Загадка Конфуция

               

     Тиб – сарам…  Впервые  это слово (  в буквальном переводе,  «домашний человек»,  а  по  смыслу  - « жена»)  резануло мой слух и сознание  в конце  80-х  годов   в разговорах с   гражданами    Республики Корея,  приехавшими   открывать    нашу страну, тогда еще СССР.
       Конечно,  всем   нам  тогда   было   известно, что   закабаление женщин  имело  (или имеет  до сих  пор) место   в той  или  иной форме в разных цивилизациях и культурах.   Например,  до нас дошла   формула трех «К» , предназначенная  для слабого пола  в    немецкой   истории ( кляйне, кирхе, кюхен – дети, церковь, кухня).  Наслышаны  мы   были   и  о гаремах   на Ближнем и  Среднем  Востоке   ( особенно поражал  воображение  совершенно   сумасшедший размер  гарема, находившийся распоряжении   царя Соломона из Ветхого  завета – триста  жен  и бесчисленный  сонм  наложниц).  Да и  существовавший  на Руси  домострой  никак не выбивался  из перечисленного ряда примеров    поражения  женщин   в  правах…
    Однако все эти приходившие на ум исторические факты   в основном относились к  достаточно далекому  прошлому,   а тут –     нате вам : тиб-сарам  на родине моих  исторических   предков…  В конце ХХ века!
   Покопавшись в исторических источниках, я обнаружил, что явление  тиб-сарам  в Корее  идет из глубины  веков:
- Вышедшая замуж женщина  тотчас   же помещалась  на   женскую половину дома   и уже практически никогда  не покидала ее ( за исключением участия в похоронах родителей и некоторых других церемониях.  Кстати,  только при  фактически  последнем  корейском  короле Коджоне женщины получили право выходить из дома – с 20  до  00 часов – и то в сопровождении служанок или родственниц . Мужчины в этот промежуток времени с улиц удалялись под страхом сурового  наказания ) .
- Вся  последующая жизнь замужних кореянок  проходила в бесконечных трудах на женской половине дома: приготовление пищи, стирка мужниного белья  и  его   глажка при помощи  колотушек  ( мало кто из современников знает, что:
 А)  женатые   мужчины того времени  обязаны   были  ходить   исключительно в белых одеждах;
Б) мыло в Корее  было   фактически запрещено вплоть до начала ХХ века.
    ( Считалось, что  колотушка в руках  корейской  женщины   есть  важный элемент сохранения  корейского уклада жизни.   По свидетельствам достаточно редких иностранцев, коих  судьба  заносила в  ту пору в Корею,   звуки от колотушек  раздавались, например, в Сеуле , повсеместно  и практически круглосуточно – это жены либо выколачивали грязь из мокрого белья,  либо  отглаживали   его  опять-таки  при помощи   колотушек    на специальных полированных  каменных досках). 
   Само собой, ко всему прочему ,   женщины –кореянки   исполняли свой  супружеский долг, а затем рожали  и  воспитывали потомство.
     ( К примеру, как   гласит  молва,  общеизвестная в Корее забава -   прыжки на скамейках -  была   придумана   именно   молоденькими, что называется, свежеиспеченными  женами:  только так, взлетая на краткое время вверх над заборами, они могли увидеть, что же происходит во внешнем мире…)
    Дальнейшее  чтение   исторических  источников  приносило все новые  поразительные открытия Например, в  те далекие времена , оказывается,  считалось предосудительным (?!) , чтобы муж  проводил много времени со  своей женой.  Для общественного мнения было  характерным(?!)  предубеждение против     духовной   любви  и привязанности   мужей к своим  женам.    Негласно  поощрялось же, чтобы   янбаны( родовитые женатые мужчины )   проводили  свой досуг в интеллектуальных беседах  и  спортивных, например,   играх    в мужских компаниях, или же  в общении с кисэн( корейский вариант гейш), причем, заведения с кисэн  были   государственной прерогативой и открывались при помощи государства чуть ли не во всех населенных пунктах...
   Отчего же, почему, по какой причине  наши предки  так  странно устроили свою  семейную жизнь и отношения  между полами?! 
  Этот естественный  и жгучий   вопрос  с той поры   стал буквально   мучить меня, этнического корейца, взращенного в условиях европейской  культуры и традиций.  .  Я  думаю, что и  вас, дорогие читатели,  теперь   тоже  пронизывает  эта нестерпимая  мысль…
   Но потерпите  еще немного…
    Долгое время, почти  20 лет,  лично  я  не находил ответа.  Самым странным было то, что   и  мои новоявленные    корейские  друзья и приятели  из Республики Корея,   что ни на   есть самые настоящие  носители  корейских традиций и  не менее  корейской   культуры  не  давали  прямого  ответа на  мучавшую меня загадку.
  Вернее сказать, объяснение  все же было,  но оно  отсылало   вновь к историческому источнику: 
  - Так повелел Конфуций …- говорили мои   новые  корейские  друзья  и знакомые.
    Пришлось  читать  Конфуция…
   Оказывается,  всю свою мудрость он посвятил  изложению   регламентации   отношений в обществе:
- между старшими и младшими;
-между равными по возрасту и общественному  положению;
-между начальством   и подчиненными;
-между королем и поданными;
    Как мы с вами знаем,  население многих стран Дальнего  Востока  до сих пор следует этим конфуцианским   регламентациям, чем вызывает  изумление  у  других народов ( а ведь именно они, строго говоря,  лежат в основе  экономических, политических и социальных успехов, кои имели и имеют место в тех же Японии, Южной Корее, наконец, в Китае.
    Но если  все  перечисленные регламентации  более или менее   нам понятны,  то  совершенно непостижимыми  оставались  упомянутые  регламентации, касающиеся     мужей и  жен! !!  Причем, действительно, в   трудах  великого философа и мудреца  древнего  Китая  не содержалось никаких  намеков на то, ПОЧЕМУ  он   ввел такие порядки...
   И  только в прошлом году,   собирая материал   к  очередному сценарию, я наткнулся  на одно косвенное объяснение…
     Быть может, именно оно проливает свет на  сию великую тайну?  Не знаю, понравится ли оно вам…  Уж нашим эмансипированным   женщинам  он наверняка  не придется по душе …   И потому я спешу предупредить, что  это, конечно, всего лишь версия… Причем, прошу иметь в виду, не моя,   а одного историка-филолога,  который, к тому же , почел за благо скрыться   за псевдонимом.  Видимо, понимал, каким боком ему это  может выйти…
   В общем, этот историк-филолог  обнаружил, что, оказывается,  в древнекитайском языке  с иероглифом  ЖЕНЩИНА  сочетались только  ЧЕТЫРЕ   иероглифа.
      Других, сколько бы он ни рылся  в древних манускриптах, не было… А были только эти:
  - ХИТРАЯ, КОВАРНАЯ, ЛИЦЕМЕРНАЯ,  СКАНДАЛЬНАЯ…
  Из  этого   открытия   анонимный  ученый-филолог  осмелился  сделать следующий  предварительный  и вовсе  не претендующий на  достоверность   вывод:
-   Видимо,  Конфуций   предвидел , что если  мужья   будут  постоянно пребывать в  тесном общении с женами, то произойдет  то, чего  он  боялся больше всего…
    ЖЕНЫ   НЕПРЕМЕННО  ПЕРЕХИТРЯТ  И ПОДЧИНЯТ  СЕБЕ СВОИХ  МУЖЕЙ,  И ТЕМ САМЫМ  ДО ОСНОВАНИЯ  РАЗРУШАТ   ПЛАНИРУЕМЫЙ   КОНФУЦИЕМ  МИРОПОРЯДОК!!!
    Такова версия, повторюсь,  анонимного ученого, историка-филолога...
     И вот  я, надо вам сказать, с немалой внутренней дрожью, выношу   эту версию  на суд  нашей общественности…  (Понимая, что  запросто могу  навлечь на себя гнев   прекрасной половины человечества- читательниц вашего  уважаемого журнала…)
   И все же, все же…    В конце концов, как тогда иначе понять  логику Конфуция, а также  то, что   созданный  им  в   третьем  веке до нашей эры    миропорядок   просуществовал   более  двух тысячелетий, а теперь, как мы видим, совершенно разрушился  под  женским влиянием?! …
     У Вас есть  какие-то другие,     отличные  от вышеизложенных,    объяснения   запрету  Конфуция тесно общаться  мужьям со своими женами? 
     Постскриптум.
   …Ныне  в странах  Дальнего востока   уклад  жизни изменился чуть ли не коренным образом. Во всяком случае,   все, кто побывал хоть раз в Республике Корея, может  убедиться:  стремительное  течение  западной цивилизации   давно  унесло прочь  все старые порядки, и   сегодняшнему   положению   корейских женщин  в обществе могут   даже позавидовать  женщины Европы…  О    раскрепощении   кореянок  свидетельствуют многие факты в политической, социальной и экономической жизни.  Их теперь  не называют тиб-сарам, а исключительно    ВАЙПУ ( адаптация   английского слова       wife ).
    И если  вы  все же  услышите   в Корее слово  тиб-сарам, то  наверняка только в  исторической постановке в  кино или театре. Или  из уст    совершенно  отчаянного   и к тому же  давно холостого  ретрограда…
  Постскриптум 2.
   По странному стечению обстоятельств, после того, как я написал  это эссе ,   рассылка   Mail.ru  принесла  анекдот « от Арсения  «Почему?».   Мне кажется интересным  привести его    полностью и без комментариев…
     «  Любимая,
  - Почему мои носки под креслом - это катастрофа, а твои использованные ватные диски по всей квартире - элемент интерьера?
  - Почему оставленная в холодильнике пустая тарелка тебя удивляет, но ты считаешь совершенно нормальным перелить суп из большой кастрюли сначала в среднюю, потом в маленькую, и, наконец, в мисочку?
  -Почему ты просишь, чтобы я взял тебя на встречу с моими друзьями, а потом ноешь, что тебе скучно, ты устала и хочешь домой?
  - Почему ты  уверена, что у меня с рождения диплом электрика и слесаря-сантехника?
  -  Почему ты презрительно фыркаешь, увидев Сигала на экране и смертельно обижаешься, что я не хочу с тобой смотреть какие-нибудь очередные
"Девять и пять десятых недель"?
   - Почему ты так раздражаешься, когда я заглядываю в кастрюли и так злишься, если я не интересуюсь твоей кулинарией?
   -  Почему я тоже должен восхищаться Анджелиной Джоли, хотя мне больше нравится Памела Андерсон, которую ты терпеть не можешь?
   - Почему мужчина, жалующийся на недомогание вызывает у тебя нескончаемый поток саркастических замечаний и, подавая ему пример, с температурой 39, ты  затеваешь генеральную уборку?
   - Почему, истратив остатки геля для бритья на зону бикини, ты так ревностно бережешь свой шампунь от посягательств?
   - Почему выбросив что-то из моих вещей, невинно хлопаешь глазками и говоришь, что понятия не имеешь о чем речь, ты тут ни при чем,  и я сам должен следить за своим барахлом, но каждое утро требуешь, чтобы я вместе с тобой метался по квартире в поисках твоей расчески?
-  Почему перед выходом  ты проводишь час у зеркала, а потом заявляешь, что меня вечно нужно ждать?
-  Почему ты недовольна скомканным полотенцем, хотя на его законном месте в ванной всегда сохнут твои трусики и лифчик?
  - Почему  ты приходишь в бешенство, обнаружив ногти на половике, а волосы в кастрюле  с борщом  для тебя вполне нормальное явление?
  - Почему ты жалуешься, что для меня покупка зимней резины на машину важнее, чем покупка новых сапог для жены, хотя тебе самой становится дурно от словосочетания "общественный транспорт"?
  - Почему свои носки ты стираешь с моими  белыми рубашками, а мои с половыми тряпками?
  - Почему ты стесняешься покупать презервативы, а меня каждый месяц отправляешь в супермаркет за прокладками?
-  Почему ты так свято уверена, что забрызганное в ванной зеркало исключительно моя заслуга?
-  Почему ты требуешь, чтобы я немедленно избавился от гантелей, о которые ты вечно спотыкаешься, потому что они занимают уйму места, а сама ни за что не хочешь расстаться с заржавевшей швейной машинкой, хотя шила в последний раз на уроках труда в 7 классе?
  - Почему тебе нужно полночи обсуждать наши отношения, а когда я утром прошу приготовить мне завтрак, называешь извергом, не дающим тебе выспаться?
  - Почему по два часа в день жалуешься подруге по телефону, что ты ужасно поправилась, а на спортзал времени совершенно нет?
-  Почему третий месяц ты изводишь меня какой-то полочкой, если сама еще не решила, куда ее повесить?
-  Почему ждешь, что я проявлю изобретательность при выборе подарка, а сама уже который год даришь мне парфюмерный набор "Оld Sрiсе"?
-  Почему сначала говоришь, что тебя возбуждает щетина, а потом - "Уйди, ты колешься"?
-  Почему если ты отдаешь распоряжение (например починить проводку, передвинуть пианино, просверлить стены перфоратором) и через пять минут оно еще не выполняется, ты демонстративно засучиваешь рукава и сама берешься за дело?
-  Почему когда я звоню из магазина и спрашиваю что купить, ты отвечаешь "ничего не нужно", а когда прихожу домой, вдруг обнаруживаешь, что у нас нет ни картошки, ни хлеба, ни стирального порошка?
-  Почему ты ластишься и прижимаешься ко мне, а потом оказывается, что ты хотела, чтобы тебе только почесали спинку?
  Все, дорогая, молчу, молчу, молчу! »


Рецензии