Образование в Царской России. Гимназии

     В России первые гимназии появились в начале 18-го века, на 2 века позже, чем в Европе. Это были учебные заведения среднего образования. Пётр Первый уделял значительное внимание учреждению гимназий, сам посещал их, вводил новые предметы для изучения в гимназиях. При нём в учебный курс гимназий были введены предметы военного дела.
     Первые гимназии, не как заведения для гимнастических упражнений, а как образовательные учреждения, появляются в центре Европы, в основном в Германии, в 16 веке. Гимназии в Европе вышли из средних образовательных учреждений церковных, дворянских семейных, а также городских. Это были средние школы для мальчиков. Помимо предметов, развивавших умственные способности детей, здесь преподавали также физическую культуру, как это было в Греции и Риме, откуда пришёл этот термин, и откуда такая форма образования пришла в Европу, отдававшая дань уважения романской культуре.
     В России поначалу в гимназии принимали детей только высшего сословия. Руководили гимназиями в первой трети 18 века были иностранцы, которые соответственно вводили предметы, малоинтересные для русской дворянской знати. Латинский, греческий языки, ораторство и логика на основе римских, греческих и европейских писателей. Естественно, что желающих поступать в такие частные гимназии было немного.
     Только к 1750 году начинается русификация предметов и преподавательского состава российских гимназий. Но с кадрами было не ахти. Преподавать приходили даже студенты из высших учебных заведений. Постепенно управление системой российских гимназий переходит к российским учёным, в гимназиях появляются казённые места, совместно с коштными, также вводятся классы на русском языке, снижается возрастной ценз для поступающих в гимназии.
     С начала 19 века система образования начинает развиваться под эгидой Министерства народного просвещения и науки. Главные народные училища преобразовываются в Гимназии и Губернские училища гимназического типа. Появляется Устав учебных заведений. Гимназии становятся всесословными учебными заведениями с четырёхгодичным курсом. Задачей гимназий, как среднего звена образовательного процесса в Российской империи, была подготовка учеников к поступлению в Университеты, учительство в низших школах, а также воспитание образцового и благовоспитанного гражданина. При этом физическая гимнастика отходит на второй план.
     Открываются гимназии с пансионами.
     Преподавались в гимназиях следующие предметы:
1. Математика.
2. Философия, изящные науки, политическая экономия.
3. История, география.
4. Естественные науки, технологии.
5. Языки, в том числе латинский.
6. Рисование.
7. Музыка, танцы, гимнастика.
8. Закон Божий.
     Учителя получали годового жалованья от 300 до 1000 руб., что составляет по курсу 2020 г. около 1,5 млн. руб.
     Программы гимназий публиковались в газетах. Также публиковались наборы учебной литературы для преподавания.
     Возглавлял гимназию её директор. К середине 19 века появляется также инспектор, избираемый из учителей. Появляется должность Почётного учредителя. Постепенно меняется и набор предметов для изучения. Инициаторами изменений являются дворянские собрания на местах, потребности родителей, а также Министерства просвещения России. Однако довлеющей руки Государства, как это было в первые десятилетия следующего, 20-го века, пока ещё не было. Многое приходилось на волеизъявление учредителей гимназий.
     Во второй половине 19-го века, с упадком классицизма в методике преподавания как в Европе, так и в России, меняется структура предметов. Исчезает греческий язык, увеличивается количество часов по русскому, появляется славянский, законоведение. Выделяется черчение.
     К концу 19-го века гимназия претерпевает новые изменения. Вводится латынь, нет естественной истории, меньше черчения и богословия, больше географии. Проводником изменений был граф Д.А. Толстой, ставший тогда Министром Просвещения, германофил. Система гимназического образования онемечивается. Общественность противилась новым преобразованиям.
     При Николае Втором гимназическая система образования развивается очень быстро. Увеличивается число гимназий, увеличивается количество мест, расширяется социальный состав поступающих. Российская гимназия показывает лучшие статистические результаты по всем позициям, по сравнению с Европой.
     Латынь отменяется в первых классах, греческий стал необязательным. Появляется больше пансионов как для детей, так и для родителей. Учебники допускаются только с разрешения МПР. Усложняются все виды экзаменов. Вводится чинопроизводство. Пенсия выплачивается на уровне от 700 до 900 руб., что по курсу 2020 года составит 1,2 млн. руб. в год.
     По спискам 1890 года всего гимназистов числилось 60 тыс. в 280 гимназиях.
     Расширились виды и типы гимназий:
1. Прогимназии.
2. Правительственные гимназии.
3. Параллельные гимназии.
4. Приготовительные гимназии.
5. Гимназии с пансионатами.
6. Частные гимназии.
7. Церковные гимназии.
8. Классический тип гимназий.
9. Женские гимназии императорские и министерские.
10. Коммерческий гимназии.
11. Военные гимназии.
12. Реальные гимназии.
     В начальных классах гимназий по инициативе Николая Второго снова вводится военное дело и физкультура.
     Девочек в Российской гимназии училось больше, чем мальчиков. Уровень преподавания в женских гимназиях был выше, чем во Франции и Германии. Поскольку мест для всех девочек не хватало, состоятельные семьи отправляли своих детей учиться в Европу. В некоторых гимназиях Швейцарии и Германии российских девочек было больше, чем местных.
     Двери гимназий были открыты для всех социальных слоёв и конфессий. Стремление к получению среднего образования через гимназии было очень высоким, но выше всего оно было у иудеев, протестантов, армян, католиков, православных девочек.
     Гимназисты обязаны были носить специальную форму, они не имели права находиться вечером на улице, не могли посещать публичные места для развлечений. Всё это вызывало внутренние протесты в гимназической среде, которые иногда вырывались наружу. В начале 20 века было создано не менее 200 нелегальных организаций в среде гимназистов.
     После первой революции 1905 года стали появляться различные проекты по реформированию системы гимназического среднего образования.
     Их основной идеей было разделение гимназического образования на две составляющие. Первые 2 года преподаются общие предметы и по результатам обучения выявляются особенности учеников и склонности в обучении дальше. Было много дебатов по этому поводу в Думе. Лбами встретились консерваторы и либералы. Ни та, ни другая сторона не смогла взять верх. Однако история Гимназий не закончилась со свержением власти империи и Временного правительства. Советы преобразовали Гимназии в Трудовые школы.
     После 1992 года гимназическое образовательное движение снова стало возрождаться, появляются сотни гимназий, в основном частных. Однако они не смогли выдержать конкуренции со средними школами, которые получили значительную финансовую и административную поддержку государства. Начиная с 2017 года гимназии стали постепенно преобразовываться в общеобразовательные школы.


Рецензии
Кроме гимназий для умников. Их-то в общеобразовательые не сунешь.

Мария Березина   21.03.2020 19:35     Заявить о нарушении
Умники не встраиваются в Госконвейер. Они не буду строить города, Космодромы, самолёты. Они Богом созданы не для этого. Да им и учиться-то и не надо. Из них Пророков Бог будет делать, глашатаев своих. Зачем им сопромат? Это всё-равно, что головой бетон месить.

Олег Данкир   21.03.2020 19:46   Заявить о нарушении
Умными могут быть только сионисты?

Мария Березина   21.03.2020 20:27   Заявить о нарушении
Неверно!

Мария Березина   22.03.2020 09:31   Заявить о нарушении
У нас, русских нет причин считать себя самыми умными или сбиваться в кучки. Нам как-то плевать, что о нас думают.

Мария Березина   22.03.2020 12:32   Заявить о нарушении
Мы, русские, самые умные. И всё тут. А сионисты пусть попробуют у себя иную религию завести, на равных правах. Это могут только умные народы

Олег Данкир   03.02.2022 22:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.