Один против десятерых

ОДИН ПРОТИВ ДЕСЯТЕРЫХ
Любимые книги часто теряются. Их просто зачитывают. Разве упомнишь, кто последний брал и кому передал? Сначала пропала книга, в которой были описания всех древнегреческих богов. Подросшие дети вынесли ее из дома, давая почитать друзьям, она пошла по рукам и затерялась. Вторую книгу, описывающую удивительные возможности некоторых африканских колдунов, я сам предложил знакомому, уходившему на ночное дежурство у телефона. С этой книгой пошел он потом к друзьям, стал пересказывать содержание. А когда уходил, в кармане книжки уже не было. Заинтересовал приятелей! Жалко мне было терять эти произведения. Одно успокаивало: значит, их читают! У людей они!

А больше всего жаль мне книжечку, в которой рассказывалось о чудо-богатырях А.В.Суворова, штурмом взявших турецкую крепость Измаил. Я до сих пор под впечатлением от ее содержания. А прошло с того времени лет тридцать пять или больше.

Мне выпало счастье полтора десятка лет трудиться в Измаильской районной газете. Приступив к работе в восьмидесятом году прошлого столетия, я с неослабевающим любопытством познавал историю города русской славы. Посещал Музей А.В.Суворова, диораму. И где бы я ни был, я все время прикидывал, какой ценой досталась победа, как удалось штурмующим разгромить равный по численности гарнизон турецких войск? И всегда у меня перед глазами стоял солдат Суворова Иван, о котором повествовала утерянная мною книжечка.

Крепость штурмовали не только взятием крепостных стен. Турок атаковали и с воды – со стороны Дуная. На берегу тоже шел бой. Суворовцы проявляли чудеса храбрости и упорства. Но и турки бились на смерть, чувствуя скорую гибель. На каждом квадратном метре кипел рукопашный бой. Бесстрашно сражался и Иван. Он преследовал бежавших к лодкам турок, вырвался вперед и в нескольких шагах от воды оказался среди врагов. Его оглушили прикладом, подхватили, бросили на дно лодки и быстро поплыли через Дунай.

Шум боя постепенно отдалялся. Слышался только плеск весел и тяжелое дыхание гребцов. К Ивану медленно возвращалось сознание. В суматохе никто не обращал на него внимания. Не подавая признаков жизни, стал сквозь прищур глаз стал осматриваться. Сосчитал, что в лодке десятеро турецких вояк. Что может сделать он один? Только погибнуть. А с этим всегда успеет. И  он продолжал притворяться.

От неподвижности стали затекать руки и ноги. Плыли долго, наконец достигли правого берега Дуная. Неприятели высадились. Вынесли на берег Ивана, положили на спину. Турки стали совещаться, поглядывая на суворовца. Он понимал, что  решают, что с ним делать. Ничего хорошего не предвиделось. И точно! Один турок взял винтовку штыком вниз, подошел к Ивану и замахнулся, чтобы его приколоть. Тут и сказалась суворовская подготовка! Солдат моментально увернулся от удара, выхватил винтовку, вскочил и поразил карателя.

 Другие турки стояли кучно. Это облегчало задачу. Работая штыком и прикладом, отбивая удары, суворовец одного за другим положил восьмерых. Оставшийся бросился бежать, но меткий выстрел свалил и его. Оттолкнув лодку, суворовский богатырь поплыл на левый берег.

…После боя, уже ночью, солдаты родной роты ужинали. Молча ели кашу из походных котелков. И кто-то, тяжело вздохнув, проговорил:

- Жалко Ивана. Увезли его турки в лодке. Я сам видел.

- А чего его жалеть? – Отозвался из темноты знакомый голос. - Сам виноват. Не лезь поперед батьки в пекло!
- Иван! – прозвучало несколько голосов. – Ты живой? Разве не тебя турки увезли в лодке?
 - Меня, меня! Да только зря они это сделали. Теперь пожалели бы об этом. Но уже некому.
…Таким запомнилось мне содержание утерянной книги. Где-то она теперь, читает ли ее кто? А уж те, кто прочел, наверняка, как и я, на всю жизнь запомнили ее содержание. А то повторяют: чудо-богатыри, чудо-богатыри. А как это – чудо? А вот так! Я искренне верю, что примерно так все и было. Кто такие солдаты войска Суворова? Это русские мужчины, призванные в армию на двадцать пять лет. Конечно, это профессионалы, до тонкостей освоившие военное дело, участвующие под командой генералиссимуса не в одном бою. Они сердцем усвоили науку побеждать.      
Василий Храмцов.   

       


Рецензии
Добрый день, Василий! Вот такие богатыри, как этот замечательный суворовец Иван, испокон веков водятся у нас на Руси!
С восхищением и восторгом,

Людмила Каштанова   03.09.2022 14:10     Заявить о нарушении
Приветствую Вас, Людмила!
В те времена служили по двадцать пять лет. И участвовали во многих войнах.
Это такая тренировка в условиях жизни и смерти, что представить трудно.
В фильме "Русский удар" показаны наши русские, выходившие из окружения японцев. Один-два взмаха винтовкой со штыком - приёмы!, и идут дальше как на прогулке. Спасибо за прочтение и отзыв.
Рад Вам! Василий.

Василий Храмцов   03.09.2022 15:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.