КомпАс маринистики для ВУНЦ ВМФ - методика

 «КомпАс маринистики от Гомера до нас» - Методические указания по использованию в учебном процессе.

А) Общие сведения и рекомендации для свободного чтения.
На сайте Проза.ру (http://www.proza.ru/)  функционирует автоматизированная система литературоведения в области маринистики под указанным выше названием (далее кратко – КомпАс).
Это не коммерческий проект. Авторы разработки: Михаил Бортников (основатель), Евгений Ширяев (главный конструктор).
КомпАс нужен каждому читателю. Да, каждому, если даже он ещё не читал именно маринистики. Даже если не знает, что у моряков не кОмпас, а компАс. Потому что маринистика (литература о морях, реках, флоте и людях, работающих или бывающих на них) интересна не только для моряка, речника, военного моряка. Не менее интересна она для любого человека, так как в ней есть всё, что случается и важно в жизни – упорный труд и военный героизм, удивительные приключения и узнаваемая бытовуха, мемуарная достоверность и беллетристическая выдумка. Серьёзность, ирония и флотский юмор.
Так что можно сказать:
• и поседевшему бывшему командиру БЧ-2 атомного подводного ракетоносца,
• и (по Маяковскому) юноше, обдумывающему житьё - делать бы жизнь с кого,
• и даже жещинам,
• и конечно– всем морякам ВМФ
- читайте маринистику.

КомпАс разработан в составе сайта Проза.ру.
Проза.ру – крупнейший российский литературный портал, предоставляющий авторам возможность свободной публикации своих произведений. На 20.03.2020 в нём зарегистрировано более 300 тыс. авторов, опубликовавших более 8 млн. текстов, более 2 млн посетителей в месяц.

Исходная база КомпАса – предварительно составленные списки авторов-маринистов и их произведений.
Конструкторская задача состояла в том, чтобы, не разрабатывая новых компьютерных программ, воспользоваться запрограммированными конструкциями портала Проза.ру сначала для сбора и формирования сообщений об авторах-маринистах и их произведениях (ПРОИ), а затем и для окончательного формирования КомпАса.

Сообщения имеют определённую форму. В сообщении кратко указано, чем ПРОИ может быть интересно читателю и главное  - в нём написана ссылка на это ПРОИ. Достаточно нажать кнопку мышки на ссылке – и, пожалуйста, читай ПРОИ (в некоторых случаях чуть посложней, но определённо). Можно его и скопировать. В этом и состоит цель КомпАса и смысл автоматизации литературоведения.

КомпАс сегодня включает более 500 современных авторов-маринистов (Список на странице Михаил Бортников) и более 3 десятков старинных авторов, начиная с достославного Гомера.
КомпАс структурирован следующим образом (технологическая ориентировка для читателя). В начале, в разделах А и Б, даны списки старинных авторов и ссылки на их наиболее интересные ПРОИ.
Далее идёт современная маринистика. В разделе В приведён небольшой (пока) перечень более обстоятельных сообщений о всём творчестве некоторых избранных авторов, со ссылкой на их страницу автора.
В разделе Г дан перечень наиболее интересных авторов Списка (со ссылкой на их страницу), рекомендованных читателями в их сообщениях.
В другие разделы помещены сообщения (со ссылкой) об отдельных ПРОИ авторов Списка: Д, Д1-Д5 – мемуары; Е – беллетристика; Ж – ПРОИ женщин или о женщинах, причастных к морю; К – призёры конкурсов Морская история (организатор - В.Пастернак); П - песни о море и моряках; Ю – флотский юмор (один автор в своём ПРОИ написал: «Я пошёл на флот, потому что флот не бывает без юмора»).
Наконец КомпАс завершается разделом Я) О МОРЯХ, РЕКАХ,ФЛОТЕ СО ВСЕГО СВЕТА. В разделе Я и сконструированы ссылки на материалы вне сайта Проза.ру. Это материалы о морях, озёрах, реках, о морских и речных пароходствах и портах, о торговом флоте разных стран, о военно-морских кораблях 15 стран, о руководителях морского, речного и военно-морского флота, о судоходстве на Миссисипи и на реках Китая, и многое другое.

Более подробно структура КомпАса, история его создания, виды используемых ссылок изложены в статье Евгения Ширяева «Каждому читателю – КомпАс маринистики» - http://www.proza.ru/2019/07/08/252

Разумеется, для военных моряков представляется наиболее интересным раздел Д2 -- воспоминания о флоте военном. Но также ясно, что моряку не следует ограничиваться этим разделом. Моряк ВМФ должен иметь широкий кругозор. Кроме того, на всех водных бассейнах военмору приходится контактировать и с гражданскими судами. А в случае аварий и различных ЧП с ними корабли ВМФ в первую очередь приходят на помощь. Поэтому для свободного чтения рекомендуются все разделы КомпАса, в пределах имеющегося для этого времени.

Вход в КомпАс на странице Евгений Ширяев – сборник «Компас маринистики от Гомера до нас». Ссылка:
http://www.proza.ru/avtor/shirjaev36&book=10#10
В нём ПРОИ, включающее все разделы, со ссылками на них, а также отдельно ПРОИ по каждому разделу.
В частности, военно-морской раздел Д2 - http://www.proza.ru/2020/03/07/247

Вход в КомпАс на странице Михаил Бортников (ПРОИ со всеми разделами):
http://www.proza.ru/2019/06/16/298

Б) Рефераты по материалам КомпАса.
Реферат следует писать, предварительно бегло ознакомившись с содержанием КомпАса и приёмов работы в нём. Реферат не должен ограничиваться изложением содержания и цитированием источника. Наряду с этим он должен содержать критическую характеристику источника, с указанием его позитивных и негативных сторон, с добавлением возможных литературных, исторических, технических соображений автора реферата.

Можно выбрать и сформулировать свою тему реферата (по согласованию с преподавателем) или выбрать одну из рекомендуемых ниже тем.
Примерный перечень рекомендуемых тем рефератов.
1. История и причины гибели ПЛ «Курск» по произведениям Альберта Храптовича;
2. Анализ начала ВОВ на флоте по произведениям адмирала Кузнецова.
3. Адмиралы по произведениям Владимира Врубеля
4. Анализ произведений одного из победителей Конкурса-1
5.  Анализ произведений одного из победителей Конкурса-2

Николаю Петровичу Кирюшову.
Николай Петрович, это только макет методики.
Пункт А я написал полностью, как я его понимаю. Но и он может быть другим – я не знаю задач и условий Вашего курса.
Ну а в пункте Б я только привёл 5 примеров возможных тем. Вам самому нужно их сформулировать в зависимости от задач курса и возможностей учеников.
Например, можно задавать любых авторов из КомпАса.
Я видел, что Вы смотрели в основном разделы Д2 и Ю, но и разделы Б, Ч, Я (да и все другие), по-моему, тоже представляют интерес.


Рецензии
Интересный замысел, Евгений. Учитывая контингент студентов, должна быть для них очевидная польза.

Михаил Бортников   21.03.2020 21:59     Заявить о нарушении