О раздвоенности души и нирване

Если принять за аксиому тот факт, что  Человеческая Душа разделена и не является единым целым, о чем свидетельствуют многие направления эзотеризма(в частности ортодоксального), то из этого можно предположить, согласно самым простым, но от того не менее правдоподобным воззрениям, что  она живет в двух(проявленном и не проявленном) мирах. Одна ее часть, которую часто называют подсознанием или правополушарным  сознанием, живет в мире Снов, во вне чувственном восприятии и почти не меняется от жизни к жизни, вторая же часть, это наше я проявляющееся в бодрствующем сознании и познающее мир через органы пяти чувств, которое живет и умирает вместе с физическим телом. Каждая из них, сама по себе беспомощна и нуждается друг в друге, не смотря на то, что  подсознание  находится в прямом контакте с не проявленной вселенной. Между ними имеется относительно зыбкая и обычно плохо развитая связь,  которая может исполнять своего рода роль «нити Ариадны» для земного Тесея, и  в простонародии называется Интуиция. Часть души отвечающая за сознательное, является проекцией подсознания в материальный мир. Подсознательная часть является нашим истинным Я, бессмертной частью души, но она не может жить в проявленном мире напрямую. Но это именно та цена, которую приходится платить нашей душе за подлинное Бессмертие  и Самосознание.
Это тот самый путь, пройдя которым, душа может вернуть себе потерянный Рай. Вернутся в Царствие Небесное, но уже не безвольной бессознательной, некогда отколовшейся от Всевышнего Творца искрой, а Коронованной самосознанием и Волей Божественной сущностью.
Само собой разумеется, что наше Истинное Я, сокрытое в подсознании, имеет несравнимо более высокий уровень развития нежели наше приходящее, земное Я. Но наше подсознание, путешествуя из жизни в жизнь, из тела в тело накапливая опыт и знания, одновременно остается как бы за бортом этой самой жизни, такой манящей,  желанной и вожделенной.
Наша высшая часть, пребывает вне времени и по этому мы можем сказать, что она вечна. Вызревая подобно семени брошенному в землю, она ждет часа , когда сможет пробудится и прорости, заполняя Величием и Красотой своего разума, пропасть разделяющую внешний и внутренний миры. Земные же жизни-инкарнации, для неё подобны снам, бесконечным снам от которых необходимо проснутся.
Мудрецы древности говорили, что наша жизнь подобна сновидению, и в чем-то они были безусловно правы. Вот только Мы и есть сны, преходящие видения нашей «Спящей Красавицы» души. Так например древнекитайский философ-даос Джуан-Цзы, говорил:

«Когда мы спим, мы не знаем, что видим сон. Во сне мы даже гадаем по сну и, лишь пробудившись, узнаем, что то был сон. Но есть еще великое пробуждение, после которого узнаешь, что все это - великий сон. А дураки думают, что они бодрствуют и доподлинно знают, кто они: «Я царь! Я пастух!» Как тупы они в своей уверенности! Ты и Конфуций - только сон. И то, что я называю себя сном, - тоже сон..»

Не редко, по иронии судьбы, первые пробуждения нашей души, случаются именно во сне. Так к примеру йоги считают, что именно во время сна человек ближе к своей истинной сущности, нежели в бодрствующем состоянии. Так же считается, что во снах, наше подсознание вступает  с  нами в контакт, обращаясь к нам на языке символов. Чем более зрелая у человека душа, тем большую необъяснимую жажду испытывает человек. Часто, именно это жажда толкает человека на путь Духовного поиска. И отчасти это необходимо, ибо человек должен сам, осознанно и добровольно принять волю и правила игры своего подсознания. В конце концов Мистицизм и Йога всецело направлены именно на то, что бы посредством дисциплины, превратить тело и разум человека, в Храм, достойный того, что бы в нем поселился Всевышний.
Одним из самых ярких примеров подобного подхода могут служить такие направления как Суфизм или Аватара йога. В Суфизме, к примеру есть такие стадии пути, где практик должен сначала сдать свою волю Всевышнему, постепенно отказываясь от собственных желаний и заменяя их Волей Бога, в конечном счете приходит к стадии пребывания в Боге, с последующим Исчезновением.. В практике же Аватара йоги изначальной целью является растворение своего сознания и его замена сознанием сущности более высокого порядка.
Думаю так же стоит упомянуть и бесконечный «разрыв» между «Истинным Я» и преходящей Личностью, который в разных традициях именуется Пропастью или, как например в Каббале Бездной.  Часто это интерпретируют, как Бездну между Божественным и Человеческим, между мирами Ноумена и Феномена, между Проявленным и НЕ проявленным. Задачей «Адептов» различных учений является строительство Алмазного моста или Колесницы (именуемой «Яна» в Буддизме, откуда и проистекает название школ Хина-Яна, Маха-Яна, Ваджра«Алмазная»-Яна) через Пропасть. Тех, кто смог удачно реализовать это называют Мастерами и Бодхисатвами и т.д.
Так или иначе, мы имеем дело с преодолением разрыва Целостности. И здесь нам на помощь  приходит Буддистский термин «Нирвана». Нирвана буквально(этимологически) означает «отсутствие разрыва», или иными словами «Целостность», «Исцеление». Ибо тот, кто посредством самосовершенствования и духовной практики смог преодолеть пропасть, разделяющую сознательное и бессознательное, выстроить крепкий мост между Ноуменальным и Феноменальным и обретя Целостность смог осознать реальность мира снов, а реальность как сон, для того Сансара трансформируется в Нирвану.
Думаю, что многим мои доводы покажутся не правомерными или даже абсурдными и притянутыми за уши, но..  Я не один год посвятил изучению религиозных и эзотерических традиций, а так же различных языковых параллелей, а посему, со всей ответственностью настаиваю на правомерности данного.


Рецензии
Интересные, конечно, здесь мысли, но для моего понимания немного сложноватые, хотя в глубине души я всё это понимаю, потому сама немало прочла и мистической, и эзотерической, и религиозной литературы, но, как говорится, в одно ухо влетало, из другого вылетало, но что-то видимо все-таки оставалось. Тот опыт познания души и тела я прошла по-своему, упростив и приспобив, конкретно к своей жизни. Но очень знакомые моменты и ощущения. Действительно, ранние утренние часы пробуждения похожи на общение с Богом, с Высшим и есть ощущение, что настоящая наша жизнь проходит в невидимом нам мире, а в реальном, мы как будто в сонном состоянии, хотя называем бодрствованием. И задача наша, наконец, проснуться от этого долгого сна и почувствовать себя в единстве с Богом, когда два мира сольются в один.

Елена Разум   07.03.2022 14:50     Заявить о нарушении