, новую творческую активность. Появляются знаменитая песня «Блоха», фортепианные пьесы, замысел большой сюиты для оркестра. Продолжается работа над «Сорочинской ярмаркой» и «Хованщиной».
В январе следующего года Мусоргский окончательно покидает государственную службу. Друзья — В. Жемчужников, Т. Филиппов, В. Стасов и М. Островский (брат драматурга) — складываются на ежемесячную стипендию в 100 рублей, чтобы он смог закончить «Хованщину». Другая группа друзей выплачивает по 80 рублей в месяц под обязательство окончить «Сорочинскую ярмарку». Благодаря этой помощи летом 1880 года «Хованщина» почти дописана в клавире. С осени Мусоргский по предложению Леоновой становится концертмейстером на ее частных курсах пения и кроме аккомпанемента сочиняет для учеников хоры на русские народные тексты. Но здоровье его окончательно подорвано, и на одном из домашних ученических концертов он теряет сознание. Приехавшие Стасов, Римский-Корсаков и Бородин застают его в бреду. Необходима срочная госпитализация. Через знакомого врача Л. Бертенсона, работавшего в Николаевском военном госпитале, Мусоргского удается устроить туда, записав «вольнонаемным денщиком ординатора Бертенсона». 14 февраля 1881 года композитора без сознания доставляют в госпиталь. На какое-то время ему становится лучше, он может даже принимать посетителей, среди которых Репин, написавший знаменитый портрет Мусоргского. Но вскоре наступает резкое ухудшение состояния.
Мусоргский считал 16 марта днем своего рождения, а скончался как раз 16 марта, всего 42-х лет от роду. Он. Похороны состоялись 18 марта на кладбище Александро-Невской лавры. В 1885 году усилиями верных друзей на могиле был установлен памятник.

Да, с такой жизни трудно представить, что, вообще, можно сочинять какую-то музыку. Но уж, конечно, не веселую.
Правда, говорят, что детство Мусоргского прошло в атмосфере праздника. Поэтому в 13 лет он написал «Подпрапорщик-польку» - весьма бодрую вещь. Но после жизнь его пошла, действительно, кривовато. Кстати, могучая кучка собиралась с конца 50-х годов в течение примерно 15 лет. И собирались они не только для того, чтобы поговорить о развитии музыки, но для выпивки. И молодой Мусоргский там и «подсел на иглу» алкоголизации. И потом его друзья-собутыльники его спасали от пьянства, посмертно обрабатывали его произведения, раскручивали его имидж как гениального композитора.

О музее-заповеднике (с их сайта):
В 1968 г. в Жижицкой средней школе по инициативе директора А.И. Качнова в двух классах был открыт народный музей М.П. Мусоргского. В Наумове, в бывшей  барской усадьбе XIX в., принадлежавшей деду композитора И.И. Чирикову, сохранились в первозданном виде:  дом с мезонином, флигель, оранжерея, людская. В этой усадьбе родилась мать композитора Ю.И. Чирикова, здесь прошло ее детство и юность.
Этот дом часто посещал Модест Петрович. В 1972 г. во флигеле открыли первую экспозицию «О жизни и творчестве М.П. Мусоргского». В 1979 г. после пятилетней реставрации к 140-тию рождения композитора открыли экспозицию в главном доме. В здании «Людской» в 1973 г. создали экспозицию «Быт крестьян XIX в». Перед зданием музея установили бюст композитора (скульптор А. Измалков).
1989 г. весь мир отмечал 150 лет со дня рождения композитора. В здании оранжереи создали экспозицию «Зимний сад». В Кареве на месте бывшей усадьбы Мусоргских установили памятник композитору (скульптор В.Х. Думанян, архитектор А. Степанов).
 В 2008 году открыли новый музейный объект. На погосте Пошивкино проведена музеефикация семейного склепа Чириковых, в котором похоронена мать композитора и другие родственники. На могиле Ю.И. Мусоргской установили надгробную плиту. Модест Петрович любил свою мать благоговейно.
В настоящее время в музее М. П. Мусоргского функционируют следующие экспозиции:
- «Жизнь и творчество М. П. Мусоргского» (главный дом);
- «Постановка опер М. П. Мусоргского» (флигель), здесь выставлен коронационный костюм Бориса Годунова, переданный в дар музею исполнителем партии Бориса, солистом Мариинского театра Огнивцевым (отец советского певца);
- «Быт крестьян XIX века» (Людская);
- «Зимний сад» (Оранжерея).

На сайте музея есть информация об очень милых костюмированных экскурсиях, в основном, для детей. Приведу цитату:
«Кукольный музыкальный спектакль «Расскажи мне, нянюшка». Интерактивная программа проходит в специальном театральном зале флигеля музея. Музыкальное оформление спектакля - фрагменты из вокального цикла «Детская» и фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского. В спектакле используются декорации Избушки на курьих ножках и Старого замка, а также куклы: Баба Яга, Гном и мальчик из дворянской семьи. Два сотрудника музея изображают Няню, Маму-курицу и Автора. Героиня произведений композитора - Нянюшка, встречает всех у дверей. Она предлагает одеть желтые плащи и кепочки, чтобы дети стали участниками программы, т. к. в конце представления им нужно будет исполнить «Балет невылупившихся птенцов». Через переживания, связанные со зрительным восприятием кукольного спектакля, при помощи пояснений экскурсовода, с участием самих школьников в спектакле наши маленькие посетители смогут открыть для себя удивительный мир музыки М.П. Мусоргского. А родители порадуются за своих детей и сделают эксклюзивные фотографии.»
И еще порядка десяти видов таких действий для детей различных возрастов и взрослых. Молодцы работники музея!
Кстати, экскурсия, которую нам провели уже в конце рабочего дня была проникнута любовью к Мусоргскому и экспозиции музея. Большое спасибо экскурсоводам. То, что они говорили нам, я использовал выше при рассказе о биографии композитора.
После экскурсии мы искупались в Жижицком озере и разместились в гостинице – одноэтажном деревянном доме. Конечно, особого комфорта не было (отключили воду и удобства во дворе), но выспались хорошо.
Утром по дороге к озеру видели аиста на крыше. Вообще, аисты попадались в течение всей этой поездки. В 9-30 старт из Наумово. На выезде осмотр памятника Мусоргскому на Лысой Горе – на месте того дома, где он собственно родился. Красивая панорама озера.
И поехали в Пушкинские Горы.

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru


Рецензии