Н. Громик. Солдат Отечества О штурмане Соколове Г

                Солдат Отечества
О боевом штурмане транспортно-десантной авиации Соколове Гении Павловиче
 
 Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1956 года «За личное мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, в условиях, сопряжённых с риском для жизни; за успешные боевые действия; за образцовое выполнение специальных заданий командования штурман 4 эскадрильи транспортно-десантной авиации Соколов Гений Павлович достоин награждения Правительственной наградой орденом Красной Звезды». Штурману Соколову Гению Павловичу на тот момент 21 год. А боевые действия развернулись в 1956 году.
 
Но все по порядку…
 

Детство.

 Родился Соколов Гений Павлович 20 января 1935 года в городе Архангельске. В семье 5 детей. Гений старший.
Отца 1900 г.р., уроженца Вологодской области, звали Павел Федорович. В семье отца 11 детей. Три его старших брата погибли в I Мировую Войну, еще один брат погиб в Ленинградскую блокаду. Отец – самый младший. Он закончил всего лишь 4 класса церковно-приходской школы, но с детских лет участвовал в становлении Советской власти на Вологодчине. Революцию воспринял, как шаг в будущее, ради которого на алтарь борьбы не жалко положить жизнь за благополучие Родины. Полным ходом шло социалистическое строительство, и каждый, кто был к нему причастен, ежедневно совершал подвиг ради будущих поколений, таким же был Павка Корчагин - герой романа Н.Островского «Как закалялась сталь»!
 Будучи инспектором народных училищ (как и отец В.И.Ленина) в одной из школ познакомился с молодой учительницей Верой Александровной.
Мать, Вера Александровна, 14 ребенок в семье и единственная, кто закончила с правом преподавания 11 классов Емецкой школы Архангельской области, что рядом с селом Холмогоры- родиной М.В.Ломоносова.
Отец в 1924 году Ленинским призывом после смерти вождя вступил в ряды членов коммунистической партии, окончил партийную школу и продолжал эту деятельность вплоть до 1937 года, когда был арестован по ложному доносу и подвергся репрессиям.
 Мать настойчиво заставляли написать отказ-отречение от него, но она этого не сделала.
 После многочисленных проверок отец вернулся домой и продолжил работать на железной дороге. Основал железнодорожный узел в городе Буй Костромской области, где семья жила с 1936 года. Про город Буй есть народная пословица, в которой отражена отдаленность местечка от больших городов: «Буй да Кадуй (ещё один городишко в Костромской области) чёрт 3 года искал, 7 пар лаптей износил, да так и не нашёл».
 Городишко всего с одним трехэтажным зданием, но после 1953 года на реке построили. Появились новостройки, и город обновился. А до этого времени для железнодорожников в городе построили целый ряд двухэтажных бараков, примерно, как у станции Катуар. В одном из таких домов и поселилась семья Соколовых. Городок маленький, всё рядом: дом, детский сад, школа, клуб.
 Мать работала заведующей детским садом, а с Гением целый год до яслей сидела няня-молоденькая девушка, которая однажды накормила младенца бараньим супом, после которого тот попал сначала в местную больницу, где, по детским воспоминаниям, стояла банка с человеческим эмбрионом, залитая формалином. Позже с теми же проблемами в здоровье мать возила его на лечение в Москву. Показала ему Красную Площадь, так вот Гений Павлович помнит, что ёлочки вдоль Кремлевской стены были тогда ещё совсем маленькие.
 С детских лет его родители приучали к книгам. В детский сад Гений носил азбуку. Читать еще не умел, но по памяти рассказывал ребятам всё, что написано под картинками. Ребятишки думали, что он читает, а читать научился, как и всё, в школе. А в школу тогда принимали не с 6, а с 8 лет!
 В 1941 году началась Великая Отечественная война. Город Буй не был ни фронтовым, ни прифронтовым городом, он был в тылу.
Выгодное географическое положение города, как крупного железнодорожного узла, связывающего Сибирь и Урал, с центральной и северной частями страны сделало его важным стратегическим объектом. В сторону Сибири шли эшелоны с эвакуированными и ранеными людьми, а в обратную сторону – свежие сибирские части, вооружение с уральских заводов. Бесперебойное движение по железной дороге – главная задача буевлян.
 В годы войны возросло оборонное значение и буйского артсклада, созданного в 1926 году. Склад получал с военных заводов артиллерийские боеприпасы, патроны к стрелковому вооружению. Они комплектовались, упаковывались и отправлялись на фронт.
 На базе склада осуществлялся ремонт танков и самоходных артиллерийских установок. Мальчишки, среди которых был и Соколов Гений, лазили по технике, играли в войну.
 В Буе было организовано танковое училище по подготовке механиков-водителей и командиров самоходных артиллерийских установок.               
В годы войны в Буе работали 3 госпиталя. Они размещались в школах и в городской больнице.
 Немецкая авиация пыталась разбомбить склады, мастерские, чтобы уничтожить стратегически важные для фронта объекты. Авианалеты немцев на город в ночное время были очень частыми: по пять раз за ночь.  Во дворе дома было выкопано бомбоубежище. И по тревоге из ближних домов там скрывались жители.
Несколько раз немцы бомбили мост с однопутной железной дорогой, чтобы нарушить движение в сторону Сибири, куда шли эшелоны с эвакуированными и ранеными людьми, а оттуда свежие сибирские части и вооружение с уральских заводов. Но ни одна бомба не достигла цели. В последствии Гений Павлович, как военный штурман, понимал, что попасть в объект трудно, и это было на руку нашей обороне.
 Отца три раза призывали на фронт и три раза возвращали. Ему, как опытному коммунисту, доверили руководить в тылу отделом по борьбе с диверсантами. На работе он проводил день и ночь. Мать в то время заболела брюшным тифом. Шансов на выздоровление почти не было, и все обязанности по уходу за домом и младшими братьями и сестрами легли на плечи 6-летнего Гения. С утра он топил печь буржуйку, варил из воды и муки кашу «заваруху» для младших. От голодной смерти спасал огород, который организовал отец, спилив за домом огромные сосны, которые пошли на топку печи.
 С декабря 1941 года в город стали поступать дети, вывезенные из блокадного Ленинграда по «Дороге жизни». Это дети в возрасте от 4 до 7 лет. Многие буевляне брали этих детей на воспитание в свои семьи. Так в квартире Соколовых, рассчитанной на 2 семьи, в общей кухне поселилась еще одна семья беженцев из Ленинграда.
 В 1944 году отца третий раз призвали на фронт. Он дошел до Будапешта и вернулся домой в конце 1946 года.
После войны мама работала заведующей библиотекой, а отец возглавил профсоюз железнодорожников и работал начальником отдела кадров станции Буй.
Однажды отец заметил, что Гений с мальчишками начал покуривать. Он нашел для сына такие слова, что тот больше никогда не пробовал и даже не думал курить.
 В памяти всплывают первые послевоенные годы, когда ели только картошку, благо до войны отец запасся солью, а уж мама была виртуозом в приготовлении блюд из картошки, а по субботам на завтрак был вкуснейший пирог и тоже с картошкой и горячий чай из самовара.


Школьные годы.

 В 1943 году в возрасте 8,5 лет Гений поступил в школу. Учился легко, выручала хорошая память, но хватал больше «верхушки»… Учителя его считали «способным, но ленивым». Экзамены сдавали каждый год уже после 4 класса. После 7 класса, с лозунгом «Артиллерия- бог войны!», - поехал в сопровождении отца поступать в Ленинградское артиллерийское училище. «Даже Наполеон был артиллерист». Первым делом отец показал сыну Эрмитаж. Целых 3 дня они любовались красотами музея (так больше никогда и не удалось посетить музей).
  В артиллерийское училище не прошёл, вернулся домой, законспектировал все учебники и продолжил обучение в мужской гимназии. Класс был спортивным, и Гений чувствовал себя «слабаком». Записался в баскетбольную секцию, начал делать утренние пробежки от дома до берега реки Кострома, а от реки после купания до школьной спортивной площадки. Дальше завтрак дома, т.к. в школе в то время питания детей не было, и занятия.
8, 9, 10 классы закончил с «3» в аттестате по математике; русский устный сдал на «5», письменный на «3»: в аттестат выставили «4».
В середине 10 класса в школу пришёл моряк-вербовщик. Половина класса записались в Архангельское высшее командное училище. А через 2 недели пришёл летчик. Рассказывал про романтику работы. В то время очень популярен был лозунг: «Все на крылья!» Но желающих не было.
 После личной беседы с военкомом 15 ребят дали согласие на поступление, а после мед. комиссии прошли только двое: Соколов Гений и его одноклассник Невский Борис. К тому моменту набор на летчиков в Павлодаре закончен, набор на моряков в Архангельске закончен. Абитуриентов направили для поступления в Оренбургское штурманское училище.


Юность


 1953 год.  Профессия военного очень престижна. В военные училища очень большой наплыв поступающих. Министерство Обороны СССР издало приказ о переводе все военные училища на 3-годичное обучение. По этому приказу получалось, что в 1955 году не будет выпуска. В Оренбургском училище этот вопрос решили по-своему: одним курсантам предложили обучатся по программе 3 лет, другим – по сокращенной программе с уменьшением тактических занятий, практики налёта и отменой отпуска- 2 года. Гений Павлович принял решение быстрее получить специальность, а часы налета наработать в части. Обучение сначала проходило на ЛИ-2 (советский поршневой пассажирский и военно-транспортный самолёт для линий средней протяжённости), а выпускались уже на новейших в то время самолётах ИЛ–28 (первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик, носитель тактического ядерного оружия. В середине 1950-х годов был основной ударной силой фронтовой авиации СССР и стран Варшавского договора), а списанные бомбардировщики ПЕ-2 (основной фронтовой бомбардировщик ВВС РККА времен Великой Отечественной войны) курсанты разбирали и собирали. С другом попали в разные батальоны, в разные казармы и встречались только по утрам на зарядке, а потом их жизнь развела по разным военным частям.
 В 1955 году Гений Павлович на одни «пятёрки» закончил Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище им. Чкалова (ЧВАУ 2) и получил направление на службу в Тульский транспортно-десантный полк штурманом.
Пополнения в батальоне набралось на целую эскадрилью. Создали молодежный, как в кинофильме «В бой идут одни старики», экипаж: 1 пилот – Гордеев Михаил Фёдорович (погиб в Афганистане), 2 пилот – Алибеков Пиллос Аршакович, борт инженер и штурман – Соколов Гений Павлович. Всего 4 члена экипажа.
И началась военная служба по уставу с построениями, полетами и обучением по специальностям. Командир эскадрильи, участник Великой Отечественной войны, Томилов Алексей Михайлович, на многие годы стал учителем и наставником молодежи. 
Сначала экипаж получил допуск на тренировочные полеты в районе аэродрома на слётанность. В полку 4 эскадрильи и построить всех в воздухе «крыло в крыло» - это большое мастерство. Самолеты были без автопилота, и управлять машиной- это физически тяжелая работа.
Тренировочные полеты проходили в разных условиях:
-простые условия (ясно, солнечно);
-в сложных условиях;
-в ночных условиях (простых, сложных, переходных);
-полёты летом и зимой (что требовало разной подготовки самолета).
К осени 1956 году экипаж имел допуск только к дневным полетам в простых условиях.


Осень 1956 года.
 
 К октябрю 1956 года весь полк находился в состоянии подготовки самолетов к полётам в осенне-зимних условиях. Самолеты находились в полуразобранном состоянии.
 И вдруг звучит общая тревога. 3 минуты на построение. Объявляется приказ: 2 часа на подготовку к вылету. За это время нужно подготовить самолет, взять зимнее обмундирование и тревожный чемоданчик с личными вещами; штурманам подготовить карты для вылета. Общая задача полка: перелететь из Тулы во Львов. Время вылета ночное; метеорологические условия сложные: сплошная облачность и дождь со снегом.
Приказ: «Запуск!»
 Каждый самолет выруливает на взлетную полосу, взлет самолетов каждые 30 секунд.
Молодежный экипаж, не имея допуска к таким полетам, выполняет общий приказ.
Конкретная задача штурмана: провести самолет по заданному маршруту и вывести на цель в заданное время.
Киев пролетели в полной темноте, земли не видно. Общение по радиоэфиру не возможно. Летели в условиях радиомолчания. Переговоры с диспетчером вел только один ведущий экипаж командира полка. Для всех летит одиночный самолет, а в воздухе их 36.
 При подлете ко Львову в радиоэфире услышали перебивающие друг друга переговоры с диспетчерами гражданской авиации, которые были не готовы к тому, что придется руководить посадкой и держать связь с 3 полками, а именно столько самолетов было по тревоге поднято в небо и практически одновременно подошли к военно-гражданскому аэродрому во Львове. Безопасность полета была нарушена: не выдерживался интервал между самолетами и высота полета. Самолеты в полете тоже перемешались, первыми пришли те, у кого вылет был позже.
 Спас ситуацию командир полка, приземлившийся первым на ведущем экипаже. Он бросился в командный пункт, дал приказ: «Молчать!» Зная порядок вылета самолетов, командир вызывал их по номерам и давал команду на посадку. Обошлось без ЧП. Первая задача: перелет и посадка, - выполнены. Все сели: и свой полк, и два других.
 Самолеты приняты. Летчиков разместили в солдатских казармах. Оповестили, что полеты будут в Венгрию. Каждому экипажу дали конкретную задачу по месту и времени. При общем построении во Львове предупредили, что во всех отчетах и летных книжках слово «Венгрия» не употреблять, а только «спец.задание».

Боевые действия
 

 Транспортно-десантная авиация должна была обеспечить перевозку и выброску парашютного десанта.
 Молодежная эскадрилья получила приказ и маршрут на полеты из Львова в Веспрем. В этом венгерском городе был военный аэродром. Для пролета к назначенной цели нужно было пересечь чуть севернее озеро Балатон.
   
 В Будапешт вошли наши танки, но приказа стрелять по мирным людям не было. Танки останавливались на улицах перед, якобы мирными демонстрантами, тут же им закрывали смотровые щели и закидывали зажигательными коктейлями Молотова.
 Танкисты горели заживо, а тех, кто пытался выбраться через люки убивали. С севера подошли войска армии ГДР. У немецких танкистов был приказ стрелять. Бои развернулись кровопролитные.
 Аэродромы тоже обстреливались из минометов, работали снайперы. Летчикам было запрещено выходить дальше казармы. В округе шли открытые в бои. С соседних холмов долетали пушечные разрывы. На летную полосу порой накидывали бревна, чтобы летчики не могли взлететь. Обстрелы велись с разных сторон, рвались здания. Самолеты не раз пытались захватить.
 Молодежная эскадрилья, часто под гул орудий и взрывы, загружала самолет до предельного веса: максимум могли поднять 28 парашютистов в полном обмундировании или, примерно, 280 кг груза: оружие, продовольствие. (Не сравнить с современными воздушными кораблями). Обратно летели пустые, но так было только три первых дня.
Стало очень много погибших и раненых наших 18-20-летних солдат, которые оказались на этой войне не по своему желанию, а по приказу.
 С четвертого полета во Львов перевозили раненых, отдельным рейсом убитых. Носилки ставили от пола до потолка, пока летели, некоторые умирали.
- Описать ужасы войны невозможно. Это нужно видеть,- говорит Гений Павлович. –Такое не забывается никогда. Это было месиво крови, человеческих тел, взрывов, дыма и огня. События кровопролитные, как в Украине. Кто прав, кто виноват – не поймёшь. Всегда страдают мирные жители.
Такие кровавые рейсы чередовались с рейсами по эвакуации семей дипломатического корпуса. Люди были в паническом шоке. Кто –то детей спасал, а кто-то, образно говоря, рояли, машины. Условий для эвакуации гражданского населения в транспортно-десантном самолете не было: всего два ряда по 14 штук жестких алюминиевых откидных сидений по обоим бортам. Самолет предназначен только для десантников.
 Сами летчики летали без парашютов, чтобы облегчить вес самолета. Самолет спроектирован с простейшим автопилотом. Чтобы покинуть самолет, нужно время.
Когда работали на десантирование, то задача лейтенанта Соколова Г.П., как штурмана корабля, была вывести самолет точно на цель по расчетам и прицелу на площадку и дать сигнальную команду для десантирования. На 12 человек парашютистов отводилось всего 6 секунд для выгрузки. Все ныряли вниз головой. Кто не успел покинуть самолет, должен был остаться. Площадку для десантирования тоже подбирал штурман с учетом разброса десантников.

К рассказу прилагается
1.Летная книжка стр.33 Полеты на спец. задание 1956 год
2.Летная книжка стр.8 Налет часов и условия полета за 1956 год


Разведывательная операция.

 1956 год. 7 ноября-День проведения военного парада на Красной площади в Москве. «Такую дату невозможно забыть или перепутать».
Летный экипаж, в составе которого был и Гений Павлович Соколов, вызвали в штаб. Командир подвел к карте и указкой показал на центральный аэропорт Будапешта и сказал: «Месяц назад с целью захвата аэропорта ушла десантная дивизия. Ваша задача провести разведку, по возможности произвести посадку и доложить обстановку».
 Погода была хорошая, штурман Соколов проложил маршрут. Долетели до цели. Нашли аэродром. С высоты очень хорошо видна, как ориентир, взлетная полоса. Сделали 2 круга над аэродромом. Всё рассмотрели: технику, самолеты на стоянке. Всё тихо. Пошли на посадку, а при ближайшем подходе увидели зенитные пушки по обеим полосам. «Мандраж».
 - Будут стрелять или нет? - стучало в мозгу.
Пока рулили по полосе, навстречу сбежалось много людей. Встречают вроде дружески. Пилоты открыли форточку и стали вести переговоры. Узнали, что это «наши». Встретили как гостей.
В ходе переговоров выяснилось, что десантная дивизия заняла аэропорт в Будапеште.
 С момента окончания Великой Отечественной войны прошло 11 лет. Командование допустило ошибку: солдаты, заняв аэродром, пошли на склады со спиртным, а после, в «пылу», испортили оборудование на самолетах и оборудование связи на вышке, а на своих маленьких походных радиостанциях, которые носят за спиной, очень маленькая дальность связи, не более 50 км, что не позволяло отправить сообщение. Так, оставшись без связи, оказались запертыми, как в мышеловке.
Летчики через самолетную связь доложили своему командованию о выполнении задачи. Данные о десантниках пошли по цепочке дальше.
 Экипаж другого самолета, примерно, в это же время получил приказ поразить штаб повстанческого движения, который находился в оперном театре Будапешта. При плохой видимости из-за сплошных кучевых облаков самолет снизил высоту, а ИЛ-28 не пикирующий самолет, ему нужен запас высоты. Экипаж сделал два захода, на третьем их сбили. Так погибли боевые друзья.
Через три месяца военные действия стихли. Получен приказ на вылет в Тулу. На Львовском аэродроме скопилось много оружия. Кто-то «прихватил» пистолеты, кто-то охотничьи ружья. По прилете в Тулу (смешно: с оружием в Тулу!)  особисты (сотрудники особого отдела) конкретно указали, кто что взял и предложили сдать оружие добровольно.

Венгерское восстание 1956 года (23 октября - 9 ноября) было подавлено. Транспортно-десантный полк, с честью выполнивший свою боевую задачу, вернулся в Тулу, где штурману Соколову Гению Павловичу «за образцовое выполнение специальных заданий командования» была вручена Правительственная награда - орден Красной Звезды.
На этом закончилась военная эпопея. И жизнь полка продолжалась по своему порядку.
В ходе боевых венгерских действий пострадало много молодых солдат-срочников и офицеров, многие из которых получили увечья в первые дни войны, т.к. не было приказа стрелять.

Справка

По данным статистики, в связи с восстанием и боевыми действиями в период с 23 октября по 31 декабря 1956 года погибло 2652 венгерских повстанца, 348 мирных жителей, и было ранено 19 226 человек.
Потери Советской армии, по официальным данным, составили 1669 человек убитыми, 151 пропавшими без вести и 7251 ранеными.
Потери Венгерской Народной Армии составили по официальным данным 53 убитых, и 289 раненых военнослужащих.
Общее количество потерянной боевой техники неизвестно.
https://varlamov.ru/2586619.html

Инвалидность покалеченным бойцам не давали, т.к. это были первые послевоенные события
«периода холодной войны, продемонстрировавшие, что СССР готов военной силой удерживать коммунистические режимы в странах Варшавского договора».
https://ru.wikipedia.org/wiki/(1956)

Молодым ребятам, получившим ранения и увечья нужна была поддержка на государственном уровне. Участники военных событий обратились к Андропову Юрию Владимировичу, который с 1954 по 1957 год  работал послом в Венгрии, и чудом остался жив. С 12 ноября 1982-го по 9 февраля 1984-го Ю.В.Андропов был назначен Генеральным секретарём КПСС и управлял страной.

Согласно Разделу I Приложения к Федеральному закону «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ  боевые действия в Венгрии в 1956 году указаны в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
На основании Раздела II Приложения к указанному федеральному закону, на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях…распространяется… статус ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны.
Таким образом, Федеральный закон "О ветеранах" относит лиц, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии в 1956-1957 годах к категории ветеранов боевых действий, приравненных к ветеранам Великой Отечественной войны.
Так и получилось, что все участники Венгерских событий получили статус «приравненных к ветеранам Великой Отечественной войны».
Такой же статус получил Гений Павлович Соколов.

Эпилог

Фронтовики уходят из жизни. С каждым годом всё стремительнее — ничего не поделать. Как таковое ветеранское движение участников ВОВ, некогда мощное по численности и влиятельности, сошло на нет.
Быть наследниками Великой победы - это и высокая честь, и еще более высокая ответственность за сохранность единства страны, святынь, духа национальной гордости и свободы. Кто же поднимет в России знамя ветеранов? И это знамя с честью приняли в свои руки ветераны боевых действий - славные сыны Отечества!
Занимая активную жизненную позицию, вы и сегодня остаетесь на боевом посту, вносите большой вклад в патриотическое воспитание молодого поколения граждан России. Спасибо вам за это! Спасибо, Гений Павлович!

 
 
Март 2020 года

Громик Наталья Александровна – учитель МОУ Черновская СОШ

На фото: Гений Павлович Соколов с автором рассказа
               


Рецензии