Баймухаммед Зтулин Гори же моя звезда
Баймухаммед родился 26 апреля 1899 года в ауле Шалинке Аккусакской волости Петропавловского уезда (ныне Жамбылский район СКО) в семье скотовода-кочевника. Азы первоначальной грамоты целых шесть преподавал ему местный мулла Кулыбай.
В 1913 году в соседний аул из далекой Уфы приехал башкир Сейткерей Магазов, выпускник медресе «Галия». Он впервые познакомил пытливого ученика с литературными произведениями Габдуллы Токаева, выдающегося татарского поэта, с творчеством Пушкина, Лермонтова, Крылова. В этот период Баймухаммед начинает писать стихи. Об этом он говорит Сабиту Муканову, с которым познакомился летом 1916 года. На просьбу Сабита почитать стихи он скромно отвечает: «После ознакомления со стихами татарских и казахских поэтов, даже стыдно становится читать свои стихи». Началась переписка двух друзей. Уже осенью Баймухаммед пишет Сабиту: «…Я перебрался в станицу Пресногорьковскую и начал учиться. Правда, в русскую школу попасть мне не удалось. Во – первых. Я опоздал на добрых два месяца. Во – вторых, мне в моем возрасте совестно было садиться за парту с маленькими третьеклассниками… Я нанял себе частного репетитора – учителя местной церковно – приходской школы. Учитель мой, Сергей Иванович Лиходзеев поддерживает во мне уверенность в моих незаурядных способностях…
Казахских детей здесь немало. Это приятно. Ведь в аулах нет казахских школ, кроме того, чувствуется, что наш народ начал понимать преимущества обучения в русской школе. Если года два – три тому назад в Пресногорьковке обучалось не больше пятка казахских детей, то нынче их уже более двух десятков. Конечно, это дети богатых и состоятельных людей…
В этом году Пресногорьковская школа превращена в Высшее начальное училище с семилетним сроком обучения. По окончании его можно поступить без экзаменов в 5 класс гимназии или же на двух годичные учительские курсы, которые готовят учителей начальных земских и ЦПШ…».
Баймухаммед пишет в Пресногорьковке стихотворение «1916 год». В нем он с болью говорит о тяжелой народной доле и призывает людей не терять надежды, набраться силы и мужества. Сабит Муканов с нетерпением ждал писем от товарища, особенно новые стихи и книги – сборники Габдоллы Токаева и стихи Абая. Баймухаммед писал, что после знакомства с поэзией Абая сжег некоторые свои стихи, настолько поразил его слог великого просветителя. На февральскую революцию 1917 года в Петрограде он отзывается стихотворением «Туганыма», в котором призывает родных к новым переменам в жизни, надеясь на лучшее для них долю. Осенью молодой поэт уезжает в Троицк, и учится в медресе «Уазифа» вплоть до закрытия его колчаковским правительством. Однажды учащиеся медресе, отдыхая у Золотой сопки возле речки Уй, познакомились с неким Антоновым, связанным с троицким подпольем. Беседы с бывшим солдатом-большевиком произвели большое впечатление на Зтулина. Вскоре подполье было разгромлено белыми и новый знакомый исчез. Под именем Антонова скрывался Владимир Гозак, будущий председатель Петропавловского уездного ревкома. После отступления белой армии Зтулин работает на родине учителем, инструктором народного просвещения. По поручению В.И.Гозака зимой 1920 года он занимается вопросами образования в уезде, составляет список молодых людей для прохождения краткосрочных учительских курсов. Летом он и сам учится на таких двухмесячных курсах, где преподавал педагогику и казахский язык Магжан Жумабаев. «Баймагамбет быстро рос, - писал Сабит Муканов,- за короткое время получил большие знания. Его сознание, его политический багаж так стремительно росли, что он по самым сложным проблемам мог высказать свое мнение. У него хватало способности и знаний для того, чтобы написать по животрепещущим вопросам того времени свои статьи на русском или казахском языке». 11 июня 1920 года Баймухаммед Ханафиич Зтулин ответил на ряд вопросов как сочувствующий ВКП (б):
Имущественное положение? Ничего не имею собственного.
Какие главные должности занимали? Учился до 1918 года. С 1918 года – учительствовал в Федоровском районе (ныне Костанайской области)
Когда и по какой причине прибыли в Петропавловск? Прибыл в Петропавловск 8 июня 1920 года учиться на курсах.
Что должен сделать рабочий и крестьянин для Красной Армии? — Оказать посильную помощь, в чем могут.
Что побуждает Вас вступить в группу сочувствующих? — Желание служить трудящимся.
Давно ли Вы стали сочувствовать и в чем на деле проявили свое сочувствие? — С приходом Советской власти агитировал в ее пользу.
11 декабря 1920 года Б.Зтулин был принят в ряды ВКП (б).
Во время Западно-Ишимского мятежа 1921 года Баймухаммед и Сабит вступили в отряд ЧОН, оборонявшие Петропавловск. В уличных боях Сабит Муканов был ранен в ногу и оказался в госпитале Коммунаров. От товарища по отряду Гриши Варенько он узнал о героической гибели друга в ночь с 13 на 14 февраля. В последнем своем стихотворении «Клятва» поэт написал:
...Гори же, моя звезда,
злодеев я не прощу,
не успокоюсь до конца,
пока не отомщу.
В степном мятежном краю,
от ковылей седом,
я песню свободы пою
из ножен сверкнувшим клинком.
Я и прежде говорил:
клятву свою сдержу;
если даже из всех сил
страшный ударит джут
Сраженный обрушившимся на него горем будущий писатель ушел из госпиталя на похороны своих товарищей на Соборную (ныне Октябрьскую) площадь. Позже он писал: «Каждого погибшего положили в отдельный гроб. Некрашеные, простые, стояли они один за другим печальными рядами. Весь город был в глубокой скорби…Прихрамывая, я помогал нести гроб Баймагамбета. Провожающие плакали. Гробы с телами коммунаров были опущены в братскую могилу, вырытую на центральной площади города. Останки погибших засыпали землей любимого края, землей Приишимья, которую отстояли они в борьбе. Собравшиеся со слезами говорили: «прощай». Я тоже весь в слезах повторял и повторял это слово». Через всю свою жизнь пронес Сабит Муканов память о друге. Стихи поэта были утрачены в тот мятежный год, и писатель восстановил часть наследия, считая, что жизнь и творчество Зтулина является «неисследованной драгоценностью». Небольшой сборник, собранных по крупицам стихотворений, был издан в 1957 году.
Именем поэта названа улица в Петропавловске. Его короткая жизнь служит примером беззаветного служения народу и своему Отечеству и подтверждает глубокую мудрость о том, что важнее не длительность жизни, а то, как она была прожита.
Свидетельство о публикации №220032100658