Лучшая защита

по мотивам рассказа А. П. Чехова "Пересолил".

1. НАТ. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ «ГНИЛОЕ» ВЕЧЕР

Мрачный осенний вечер. Перед нами вагон электрички.

Слышен поездной свисток, электричка трогается с места, быстро набирает скорость и скоро уезжает, оставив на мокром от дождя перроне Глеба (40) - подтянутого мужчину среднего роста в дизайнерских очках, одетого в дорогое пальто со стильным шарфом на шее.

Глеб держит в руках небольшую дорожную сумку, дымит электронной сигаретой, глядя вслед электричке. Стук колёс скоро затихает. Глеб переводит взгляд на облезлые буквы на фасаде старинного одноэтажного здания - "Гнилое".

2. ИНТ. ВОКЗАЛ "ГНИЛОЕ" КАССОВЫЙ ЗАЛ ВЕЧЕР

В окошке кассира показывается лицо Глеба.

ГЛЕБ
Добрый вечер. Мне один билет до посёлка Крайний, пожалуйста, можно картой оплатить?

КАССИР (ЗК)
До Крайнего не будет автобуса.

ГЛЕБ
Как не будет? Там в расписании написано.

КАССИР (ЗК)
Мало ли, что там написано. Народу больше пяти человек не набралось, водитель домой поехал. Чё целый автобус зря гонять?

ГЛЕБ
Но мне нужно в Крайний. Сегодня. Меня ждут.

КАССИР (ЗК)
Ну выйдете на площадь, там, может, из мужиков кто стоит ещё на машине.

Глеб смотрит в окошко кассира, набирает воздуха в лёгкие, чтобы что-то сказать, но не говорит, уходит.



3. НАТ. ПРИВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ ВЕЧЕР

Глеб стоит у входа в вокзал, ёжится от холода, поправляет шарф, поднимает воротник пальто и оглядывает местность - почти безлюдную площадь.

Глеб останавливает взгляд на стоящей у забора грязной слегка битой чёрной «Ладе-Приора» с затемнёнными стёклами и шашечками такси на крыше.

Глеб витиеватым маршрутом, обходя многочисленные лужи на своём пути, идёт к «Приоре».

Глеб походит к машине, оглядывается по сторонам, наклоняется к водительскому окну, заглядывает в салон.

САЛАМ (ЗК)
Куда едем, брат?

Глеб вздрагивает, быстро отходит от машины и смотрит на стоящего возле машины широкоплечего, бородатого  кавказца с неровной осанкой борца - Салама (35). В одной руке Салама дымящаяся сигарета, в другой маленький пластиковый стакан с парящим кофе.

Глеб насторожено смотрит на Салама, Салам оценивающе с ног до головы оглядывает Глеба, отпивает кофе, громко хлюпая, затягивается сигаретой.

 САЛАМ
Ну? Не русский, что ли? Куда едем, говорю?

ГЛЕБ
В Крайний отвезёте?

САЛАМ
Э-э-э, это километров тридцать. Нет, я уже домой собираюсь.

ГЛЕБ
Дело в том, что мне очень надо туда сегодня, а автобус не поехал.

Салам оглядывает Глеба с головы до ног, отпивает кофе.

САЛАМ
За пятёрку поеду.

ГЛЕБ
Сколько? А говорят, в Москве жить дорого…
САЛАМ
Брат, мне из этого твоего Крайнего ещё назад ехать надо. Короче, пять тысяч или я домой, а ты, как хочешь.

Глеб бросает взгляд на свои дорогие наручные часы, пожимает плечами.

ГЛЕБ
Как скажете, поехали.

Салам ставит стаканчик на крышу автомобиля, достаёт из кармана ключи от машины, нажимает кнопку на брелоке. Брелок пищит, в машине щёлкают дверные замки.

САЛАМ
Садись. Сейчас докурю, и поедем.

Глеб с трудом открывает заднюю дверцу машины, кладёт сумку на заднее сиденье, садится сам.

4. ИНТ. САЛОН МАШИНЫ САЛАМА ВЕЧЕР

Глеб сидит на заднем сиденье и смотрит на висящий на зеркале заднего вида исламское украшение. Открывается передняя водительская дверь, Салам садится за руль, захлопывает дверь.      

САЛАМ
В Крайний, так в Крайний.

Салам заводит машину, включает первую передачу, трогается с места, машина тут же глохнет.

САЛАМ
Э, не буксуй, а.

Салам заводит машину, газует, машина несколько раз дёргается и трогается с места.

Салам включает в магнитолу.

5. НАТ. ПРИВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ ВЕЧЕР

«Приора» выезжает с площади под громкую дагестанскую эстрадную музыку.

6. ИНТ. САЛОН МАШИНЫ САЛАМА ВЕЧЕР

В салоне гремит дагестанская музыка. Салам увлечённо крутит руль, объезжая многочисленные ямы.

На одной из ям Глеб подпрыгивает на заднем сиденье так, что ударяется головой о потолок.

ГЛЕБ
(поправляя очки)
Это мы так всю дорогу будем ехать?

Салам убавляет звук на магнитоле, поглядывает в салонное зеркало заднего вида.

САЛАМ
Что ты говоришь?

ГЛЕБ
Я говорю, всю дорогу так будем ехать?

САЛАМ
А, нет, брат, не всю. Сейчас на трассу выедем, там так разгонимся!
(стучит рукой по рулю)
Лошадка у меня резвая.

Глеб крепко держится одной рукой за ручку двери, другой за сиденье, снова подскакивает.

7. НАТ. ПЕРЕКРЁСТОК ВЫЕЗД ИЗ ПОСЁЛКА ВЕЧЕР

В сумерках с включённым ближним светом фар «Приора» побирается к перекрёстку, на мгновенье машину Салама от нас закрывает едущая по трассе фура.

«Приора» выезжает на трассу и, разгоняясь, быстро удаляется.

8. ИНТ. САЛОН МАШИНЫ САЛАМА ВЕЧЕР

В салоне играет дагестанская музыка не приятно дополняемая постукиваниями, поскрипываниями и лёгким свистом встречного ветра. Глеб крепко держится за дверную ручку и сиденье, смотрит в окно.

За стеклом пассажирского сиденья в густых сумерках проплывает  голая бескрайняя степь. Видны далёкие огоньки.

Глеб переводит взгляд на Салама, спокойно глядящего то на дорогу, то во внешнее зеркало заднего вида.

ГЛЕБ
А вас… Тебя как зовут… Брат?

САЛАМ
Меня? Салам меня зовут. Сам с Дагестана, давно сюда переехал.

ГЛЕБ
А я Глеб. Архитектор из Москвы.

Салам смотрит в зеркало заднего вида на Глеба, одобряюще кивает.

САЛАМ
А чего в Крайний, малая родина?

ГЛЕБ
Да, Родина, но не моя. Заказчика. Будем одному фэсбэшному генералу дачу там строить. У него три уже есть, но вот решил ещё в местах своего детства поместье соорудить. А у меня принцип: перед началом работы я должен увидеть место будущего строительства. Где только не приходилось бывать. Так что у меня всегда при себе и пистолет, и нож, и электрошокер. И баллончик с газом.   

Салам нажимает на тормоз, включает пониженную передачу.

9. НАТ. ТРАССА НОЧЬ

«Приора» сворачивает в лес и продолжает движение в глубь леса.

10. ИНТ. САЛОН МАШИНЫ САЛАМА НОЧЬ

Глеб суетливо оглядывается по сторонам.

САЛАМ
Да я вспомнил, как тут короче доехать можно.

Несколько секунд Глеб молча смотрит на Салама.




ГЛЕБ
А ещё я единоборствами владею всякими, так что не смотри, что я такой… Даже жаль, что сейчас никакой опасности нет. Напали на меня один раз трое. И что? Одного я наглухо обезвредил, двое других под суд из-за меня пошли, понял? А мне ничего - самооборона. Да, я ж не только силовикам, я и судьям не одну дачу построил.

Салам посматривает в зеркало заднего вида, стрелка спидометра ползёт вверх.

ГЛЕБ
А зачем ты так гонишь по просёлку, Салам?

САЛАМ
Это не я, брат. Это движок после ремонта. Разгоняется долго, зато после трёх тыщ оборотов, как с цепи срывается.

Стрелка спидометра ползёт вверх, темп музыки, звучащей из автомобильных колонок увеличивается.

Глеб вжимается в кресло, крепко держится за дверную ручку.

ГЛЕБ
Нет, ты лучше давай попридержи обороты свои.

САЛАМ
Зачем?

ГЛЕБ
А затем, что за мной должна ехать охрана. Генерал приставил, хотя я отказывался. Четыре молодца из спецназа. Так что давай, притормаживай, пусть догонят, с ними веселее будет ехать.

Салам посматривает в зеркало заднего вида с опаской.


ГЛЕБ
Что смотришь? Я тебе не исламская архитектура, на мне узоров нет. За дорогой следи лучше. А то засуетился, смотрит. Ничего особенного во мне нет. Разве что оружие. Показать? Вы же любите оружие всякое, я покажу.

Глеб запускает руку под пальто. Машина резко тормозит, так, что Глеб клюёт носом в спинку переднего сиденья. Слышно, как открывается дверь и удаляющиеся быстрые шаги.

САЛАМ (ЗК)
Вот и езжай со своей охраной!

Глеб потирает нос и смотрит в открытую дверь, на то как Салам скрывается в лесу.

11. НАТ. ПРОСЁЛОЧНАЯ ДОРОГА В ЛЕСУ

«Приора» стоит посреди дороги с распахнутой водительской дверцей. Салам исчезает, шаги и шорохи затихают, слышен только звук мотора и музыка.

12. ИНТ. САЛОН МАШИНЫ САЛАМА ВЕЧЕР

Глеб задумчиво смотрит прямо перед собой.

ГЛЕБ
Мда.

Глеб тянется к месту водителя, выключает музыку и глушит мотор. Достаёт из кармана айфон.

На экране айфона видно, что сети нет. Глеб оглядывается по сторонам, открывает дверь.

13. НАТ. ПРОСЁЛОЧНАЯ ДОРОГА В ЛЕСУ

Глеб выходит из машины, оглядывается по сторонам.

ГЛЕБ
Эй, Салам! Ты где?

Глеб подходит к деревьям, за которыми скрылся Салам.

ГЛЕБ
Салам! Саламчик, выходи, брат! Я же пошутил!

Глеб прислушивается, слышно только завывание ветра. Глеб ёжится от холода, поднимает воротник пальто.

14. НАТ. ПРОСЁЛОЧНАЯ ДОРОГА В ЛЕСУ НОЧЬ

Склейка. Глеб ходит, пританцовывая, вокруг машины, кричит.

ГЛЕБ
Салам! Салам!

15. ИНТ. САЛОН МАШИНЫ САЛАМА НОЧЬ

Склейка. Глеб сидит за рулём машины, поворачивает ключ в замке зажигания, машина заводится.

Глеб открывает дверь.

ГЛЕБ
(в сторону леса)
Я всё равно не знаю, как ехать! Я просто завёл, чтоб погреться!

16. ИНТ. САЛОН МАШИНЫ САЛАМА НОЧЬ

Склейка. В салоне работающей машины тихо играет дагестанская музыка. Глеб нажимает кнопку на магнитоле, запускаемые вновь песни похожи одна на другую.

Глеб выключает магнитолу, бросает взгляд на приборы, топливный датчик показывает, что бензина осталось литров десять.

Глеб глушит мотор, открывает дверь.

ГЛЕБ
(осипшим голосом)
Салам! Даю ещё тысячу сверху на бензин, выходи уже! Если ещё не замёрз там где-нибудь насмерть.

Глеб выглядывает из машины, прислушивается.

17. НАТ. ПРОСЁЛОЧНАЯ ДОРОГА В ЛЕСУ НОЧЬ

Склейка. Глеб ходит возле машины взад-вперёд и напивает дагестанскую песню, из его рта идёт пар.

18. ИНТ. САЛОН МАШИНЫ САЛАМА НОЧЬ

Склейка. Глеб сидит на заднем сиденье машины с запотевшими стёклами. Ноги Глеба вытянуты и лежат на сложенном переднем пассажирском сиденье.
Глеб держит в посиневших руках айфон, играет в цветной тетрис.

19. НАТ. ПРОСЁЛОЧНАЯ ДОРОГА В ЛЕСУ НОЧЬ

Глеб с сумкой в руке захлопывает заднюю верь автомобиля и, вжимая голову в плечи, направляется назад, в сторону трассы.

Глеб идёт по дороге, губы его трясутся. За спиной Глеба к машине подходит Салам.

Салам берётся за ручку двери, смотрит на Глеба.

САЛАМ
Эй!

Глеб останавливается.

САЛАМ
Смотрю, охрана твоя так и не приехала.

Глеб разворачивается назад, бежит к Саламу, бросает сумку возле машины, крепко обнимает Салама.

ГЛЕБ
(слёзным голосом)
Саламчик, брат! Замёрз?

Салам неуверенно обнимает Глеба.

САЛАМ
Да так…

ГЛЕБ
Я же пошутил. А ты поверил. Ну, какие у меня ножи-пистолеты, какая охрана.

Глеб открывает водительскую дверь.

ГЛЕБ
Поехали, Саламчик, поехали, двойной тариф, мёрзну.

Салам садится в машину, Глеб бросает свою сумку на заднее сиденье, сам садится на переднее, рядом с Саламом.

20. ИНТ. САЛОН МАШИНЫ САЛАМА УТРО

Салам, с опаской поглядывает на Глеба, заводит мотор.


САЛАМ
Сейчас, согреется немножко.

Глеб с блаженным видом кладёт голову на плечо Салама, закрывает глаза.

Салам прибавляет печку на максимум, салон машины наполняется светом. Салам смотрит в зеркало заднего вида, хмурится.

21. НАТ. ПРОСЁЛОЧНАЯ ДОРОГА В ЛЕСУ НОЧЬ

К "Приоре" на большой скорости подъезжает внедорожник и останавливается наперекор "Приоре".

Из внедорожника быстро выходят четверо крепких мужчин. Двое из них встают напротив "Приоры" и направляют пистолеты на машину.   

Двое других открывают все пассажирские двери.

1-Й ОПЕРАТИВНИК
ФСБ, выходим из машины быстро!

2-й ОПЕРАТИВНИК вытаскивает из машины Салама, разворачивает его лицом к машине.

САЛАМ
Я просто таксист. Ему до Крайнего надо было, а тут короче. Я таксист.

2-Й ОПЕРАТИВНИК
Руки на крышу.

Салам кладёт руки на крышу, широко расставляет ноги. 2-й оперативник хлопает руками по карманам Салама.

Обыскиваемый Салам смотрит на Глеба с сумкой в руках, которого ведут к машине.

ГЛЕБ
(1-му оперативнику)
Ему же ничего не будет?

1-Й ОПЕРАТИВНИК
Садитесь в машину.

1-й оперативник открывает Глебу заднюю дверь. Глеб садится в машину. 1-й оперативник кивает коллегам.


Оперативники садятся в машину. Внедорожник разворачивается и уезжает в сторону трассы.

Возле своей машины стоит Салам и смотрит вслед внедорожнику.

22. НАТ. ТРАССА НОЧЬ

По разбитой трассе мчится внедорожник ФСБ.

23. ИНТ. САЛОН ВНЕДОРОЖНИКА НОЧЬ

Глеб с сумкой на коленях сидит между двух оперативников. 2-й оперативник за рулём, 1-й оперативник на переднем пассажирском сиденье разговаривает по мобильному телефону.

1-Й ОПЕРАТИВНИК
Алё? Товарищ генерал, мы его нашли, всё в порядке. По мобильнику отследили, его кавказцы в лес завезли.

ГЛЕБ
(тихо, себе под нос)
Он был один.

1-Й ОПЕРАТИВНИК
Нет ничего сделать не успели, мы пресекли. Так точно, как приедем, сразу в баню.

ГЛЕБ
Салам.

1-й оперативник убирает телефон поворачивается к Глебу.

1-Й ОПЕРАТИВНИК
Что вы говорите?

ГЛЕБ
Я говорю, кавказец был один, зачем обманывать? 

Оперативники переглядывается между собой. 1-й оперативник поворачивается обратно.

Глеб смотрит вперёд на дорогу, начинает тихо напевать дагестанскую песню.

24. НАТ. ТРАССА НОЧЬ

Внедорожник мчится по трассе под тихую песню Глеба.

КОНЕЦ


Рецензии