История психологии, общая психология

«История психологии, общая психология»





Введение

Свои корни современная психология берет с незапамятных времен.
Античные мудрецы изучали природу создания человека, изучали проблему сознания и разума человека.
 До нас дошли теории, разрабатываемые Демокритом, Гераклитом и Гиппократом как самые ранние наблюдения в области психологи и которые на сегодняшний день являются фундаментальными.
Однако историки утверждают о том, что человечество интересовалось проблемой психологического состояния личности и до античных времен.
Но, к сожалению, огромное количество информации собираемой древними людьми до нас так и не дошло, а потому теории, разработанные в древней Греции такими умами как Левкипий, Диоген, Гиппократ, Гераклит и др., являются на сегодняшний день основополагающими.

Первые психологические теории античности

Развитие психологии как науки проходило согласно современным канонам по нескольким этапам:

-Донаучный период: - VII-VI вв. до нашей эры;
-Научный период: -VII-VI вв. до нашей эры;  -3-4 вв. н.э.
-зарождение и становление психологии (VII-VI вв. до н.э.);
-период классической греческой науки (III– II вв. до н.э.);
-период эллинизма (2 в. до н. э. – 3 – 4 вв. н.э.).
-Новое время

Считается, что донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до нашей эры.
Этот период основывается в большей части на сказаниях, мифах, легендах, на сказках разных народов, а также на различных религиях, ипервоначальных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами) которые зарождались в каждом уголке Земли по своим непонятным для современного человека правилам и законам.
Верования для каждого человека являются неотъемлемой частью его души, внутреннего Я.
В каждом уголке планеты Земля поиски понимания внутреннего сознания и подсознания каждой отдельной личности шли по разным направлениям.
Из-за того, что в древние времена не было такого общения как сейчас среди людей разных народностей и национальностей, не было скоростных автомобилей, не было самолетов, не существовало интернета, каждый народ общался внутри своей общности.
Так в Донаучный период условно можно разделить на несколько направлений, а именно:
-История возникновения философской психологии в Древнем Египте (Древнегипетская философия);
-История философски-психологических изысканий в древнем Китае (Азиатское направление);
-История мифологии и размышлений в области философии и психологии в Древней Греции и Древнем Риме (Донаучный период Древней Греции и Древнего Рима);
-История Древней Индийской философии, перешедшей в новом времени в параллельные науки философию и психологию(Древнеиндийская философия).
Так что же вкратце из себя представляет каждое отдельно из направлений?

История зарождения психологии в Древнем Египте

Вкратце историю Древнего Египта на основании современных изысканий последних столетий современности можно разделить на несколько этапов.
Начало зарождения государства Египетского это примерно  3000 лет до нашей эры, именно тогда началось объединение Египта царем Менесом (Раннее царство).
По сведениям современных  археологов в период с  2700 года — до 2400 года  до нашей эры Египтяне  впервые начали сооружать те самые пирамиды,  которые дошли до нашего времени.
А с 2640 года до нашей эры фараонДжосер основывает так называемую третью династию фараонов. (Древнее царство). В это же время  фараон Имхотеп создает первые своды наставлений.
Но со смертью в 2600 году до  нашей эры  фараона  Джосера многое меняется в государстве.
Начиная с 2575года до нашей эры, начинается новая эпоха государства Египетского. Молодой фараон Снофру  создает  новую технику строительства пирамид. В это время вплоть до 2465 года до нашей эры Египет опять  процветает.
Но  с 2465 года до нашей эры,происходит очередной  распад государства на номы. Номы-(от греч. nom;s — область, округ) административные округа Древнего Египта (егип. — сепат).
Каждый ном имел свой отдельный политический и религиональный центр, своевойско, свое символическое изображение (герб) исвоих богов-покровителей.
Начиная с 2325 года  до нашей эры,   происходит усиление   на местах и усиление власти номархов.
Вплоть до 2155 года до нашей эры в Египте начинает зарождаться плавильное дело, математика, геометрия, понимание сопротивление материалов и веществ. 
Но, в конце концов, государствоЕгипетское, начиная с 2155 года до нашей эры, окончательно распадается на многочисленные номы.
И только с приходом к власти знаменитого фараона Ментухотепа первого в 2040 году до нашей эры происходит очередное объединение Египта. Он основывает Среднее царство, где организовывает огромное количество ритуальных правил и мероприятий. Продолжает разработку рудников с аметистом и золотом.
Вплоть до 1785 года до нашей эры Египет расцветает.
В период с 2040 года до 1785 года в Египте происходит расширение государства, развитие различных наук, таких как земледелие, планиматрия, пространственные отношения, пишутся математические папирусы, появляются писанные на папирусах произведения, одним из них, дошедших до наших времен является так называемое «Сказание Синухи».
Сказание Синухи-или странствия  Странствия Синухета— древнеегипетский рассказ Среднего царства (приблизительно XX—XVIII века до нашей эры), действие которого происходит во время правления фараонов Аменемхета I и Сенусерта I из XII династии, одно из древнейших сохранившихся произведений художественной литературы.
Кроме того, в этот период проявляются первые признаки грамотнойразработки гидротехнических сооружений.
Но очередной распад Древнего Египта ведет ко второму переходному периоду, который по данным современных историков начинается примерно в 1650 году до нашей эры.
Вплоть до 1551 года до нашей эры Египет ведет постоянные захватнические войны, и фараон Яхмос первый основывает   XVIII династию.
В результате почти столетней войны он основывает Новое царство. В 1500 году до нашей эры начинаетизготавливаться так называемый «Новый папирус».
Папирус –  материал, на котором можно было писать он был изготовлениз водно-болотного растения, принадлежащего семейству осоковых. Был достаточно жестким и хрупким при высыхании.
Новый папирус отличался гибкостью и эластичностью, благодаря чему легко сворачивался в свитки, но под влиянием времени он терял эти свойства. Папирус как писчий материал был широко распространен в древнем мире.
Из Египта он проник в Палестину и Финикию. Имеется ряд данных, дающих основание полагать, что это произошло задолго до нашей эры.
Но времена менялись, и в 1490 году до нашей эры к власти приходит женщина, и она совершает государственный переворот. Царица Хатшепсут в течение почти 20 лет своего правления заканчивает восстановление Египта после нашествия «пикосов» и воздвигает огромное количество памятников по всему Египту.
Начиная с 1468 года до нашей эры, и вплоть до 1364 года до нашей эры Египет ведет экспансию по отношению к ближайшим государствам.
В 1347 году до нашей эры фараон Тутанхамон переносит столицу государства в Мемфис и отменяет культ личности Эхнатона.
Эхнантонотец Тутанхамонпровел грандиозную реформу, ввел единобожье и себя прировнял к богу.Кстати женой Эхнатона была знаменитая всем Нефертити.
В 1186 году до нашей эры очередной фараон Сенахт образовывает XX династию, а в 1184 году до нашей эры Рамсес третий идет в поход, где громит армию ливийцев и народов моря.
В 1070 году до нашей эры начинается третий переходный период государства Египетского.
В 945 году до нашей Шешонк первый создает XXII династию, а начиная с 728 года до нашей эры, начинается правление Нубийской династии.
В 628 году до нашей эры Египет заново попадает под разорение, ассирийский царь Асархаддон захватывает государство и грабит его.
Но в 664 году до нашей эры Египет опять поднимается и очередной фараонПсамметих Iобъединяет Египетские земли воедино. Египет заново начинает захватнические войны и идет войной на Палестину.
Однако персы захватывают часть Египетских земель, и только в 404 году до нашей эры Амиртей изгоняет персов с земель Египта.
В 380 году до нашей эры образовывается последняя самостоятельная династия фараонов.
А уже в 343 году до нашей эры персидский царь Артаксеркс разбив Египетское войско, завоевывает земли Египта.
Но в 332 году до нашей эры на Египетские земли приходит Александр Македонский и полностью устанавливает свою власть в Египте, при этом основывая в дельте священной для египтян реки Нил город Александрию.
Вплоть до 323 года до нашей эры Египет становится подвластен Македонии.
После смерти Александра Македонского к власти в Египте приходит Птолемей I, который становится сатрапом, так называемого Эллинистического Египта, подвластным номинальным царям Филиппу Арридею и юному Александру IV.
Крепко держа свою власть в Египте, Птолемей первый в продолжительных войнах с бывшими коллегами завладел Кипром, Коринфом, Сикионом и уже в 309 году до нашей эры после смерти Александра IV Македонского принял титул царя, став основателем династии Птолемеев.
За 50 лет правления Птолемей первый создал крепкий флот, и сильное войско, построил множество дорог и каналов.
Эллинистический Египет приправлении Птолемея процветал.
В Александрии был создан научный центр Мусейон. Кроме того, знаменитая библиотека, собранная Александром Македонским, хранилась в Александрии.
В Египет были приглашены гранды науки всех веков и народов — автор гелиоцентрической системы мира Аристарх Самосский; самый разносторонний ученый своего времени, первый вычисливший диаметр земного шара, основатель научной хронологии Эратосфен; автор первого теоретического трактата по математике Евклид; основатель механики и гидростатики Архимед.
Число ученых находящихся на попечении Птолемея первого составляло в разные годы 50—100 человек — философов, филологов, астрономов, математиков, медиков, историков, географов....
Все они получали большое жалование, бесплатное жилье в Мусейоне или в городе, бесплатное пропитание.
«Осыпанные золотом и милостями, «книжные черви» совершали поистине гениальные открытия».
На этом этапе развитие Древнего Египта практически заканчивается.
В 47 году до нашей эры Юлий Цезарь, завоевав Египет, разграбил библиотеку и физически уничтожил огромное количество ученых находившихся в то время под защитой Египта.
Однако утверждать то, что именно Юлий Цезарь являлся главным разорителем библиотеки Александра Македонского, не возьмется не один ученый, так как доказанных фактов не существует.
Но одно остается истиной это то, что именно при захвате Александрии Цезарем огромное количество свитков и книг было сожжено и утеряно.
Поэтому до наших времен дошли только отрывочные данные о научных трудах Древнего Египта в философии и донаучной психологии того времени
Хотя и той информации которая, дошла до нашего поколения достаточно для того чтобы мы с полной уверенностью могли сказать о том, что в Древнем Египте люди занимались изучением не только точныхнаук,но и изучением социологии и психологии, в частности.

Верования Древнего Египта

Религиозные представления в Древнем Египте формировались и менялись в течение более 3-х тысяч лет, многообразная египетская религия имела несколько направлений.

Магия и мистика Древнего Египта

Огромное количество богов, неразрывная связь религии со всеми сферами жизни египтянина требовала от египетских жрецов постоянных доказательств присутствия божественных существ, их сил и влияния.
Египетскимжрецам и фараонам пришлось разработать специальные ритуалы и обряды, создающие мистический эффект.
Магические таинства совершались египетскими жрецами для излечения человека от болезни, во время похорон, для увеличения прибыли или урожая.
На любой случай имелось необходимое заклинание, амулет, талисман.

Фетишизм в Древнем Египте

Фетиш — предмет, вещь, становящаяся объектом поклонения.
Религиозный фетишизм — культ неодушевлённых вещей, выраженный в обожествлении или слепом поклонении этим вещам.
Беспомощность перед силами природы и враждебными племенами привела мирных египтян к почитанию различных фетишей.
Они верили, что неодушевленный объект — фетиш — имеет невероятную сверхъестественную силу, которая поможет справиться с любыми бедами. Загадочной силой мог быть наделен любой предмет: камень, талисман, оберег, предмет домашнего обихода.

Тотемизм в Древнем Египте

Определение тотемизма строится на вере в невидимую связь между человеком, племенем, родом и конкретным животным или растением. Это животное или растение именовалось тотемом.
Люди верили, что тотем покровительствует им и оберегает от жизненных невзгод.
В древнем Египте тотемам поклонялись всегда и всюду. Чаще всего люди создавали идол животных. Приносили им дары, читали молитвы, просили защиты или урожая.
В каждом номе боготворили свое животное. Самые известные и распространенные тотемы изготавливались в виде быка, коровы, змеи, крокодила, кошки, сокола.

Монотеизм вДревнем Египте

Монотеизм — религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога.
В Египте монотеизм действовал в эпоху Эхнатона. Тогда жрецы имели непомерное влияние на все области жизни страны, претендовали на верховную власть.
Фараон решил противостоять жреческому давлению и провел своеобразную религиозную реформу. Культ бога солнца был назначен государственной религией Египта. Но ненадолго Тутанхамон отменил монотеизм.

Политеизм вДревнем Египте

Концепция верований, основанная на многобожии. Каждый бог отвечал за какое-то явление, событие или процесс. У египтян был огромный божественный пантеон — ученые насчитывают около 5000 богов и существ.
Некоторым божествам поклонялись, время от времени, другие почитались в отдельных номах. Были и такие боги, которых чтили всюду.

Особенности древнеегипетской религии

Каждый народ в период своего становления фантазировал себе богов, объясняя при этом непонятное.
Древние египтяне превзошли в этом всех, пантеон их богов обширен и многообразен. Одних люди боялись и старались задобрить, другие — были благосклонны и доброжелательны.

Пантеон богов в Древнем Египте

Мифология сохранила до наших дней имена многочисленных богов, в которых искренне верили древние египтяне. Каждый небожитель олицетворял собой конкретное событие, явление или катаклизм, имел оригинальную, символичную внешность, обладал особыми магическими способностями.
Человек с древности обожествлял солнце, ведь оно дарило свет, тепло и урожай. В древнем Египте богом солнца был Амон Ра.
Для зла также нужен был свой бог. На него можно было списать все беды и несчастья. Таким повелителем страданий стал брат Осириса Сет. Чтобы умаслить капризных и переменчивых кумиров, египтяне возводили прекрасные храмы, создавали всевозможные культы. Делали богатые подношения, приносили жертвы.

Обожествление фараонов вДревнем Египте

Власть в древнем Египте считалась божественной. Правящего фараона почитали в специальном культе. Ему поклонялись, строили в его честь храмы, где проводили посвященные ему обряды и молитвы. Считалось, что после смерти фараон становится богом.

Отношение к смерти и загробному миру вДревнем Египте

У египтян,было, не принято боятся смерти. Конец воспринимался как новое начало. Люди верили в вечную жизнь после смерти. Когда мертвое тело начинали готовить к погребению, душа должна была отправиться в опасное путешествие и добраться до суда.
Если после суда душа не была съедена чудовищем Аматом, то она возвращалась в свое уже подготовленное тело и имела право возродиться в мире мертвых.
Ни один день древнего египтянина не проходил без соблюдения религиозных традиций. Народ верил в божественные знаки, предвещающие тот или иной исход события.

Обряд мумификации и захороненияДревнего Египта

Для богатого и бедного ритуала захоронения был разным. Обычному человеку просто копали яму, клали туда немного личных вещей, оружие, тело и просто закапывали. У богатых все было иначе. Знать строила себе богатые усыпальницы, обеспечивалась всем необходимым: к чему привыкли при жизни.
В домах все устраивали маленькие алтари, чтобы молиться и просить о благополучии. Особенностью веры являлось трепетное отношение к загробному миру. Человек все время готовился к жизни после смерти и уповал на прекрасное воскрешение в мире мертвых.


История зарождения психологии в Древнем Китае

Древний Китай возник на основе неолитических культур, сложившихся в V - III тысячелетиях до нашей эрыв бассейне реки Хуанхэ.
Китайская цивилизация — по утверждениям современных китайских учёных, одна из древнейших в мире, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники охватывают период не менее 3500 лет.
По утверждениям ученых китаеведов история этого государства начинается со времён правителя Фу Си, жившего за 30—40 веков до начала нашей эры.
Вкратце историю Древнего Китая на основании современных изысканий последних столетий современности можно разделить на несколько этапов основанные на традиционной ханьской историографии:

-Доимперский Китай (Ся, Шан, Чжоу — до 221 до н. э.);
-Имперский Китай (Цинь — Цин);
-Новый Китай (1911 — совр.).

Первый период - Доимперский Китай, скупо документированный, и занимает примерно такой же временной промежуток, как и второй.
Второй период - Имперский Китай, некоторые современные ученые социологи и историки делят на:
-Ранний (до конца Тан);
-Поздний (до конца Цин).

-Третий период - Новый Китай начинается примерно с 1911 года 20 столетия.

Развитие Древнего Китая

Первые записи о Китайском древнем государстве,  не считая древнейших раскопок по данным  современных историков,  начинаются  с примерно с XVII века до нашей эры.
Государство Шан –Инь возникшее в конце XVII века до нашей эры в среднем течении реки Хуанхэ является первым государственным образованием так называемого бронзового века на территории Китая.
Согласно современным представлениям в эпоху государства Шан –Инь (1600 по 1027 год до нашей эры) технология изготовления бронзы появилась на территории Китая уже в готовом виде.
В плоть доXI века до нашей эры влияние государства Шан –Инь в  результате войн с соседними народамираспространилось на территории современных провинций  Хэнань и Шаньси, а также часть территорий провинций Шэньси и  Хэбэй.
С 1400 по 1027 год до нашей эры Государство Шан –Инь располагалось на территории современной провинции Хэнань.
Уже в те времена в Древнем Китае существовал лунный календарь, и использовалась старинная письменность прообраз современного иероглифического китайского письма. Кроме того, у китайцев в те времена уже существовали боевые колесницы и бронзовое оружие, чем китайское войско кардинально отличалось в лучшую сторону от окружающих народов.
Но все же, в Древнем Китае нравы были дикими, существовало человеческое жертвоприношение местным богам, хотя чаще всего в жертву приносили пленных, но и местных жителей не обошло стороной это дикое вероисповедование.
Закат государства Шан –Инь произошел в конце XI века до нашей эры, когда оно было завоёвано племенем Чжоу.
В период примерно с 1027 года по 771 год до нашей эрыКитаем управляла династия западное Чжоу.
Здесь появляется медная китайская монета в виде мотыги. Развивается торговля.  Появляются первые предфилософские размышления на тему смерти и жизни.Чжоуские вожди переняли многие передовые формы управления государства Инь.
Для периода Чжоу в целом характерно активное освоение новых земель, расселение и этническое смешивание выходцев из различных районов, уделов (впоследствии — царств), что способствовало созданию фундамента будущей китайской общности.
Эти новые уделы предоставлялись во владение родственникам и приближённым верховного правителя — обычно чжоусцам.
Однако вместо того чтобы укреплять границы завоёванных земель правители Китая занимались междоусобными войнами в результате чегочисло первоначальных уделов постепенно сокращалось, а сами уделы укреплялись и становились более самостоятельными.
Период правления династии Чжоу в период с XI века вплоть до III века до нашей эры делится на так называемые Западное и Восточное Чжоу.
Это связано с тем что правитель государства Чжоу, боясь нашествия варваров в 770 году до нашей эры перебирается из   Цзунчжоу — первоначальной столицы государства — в Чэнчжоу.
Земли в районе старой столицы были отданы одному из союзников правителя государства, который создал здесь новый удел Цинь.
Впоследствии именно этот удел станет центром единой китайской империи.
«Западное Чжоу» просуществовало до VIII века до нашей эры.

Другой же период - Период правления «Восточное Чжоу», в свою очередь, разделяется на два периода:
-«Чуньцю» («Период Весны и Осени»VIII—V века до н. э.);
-«Чжаньго» («Период Сражающихся царств», V—III века до н. э.).

В период правления «Восточное Чжоу», власть центрального правителя — Вана,сына Неба, правящего Поднебесной по Мандату Неба, — постепенно ослабляется.
Здесь ведущую политическую роль начинают играть сильные уделы, возглавляемые удельными князьями - Чжу хоу, которые свои владения постепенно превращают в крупные царства.
Однако независимо от разногласий между правителями Китайская культура в этот период находится на наивысшем этапе своего развития, именно в периодправления «Восточное Чжоу» начинают формироваться первые философские школы:
-конфуцианство (VI—V вв. до н. э.);
-моизм (V в. до н. э.);
-даосизм (IV в. до н. э.);
-легизм (IV—III вв. до н. э.

И начиная с V века до нашей эры — вплоть до конца III века до нашей эры Китай вступает в «железный век».
В этот исторический для Китая период расширяются сельскохозяйственные площади, увеличиваются ирригационные системы, развиваются ремёсла, революционные изменения происходят и в военном деле.
Однако Китайские местные «царьки» - правители ведут междоусобные войны, чем усугубляют отношения внутри разрозненной страны.
Но благодаря тому, в конце концов, в результате ожесточённого соперничества верх одержало самое западное государство — Цинь, наконец-то Китай стал объединяться.
И в 221 году до нашей эры правитель – Цинь, император Цинь Ши Хуан Ди объединяет под своей властью весь Китай. Так в середине III века до нашей эры завершился период правления так называемого «Восточного Чжоу».
Объединив разрозненныеКитайские царства император Цинь Ши Хуан Ди конфисковал всё оружие у населения и переселил десятки тысяч семей наследственной знати из различных царств в новую столицу —Сяньян.
Понимая, что полностью самолично управлять такой страной не в состоянии он делит государство на   36 новых областей, и назначает на местах управляемых им правителей-губернаторов.
Для защиты границ новоиспеченного государства император строит фортификационные сооружения практически по всей границе своего государства.
В этот момент появляется так называемая Китайская стена. Строятся по всей стране дороги. Все свои реформы правитель строил на основах легизма с казарменной дисциплиной и жестокими наказаниями провинившихся.
Император Цинь Ши Хуан Ди категорично не принимал конфуцианство, а потому беспощадно расправлялся со всеми приверженцами этого вероисповедования, при этом заживо погребая людей, имеющих наглость проповедовать это направление. Кроме того, он приказал своим подданным уничтожить все книги и свитки, в которых упоминалось о Конфуции и его сочинениях.
Но всему рано лил поздно приходит конец. Так и империя Цинь приказала долго жить, после смерти    Цинь Ши Хуан Ди.
Вторую в истории Китая империю, получившую название Хань в 206 году до нашей эры основал выходец из среднего чиновничества Лю Бан один из военачальников возрожденного царства Чу, воевавших против Цинь после смерти сына императораЦинь Шихуана в 210 году до нашей эры.
Начиная с правления Гао-цзу (206—195 до н. э.) начинается новый период китайской истории, который получил название Западная Хань.
В период правления династии «Западная Хань» в период с 140 года до нашей эры по 87 год донашей эры вводится первая в мире система государственных экзаменов на замещение административных постов.
В течение этого времени его империя «Западная Хань» пережила апогей своего политического и экономического могущества и вновь оказалась в состоянии глубокого внутреннего кризиса.
После начала правления династии «Западная Хань» восстанавливается и реформируется религиозное направление конфуцианство, которое при этой власти становится официальной и господствующей идеологией на территории всего Древнего Китая.



При императоре У-ди (140—87 до н. э.) была взята на вооружение иная философия — восстановленное и реформированное конфуцианство, которое стало господствующей официальной идеологией вместо.
Именно с этого времени берёт своё начало китайская конфуцианская империя.
В этот же период прокладывается «Великий шёлковый путь».
Начиная с I века нашей эры, в Китай из Индии начинает проникать буддизм.
Правление Западной (Ранней, или Первой) династии Хань продолжалось в период с 202 годадо нашей эры вплоть до 9 века нашей эры.

Древнекитайское классовое общество и государственность образовалось несколько позже, чем древние цивилизации Древней Передней Азии и Древнего Востока, но тем не менее, после своего возникновения они начинают развиваться в достаточно быстром темпе и в Древнем Китае создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые приводят к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы.

Религии Древнего Китая

Даосизм.

Даосизм или Дао дэ цзя – «школа Дао-дэ» или «школа Пути и благодати», учение о Дао или «пути вещей».
Слово Дао с китайского можно перевести как Абсолютное Знание, которое не выразить словами, но все же можно пережить.
Слово Дэ примерно переводится как способ бытия или как пребывать в таком Абсолютном Знании.
Дао движет всеми вещами, но которое за пределами представления о них.
Основателем даосизма считается Лао-цзы (IV-III вв. до н. э.)
Даосизм различается как определённый стиль философской критики (Дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (Дао цзяо), но это деление достаточно условно.
Даосизм почти никогда не был официальной религией —представлял собой движение народных масс, одиноких практиков и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей.
Суть Даосизма в том, что Дао без формы и цвета, там нет личности и даже «я» нет.
Более того усилий и целей тоже нет.
Традиций нет и храмов нет, и служить не о ком, некому и незачем — пребывай в пустоте и не следуй за мыслями и явлениями, а просто наблюдай и будь свидетелем.
Пустота опора всему, Дао без формы и без имени, но оно является опорой всему, это запредельный аспект, который связывает все воедино.
Это просто Вселенский порядок, и в Дао обычно не строят храмы, и нет там священников и ритуалов – существует лишь чистое понимание счастья
Счастье – это быть неразрывным с целым.
Все является иллюзией, которая исчезает, когда возникает наблюдающий или познающий. И когда вы слиты со всем, когда вы стоите в центре всего бытия, вы истина, а истина есть вы.
Главное в данном учении, что человек должен всю жизнь стремится к слиянию с Дао, поскольку только это приведет к гармонии, а в ином случае будут несчастья и гибель.

Конфуцианство

Конфуцианство —этико-философское,этико-политическое учение, древнейшая философская система и одновременно – философски - религиозное учение, разработанное (в оригинальной транскрипции его имя звучит как Кун-фу-цзы) Конфуцием (553—480 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс современного Китая, Японии, Вьетнама и многих других азиатских стран.
Сильное влияние на создания конфуцианства наложило общение Конфуция в молодости с Лао-Цзы (основателем даосизма)
Главная тема учения Конфуция — создание идеального общества, где каждый человек является личностью, которая выполняет определенную только свою функцию.
Главный принцип —человеколюбие.
Основные принципы конфуцианства —любовь к ближнему, умение держаться достойно в любых обстоятельствах и быстро принимать решения в трудных ситуациях, милосердие и уважением друг к другу, без исключения.
«Не делай человеку того, чего не желаешь себе» - говорил Конфуций.
Основная идея - уважение ко всем людям, вне зависимости от их статуса.
Правление государством следует осуществлять на основе личного примера, что заставит людей понимать и осознать стыд за собственные проступки.

Легизм

Легизм – одно из направлений философских школ Древнего Китая, «школа законников».
Основоположником легизма был Шан Ян правитель области Шан (Vвек до нашей эры).
Основной вопрос школы легистов -  вопрос правильного управления государством.
Легисты считали, что политика и мораль – вещи несовместимые.
В идеальном государстве должно быть два направления деятельности:
-кнут и пряник – поощрение и наказание.
Идея легизма -  полное равенство всех людей перед законом, перед властью, перед Богами,заслуживает награды в первую очередь, тот, кто доказал свою преданность Родине и обществу.
Считалось, что титулы и чины следует давать не по праву рождения, а по способностям и заслугам.
Человек низкого происхождения мог стать первым министром мандарина, и, наоборот, глупый вельможа должен лишиться всех званий.
Главный тезис легизма — полное подчинение существующему закону.
Единственное исключение из этого правила – верховный правитель, которому подчиняется все сущее.
Единственно верное наказание для инакомыслящих – смертная казнь.
Главная и единственная задача каждого чиновника – полное подчинение верховной власти.
«Мудрый правитель не чинит смуту, а наводит порядок при помощи закона и сильной власти» утверждал основатель легизмаШан Ян.

Моизм

Моизмдревнекитайская философско-религиозная концепция – одна из направлений философских школ Древнего Китая (школа Мо – монеты) затрагивающая в основном социальную и религиозную сферы бытия человека.
Основателем моизма считается философ Мо Ди, (V-IV вв. до н.э).
Эта концепция имеет два основных этапа своего развития:
-ранний или оригинальный моизм;
- поздний моизм,
В своих трактатах Мо Ди сформулировал десять основных критериев:
1.Всеобщая любовь человека к человеку и сопутствующая этому взаимная выгода;
2.Почитание мудрости или мудрых-достойных (Шан Сянь);
3.Почитание единства или объединения (Шан Тун);
4.Ненападение, пацифизм (Фэй Гунн);
5.Неприятие музыки (Фэй Юэ);
6.Бережливость при захоронениях (Цзе Цзан, ответ расточительным обрядам конфуцианства, с критикой которых так же выступал моизм);
7.Общая бережливость, уменьшение потребления, гедонизма (Цзе Юн);
8.Признание воли Неба (Тян Чжи);Отрицание судьбы (Фэй Мин);
9.Духовность, в смысле понимание и признание воли духов (Мин Гуй).
10.У каждого человека есть равные политические возможности, все зависит от его врожденных способностей. который является главным теоретическим памятником этой школы.
Мо Ди выступал против выдвижения чиновников по родству.Этическая система моизма выражена принципом взаимного уважения и взаимопомощи всех жителей страны.
Моисты считали, что  Правители должны трудиться наравне со всеми, показывать хороший пример своими действиями и поступками.
Они также выступали за аскетический образ жизни, т.е. отказ от роскоши, за экономию при захоронениях, против музыки.
Моисты считали, что небо  является образцом воплощения этических принципов. Они говорили, что оно одинаково относится ко всем, кто находится на земле.
Основные философские понятия звучали так:
-«Если государство в беспорядке, проводите «возвышение достойных» и «единение с высшим».
-Если государство бедно, проводите «умеренность в использовании», «умеренность при похоронах»;
-Если государство радуется музыке и беспробудно пьянствует, проводите «отрицание музыки» и «отрицание предопределения»;
-Если государство далеко отходит от норм и неблагопристойно, проводите «почитание Неба» и «служение духам»;
-Если государство посвятило себя агрессии и захватам, проводите «всеобщую любовь» и «отрицание нападений».

Особенности философских наблюдений Древнего Китая

Философское мышление  Древнего Китая включает в себя несколько понятий:

- Холизм — мир и каждый индивид рассматриваются как «единая целостность», более важная, чем составляющие ее части. Идея о гармоническом единстве человека и мира является центральной в этом мышлении. Человек и природа рассматриваются не как противостоящие друг другу субъект и объект, а как «целостная структура», в которой тело и дух, соматическое и психическое находятся в гармоническом единстве.

- Культ предков - строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбу потомков. В обязанность предков, ставших духами, входила постоянная забота о потомках, живущих на земле.

- Представление о мире как взаимодействии противоположных начал: женского инь и мужского — ян.
В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа — инь и ян, которые занялись упорядочением мира. Дух ян стал управлять небом, а дух инь — землей.
- Интуитивность — в китайском традиционном философском мышлении имеют большое значение методы познания, сходные с интуицией.
Основа этого — холизм. «Единое» не может быть проанализировано с помощью понятий и отражено при помощи языка. Чтобы понять «единую целостность» — необходимо полагаться лишь на интуитивное прозрение.

- Символизм — познание соединялось с эстетическим ощущением и волей к реализации на практике моральных норм. Ведущую роль в этом комплексе выполняло нравственное сознание.

- Коллективизм – приоритет общественного начала над личностным.

- Традиционализм – широкая опора на обычаи и традиции данного общества

- Конформизм – боязнь перемен.

- Иерархичность – построение общества от высшего к низшему

Для более полного понимания китайской философии следует иметь в виду, что Китай – это мир культуры правого полушария, что предполагает совершенно иное восприятие действительности.
Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей.
Культуры, которые отличаются развитием правого полушария, концентрируются на зрительных образах, религиозных переживаниях, музыке и гипнозе. Люди подобных культур даже звуки слышат и воспринимают по-другому, поскольку понимание мира у них происходит через конкретные и единичные образы.

История  становления философско-психологических взглядов Древней Греции

Считается, что зарождение древнегреческой философии произошло в промежуток VII — VI вв. до нашей эры.
Самые ранние философы Древней Греции — Фалес, Пифагор, Гераклит, Анаксимандр, Ксенофан и Анаксимен.

Появление психологи в Древней Греции

Появление психологии в Древней Греции на рубеже 7-6 вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшие общие закономерности общества, природы и человека.
Эта наука получила название натурфилософии (философии). В течении долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии.



можно 
 А потому различные вероисповедования  в современном мире должны приниматься каждым отдельно взятым человеком с терпимостью и пониманием.
Так, например, в Китае— успешно сосуществуют разные религии. Кроме трех наиболее распространенных вероисповеданий (буддизм, мусульманство, христианство), в современном Китайской Народной Республике проповедуют даосизм и конфуцианство, которые могут успешно сочетаться в одном храме, а также встречаются представители других различных конфессий.
А вот, в Северной Корее проявляется нетерпимость и агрессия к христианам, их преследуют и выживают из страны.
По данным организации «OpenDoors» целых 70 000 христиан находятся в заключении в трудовых лагерях.
Согласно докладу Государственного департамента, в Судане за последние несколько лет арестованы и депортированы более 10 тысяч христиан с Запада государства, подозреваемых в распространении своей веры.
В Саудовской Аравии в 2019 году по данным организации «Open Door»s  прошли обыски по всей стране, и выявленные христиане были попросту депортированы из страны.
Все эти примеры лишь подтверждают то, что на планете Земля до сих существует дискриминация личности человека по многим признакам, в том числе и по вероисповедованию.
Однако в Российской Федерации такой проблемы не наблюдается, что соответствует Всеобщей декларации прав человека принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.
 В Российской Федерации - две самые распространенные религии на территории это православие и ислам.
По данным ВЦИОМ на 2010 год конфессиональный состав населения России таков
-православие — 75 %
-ислам — 5 %
-католицизм — 1 %
-протестантизм — 1 %
-иудаизм — 1 %
-буддизм — 1 %
-«являюсь верующим, но к какой-либо конкретной конфессии не принадлежу» — 3 %
-неверующие — 8 %
-«колеблюсь между верой и неверием» — 5 %
-другого вероисповедания — 1 %
-затруднились ответить — 1 %

 Все вышеперечисленные факты говорят лишь о том, что в Российской Федерации к любому изъявлению человека проживающего на территории страны относятся с уважением и пониманием.

А потому, так называемый донаучный период, оказал на всё человечество огромное давление, который до сих пор является одним из объектов изучения социологами всего мира.

Второй, научный период согласно современным понятиям, начинается примерно на рубеже VII-VI вв. до нашей эры.


Рецензии