Слово о Спандияре Кобееве
Все известные источники указывают на работу в должности учителя Спандияра Кобеева в поселке Федоровка (современный Узункольский район). Изучая документы, связанные с разрешением вопроса о месте преподавания автора романа «Калым» (Казань,1913 г.) мне пришлось погрузиться в историю возникновения аульных школ в Пресногорьковской волости Петропавловского уезда. До 1901 года обучение казахских детей происходило, по свидетельству очевидца, таким образом: «Ученики садятся на кошме полукругом, держа в руках книгу или грифельную доску, учитель заставляет всех детей вместе громогласно выкрикивать буквы, слова и фразы или же копировать их, записывая на досках». Учителями были, как правило, странствующие татары из Казанской и Оренбургской губерний.
В 1901 году по ходатайству казахов Пресногорьковской волости было открыто Федоровское сельское русско-казахское училище, переименованное в сентябре 1904 года в Пресногорьковское и преобразованное в волостную школу с интернатом на 30 казахских детей. Было решено отчислять на ее содержание 50 копеек с каждой кибитки.
Поселок Федоровка находился в 35 верстах от станицы Пресногорьковской и располагался на отлогих берегах большого озера Клескуль (Терисколь). Населяли его переселенцы из Малороссии и Орловщины. Сегодня село лежит у шоссе, а в те далекие годы находилось в далекой глуши, на огромном расстоянии от уездных городов.
Место для школы было выбрано в пяти верстах от поселка у аула №4 за озером. Здание для нее было построено на средства местных казахов и состояло из двух классов и двух комнат для ночлега детей в интернате. В ноябре 1904 года из казны Министерства народного просвещения было выделено 2000 рублей для пристройки учительских квартир. Всего на содержание школы в год отпускалось 3363 рубля, из которых 800 должны были вносить казахи волости. В 1907 году число интернов пришлось сократить до двадцати, уменьшить жалование учителям и прекратить выдачу ученикам белья, одежды и обуви. Дело в том, что Пресногорьковскую волость разделили на две, выделив Каратальскую, и школа осталась только на казенных средствах, так как покибиточный сбор прекратился.
В 1910 году училище перенесли в село Федоровское. Вызвано это событие было рядом причин. Целых десять лет здание стояло в голой степи совершенно одиноко, подвергаясь снежным заносам, буранам и ветрам. Объезд озера в летнее время удлинял расстояние до села до восьми верст. Ближайший аул находился в двух верстах. Его владелец Ташатов был некоторое время волостным управителем и являлся попечителем школы. Сравнительная близость аула лишь вредила школьной дисциплине – ученики часто отпрашивались в гости, задерживались у родных и знакомых и неохотно возвращались к учебе. Отдаленность от поселков затрудняла доставку продуктов для содержания интерната и удорожала их стоимость. Обучение и воспитание каждого интерна обходилось казне в 170 рублей. В Федоровке было свое сельское училище на 80 учеников, открытое в 1905 году. Здание школы также было ветхим и размещалось в старом священническом доме. Одну и ту же комнату приходилось обращать в спальню для интернов, а днем в класс и вести в ней учебные занятия. В комнатах стояли железные печи, сильно дымившие и дававшие угар. В 1911 году построили новое здание, совместив два училища. Таким образом, Пресногорьковская русско-казахская школа была преобразована в двуклассное училище с 6-летним курсом обучения. В 1912 году в ней обучались 116 казахских детей из Пресногорьковской, Караобинской, Убаганской, Каратальской, Средней, Канжигалинской волостей. Увеличение численности школьников произошло потому, что до слияния школ в интернате могли учиться лишь дети казахов Пресногорьковской волости. Окончившие курс могли поступать в учительские школы и семинарии, педагогические классы, фельдшерские школы. Учебный план такого училища состоял из уроков разговорной русской речи, русского языка (чтение, письмо, диктовка, заучивание стихов, казахский язык и грамота, магометанское вероучение, арифметика (все предметы по 6 часов в неделю, русский язык -12). Первое время, пока ученики не понимали русскую речь, преподавание велось на родном языке. Учебники и письменные принадлежности выдавались учащимся бесплатно. Учителя также бесплатно выписывали учебные руководства и журналы «Известия по народному образованию», «Нива», «Сельский вестник» Педагогами работали выпускники, окончившие Кустанайский педагогический класс, открытый И.Алтынсариным, Оренбургскую учительскую школу, Казанскую крещено-татарскую учительскую школу. В аульных школах преподавали настоящие самородки, подобные Бекету Утетлеуову (1883-1949гг, аул Кара-Оба) и Спандияру Кобееву, подготовившие целую плеяду ученых, писателей, поэтов, людей всех профессий, бесконечно любящих свою Родину. Они были достойными продолжателями дела великого просветителя Ибрая Алтынсарина, воплотившие в жизнь его мечту - видеть казахский народ просвещенным.
Сабит Муканов на страницах трилогии "Школа жизни"* рассказал о встрече с Испандияром Кубеевым в 1913 году. Работая ямщиком, он вёз человека, который "носил светлые пуговицы и узенькие учительские погончики... Казаха-чиновника, казаха-начальника, казаха в мундире мы никогда до этого не видели и даже не подозревали, что такие бывают". Кубеев ехал из Петропавловска в Фёдоровку. Во время разговора он подарил Сабиту небольшую книжку своих рассказов и стихов(Казахская книга для чтения) и настаивал на обучении в школе. Эта встреча произвела на будущего писателя большое впечатление.
Спандияр Кобеев (1878-1956 гг.), автор ряда книг, переводчик и поэт, заслуженный учитель Республики, депутат Верховного Совета Казахской ССР, награжденный за просветительский труд двумя орденами Ленина, всю свою жизнь проработал в одном ауле Аксуат, воспитывая сельских ребят. Проезжая по шоссе Костанай – Петропавловск, остановитесь на время у аула, отдав дань памяти выдающемуся педагогу.
А у озера Терисколь время полностью стерло следы здания бывшей школы, но ее воспитанники пронесли память о ней и своих учителях через всю жизнь…
Фото: заявление С.Кобеева о переводе из Пресногорьковского училища, октябрь 1919 года. (Костанайский ГА).
*Муканов С. Школа жизни, т.1 // Жазушы: Алма-Ата, 1965
Свидетельство о публикации №220032100652