Последняя десятка

пришли со старшей дочкой в "Оптику" покупать ей заказанные на прошлой неделе очки. продавец даёт нам очки и говорит: "с вас тридцать пять рублей".

поскольку мелочи у меня нет, даю ей пятьдесят. она:
- ой, а мельче нет?
- к сожалению, нет.

открывает кассу, смотрит что есть в наличии:
- у меня последняя десятка осталась, жалко отдавать.

говорю ей:
- могу карточкой расплатиться.
- у нас терминал не работает. ладно, сейчас что-нибудь придумаем.

(а что тут придумаешь, когда терминал не работает, а в кассе одна десятка?)

достала из кассы купюры и помимо десятки в наличии оказалось три пятёрки - как раз столько, сколько она мне должна.

говорю:
- если десятку жалко, можете три пятёрки отдать.

оскорблённый взгляд:
- вы что?

тут я проникся наконец сочувствием к её безвыходному положению. говорю:
- вам же всё равно придётся с этой десяткой расстаться - не я, так следующий покупатель её заберёт.

(можно, конечно, в принципе никому сдачу не давать, и тогда эта десятка останется в кассе навсегда).

видимо, поняв мою правоту и неизбежность расставания с последней десяткой, продавец протянула мне сдачу.

я ушёл, и по пути домой меня мучили одновременно два чувства: совесть и жадность. совесть за то, что я так вероломно забрал у несчастной женщины последнюю десятку, а жадность потому, что я отдал ей же свою последнюю пятидесятку...


Рецензии