Родина, хочу тебя запомнить...

                «О милых спутниках, которые наш свет
                Своим присутствием для нас животворили;
                Не говори с тоской: Их нет,
                Но с благодарностью: Были!» 

               
               
                Памяти Валерия Авдеева

     С Валерием Авдеевым я познакомился в 1995 году в Рязани на квартире у Жени Артамонова. Первое впечатление было самым обыкновенным: невысокого роста парень с простодушной улыбкой, незатейливо одетый в джинсовые брюки и светлую рубашку. Но стоило ему заговорить о природе вещей, и я уже был пленен его рассказом, внешним обаянием и какой-то особенной житейской хваткой. Валерий не старался произвести благоприятное впечатление, вел себя просто и естественно, прекрасно понимая житейский смысл: все проходит, но суть остается.
     Ко мне Авдеев отнесся с любопытством. Чуть ли не сразу попросил меня показать стихи. Я не торопился, ждал подходящего случая. Прогуливаясь по Рязани (в это время в городе начиналось празднование столетней годовщины со дня рождения Сергея Есенина), нам наконец-то удалось пообщаться наедине. Валерий предложил зайти в какую-нибудь забегаловку, перекусить. Мне бросилось в глаза, что при встрече со случайным милиционером Авдеев мгновенно ретировался: как-то сразу горбился и хоронился за моей спиной. Видимо, отношения его с блюстителями порядка были не самые приятные.
      В закусочной, куда мы зашли, я заказал горячие блюда и напитки. Пока нас обслуживали, Валерий вновь напомнил мне про стихи.. Я не без внутренней тревоги выложил на стол стопку своих виршей. Он читал, а я внимательно следил за выражением его глаз...
     Валерий, нацепив очки, (у него была дальнозоркость) приступил к прочтению. Иногда он бросал на меня острый взгляд, словно бы желая сравнить образец с написанным. Задержавшись на каком-то отрывке, заметил:  «Ух ты, голубоглазый! – И потом: – Я тебя понял. Твои стихи очень легко править». Затем Валерий снова углубился в чтение. Я чувствовал, что вирши задели его, но, все-таки затаив дыхание, ждал окончательного «приговора». Наконец, Авдеев произнес:
   –  Стихи хорошие, но грязные, то есть – недоработаны, и я, пожалуй, возьмусь за них.
     Для меня, начинающего поэта, подобная оценка была безусловно наградой. Всем своим внутренним чутьем я понимал, что Валерий сильнее любого другого стихотворца, что есть в нем божья искра. Стихи Авдеева сразу произвели на меня глубокое впечатление: они духовиты, образны и органичны, как сама жизнь. Просто диву даешься, откуда у мужика такой талант! Из Валерия вырос большой русский поэт, ведь то, что он сотворил, еще будет долго волновать и радовать наших потомков.
    Встречались мы с Валеркой (он любил, чтобы именно так его называли) неоднократно. Однажды, когда я приехал к нему на квартиру, он выглядел совершенно свежо и бодро. Смотреть и слушать его было одно удовольствие. Мы по-дружески обнялись, обменялись новостями, а затем, пока он занимался своими делами, я самостоятельно начал накрывать на стол. Вскипятил чаю, сбегал в соседний гастроном за продуктами, и через какие-нибудь полчаса мы выпили немного за встречу, плотно закусив при этом.
     Жизнь шла своим чередом, и через полгода я снова приехал к Валерию. У него были семейные сложности, к тому же он начал пить. Мне было бесконечно жаль его еще и потому, что он тратил свои недюженные способности (ради скромного заработка) на «делание» книжек некоторым местным сочинителям.
     Однажды я попросил Валерия показать его новые стихи. Он не сразу согласился это сделать. Чуствовалось какое-то смятение в его глазах. Может, это была тайна, которую ему не хотелось раскрывать, но стихосложение, а точнее сам процесс творчества, как я понял сейчас, для него было святым делом. И все-таки он согласился показать мне свои наброски. Когда я, наконец, начал читать их, Валерий осторожненько подошел к дверям и потихоньку наблюдал за мной. Меня это несколько удивило и даже обескуражило: зрелый поэт, мастер, а ведет себя, как мальчишка...
     Наконец я нашел то, что сразу запало в душу. Его стихи о Родине тут же с листка прочитал вслух:

                Родина, хочу тебя запомнить,
                Снова отправляясь в дальний путь,
                До краев хочу тобой заполнить,
                Без тебя пустующую грудь.
               
                Дым костра и плеск воды озерной,
                Лес, цветок рыбацкого огня,
                Августовских звезд литые зерна,
                Все входите памятья в меня.

                ...Родина, тобой не наглядеться,
                В чемодан тебя не уложить.
                Ты должна быть рядышком у сердца,
                У лица, у губ, у тела быть. 

     Валерий потихонечку подошел ко мне и, когда я закончил читать, неожиданно сказал: «Вообще-то, я писал про тебя. Это «твои» стихи, – закончил свою мысль Авдеев. Я тут же попросил их подписать на память...
     Такие известные стихотворения Авдеева, как «Птичья возня в кустарнике», «С утра закатилось старушке предчувстве в душу», «Маленький леший» и многие другие, стали классикой современной литературы. Несмотря на трудности быта, Валерий и в последние годы жизни все-таки находил в себе силы, чтобы в редкие часы затишья и озарения писать вновь и вновь.
     Теперь, когда Авдеева не стало, я все чаще думаю, как же незащищен человек в нашем обществе, как не ценит государство свои истинные ценности – одаренных людей. Как не хватает нам тебя, Валерка, не хватает особенно сейчас, «Капелька наша безгрешная»...


               
                Валерий Авдеев               
               
               
                ПТИЧЬЯ ВОЗНЯ...

                Птичья возня в кустарнике,
                Луга цветочный мед,
                Бабочка на татарнике
                Вкусное что-то пьет.

                А за мостками тонкими
                Блещет вода слюдой,
                Ходят веселые окуни
                На глубине золотой.

                Каждая тропка здешняя
                Знает мой светлый смех,
                Капелька я безгрешная,
                Маленький человек.
 
                Свеж, как рубашки чистая,
                Бережный ветерок...
                Это потом я вырасту,
                Это потом, в свой срок.

                Будут ветра колючие,
                Бьющие до беды,
                Будут валы кипучие
                Самой лихой воды.

                Будут друзья хорошие
                Вдруг, предавать меня.
                Будет слепить порошею,
                Будет колоть стерня.
               
                Самая милая женщина
                Будет змеей подчас,
                Да я и сам опрометчиво
                Глупо сорвусь не раз.

                Глупо обижу ближнего,
                Зряшный подам совет.
                Буду, не видя высшего,
                Рваться на ложный свет.

                Это потом, как лезвие,
                Пламенно и тонка
                В душу войдет поэзия...
                Ну а пока...
               
                Птичья возня в кустарнике,
                Луга цветочный мед,
                Бабочка на татарнике
                Вкусное что-то пьет...
               
    
               
               
                Июль 2003 – январь 2004 гг.


Рецензии
Александр, привет!
Все три рекомендованные тобою статьи прочитал с большим вниманием. У тебя были очень интересные и достойные друзья. Уверен, что дружба с Валерием Шишаевым, Борисом Жаворонковым и Борисом Авдеевым не прошла для тебя даром. Снова хочу обратиться к метким русским пословицам: "С кем поведёшься, от того и наберёшься". Наверняка, в общении с этими мэтрами ты расширил свой кругозор, набрался для себя, для своего творчества много полезного и нужного. А поскольку и ты был им интересен, значит и они от общения с тобой получали для себя что-то полезное и нужное. Вот такая взаимосвязь, такой бартер.
Я тебе писал о своей дружбе с поэтом Валентином Берестовым (прочти о нём по ссылке, которую я дал тебе раньше). Так вот, дружба с ним дала мне очень много полезного. Поэтому считаю, что дружба с В.Ш., В.Ж. и В.А. также обогатила тебя.

Что мне хотелось бы отметить под занавес? Мне нравится, как ты пишешь. Уверенно, без подхалимажа, могу заявить, что у тебя явные литературные способности. Лексикон у тебя богатый и ты отлично им владеешь. Манера изложения яркая, читабельная. Тексты произведений метафоричны, в них отсутствуют штампы. Ты наблюдателен, в каждом типаже улавливаешь что-то своё, индивидуальное, типажи описаны ярко, детально. Так что, дорогой мой друг, на дилетанта ты никак не похож. Человек ты творческий и на этой стезе желаю тебе больших успехов!

Крепко жму твою руку -

Вадим Прохоркин   15.11.2021 16:50     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой, я тронут!.. Что касается представленных персонажей. С Жаворонковым, в октябре ему исполнилось 96, я до сих пор поддерживаю связь. Несмотря на физическую усталось (почти не встает с постели), Борис Иванович по-прежнему сохраняет работоспособность: понемногу пишет, помнит наизусть многие вирши, цитируя при этом классиков, одним словом - сохраняет гвардейский дух. Безусловно, выше названные люди стали для меня неким образцом для подражания. Обойти этот факт стороной было бы не честно. Хотя интересных встреч было много и не только с литераторами... Вот и теперь испытываю самые добрые чувства, общаясь с тобой. Наверное, мне просто повезло. Еще раз хочу поблагодарить тебя за теплые душевные слова в мой адресс. Пожелаю и впредь оставаться в строю и творить добро!

Александр Грунский   16.11.2021 12:13   Заявить о нарушении
Благодарствую сердечно за добрые пожелания!

Вадим Прохоркин   17.11.2021 08:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.