История Исилькуля Плотникова - Евсина

Документальное эссе

Знак информационной продукции: 16 +

ВНИМАНИЕ: Очерк не является полной, официальной и достоверной историей города Исилькуль Омской области, и материалы из него могут быть использованы только в совокупности с информацией, опубликованной в тематических изданиях и Интернет-ресурсах.

1.

В 1936 году Омское общество краеведения проводило выборочное исследование районов Омской области. Специалистов тогда не хватало, поэтому для этой работы привлекались студенты-географы старших курсов Томского государственного университета. В Омском государственном историческом архиве я обнаружил отчёт о таком исследовании. Он касался моего родного Исилькульского района Омской области. Было очень интересно почитать, что же представлял собой этот район незадолго до Великой Отечественной войны. Однако, поскольку задание исследования было связано с экономико-географическим описанием территории, то материал перенасыщен статистикой, описаниями отраслей хозяйства, и для широкого читателя вряд ли представляет значительный интерес. И всё же один раздел из него я решил опубликовать, а после прокомментировать, отразив свои мысли по поводу прочитанного.
Материал, который я публикую – это небольшой раздел из комплексного описания Исилькульского района, посвящённый его истории. В те далёкие годы исторические сведения по столь локальным территориям были весьма скудны. Ни учебники, ни статьи, ни книги по истории Омской области ещё не были написаны, и студенты собирали данные по крупицам, преимущественно, со слов местных жителей. Автором отчёта по Исилькулю был В.К. Евсин -  студент пятого курса специальности «экономическая география» геолого-почвенно-географического факультета Томского государственного университета. Респондентом у него выступил старожил В.В.Плотников, проживающий в селе Исилькуль [напоминаю, что городом Исилькуль стал в 1945 году – прим. В.Д.]. Отчёт датируется сентябрём – октябрём 1936 года, частично он был написан в Омске, частично – в Томске. По всей видимости, с Плотниковым Евсин встречался по чьей-то рекомендации из исполкома в августе, или в начале сентября того же 1936 года.
Публикуя изложенный в отчёте вариант истории, мы не можем сделать отсылку только к одному автору. С одной стороны, хронология и выборка исторических событий была сделана В.В. Плотниковым, который рассказывал то, что знал, помнил, и что считал важным. С другой стороны, текст отчёта включает  грамотные формулировки, отсылки к историческим событиям общероссийского масштаба, сделанные В.К. Евсиным. Поэтому я считаю правильным закрепить за данными материалами двойное авторство: «История города Исилькуля Омской области Плотникова-Евсина 1936 года». Кстати, это корректно даже с научной точки зрения. Вспомним, к примеру, из математики теорию  Лейбница-Вольфа, а из астрономии – комету Шумейкера-Леви. Двойное авторство в открытии – явление весьма распространённое.
Ещё раз хочу повторить то, что сказал в предупреждении читателям: то, что написано далее не является официальной и достоверной историей города. Но всё же я допускаю вариант того, что это и была самая первая попытка (пусть и не очень убедительная) в составлении «биографии» Исилькуля, с выявлением важнейших для него исторических событий.
А теперь перейдём непосредственно к интересующему нас материалу.

2.

«В 1894 году на территории теперешнего Исилькульского района была начата постройка железной дороги. Железнодорожными рабочими в основном были акмолинские казаки, постоянно живущие в станицах Лосева, Озёрное, Лебяжья крепость и т.д.
Название села Исилькуль произошло от озера Исилькуль (Капитанское озеро), находящееся теперь в центре южной части районного села (выселок Городище). Озеро Исилькуль в то время представляло из себя глубоководный пресный бассейн. Вся прилегающая к нему территория была покрыта берёзовым лесом с осиновым подлеском.
Во время постройки ж[елезной] д[ороги] на берегу озера располагались киргизские аулы, которые в дальнейшем были вытеснены русскими в более отдалённые районы. Железнодорожные рабочие проживали во временных землянках, единственным деревянным домом была избушка лесника Сотникова, от этого дома и началась дальнейшая постройка села.
 Эксплуатация железной дороги началась на этом участке с 1896 года, и это явилось главным фактором определившим дальнейшее развитие района, благодаря чему происходит радикальный экономический переворот. Начинают прибывать большие группы переселенцев из бывшей Смоленской и Пензенской губерний, а также и Украины, вместе с переселенцами пришли, так называемые «хлеборобы», которые арендовали лучшие земли, эксплуатировали её 4-5 лет, «снимали сливки», затем бросали и уходили в поисках новой лучшей земли. Капитализм в этом районе развивался типичным американо-фермерским путём. Хозяйство быстро механизировалось. Раньше, чем в других районах, вводились плуги, жатни [видимо, какой-то устаревший инструмент, использовавшийся на поле во время жатвы - прим. В.Д.], сенокосилки. Насаждался красный немецкий скот, высокорунное овцеводство и т.д.
Первым крупным селением близ Исилькуля, являющимся тогда лишь железнодорожной станцией, были деревни Павловка (переселенцы из под Брянска) и Городище (переселенцы из Пензенской губернии). В дальнейшем, с постройкой самого Исилькуля, жители этого нового села арендовали землю у жителей села Павловка. Интенсивно Исилькуль стал заселяться с 1898 года. Население его в основном состояло из железнодорожных рабочих акмолинских казаков, а частью из переселенцев Европейской России. Село росло на базе развития маслоделия и маслоторговли, в тех же годах появились крупные базары и ярмарки. Местные купцы Грязнов и Дмитриев организовали компанию по лесоторговле.
Прилегающие леса хищнически истреблялись и поставлялись как топливо для ж[елезно]д[орожного] транспорта, уже через 10-15 лет из-за такой хищнической эксплуатации, лес отошёл от Исилькуля на 35-40 километров к северу (к территории бывшей Тобольской губернии). В связи с тем, что этот район был в достаточной степени залесён, климат был менее континентальный, суточные температурные колебания были менее резкими, чем теперь. Лес таил в себе значительные пушные богатства. В первые годы после постройки дороги широко развивалась охота: на лисицу, зайца и боровую дичь, встречалось также много волков.
Большой удельный вес в пушном промысле имела охота на грызунов: сусликов, колонков, горностаев, хомяков и т.д.
На территории теперешнего села Исилькуль и вблизи его можно было заметить много могильных холмов бывшего здесь когда-то кочевого населения. Могильники сохранялись долгие годы, а затем быстрым заселением района уничтожались. В пределах теперешнего Исилькульского района имеются сёла: Озёрное, Старое Лосево, Первотаровка, Лебяжья крепость и ряд других, которые уже насчитывают свыше ста лет своего существования. Населены были бывшими  Сибирскими казаками (2-е отделение Сибирского казачьего войска). Станицы представляли собой своего рода плацдарм для дальнейших захватов территории со стороны царского правительства и замкнутую зону от кочевого населения с юга. Располагались они почти на границе между зоной лесов и лесостепи.
До проведения железной дороги мимо этих станиц проходил Великий Сибирский почтовый тракт, следы которого не сгладились до настоящего времени. Вся территория Исилькульского района в дореволюционное время входила в Акмолинскую область.

Период Гражданской войны.
Во время Ишимского кулацкого восстания в 1921 году, село Исилькуль было захвачено бандитами. Захват происходил при таких обстоятельствах: регулярных частей Красной армии в Исилькуле стояло небольшое количество. Пользуясь этим, повстанцы 17 февраля 1921 года утром окружили село и без боя его заняли. Все руководители власти на местах были арестованы и посажены в тюрьму. До 4 часов дня бандиты хозяйничали в селе, были разгромлены многие дома и базары, бандиты занимались мародёрством, пьянствовали, насиловали женщин и т.д. В 4 часа дня со стороны Омска прибыл броневик [так в тексте, на самом деле, как будет сказано далее, это был бронепоезд – прим. В.Д.] регулярных войск Красной армии и начал орудийный обстрел села. Бандиты покинули село, отступая к Ишиму. Расправа с коммунистами им не удалась, все арестованные были к вечеру освобождены отрядом бронепоезда.
Как было сказано выше, до Октябрьской революции для Исилькульского района было характерно наличие капитализма в сельском хозяйстве, развивавшегося по американскому пути. Это обстоятельство привело к тому, что к периоду начала коллективизации (1929-30 [гг.]) удельный вес кулацких хозяйств в районе был сравнительно велик. К этому периоду в районе было создано, а затем распущено органами прокуратуры целый ряд кулацких «товариществ» по обработке земли. Это был типичный манёвр классового врага, маскирующегося под вывеской колхозов. Во время ликвидации кулачества было зарегистрировано ряд случаев, когда классовый враг оказывал самое открытое сопротивление коллективизации. Выгнанные из колхозов кулаки занимались вредительством, порчей колхозного хлеба, поджогами и другими методами озверелых врагов Советской власти.
В момент завершения ликвидации кулачества, как класса, в районе созданы десятки колхозов. К сегодняшнему дню в районе насчитывается 97 колхозов. В результате коллективизации Исилькульский район имеет крупное социалистическое сельское хозяйство, оснащённое современными средствами производства. По количеству валовой продукции сельского хозяйства он занимает одно из первых мест среди районов Омской области» [1, лл. 8, 9, 10, 11, 12].

3.

Что можно сказать об этом тексте?
Во-первых, мы не вправе строго судить студента В.К. Евсина за недостаточную полноту, и откровенную предвзятость исторического материала. Изучение истории района не было его целью, к тому же он располагал только теми фактами, о которых ему рассказал Плотников; сам-то Евсин был явно не из Исилькуля, и скорее всего даже не из Омской области, хотя студенты из Омска вполне могли учиться в Томском университете.
Ярко выраженный идеологический окрас отчёта – дань времени – лишь подчёркивает его необходимость  для печатной работы любого уровня и целей.
Во-вторых, приведённые факты косвенно рассказывают нам кое-что о самом старожиле Плотникове. Скорее всего, его семья была в первой волне переселения второй половины XIX века, и могла быть в числе первых семей, основавших Павловку, или Городище. Городище, на мой взгляд, более вероятно, и я потом скажу почему. Обратим так же внимание, что по самой Гражданской войне в материалах нет ни слова, Плотников рассказал лишь об Ишимском восстании. А ведь рассказывать было о чём. Чехословацкий корпус во время мятежа весны и лета 1918 года был частично расквартирован в Исилькуле (есть даже фотографии тех дней!); отсюда войска чехов и словаков наступали на Марьяновку и Омск. В 1919 году Исилькуль был освобождён от колчаковцев, и через него проезжал будущий Маршал Советского Союза М.Н. Тухачевский. В 1936 году он был жив-здоров и занимал пост Первого Заместителя Наркома Обороны. Отчего же нет об этом никаких подробностей? По моему мнению, причина в том, что В.В. Плотникова в это время в Исилькуле не было. Возможно, его мобилизовали в армию во время Первой Мировой войны, затем он воевал где-то на фронтах Гражданской, и вернулся домой около 1920 года.
В-третьих, кое-что из данного материала, по-моему, весьма уникально для истории моего родного города, и на чём я остановлюсь подробнее. Например, Плотников называет озеро Исилькуль «Капитанским». Лично я никогда раньше такого не слышал. Вообще, в топонимике существует три уровня географических названий: макротопонимы, собственно топонимы и микротопонимы. Первые известны всему миру, вторые – стране или региону, а третьи – только местным жителям. Так вот, название озера Исилькуль – это собственно топоним. Он есть на картах, в энциклопедиях, он дал название станции и будущему городу. Однако в самом Исилькуле данный топоним подменён микротопонимом: Городищенское озеро (или озеро Городище, кому как нравится). Но этот микротопоним более поздний, и возник он среди исилькульцев, живших за пределами села (а позднее – микрорайона) Городище. А раннее название озера, скорее всего, только среди русского населения и только жителей Городища, было Капитанское озеро. Вот почему я считаю Плотникова жителем Городища: он знал и помнил это старое название. Но оно не прижилось, не попав на карты, постепенно забылось, и тайну его нам уже раскрыть не удастся.
Замечательный факт приводится и по первому дому на месте будущей станции – избушке лесника Сотникова. Не думаю, что где-то в литературе можно найти такую подробность. И вообще, мы видим, насколько ярко Плотников отметил преобразование ландшафтов на территории Исилькульского района. Былой богатой природе в самой подробной книге по истории города «Исилькуль. На Транссибирской магистрали: очерки истории города и района» отведена целая глава [2, c. 17-20]. И говорится в ней примерно то же, только более развёрнуто и с большой доказательной базой. И возникает мысль: а может действительно железная дорога виновна в обезлесивании этого уголка Прииртышья? Не стало ли это окончательным фактором исчезновения реки Камышловки? И заявление об изменении микроклимата Исилькуля в связи с этим не выглядит как преувеличение. А сегодня мы пожинаем плоды деятельности 120-летней давности в виде подтопления жилых районов в Исилькуле, Называевске, Марьяновке, Москаленках. Как раз на той площади, где обеспечивала естественный дренаж река Камышловка.
Видим мы и фамилии Исилькульских предпринимателей лесного бизнеса: Грязнова и Дмитриева. Они заготавливали лес мелколиственных пород для работы паровозов и отопления.
Отмечается Плотниковым наличие следов бывшего Сибирского Почтового тракта. Не исключено, что по нему сейчас частично пролегает автодорога Омск-Петропавловск. О Почтовом тракте помнят во многих районах Омской области, может и исилькульцам следует им поинтересоваться?
Что касается Ишимского восстания, то здесь ничего нового Плотников не говорит. Участие бронепоезда в подавлении мятежников упоминается в книге «Исилькуль. На Транссибирской магистрали…» [2, c. 74]. О бесчинствах восставших и их моральном облике спорить бессмысленно, поскольку так описывали всех, кто был против Советской власти (белогвардейцев, кулаков и т.п.).
В целом же, предлагаю относиться к этому документу как важному первоисточнику исторической и краеведческой информации, и, в случае использования или цитирования, обязательно ссылаться на приведённое мною архивное дело [1].
А желающих более подробно и качественно ознакомиться с историей Исилькуля, я отправляю к указанной работе профессиональных историков [2], к материалам «Энциклопедии Омской области» [3, с. 422 - 423] и к другим, более достоверным источникам.


Библиографические источники:

1. Комплексные описания районов Омской области: Исилькульского и Полтавского. // ГИАОО, Ф. 1074, оп. 1, д. 72, лл. 8, 9, 10, 11, 12.
2. Исилькуль. На Транссибирской магистрали: очерки истории города и района / А.Д.Колесников, М.И.Машкарин, В.Д. Полканов и др.; [ред. А.И.Грачев [и др.]. - Омск: Редакция газеты «Омский вестник», 1995. - 222 с.
3. Энциклопедия Омской области: в 2 т. Т. 1. А-М / Под общ. ред. В.Н. Русакова. – Омск: Омское книжное издательство, 2010. – С. 422 - 423.

19-20 марта 2020 года.

Фото железнодорожного вокзала станции Исилькуль 1930 года с сайта https://wiki.obr55.ru

Полный список произведений автора: http://www.proza.ru/avtor/demits


Рецензии