Иронский сакральный календарь

 «Нет более совершенного инструмента анализа человеческой культуры, чем тот, который предложила нам сама природа. Система астрологии – единственная природная система, которая также описывает и человеческую культуру. В солнечной системе мы живем и не можем от неё отказаться» [1].
Семира и В. Веташ



ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ СТУПЕНЬ

Сегодня необходимо констатировать факт утраты народом ир (ир-ас-аланами) на определенном этапе своей истории существа сакральных смыслов, заключенных в ир-ас-аланском («осетинском») календаре. Более того, утраченным оказалось само понимание о национальном календаре, как категории базирующейся, прежде всего, на национальной культуре. На смену древним космогоническим представлениям североиранцев пришли календари, а с ними и система счета праздничных календарных дат, которые были навязаны им представителями других культур (юлианский, григорианский календари). Так, шаг за шагом происходило и происходит разрушение архитектоники изначальных представлений этого народа об устройстве мироздания, Вселенной. Поэтому настоящий материал есть попытка воссоздать во всей небесной красоте основные черты и характеристики, присущие ир-ас-аланскому («осетинскому») сакральному календарю.

Вводимый в научный и общественный оборот сакральный календарь народа ир призван решить следующие актуальные научно-практические, культурологические задачи:
- воссоздать солнечную, астральную подоснову и структуру национального иронского календаря;
- показать прямую и непосредственную связь составителей Нартиады и создателей иронского календаря и, тем самым, укрепить связь времен и поколений;
- выявить основополагающее значение влияния духовного мировоззрения Ирон ;гъдау на формирование праздничного мира народа ир;
- выявить космогоническую связь культуры иронского народа с законами мироздания;
- вернуть в речевой оборот название понятия календарь на ир-ас-аланском языке;
- вывести иронский сакральный календарь из состояния забвения и поставить его в один ряд с древнейшими календарями человечества.

Особо отметим, календарь – это неотъемлемая часть национальной культуры любого народа и, следовательно, важнейшее средство поддержания его этнонациональной идентичности. По наличию или отсутствию оригинального календаря можно судить об уровне развития внутренней социальной структуры общества. В календарях, как правило, отражается не только цикличность смены времен года, но и метафизический взгляд общества на окружающий его мир, Вселенную. Календарь есть обобщенный результат всей ховокупности знаний о мире и человеке, который присущ конкретной устойчивой общности. Более того, календарь, как устоявшуюся систему счета продолжительных промежутков времени с делением их на более короткие периоды, следует относить к категории цивилизационного признака. Есть календарь – есть цивилизация, нет календаря – нет цивилизации. Поэтому по истории возникновения различных календарей можно изучать всемирную историю развития человечества.
В этом отношении составленный в глубокой древности иронский астральный календарь есть явление в мировой культуре, наше национальное достояние. По мере подъема уровня национального самосознания народа ир происходила кропотливая работа по очерчиванию все новых и новых граней его национального календаря. Здесь надо иметь в виду, что коллективное сознание ир-ас-аланского народа не могло отделить себя от животворящих циклов Вселенной. Поэтому в нем как бы субъективируется взгляд данного народа на окружающий его мир и общество.

Парадоксально, но факт, в современном иронском языке отсутствует иронский эквивалент латинскому слову календарь (calendarium). Очевидно, что утрата данного термина была обусловлена во многом искусственным процессом по вытеснению иронского языка, его словарного фонда за рамки общественно-политических процессов. В этих условиях во многом была ослаблена связь национального иронского календаря с языком, культурой народа его создавшего. Трудно себе представить, чтобы составители иронского календаря, дети Солнца и Сириуса, владеющие сакральным хатиагским языком, использовали для его обозначения заимствованный термин. Поэтому на сегодняшний день существует насущная потребность в поиске соответствующего (латинскому слову календарь) синонима на иронском языке.
Наиболее приемлемый вариант был предложен Б.К. Алдатовым – М;йРадУаг [2]. В данном трехкорневом слове первая часть представлена понятием м;й – месяц – ;; вторая – понятием рад – очередь, череда; третья часть понятием уаг – порядок, нрав. Следует подчеркнуть, что слово рад, как и слова рассухд, райз;ст и др. восходит к основополагающему понятию всего индоевропейского мира – ра, т.е. солнце – ;. Поэтому, вводимое в оборот сложное понятие м;йрадуаг, полностью отражает смысловую и функциональную нагрузку, которую несет в себе устоявшаяся в глубокой древности система счета солнечно-лунных (астральных) временных циклов. Хотелось бы верить, что данное слово естественным образом вытеснит из обиходной и литературной иронской речи чужеродный термин календарь.

Гармонизация в рамках иронского календаря больших и малых временных циклов (периодов) через четкую фиксацию торжественных дат шла на протяжении тысячелетий. Обращает на себя внимание то, что иронский календарь буквально испещрен датами, многие из которых посвящены персонажам Нартиады: Uacilla, Uastyrdgi, Shafa, Gal;gon, F;lv;ra, ;fshati, Kuyrdal;gon, Donbettyr и др. 
 
То есть в данном случае мы имеем дело не с набором празднеств, отвлеченных от национальной истории народа, а удивительно цельный мир священных образов и персонажей. Они сегодня чудесным образом воссоздают одну из наиболее архаичных страниц в истории индоевропейской цивилизации. Более того, даже названия дней недели здесь носят строго персонифицированный характер, который тоже полностью вытекает из непрерывной сакральной традиции народа ир. Первый день недели – Avdys;ry  bon, второй – Uastyrdgi bon, третий – Uasillai bon,  четвертый – Tyry bon, пятый – Majramy bon, шестой – Sabbaty bon, седьмой – Hutsauy bon. Таким образом, в данном календаре нашли свое прямое и непосредственное отражение мировоззренческие устои иронского общества – Ирон ;гъдау. Поэтому иронский сакральный календарь (Табуй;г Ирон М;йрадуаг) – это еще и космогонический путеводитель по многотысячелетней летописи создателей Нартиады.

Представляемый мировому сообществу сакральный солнечный календарь народа ир (ир-ас-алан) был реконструирован (воссоздан) сотрудниками ИНСТИТУТА НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ИМЕНИ ЦАРАЗОН АС-БАГАТАРА из священного мифоэпического наследия этого народа. Выступая в качестве древнейшего календаря человечества, он не только раскрывает первоосновы духовного мировоззрения североиранской (арийской) цивилизации – Ирон ;гъдау, но и дает визуальное, образное представление о Духовном Пути – восхождении человека по цивилизационным ступеням – Ирон ф;ндаг.


СВЯЩЕННЫЙ СИМВОЛ

Всеохватывающая глубина астральной традиции, формирующей на протяжении тысячелетий мировоззрение народа ир, наиболее наглядно проявляется в повествованиях «Царциаты диссагт;» о том, как Всевышний сотворил Солнечную систему и человека.
«Хуыцау ихдон М;йыл бакалы ;м; М;йы рухс ф;талынг ис. М;й у;д;й ф;ст;м; Хурау нал тавы. Хуыцауы ф;ндон;й Хур ;дз;ф бандоныл бадт ;рцыди, ;м; йын сыст;н нал ис, бадг;й; тавы. М;й йын ф;ндаг агуры, ;хс;в;й бон;й зилы, ф;л; Хуыцауы раз й; бон ницы у. У;д Хур см;сты ис. ;дз;ф бандоны ныцц;вы ;м; Хур;й къ;рт ф;хауы, уыцы къ;рт ф;хауы, уыцы къ;ртты М;й уд бауадзы ;м; мигът; равз;рынц. Ныры мигът; М;йы ц;ссыгт; сты. Мигът; с;хи л;бур;г ск;нынц ;м; сыл Хуыцау стыр къуыбар рахсы. Къуыбар мигъ;рт;х;й ;н;рсы ;м; дзы З;хх равз;рди. З;хх бынат ;рцахста, ф;л; т;вд кодта ;м; абухти, к;м сызм;нты, цырд;м дымг; рыг ;м; сыджыт скъ;фы, к;м р;гът;, к;м х;хт;, к;м ф;зт;, к;м д;лв;зт; аззади З;хх. Афт; сывз;рдысты дзыхъхъыт; ;м; къуыбырт;. З;хх фестади дз;н;ты бынат, ф;л; йыл н; ;зм;л;г уыди, н; т;х;г. Уырд;м Хур ныккасти, З;хх й; з;рд;м; цыди, ф;л; ;нкъард кодта…
Хур з;гъы:
- Ал;м;т б;ст;м м; тынты фервитын, ал;м;т б;ст;тыл ф;лг;сын, ф;л; та м; тынты ;нкъард;й райсын. Уыцы ал;м;т б;ст;йы ;з ;зм;л;г н; уынын, у;д ц;уыл цин к;нон?...
Хуыцау З;ххыл й; ф;ндаг ракодта, сыджыт ;зм;ст скодта, къ;дз;хы ф;рчыт; йыл ;рыв;ры ;м; с; сыджыт ;зм;сты бафидар каны, хохаг суадон ауадзы ;зм;стыл ;м; равз;рыд л;г. Сыджыт фыд фестади, къ;дз;хы ф;рчыт; – с;р фестынц хохаг суадон-туг фесты.
Л;г базм;лыди, ф;л; уыди гоби, н; дзых;й дзырдта, н; й; дзых кодта. У;д дымг;йы бардуаг Гал;гон л;джы хъусты ныхситт ласта ;м; хъуст; ф;ндырдз;гъдау базм;лыдысты. Л;г фестади ;ц;г ад;ймаг. Л;г акасти ф;йн;рд;м. Хур ;й р;вдыдта, М;й й;м ныккасти, цард ;м бахудтис» [3].

Таким образом, первые представления человека разумного о времени были закономерно связаны с годовыми циклами Солнца и Луны. Цивилизационные и культурные ориентиры ещё не составляли основу представления человека о жизни, времени и пространстве, их заменяли образы природы, формирующие мифологическое мышление, образное представление людей о мире, в котором они живут. На рис. 1 показана траектория годового движения солнца по небосводу и основные постоянные временные даты: дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия.
С учетом азимута, здесь мы имеем право - и левостороннее движение солнца. Солнце, источник жизни на нашей планете, по праву занимает первое место в ряду природных символов. С древнейших времен люди обожествляли дневное светило, считая его подателем всяческих благ и выразителем законов мироздания. В верованиях древних народов божества Солнца пользовались особым почетом: Сурья и Пуштон у арийцев Индии, Аполлон и Гелиос у греков, Даждьбог, Хорс и Ярило у славян, Митра у персов, Ра, Хор, Атон у египтян, Уту у шумеро-аккадцев Аматерасу у японцев и т.д., а древнеегипетский Амон-Ра и вавилонский Шамаш даже занимали главное место в пантеоне.         
Зримым свидетельством солнечных культов являются сохранившиеся до наших дней каменные календари, которые поражают ученых своей точностью и изяществом. Архаическое сознание воспринимало Солнце в виде колеса, как образ циклического ритма, непрерывности развития мироздания. Этот символ времени нашел отражение в различных мифологических системах, в которых, как правило, изобретение календаря приписывается божеству или культурному герою. Осирис в Египте, Ормузд в Персии, Кецалькоатль у ацтеков, Прометей в Греции, наряду с другими навыками, научили людей вычислять даты по календарю.

Разработка текстов Нартиады [4], [5] и других мифологических источников позволила установить ряд взаимосвязанных причинно-следственных связей, параллелей. Одним из центральных персонажей, который сочетает в себе качества культурного героя и солярного божества в Нартиаде, является нарт Сослан. Его чудесное рождение из камня аналогично рождению другого солнечного бога – иранского Митры.  Сослана закаляют в волчьем молоке. Волк – зооморфная ипостась осенне-зимнего солнца. На плече у Сослана солярные символы, женится он на прекрасной дочери Солнца, поднимается по солнечному лучу на небо, все свои победы одерживает, когда Солнце находится в зените, и умирает от Колеса Руймона – родного брата солнечной девы. (рис. Сослан иллюстрации к эпосу)

 В иронском Нартовском эпосе – этом кладезе всевозможных знаний – есть удивительное сказание «Дары небожителей нарту Сослану» [5], которое во всех деталях воспроизводит священный календарь североиранцев. Речь идет о солнечном календаре, которым ироны пользовались вплоть до начала ХХ в. и который отражал цикличность движения солнечного колеса по небосводу. Этот природный принцип, вызывающий последовательность смены времен года, чередования дня и ночи, есть прямое и самое наглядное следствие течения времени.

 Четыре астрономических явления, связанных с годовым движением Солнца: день зимнего солнцестояния – 21 - 22 декабря, день летнего солнцестояния 22 июня, день весеннего равноденствия 22 марта, день осеннего равноденствия – 22 сентября – составляют сакральный крест в круге. Наложенный на него под углом 45° второй крест четко разграничивает временные отрезки в годовом движении Солнца (рис. 2). В реликтовом языке народа Ир есть выражение «дыг;рдыг хур» - двойное солнце. (рис. восьмисегментный круг)

Приведенное деление полностью совпадает с делением года у индоевропейских народов на 8 месяцев с его четверично-восьмиричной системой счета. Эта структура лежит в основе великолепных произведений древнего искусства народов индоиранского культурного круга. Так солярная природа персидского Митры подчеркивалась его лучевой короной с 7 лучами. Одним из основных символов в митраизме является крест в круге. «Митра – солярное божество и появление креста в его символике вполне оправдано, поскольку четыре угла креста соответствуют четырем кардинальным точкам на годичном пути Солнца – двум равноденствиям и двум солнцестояниям» [6]. Крест в круге можно встретить и на сценах священной трапезы Митры, ими отмечен круглый ритуальный хлеб. (рис. митра на скале с короной семилучевой)

 Трон тибетского божества Шенраба, основателя религии «Бон», также украшал восьмисегментный круг. Согласно тибетской мифологии Шенраб вышел из центра бонской свастики. В шумерском алфавите первая буква изображалась в виде восьмисегментного круга и переводилась как бог и небо. В скандинавской мифологии верховный Бог Один восседает на восьминогом белом коне Слейпнире. Нарт Арахцау также владеет восьминогим конем [7], [8], [9]. Конь в мифологии – символ солнечной животворящей энергии, а солнце часто изображалось с восемью «ногами». Известен восьмиричный большой солнечный календарь протоиндийского периода (3 тыс. до н.э.). Верховный Бог протоиндийцев ассоциировался с Солнцем и именовался Богом восьми форм. (рис. шенраб на троне, одни на слипнерре)

 Удивительным образом тема календаря возвращает нас к наследию легендарных скифов. Они изобразили свой священный солнечный календарь на обороте знаменитого Келермесского зеркала [9]. Календарный характер имеет и знаменитая скифская пектораль из Толстой могилы. В. Цагараев в монографии «Золотая яблоня нартов» [10] отмечает, «что горизонтальная проекция пекторали связывала её со средней зоной мира людей, а значит и с категорией времени в этой зоне. Домашние животные выступают символами годичного цикла природы в ее весенне-летне-осеннем состоянии».

Безусловно, символизм Келермесского зеркала и Золотой пекторали североиранцев есть вершина осознанного восприятия человеком всего величия солнечной системы, сотворенной Богом-Творцом. Запечатленные на них пластичные визуальные образы донесли до нас не только знания об упорядоченной смене природных временных периодов, но и передали во всей своей величественной простоте мироощущение и мировосприятие народа ир. Поэтому вопрос о том, имели ли киммеро-скифо-сарматы, т.е.  ироны, свой оригинальный календарь, во многом носит риторический характер.
В греческом искусстве такие составные существа как Сфинкс, Единорог являлись календарными символами по мнению мифолога Роберта Грейвса, который полагал, что «каждая составная часть этих существ соответствовала определенному времени года в священном году небесной царицы» [11].

Знаменитый круглый дендерский зодиак разделен на 8 основных сегментов. Аналогичное деление можно наблюдать и на каменном календаре ацтеков в его солнечном секторе.

 «У кельтов колесо с четырьмя спицами символизирует астрономический год и смену четырех сезонов. Слова, обозначающие «год» и «колесо», в кельтских языках совпадают. Колесо было атрибутом верховного бога кельтов в качестве управляющего временными циклами. В буддийской религиозной концепции есть понятие «колеса времени» Калачакры, которое символизирует единство макро и микрокосма. Таким образом, изменяя себя, человек изменяет мир» [12]. (рис. кельтский крест)

 Знаменитые Ворота Солнца в Тиауанаку исследователь Познански характеризовал как «самое совершенное и важное произведение искусства…наследство и изящное свидетельство культуры, знаний и цивилизованности людей и их правителей» [13]. Изучив центральную фигуру и меандр под ней, ученый пришел к выводу, что это солнечный календарь, который начинается в день весеннего равноденствия. Зороастрийский бог времени Зерван изображался с львиной головой и обвивающейся вокруг тела змеёй, которая, помимо всего прочего, обозначала спиралевидное движение Солнца по небосводу. (рис. ворота Солнца)

 Итак, мы видим, что у разных народов диск с восемью лучами символизирует сияющее солнце – обязательный графический символ ритуального застолья у легендарного народа Ир (три сакральных круглых пирога разрезаются двумя совмещенными по центру крестами, знаково воспроизводя восьмилучевую звезду – древний арийский символ Солнца и Колеса года).  В донесенной им до наших дней традиции наряду с культом Единого Верховного Бога существуют культы Солнца, Луны, звезд и других божественных творений. Как графический символ стихии солнца-огня восьмилучевая звезда нашла отражение не только в мифологии иронского народа, но и в его архитектуре, художественных изделиях, в ритуале застолья, в хореографии, орнаментике, национальной одежде. (рис.восьмилучевые звезды на дереве)

 Производственно-хозяйственная жизнь народа осуществлялась по лунному календарю, где за единицу времени была взята неделя. Солнечный календарь был связан с сакральными культами и именами небожителей Нартиады. В небесных дарах, которые они передают людям через солнечную ипостась – героя Сослана, ясно читается календарная символика [5].

 Небесный кузнец Курдал;гон согласился изготовить в своей кузнице соху для нартов, «чтобы каждой весной они вспахивали свои пашни». В ответ Сослан пообещал каждую весну прославлять имя Курдал;гона. До недавнего времени ироны свято чтили древний культ огня и металла. Один из сакральных кодов Нартиады связан с идеей сплавов.

 К весеннее-летнему годовому циклу относится бесценный дар другого небожителя, повелителя грома – Уацилла. Хлебные зерна из своих закромов подарил он людям: «Весной, как только станет согреваться земля, вы будете их сеять на южных склонах гор и холмов. И теми зернами, что вы соберете осенью, будете кормиться целый год». Отправление культа покровителя злаков происходит в весеннее-летний период года и включает в себя несколько кувдов: Хор-хоры бон, Къутуг;н;н, К;рд;гх;сс;н, Хорыс;р.

 Покровитель домашнего скота – Ф;лв;ра научил Сослана скотоводческим заговорам, чтобы защитить домашних животных от волков. Его ироны (ир-ас-аланы) почитали и почитают сегодня в летний период.

Не пожалел своих даров и повелитель благородных зверей ;фсати, но при этом потребовал своей доли от людей: «Пусть охотник, собираясь на охоту, захватит с собой из дому три лепешки; на перевале пусть он ими помянет меня».
Суровый повелитель ветров Гал;гон также одарил людей: «Когда осенью будете вы веять зерно на току, то нашлю я ветер, унесет он мякину, и останется вам чистое, тяжелое зерно».

Могучий повелитель вод – Донбеттыр щедро одарил земных людей: «Отныне пусть нарты строят мельницы на моих бегущих водах, а я поручу резвым моим дочерям, чтобы они днем и ночью вертели в воде колеса».

Покровитель отважных мужчин Золотой Уастырджи поднял здравицу за Сослана: «Дарю я нарту Сослану меч мой – тот, что на таком же пиршестве подарил мне небесный кузнец Курдал;гон» (меч – луч Солнца, сила весенне-летнего светила).
Дар небожителя Сафа, который собрал в своем доме всех богов – почетная Золотая Чаша.

Вот такие сезонные дары благодаря нарту Сослану получили люди. Если мы расположим их по явлениям восьми сезонных ипостасей Солнца, то получим Священный иронский календарь, который полностью идентичен скифскому солярному календарю, священному календарю митраистов, солнечному календарю скандинавских народов.
Священным этот календарь является не только потому, что он соответствует основным солнечным фазам в году, но и потому, что «четыре важнейших сюжета в «биографии» Солнца кодировались в мифопоэтической системе индоиранцев как четыре важнейших этапа в земной жизни человека: зачатие (зимнее солнцестояние), рождение (весеннее равноденствие), брак (летнее солнцестояние) и смерть (осеннее равноденствие)». Данные точки в годичном движении Солнца – есть символизация эволюционного пути, восхождения человеческой души к совершенству, к свету.
 
 Джон Лунди в своей монографии «Монументальное христианство» пишет о подземных храмах митраистов следующее: «Эти пещеры были украшены знаками зодиака: Рака и Козерога. Зимнее и летнее солнцестояния были в центре внимания как ворота для душ, сходящих в этот мир или восходящих к Богу. Рак был первыми воротами схождения, а Козерог вторыми воротами восхождения. Это были два пути бессмертного прохождения с неба на землю и с земли на небо» [14]. Огненный Митра выступает как парное божество вместе с владыкой вод Апам-Напатой, как две одинаково необходимые для жизни стихии.

 В приведенном выше сказании «Дары небожителей нарту Сослану» [5] эта оппозиция представлена божествами Сафа и Донбеттыром. Небожитель Сафа - покровитель надочажной цепи, звенья которой символизируют ступени духовной лестницы и связь поколений. Донбеттыр контролирует хтонические порождающие жизнь энергии, которые маркируются символом зарождения – мельничным жерновом. Восьмичастный круг (мандала) и восемь небожителей, каждый из которых патронирует определенный сегмент этого круга, есть Колесо года, символ времени – древнейший солнечный календарь индоевропейцев, сохранившийся в культурной традиции народа Ир (следует отметить, что восемь небожителей, представленных в священном календаре, являются парными божествами, так как не только в сакральных текстах, но и в ритуальных песнопениях они упоминаются попарно: Уастырджи с Афсати, Курдалагон с Галагоном и т.д. Иначе говоря, расположение солнечных божеств по диагоналям календаря не является случайным ии имеет устойчивую природу в культурной традиции иров). Через солнечного героя Сослана людям передаются символы божественного Знания о законах природы и закладываются основы культуры, систематизированные в полисемантичном символе – Солнечном календаре. Следовательно, каждое из основных и промежуточных направлений солнечного календаря находится под охраной определенного божества. Все вместе они составляют энергетический резервуар небесного светила. (рис. кобанское колесо года, кельтские календарь с головами 8 шт)

Не может быть случайностью тот факт, что общее количество долей трех сакральных пирогов народа ир соответствует 24 знакам – энергиям рунного ряда. «Из первоначального изображения Колеса солнечного года возник шрифт (руны) как изначальное следствие и порождение календарных знаков, и все это писалось «вокруг солнца», в форме круга (по краям круглой деревянной дощечки – Колеса года)» (Г.  Вирт). «К прообразу круга как символу, в котором синтезированы идеи развития, восходят пантеоны древних богов, возникновение протописьменности и «кругового мышления» (В. Гринив). Двадцать четыре рунических знака-символа, расположенных по солнечной окружности являются по А. Баллати «энергетическими матрицами субатомного уровня.» Иронское слово run, древнескандинавское и англосаксонское run, немецкое runa связаны с древнейшей лексемой ru со значением «тайна», а древнегерманское слово raunen – таинственно шептать, узнавать тайное, прозревать – имеет аналогичное значение и в иронском раунын». Архаичные названия 24 рун этимологизируются только с языка ир-ас-алан. (рис. колесо года с рунами)
Небожитель Ф;лв;ра, обучивший людей тайным заговорам (таинственно шептать), по сути приобщил их к сокровенному Знанию рун. Сектор Ф;лв;ра в календаре иронов соответствует сектору самопожертвования. Подобная мироустроительная идея просматривается в действиях скандинавского верховного бога Одина, который принес себя в жертву, провисев пригвожденным к мировому древу Иггдрасиль 9 дней, чтобы постичь тайны рунических знаков. Есть еще одно удивительное соответствие: и Один, и Ф;лв;ра – одноглазые (всевидящие) боги, Ф;лв;ра – пастух человеческих душ, а в имени Одина корень од – уд означает душа.

Разновидностью «вечного» солярного календаря иронов являются рунические календари Норвегии, Дании, Швеции в форме меча или посоха с священными символами (рунами), отражающими энергосистему солнца. (рис. Рунические календари)
 В ходе проведенного исследования было установлено, что кобано-тлийские, скифские артефакты выражают ту же пространственно-временную категорию мира средствами зооморфного или геометрического кодов. Идея Колеса года нашла свое отражение в искусстве кобанской бронзы (II – I тыс. до н.э.). Среди самобытных бронзовых изделий кобанской культуры немало артефактов, отражающих структуру сакрального календаря иронов.

Это и идеограмма Года, в которой основные фазы Солнца отмечены образами небожителей, и потрясающие своим художественным совершенством бронзовые пояса с вереницей «солнечных» животных: оленей, кабанов, быков, собак, горных козлов, ослов и птиц. Скифские пекторали с зооморфными символами также имеют ярко выраженную календарную семантику. Многочисленные розетки, спирали, свастики на бронзовых и золотых изделиях древних мастеров говорят сами за себя. Изобразительные возможности зооморфного кода значительно лучше приспособлены для передачи мифологической информации о древней космогонии.  «Божественные силы олицетворялись в образе животных» (Я.В. Доманский)

Мифоэпическое восприятие устройства мироздания в культуре народа ир наглядно отражено в изобразительных текстах Нартиады. В их основу были положены зооморфные образы следующих небожителей:

Небожители / Функции / Зооморфные символы

Сафа / Божество домашнего очага, покровитель надочажной цепи / Огненный дракон - символ мудрости и сакральных знаний, сила и мощь летнего светила
Донбеттыр / Владыка водного царства, покровитель рыб / Рыба – символ, связанный с плодородием и зарождением жизни
Уастырджи / Древнейшее Солнечное Божество ир-ас-алан, покровитель Духовного Пути / Бык – зооморфный символ солнца и плодородия, а также воинской доблести (весенне-летний аспект солнца)
Афсати / Покровитель благородных животных / Медведь – символ воинской силы, отваги, сакральных знаний, а также возрождения (осенне-зимнее солнце)
Курдалагон / Небесный кузнец, закаляет лучших нартовских героев, кует мечи / Волк – символ хтонических сил, которые порождают солнечный свет (зимне-весеннее солнце)
Галагон / Небесный покровитель ветров / Птица – символ свободного духа
Уацилла / Могущественный громовержец, покровитель хлебных злаков и урожая / Вепрь – символ хтонической энергии земли, плодородия, воинской мощи. (зимне-весеннее солнце)
Фалвара / Покровитель мелкого домашнего скота, главным образом овец / Агнец – символ самопожертвования, чистоты и смирения, жертвенное животное Солнечного Божества


Замкнутый в круге ряд священных животных символизирует смену временных циклов в годовом движении Солнца. Данный символический текст многократно воспроизводится в иронских сказках о животных, выражая идею победы света над тьмой. «В наиболее сложных и, очевидно, семантически значимых случаях животные образуют ритмичные ряды, следуя друг за другом в определенном порядке. Размещение и последовательность их изображений несомненно подчинены особому знаковому коду» (К. Чугунов). (рис. Круг животных в скифской пластике)

Понять изобразительную структуру солярного календаря иронов, священную природу зооморфной знаковости «солнечных животных» можно только с помощью так называемого хатиагского языка, который является сложной, многоуровневой системой кодирования информации. С помощью этого полисемантичного языка передавалось древнее Учение. Один из самых сложных для прочтения пластов этого языка выявил исследователь культурной традиции северных иранцев Н. Абаев. В своей статье о реликтовой теории иронского языка он установил, что «каждое слово этого языка представляет из себя набор неделимых (атомарных) мыслей, подобно тому, как каждое сложное химическое вещество состоит из неделимых атомов (в старой физике) разных химических элементов» (2).

Согласно этой теории, зооморфные инкарнации Богов в сакральном календаре являют изобразительный текст, космограмму, воспроизводящую архетипическую идею Духовного Пути, связанную с мировоззренческой категорией Ирон ;гъдау. С этого языка иронские (ир-ас-аланские) обозначения священных животных, являющиеся эмблемами солнечного божества, читаются как тайнопись.

Зооморфный образ - Символика и тайный смысл

Олень – саг
Символ солнца и высшего нрава – Уас-дан. В Нартиаде неоднократно упоминаются золотые олени как небесные создания. Помимо очевидного смысла, лексема саг означает божественный нрав и священную чашу – Уас-уаг. В иронском языке еще и сегодня сохранилось определение сильного статного мужчины как саг – наделенный высшим нравом. В ритуальных танцах партия мужчины также воплощает идею совершенного нрава, его безупречная осанка и танец на полупальцах выдают в нем солнечный персонаж. Неповторимая особенность этнической хореографии иронов – танец на носках, как на пуантах, подробно воспет в Нартиаде и увековечен в скифской пластике: танцующие скифы на золотых кувшинах и олени «на цыпочках» в скифском и кобанском искусстве (идея мистического полета). Золотой олень – зооморфная инкарнация богини Шатаны. Образ оленя один из самых распространенных в культуре северных иранцев, с ним связаны и ритуалы в святых дзуарах.
Семантическая цепь: саг (олень) – солнце – Сослан – высший нрав - благородный рыцарь – хранитель чаши - богиня.

Рыба – к;саг
В Нартиаде водная нимфа Дзерасса является прародительницей нартовских героев. Во многих сюжетах сказаний рыбаки вылавливают из воды чудесных златовласых детей (символы солнечной энергии). Водная стихия является родной для героев эпоса и символизирует духовный первопринцип, а также сакральные знания. Водным царством управляет Донбеттыр. Жители подводного царства в Нартиаде очень напоминают обитателей звездной системы Сириуса, которые по преданиям являются амфибиями. Название рыбы (к;саг) содержит лексему саг - уас-уаг – божественный нрав.
Семантическая цепь: рыба – владыка вод Донбеттыр – богиня – идея рождения – сакральные знания.

Волк – бир;гъ, у;рх
Зооморфная ипостась зимне-весеннего солнца. Инкарнация небесного кузнеца Курдал;гона. В Нартиаде есть Бог – покровитель волков – Тутыр. Имя родоначальника фамилии выдающихся воинов ;хс;рт;ггат;, Уарх;г, переводится как волк. И в имени небожителя Курдалагона, и в имени родоначальника Нартов – Уарх;га присутствует лексема аг-уаг-нрав. Волк и первопес Силам являются зооморфными ипостасями великой богини Шатаны, которая соотносится с «собачьей» звездой Сириус.
Семантическсая цепь: волк – небесный кузнец Курдал;гон – идея закаливания (перерождение) – металл – высший нрав – богиня.

Вепрь – хъ;дд;г хуы
Зооморфная инкарнация весеннего светила, грозового божества Уацилла, символизирует плодородие и весенние всходы. В Зендавесте вепрь – символ солнца с эпитетом «сияющий», в скандинавских Эддах на вепре, «золотая щетина» разъезжает бог Солнца Фрейер, в Индии бог Вишну воплощается в кабана. На санскрите кабан – коло (круг, колесо, солнце). В Нартиаде предводитель нартов Урузмаг неоднократно назван белым кабаном. В его имени так же, как и в названии вепря - хъ;дд;г хуы содержится древняя лексема аг-уаг-нрав. Первая часть слова хъ;д переводится как дерево, характер, сердцевина. Супруга божественного вепря (Урузмага) в Нартиаде – великая Шатана.
Семантическая цепь: вепрь – Уацилла – зерно – солнце – высший нрав – богиня.

Бык – гал
Сила и мощь весенне-летнего светила. Бык – инкарнация и жертвенное животное солнечного божества, имя-титул которого также связано с образом быка – Уас-стыр(стур)-джы. Это один из самых почитаемых Богов иронского пантеона, покровитель духовного Пути и путников. Интересно, что древнейшая лексема гал связана в обратном порядке маркеров другим смыслозначимым понятием - лаг (человек, мужчина) – уал-уаг (высший нрав), т.е. корень гал заключает в себе схему двойной солнечной спирали, передающей идею движения Солнца по Зодиаку и идею эволюционного движения души. Дочерью солнечного божества «крылатого священного быка» является мудрая Шатана.
Семантическая цепь: бык – солнце – солнечное божество – непобедимый воин – высший нрав – богиня.

Дракон – зали;г къалм
Кульминационная точка солнечной активности, один из высших уровней посвящения, символ тайных знаний. Воплощает свет мира, мудрость и духовную победу. Герои Нартиады – рыцари драконоборцы, достигают духовно-нравственного совершенства. В эпических текстах обозначение дракона – зали;г къалм содержит древнюю лексему аг-уаг (круг, нрав). Дракон связан с порождающей энергией. Зубы дракона символизируют два волшебных ножичка небожителя Сафы (фаллический символ), которые получает в дар царица нартов Шатана. Дракон в своем женском аспекте – зооморфный образ всезнающей Шатаны.
Семантическая цепь: дракон – Сафа – мудрость – огонь – солнце – богиня – духовный воин – высший нрав.

Птица – маргъ
Птенец – цъиу Символ духовной свободы, истины, полета. Птичьи перья – атрибуты солнечных Богов. При сотворении нартов именно Бог ветра Гал;гон оживляет их своим дыханием. В имени небожителя присутствует лексема аг-уаг-нрав. В иронском языке птенец – цъиу и слово парить джиу совпадают по звучанию. Вестницей богов в Нартиаде является ласточка – зооморфный аспект Шатаны ведуньи.
Семантическая цепь: птица – Гал;гон – дух – ветер – дыхание – парение – высший нрав – богиня.

Агнец (овен) – фыр
Распространённая инкарнация солнечных богов, их жертвенное животное. Символ стихии огня и солнечной энергии. В Нартиаде древнейший культовый символ небесной благодати – фарна. Небожитель Ф;лв;р; как многие солнечные Боги является обладателем «солнечного глаза», что соотносится с высшей мудростью и высшим нравом. Шатана как великая богиня соотносится с глазом солнечного божества. Ф;лв;р; «добрый пастырь», защитник стад, пастух человеческих душ. Бараньи рога и крылатые овны – излюбленные символы солнца в искусстве киммеро-скифо-сармато-алан.
Семантимческая цепь: агнец – Ф;лв;р; – солнце – жертва – фарн – высший нрав – богиня, воспитательница воинов.

Медведь – арс
Зооморфный символ тайного знания и посвящения. Белый медведь – инкарнация ;фсати как царя зверей и наставника в инициации нартовских героев. ;фсати владеет золотыми оленями, символами солнца и, следовательно, высшим нравом (саг-уас-уаг). Образ медведя связан со многими воинскими божествами, с ритуалами поклонения солнцу. Иронское название медведя содержит архаичную лексему ар, связанную с идей рождения (возрождения). В иронском фольклоре рождение у людей сына-медведя всегда связано с солнечными культами. Шатана женский принцип и творческая энергия хозяина благородных животных ;фсати. И в имени небожителя, и в имени богини присутствует корень «сат». Царица нартов Шатана – наставляющая на Путь и указующая Путь.
Семантическая цепь: медведь – ;фсати – зимнее солнце – тайное знание – инициация – возрождение – высший нрав – богиня.


Рассмотрев в таком ключе разнообразные зооморфные образы, представленные в сакральном календаре, можно констатировать, что они связаны единой стержневой идеей и единой системой ценностей, а именно: идеей восхождения к свету-знаниям ступенями духовно-нравственного совершенствования. Нравственные начала веры иронов связаны с восемью сакральными датами Солнечного календаря. По А. Чочиеву «Нрав (уаг) – это центральная идея идеологии Нартиады». Путь Солнца по Зодиакальному кругу осмыслен в терминах этой идеологии. Особый язык, на котором передавалось Учение – хатиаг ;вз;г содержит лексему аг (уаг) нрав и корень хат (понимать, постигать). (рис. Аланская богиня с кругом)

Само слово ф;ндаг (путь, дорога) тоже содержит древнейшую лексему аг (уаг – нрав) и поразительно точно передает сокровенные смыслы, заложенные создателями идеологических концепций Нартиады в структуру своего уникального календаря: ф;нд – желание, намерение + аг (уаг) круг, нрав, что является точным выражением смысла Духовного Пути.

Колесо года, двойной крест, восьмилучевая звезда – все это образы дочери солнца великой богини Шатаны, предметным эквивалентом которой является чудесная чаша нартов Уасамонг; – обучающая высшему нраву божественная вестница. И это она – Шатана – указующая путь звезда, свет, истина, сияющий нрав, хозяйка священных солнечных животных, восемь ликов солнца – сакральный календарь. Итогом Духовного Пути по идеологии Дз;угг;г было приобщение к высшему свету знания – Бон. В идеологии Нартиады «высшее знание есть высшее богатство» и поэтому «свет» Бон означает и богатство… «Восхождение к «сияющему восьмиграннику света» ssau – ast – tig  Bon – было дорогой познания жизни Дз;угг;г, поэтому свастику изображали на налобных полосках или восьмиэлементным орнаментом на бронзовых поясах жрецов – царей (эпоха бронзы – Тлийско-кобанская культура)».

Ир-ас-аланы представляли свою богиню в виде восьмисегментного круга, в теле которой зарождалось и взращивалось «семя нрава», юное солнце, божественное дитя.

        Ключевая идеологема культурной Традиции народа Ир (ир-ас-алан) связанная с идеей Духовного Пути убедительно иллюстрируется календарной системой знаков. Если мы расположим сезонные дары небожителей: мельница, плуг, семена, меч, золотая чаша, благие мысли, слова и дела – по явлениям восьми ипостасей солнца, то получим универсальную схему Духовного Пути, в котором путь небесного светила (Солнце в древних культурах называли непобедимым героем – воином и пастырем душ) совпадает с восхождением души по эволюционным ступеням.
По закону аналогий годовой путь солнца – восемь основных фаз в году – соответствовал в мифопоэтической системе иронов важнейшим этапам земной жизни человека. Данные точки в годичном движении Солнца и есть символизация эволюционного Пути – Пути восхождения человеческой души к совершенству, к свету - Ирон ф;нд;г (дорога Иров). Это великий духовный Путь древних Асов: рождение в самое темное время года (зона Донбеттыра); закаливание, получение бессмертного тела (зона Курдалагона); рост, посредством силы Солнца (зона Уациллы); добывание меча из небесного металла (зона Уастырджи); победа над врагами, женитьба на дочери Солнца (зона Сафы); бессмертный Подвиг (зона Галагона); самопожертвование (зона Фалвара); жертвоприношение (зона Афсати); ритуальная смерть и новое рождение.
Принципы Солнечного календаря иронов соответствуют общим мироустроительным принципам согласно которым путь солнца по небосводу соотносится с жизненным духовным путем человека – воина света.
Путь воинов света уподобляется алхимическому процессу превращения неблагородных металлов в благородные. Он начинается в секторе Курдалагона, который закаляет лучших нартовских героев, превращая их тела в высококачественную сталь, и заканчивается посвящением в высшее знание в секторе Афсати (конец годового цикла, период времени, когда в древности проводились Великие мистерии).
Колесо года выражает божественный закон и неизменный миропорядок, являясь культурно-символическим воспроизведением образа солнечного пути, который составляет существо сакральной доктрины ир-ас-аланского народа.
Примечательно, что образы сакрального Солнечного календаря Нартиады полностью совпадают с образами народного календаря иронов (рис.2), в котором представлены те же божества: Уастырджи, Сафа, Гал;гон, Ф;лв;ра, ;фсати, Донбеттыр, Курдал;гон, Уацилла.
Солнечная подоснова народного календаря иронов подчеркивается универсальным знаковым символом – это круг, разделенный двадцатью четырьмя радиусами, означающими движение солнца по небосводу, которое дублируется ритуально-обрядовыми средствами, передающими идею эволюционного пути: жертвоприношение «солнечных животных» и передача младшим представителям социума за ритуальным застольем анатомического символа движения по Пути – скъу (бедренной кости жертвенного животного); отпечаток ноги ребенка в ритуальном блюде (дзыкка) как символ движения; первая возрастная инициация для трехлетних детей с говорящим названием Дз;угг;г (наделение нравом идущего по Пути); посвящение покойнику сердца (анатомический символ Солнца) и задней левой ножки жертвенного барашка (символ движения) и т.д.

Неизменные в тичение тысячелетий культурные стереотипы донесли до наших дней потрясающие по своей архаичности и символической наполненности обряды, связанные с солнечными культами (все они представлены в народном календаре иронов), среди которых особенно выделяется уникальный праздник «Никколайы къувд» в Лесгоре, воспроизводящий ритуально-обрядовыми средствами грандиозную солнечную мистерию.

По сути солнечная символика сопутствовала человек традиций всю жизнь – от рождения, совершавшегося в хлеву (нижний уровень семиярусной башни, хтоническая зона), до смерти, так как похоронная обрядность иронского народа так же пронизана солярной образностью. Это и древнейший обряд «б;хф;лдисин» - посвящение коня (символа солнца) умершему; И традиционное пожелание душе – рухс аг у (будь достоин света); И разжигание ритуального огня на могиле; И установка надмогильного камня-знака (цырт), семантически восходящего к скифским курганным идолам. Как все гениальное цырт имеет простую форму, которой исследователи приписывают, то фаллический символизм, то символизм мирового древа, при этом словно игнорируя факт поразительной устойчивости формы и орнаментики цырта, однозначно указывающий на его смысло-значемую функцию. Цырт – это гномон – каменный символ солнца, куда уходят по преданию души людей. Это древнейшие солнечные часы, включающие в свою световую орбиту могильный холм и отмеряющие время для другой реальности, приближающей возрождение.

Циклический круг календаря иронов объединяет богов, духовно-нравственные начала веры и сезонные обряды, связанные с праздниками и месяцами культового календаря.
В основе Сакрального календаря и культурной Традиции иронского народа лежат потрясающие знания о энергосистеме солнца.

В развитие выше сказанного, следует подчеркнуть, что жизненный путь мужчины-воина осмыслялся в солярной образности, полностью соответствующей структуре сакрального календаря иронов: воины-псы (волки) в Нартиаде; воины-кабаны (самоназвание скифов – сколоты от иронского коло – солнце, круг (на санскрите коло - это кабан), головные уборы из кабаньих клыков; воины-быки (галы) с рогатыми шлемами; воины-драконы (сармато-аланские драконарии); воины-соколы («птичьи» головные уборы скифо-сармато-алан); воины-овны со шлемами с бараньими рогами; воины-медведи (берсерки). То есть и здесь перед нами предстают все те же священные животные, знаково передающие различные уровни духовного учения иронов.

Более того, структурный анализ художественной формы иронского национального костюма выявляет аналогичные солярные коды, которые особенно ярко проявляются в главной декоративной детали костюма – в мужском поясе. Семантически воспроизводя идею солнечного пути, пояс имеет те же предметные маркеры, что и календарь: чаша, меч, два ножичка (зубы дракона), огниво, горит, а четыре орнаментальных акцента на поясе, соответствуют четырем основным солнечным фазам.

Иронский национальный костюм является одним из древнейших и красивейших нарядов в мире и свидетельствует не только о безупречном художественном вкусе его создателей, но и о знаковой сакральности всех его элементов. Основные части изысканного этнокостюма воспроизводят мифологические характеристики солярной знаковости. Так, женское распашное платье, как и мужская черкеска, шьется из восьми клиньев (восьмисегментный круг), пояс состоит из восьми элементов. Женская шапочка в виде усеченного конуса орнаментируется восьмичастным узором. Два квадратных платка, которыми покрывают голову невесты, воспроизводят образ восьмилучевой звезды.

Духовные смыслы, заложенные в формы и орнаментальные узоры потрясающего национального костюма, отражают солярную подоснову изобразительного искусства иронского народа. (рис. Костюм национальный.)

Приведенная устойчивость образной знаковости универсальной структуры иронского календаря выступает важным свидетельством господства в среде этого легендарного народа единой духовной формулы.

Календарная символика безупречно читается и в духовных дарах небожителей, иллюстрирующих идею Духовного Пути как трансмутацию души-семени. Центральная диагональ солнечного календаря, соответствующая зимнему (Донбеттыр) и летнему (Сафа) солнцестояниям отмечена соответственно мельничными жерновами и небесной цепью. Вращение мельничного жернова семантически соотносится с свастическим движением, энергией жизни, которая зарождается в хтонической зоне мироздания. На мельнице зерна перемалывают в муку (на языке древних мистерий зерно умирает для того, чтобы возродиться в виде румяного каравая). Крохотные глиняные макеты зерен и сами зерна, знаково передающие идею смерти и возрождения, часто находили в скифских курганах. Так с помощью эмблемы сельскохозяйственного цикла передавалась идея Духовного Пути.

Следующий предмет соха, также относясь к календарной символике, передает идею духовного роста: брошенное в землю (душу) зерно должно умереть и дать жизнь новому ростку, а для этого землю (душу) следует хорошенько вспахать (подготовить). Именно об этом говорится в евангельской притче о зерне.

Аналогичный символизм зерна часто встречается в иронском фольклоре, шумерских, египетских, греческих мифах. Курдал;гон изготавливает для нартов соху и кует мечи из небесного металла, отождествляющиеся с зубами дракона (семена жизни, солнечная энергия). Божественный кузнец связан с огнем земным и небесным, он кует оружие для богов и героев, а также закаляет (идея перерождения) их тела и души.
В даосских духовных практиках используют понятия – «внешняя алхимия» и «внутренняя алхимия», которые как нельзя лучше передают идею трансмутации неблагородных металлов в золото и грубых жизненных энергий в тонкие духовные энергии.

Следующий дар небожителей – это сами зерна, которые должны упасть в подготовленную почву (душу). Но так как зерна не просто символы годовых природных циклов, но и символы Духовного Пути, символы растительных сил и духовных сил, то в солнечном календаре они соответствуют весеннему равноденствию, рождению Солнца – юной души. В ир-ас-аланском («осетинском») языке слово хор означает и зерно, и солнце. Египетский Бог производительных сил назывался зерном, в Евангелии Христос также сравнивает себя с зерном. В греческой мифологии предводитель аргонавтов, Ясон, для получения Золотого руна (символа солнечных божественных знаний) должен выполнить условия царя Колхиды, сына Бога Солнца Ээта: «Запрячь двух огненных быков (метафора внутренних энергий человеческой природы), посеять зубы дракона, из которых прорастают вооруженные воины». Вся знаковая система этого сюжета связана с солярной образностью ир-ас-аланского календаря – волшебная мазь Медеи, превращающая тело героя в сталь, плуг, семена – зубы дракона, солнечные быки, меч, стерегущий руно дракон, крылатый овен, богиня-чародейка нижнего мира.

Небесный меч лучезарного покровителя Духовного Пути Уастырджи, являет собой свет-знание и семантически передает идею духовного посвящения. Данный сокровенный символ породил священный меч нарта Батраза и его производные, а именно – меч короля Артура, меч Зигфрида, меч Беовульфа – все они имеют непосредственное отношение к солнечным культам иронов.

Почетная Золотая чаша небожителя Сафы символизирует силу и мощь солнечной энергии (летнее солнцестояние) и семантически соответствует духовному Учению.
Особой сакральностью пронизаны дары трех небожителей Нартиады: ветер (Гал;гон), который соотносится с движением, первозвуком и первомыслью, а также с духом (почти все верховные божества древних цивилизаций отождествлялись с ветром), божественное слово (Ф;лв;ра) и благие дела (;фсати).

В контексте исследуемого сказания дар небожителя Ф;лв;ра (заговоры против волков) следует понимать, как мифологему, связанную с идеей противостоящих энергий мира – овцы (жертвенное животное солнечного божества, свет-знание, духовное начало) и волка (хтонические силы, материальное начало). Заговоры небожителя есть благие слова, гармонизирующие сознание.

Дар ;фсати (доля людей от благородных животных – олени, лани, туры, охота на которых семантически означает охоту за знаниями), связан с инициацией в высшее знание, объясняет жесткую канонизацию образной знаковости (три пирога, правая бедренная кость жертвенного животного – основные маркеры ритуального застолья иронов, воспроизводящие обрядово-ритуальными средствами энергетическую матрицу вселенной) и подчинение жизни и деятельности человека высшим духовно-ценностным ориентирам.

 Сектор небожителя ;фсати соответствует периоду, когда солнце входит в знак Скорпиона (22 ноября). В древнем Египте и в странах Междуречья именно к этому периоду приурочивалось Посвящение в Великие Мистерии. В Иристоне (Осетии-Алании) это время, когда отмечают всенародный праздник Джеоргуыба, посвященный самому почитаемому божеству – Златокрылому Уастырджи – охранителю духовного Пути, духовного Учения, путников и воинов (в сакральном календаре это диагональ Уастырджи – ;фсати). В Нартиаде покровитель охотников (за знаниями) ;фсати отвечает за инициацию предводителя нартов Урузмага. («Кому досталась черная лисица») В сказании о дарах небожителей божество-покровитель благородных животных ;фсати повелевает охотникам отдавать первому встреченному на пути человеку правую бедренную кость убитого на черной горе животного. В анатомическом коде бедро передает идею движения и порождения жизни. Согласно концепции воспроизведенного солнечного календаря, данный сектор соотносится с последней ступенью посвящения.
Три ритуальных пирога, которые небожитель требует для себя в качестве жертвоприношения, означают в данном контексте полноту и завершённость учения.
Брошенная в вспаханную землю зерно прорастает, колосится, повелитель ветров Гал;гон отделяет зерна от плевел, Ф;лв;ра благословляет дары природы, ;фсати завершает процесс трансмутации зерна требованием ритуального жертвоприношения.
Аналогично проходит процесс трансмутации души. Брошенное в подготовленную (вспаханную) душу семя, прорастает, расцветает благодаря солнечной энергии, получает меч-учение (знание, отсекающее невежество), почетную чашу (символ мудрости); повелитель ветров Гал;гон отделяет благие мысли от мутного потока сознания; покровитель домашних животных (внутренних энергий человеческой природы) Ф;лв;ра обучает благим словам – заговорам, ритуалам, молитвам, мантрам, гармонизирующим сознание; ;фсати завершает процесс трансмутации души-семени требованием благих дел – жертвоприношений богам. Повеление грозного небожителя отдавать правую бедренную кость жертвенного животного первому встреченному на пути человеку, следует понимать, как помощь путнику, вступившему на Духовный Путь.

 Функции данной триады богов включают в себя базовые принципы всех мировых религий, являясь закономерным итогом Духовного Пути: благие мысли, благие слова, благие дела.

Все вместе божественные зоны Колеса Года образно представляют идеологию «Дз;угг;г» – снаряжение нравом путника, восходящего по ступеням духовно-нравственного совершенствования к свету-знаниям.

Структуру Иронского Сакрального Календаря (Табуй;г Ирон М;йрадуаг) аллегорически передают сказки о животных. В календарных сказках «Храбрый кот», «Кот, волк, медведь и кабан», «О кошке и зверях» и т.д. воспроизводится вся образная система солнечного календаря Нартиады. Действие разворачивается у Мирового Древа, медиатором между нижним и верхним мирами является кот (зооморфная ипостась Солнца), а в круговом шествии участвуют: медведь, кабан, волк, баран, муха, олень; символы Духовного Пути – столик фынг, кадушка меда, пироги, пиво. Бестиарные символы, привнося дополнительные символические нюансы, сохраняют свои смысловые характеристики.

В фольклоре народа ир немало сюжетов, относящихся к календарным циклам. В космогоническом сказании «Ф;ныкгуыз» (буквально «Сидящий в золе») посредством календарно-астрономической символики передается идея движения по кругу, как путь Солнца и сакральный, духовный путь самосовершенствования. Образы восьми великанов, привязанных к поясу жреца, графически воспроизводят восьмисегментный круг и идею вращения вокруг центра. Символы движения соотносятся с годовым солнечным циклом и соответствуют знаковому коду Священного календаря: сидящий в золе юноша – символика огня, света-знаний; хлеб – символ духовно-нравственной победы, трансмутации; сыр (белок) – символ жизни и знаний; шило – символ солнечной энергии; ердо – светодымовое отверстие в крыше, символ фарна, небесной благодати; бурый кабан – символ порождающей энергии.

Влияние таких сложных сакральных символов как Солнечный календарь на человека огромно, «поскольку глубинные процессы человеческой психики тесно связаны с процессами, происходящими в окружающем мире». В равной мере все великие мистерии античности так или иначе были связаны с солнечным культом, важнейшие праздники индоевропейских народов отражали основные моменты в годовом движении Солнца. Поэтому предлагается (рис. 2) в соответствии с традиционной культурой народа ир деление годового цикла на восемь частей и четыре сезона: лето (с;рд); осень (ф;зз;г); зима (зым;г); весна (уалздз;г).

Традиция торжественно отмечать и даже театрализовано проигрывать астрономические явления представляла яркую страницу национальной жизни. В Вавилоне частью новогодних праздников было публичное чтение эпоса «Энума элиш», описывающего происхождение солнечной системы, разыгрывались сцены небесной битвы. В стране Ир (Иристон, Аристон) разворачивались ристалища, где проходили всевозможные состязания. Особое место занимали поэтические собрания, на которых сказители доносили до народа эпические песни о сотворении жизни, Солнца, Земли, Луны. Они тысячелетиями сохраняли и передавали сакральную структуру мифо-поэтического наследия предков.

На рис. 3 в графической форме представлен расширительный вариант иронского сакрального календаря, который включает в себя празднества всего годового цикла. Календарь состоит из центрального круга и радиально расходящихся от него 24-х сегментов. Каждый из сегментов календаря посвящен определенному небожителю, отвечающему за соответствующую космогоническую сферу. Поэтому в сегменты вписаны соответствующие праздники и праздничные циклы. Данный календарь упорядочивает (восстанавливает) представления народа ир об устройстве Вселенной, эволюции его праздничного мира и пространственно-временном расположении торжественных (знаменательных) дат в годовом цикле и воспроизводит ритуальными средствами идею Духовного Пути. Таким образом, основные ритуалы ир-ас-аланского праздничного мира объясняются через воссозданный сакральный календарь. Применяя календарный анализ к ритуалам годового цикла, дешифруются сакральные смыслы культурной традиции североиранской и шире – индоевропейской цивилизации.

Миф часто называют развернутым символом. Если попытаться свести к единому знаку мифологию и культуру народа ир, мы получим двойную спираль – право- и левостороннее движение небесного светила. Данный графический образ визуально отражает существо его духовного мировоззрения – Ирон ;гъдау. Поэтому он и был положен пращурами ир-ас-аланского народа в основу своего сакрального календаря.
 
       Пока человек ощущает ритмы природы, он чувствует себя её неотъемлемой частью и живет в гармонии с миром и с самим собой, не нарушая единых нравственных законов мироздания, считая свою жизнь дорогой к свету, подражая Великому Светилу. Следовательно, Иронский Священный Календарь представляет собой универсальный символ Вселенского Закона, порождающий энергию вечного созидания.

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧ

Восстановленный по священным текстам Нартиады солярный календарь индоевропейцев относится к высокоинформационно насыщенным источникам изучения интеллектуальной и духовной сфер жизни архаичных народов и является универсальным ключом к прочтению сакральных текстов. Величественные образы богов и героев древних мифов становятся понятнее и ближе благодаря календарно-астральному прочтению.

Генеалогическая легенда скифов о 4 предметах, упавших с неба и горящих неземным огнем, укладывается в образно-знаковую систему календаря – меч-секира, чаша, плуг и ярмо. Четыре священных сокровища знаково воспроизводят солнечный крест – Колесо года. В астральном календаре  соха – дар небесного кузнеца Курдал;гона, чаша - священный атрибут солнечного героя Сослана  (чаша Уацамонга имеет 7 делений),  сияющий меч – дар Золотокрылого Уастырджи. В Солнечном календаре (рис. 2) это диагональ  Уастырджи – ;фсати. Небесный меч фиксирует границу самого темного времени года, когда Солнце 22 ноября входит в созвездие Скорпиона и теряет свою мощь и силу, будучи «укушенным Скорпионом». В этот временной отрезок года, когда торжествует тьма, светоносный меч Уастырджи освещает Духовный Путь, поддерживая людей. Поэтому в последнюю неделю ноября благодарные ироны отмечают свой самый главный в году праздник, посвященный Покровителю отважных мужчин. Гимны–молитвословия в честь небожителя призваны прославлять и воспевать победителя сил зла, а также помогать Солнцу в его движении по небосводу.

Схожий мифологический сюжет встречается в египетских священных текстах. Сын Великой Богини Исиды солнечный Бог Гор (Хор) был укушен скорпионом и мучительно умирал. Бог Солнца Ра, проплывая в своей небесной ладье, увидел сына Исиды и отправил на помощь ему Бога мудрости Тота (луч – энергия Ра), который с помощью гимнов – заклинаний вывел яд из Гора. Аналогия с текстом Нартиады полная.
 
В легендах о короле Артуре – круглый стол с чашей в центре и рыцари, жаждущие подвига, странствующие в поисках чаши Грааля, воплощают ту же идею солнечного календаря североиранцев.

В «Песне о Нибелунгах» герой Зигфрид – победитель Дракона, властелин волшебного меча. В Солярном календаре дракон соответствует летнему солнцестоянию, победе над врагами, женитьбе на дочери Солнца. Покорив дракона, Зигфрид приобщается к высшей мудрости и становится всезнающим и неуязвимым.

В китайской культурной традиции есть загадочный образ великого учителя Лао Дзы, сидящего на Синем Быке задом наперед и шествующего на Запад. Календарная символика иронского сакрального календаря проясняет и этот образ Лао Дзы – Дракона и Синего Быка как высший духовный уровень в цветовом спектре, и его движение на Запад с разворотом на Восток – как двойную солнечную спираль. Легендарный основатель даосизма считался покровителем кузнецов.

В скандинавских Эддах верховный Бог Один восседает на восьминогом коне, а мировое древо Игдрассиль называют конем Одина, отождествляя Бога с Древом и центром мироздания. Одина сопровождают 2 волка. В солнечном календаре иров Один соответствует вертикальной оси рыба – дракон, а два волка – это календарные даты равноденствий и соответствующие им празднования в честь покровителя волков Тутыра.

Дети скандинавского Бога Огня Локи, волк Фенрир и Мировой Змей Ёрмунганд, являют образ дракона скифо-алан (голова волка, тело змеи). В воссозданном иронском солярном календаре волк воплощает идею сева семян. Отсюда выражение «посеять зубы дракона», которое означает солнечную энергию, оплодотворяющую землю и порождающую жизнь. На санскрите волк и слово плуг являются синонимами. В Иронском Нартовском Эпосе Курдалагон (волк) дарит людям соху.

В Ведических гимнах есть образ перепелки в пасти волка, объяснить который не могут ни комментаторы гимнов, ни ученые. Солярный календарь иров дает безупречную расшифровку и этого образа: Диагональ – Курдал;гон (волк) и Гал;гон (птица) читается в терминах внутренней алхимии как рождение – закалка металла – души из огненной пасти кузнечного горна. А птица – это символ обновленной души. Следовательно, выражение «спасти перепелку из пасти волка» означает процесс трансмутации души.

В шумерском мифе о Гильгамеше путешествие героя за цветком бессмертия синхронизировано с годовым движением солнца – Уту-Шамаша. В начале Пути Гильгамешу помогают кузнецы, которые куют ему оружие, приносящее герою победу над небесным быком.

В иранской мифологии именно кузнецы поднимают бунт против дракона Заххака и свергают его с трона. Герой Ир возглавляет восстание, поднимая на древке копья кузнечный фартук, который стал знаменем страны. Всюду кузнецы символизируют закалку и начало Духовного Пути.

В Нартиаде небесный кузнец Курдал;гон закаляет нарта Сослана в волчьем молоке, а нарта Батраза на драконьих углях.

В японской мифологии Богиня Солнца, глава пантеона синтоистских Богов, Аматэрасу, разгневавшись на своего брата, укрывается в пещере, оставляя землю во тьме (зимнее солнцестояние). Все действие происходит у священного дерева, на которое все остальные Боги вешают ожерелье, каждый камень которого символизирует кардинальные точки годового движения солнца, чтобы выманить Богиню. Небесный кузнец Амацумара изготовляет священное зеркало - символ Колеса года и просветленного сознания. А одна из Богинь пляшет на перевернутом чане, распустив завязки своей одежды (символ разгула хтонических сил), чем вызывает громовой хохот Богов. Богиня Солнца выглядывает из грота и начинается новый годовой цикл. Этот космогонический сюжет идеально совпадает с образной системой ир-ас-аланского календаря.

В эпосе финно-угорских народов «Калевале» культурный герой – кузнец Ильмаринен выковывает небесный свод, светило, плуг, меч, мельницу и, выполняя трудные задания красавицы Хийси, вспахивает змеиное поле. Совпадение с образно-символической системой ир-ас-аланского календаря абсолютное.

Мифический герой англосаксонкского эпоса Беовульф («пчелиный волк», т.е. медведь) совершает подвиги, которые так же вписываются в структуру священного календаря иров – испытание водой и огнем, получение магического меча, победа над драконом и самопожертвование.

Герой греческой мифологии – Геракл совершает свои двенадцать подвигов, которые в точности отражают знаково-символическую систему календаря ир-ас-аланского народа.

В египетской мифологии Упуат – божество с головой волка, считается открывателем путей. Примечательно то, что в иронской культурной Традиции есть персонаж – удх;сс;г (переносчик душ), который представляется в виде человека с волчьей головой, что точно соответствует древнеегипетским художественным канонам. Отсюда становится ясно, что как в первом, так и во втором случае речь идет о Духовном Пути, который выявляется исключительно через солнечный календарь иров.

В древнем Египте все солнечные божества имеют зооморфные эмблемы, которые соответствуют солнечному календарю ир-ас-алан: Осирис – сын солнечного бога Ра – умирающее и воскресающее божество. Его тело было растерзано на 14 частей злобным богом Сетом, одна из частей - фаллос  (семя бога) была брошена в реку и съедена рыбами (сектор водного божества Донбеттыра). Солнечному богу Гору, сыну Осириса, помогали в его борьбе против Сета кузнецы (сектор Курдал;гона – закалка), а на знаменах у них был изображен сокол (сектор Гал;гона – ветер, дух). Другой сын Осириса – Анубис изображался с головой волка (шакала). Одним из зооморфных воплощений Осириса как Бога зерна был белый кабан (сектор Уациллы – символ знаний). Еще одной эмблемой Осириса был священный бык Апис, иллюстрирующий идею плодородия (зона Уастырджи).  В мифах Осирис часто отождествлялся с другими солнечными богами, именуясь Осирис-Амон-Ра и изображался в виде божественного овна (сектор Ф;лв;р;). Крылатый змей (дракон) в солнечной ладье бога Ра соответствует сектору небожителя Сафы в солнечном календаре ир-ас-алан. Все эти боги являются аспектами верховного Бога Солнца и безупречно вписываются в священный календарь Нартиады, маркируя годовой Путь небесного светила и Духовный Путь, посвящаемого в тайные знания.

В русской мифологии солярное божество Даждь-Бог рожден, как и нарт Сослан, из синего камня.  Он путешествует по свету, совершает подвиги, женится на небесной деве, попадает в сети к темным силам и распинается ими на скале. Другими словами, Даждь-Бог проходит все этапы годового движения Солнца.

Календарно-астрономическая символика просматривается не только в мифологии, но и в предметах искусства. По мнению В.Е. Ларичева: «Столь настойчивое (на протяжении многих веков!) следование одним и тем же информационным традициям объясняется просто – в такого рода предметах искусства запечатлевались фундаментальные, не подлежащие забвению сведения о временных и пространственных представлениях создателей культур дописьменной истории человечества» [8]. Приведенный материал выступает более чем убедительным свидетельством верховенства в культурной традиции индоиранского, индоевропейского мира мировоззренческой категории, связанной с духовно-нравственным законом – Ирон ;гъдау (в свое время В. Пфафф отметил, что ир-ас-аланы («осетины») самый высоконравственный народ в мире), которая оказывала доминирующее влияние на духовную и материальную жизнь народов этого культурного круга и продолжает существовать сегодня в живой традиции иронского народа.

Особо следует сказать о том, что солярные информационные коды заложены и в танцевальном искусстве народа ир. В основе многих ритуальных танцев этого народа лежит астрономический принцип. Выдающийся знаток этнокультуры, художник и исследователь Махарбек Туганов оставил зарисовки этих старинных хореографических шедевров, которые вытанцовывались на носках и мужчинами и женщинами. Народный художник, посвященный в тайны сакральной традиции, запечатлел схему танца-мистерии, в котором движение по восьмисегментному кругу акцентируется восьмью малыми кругами, воспроизводя годовое движение Солнца. Иронский круговой танец органично входит в структуру солнечной символики. Он генетически связан с поклонением Солнцу и традицией ежегодных молений Небу во время календарных праздников. В круговом танце люди ощущали себя частью солнечной системы, улавливали ее ритмы.

На представленном рисунке М. Туганова обращает на себя внимание пластически-образное решение глубинной идеи этого танца – «подъема», «восхождения» к свету – Солнцу. Отсюда исполнение танца строго на носках как имитация мистического полета. Космологическая символика танца полностью соответствует мифоэпическим и культурным традициям народа ир. Это и есть иронский сакральный танец, молитва в движении. По существу, в нем через хореографические образы, знаки была осуществлена канонизация самых значимых явлений природы, легших в основу мировоззрения и духовного бытия данного народа. 

Туганов М.С. Зарисовки иронского танца-мистерии

Ключевая идеологема ир-ас-аланской традиции, связанная с идеей Духовного Пути, сочетает в себе нравственные максимы и праздничные даты культового календаря. Образ Покровителя путников и воинов – Златокрылого Уастырджи (древнейшее солнечное божество иронов) является базовым в культурной традиции народа, в основе героического мировоззрения которого, несомненно, лежит солнечный культ, а годовой цикл солнца синхронизируется с энергиями, соответствующими духовным центрам человеческой природы.

Систематизированные в едином солярном символе различные пласты знаний, безошибочно указывают на древний исток, на этноисторические корни создателей архетипических знаковых образов, приближая нас к постижению пракультуры и высокохудожественного праязыка.

Солнечный календарь, Колесо жизни, Колесо Духовного Пути – все это образы восьмисегментного круга на астрономическом, физическом и метафизическом уровне.  Наличие солнечного календаря свидетельствует о серьезных наблюдениях за звездным небом, отражение его в Иронском Нартовском Эпосе выявляет глубокую древность этих наблюдений.

Колесо жизни отражает жизненный годовой цикл растений и указывает на знание законов природы (все древние мистерии использовали символизм растений в своих тайных учениях).

Колесо Духовного Пути есть концепция духовной трансмутации, свидетельство сакральных знаний о смерти и возрождении. Поэтому восемь ступеней посвящения, представленных в уникальном иронском сакральном календаре – это чудо философского осмысления законов мироздания.

«Вся история древней астрономии связана с историей развития различных календарных систем»… Известные нам календарные системы древних цивилизаций – древнеегипетская, шумерская, вавилонская, китайская, индийская, германо-скандинавская, индейская, древнеримская и другие – были связаны с годовыми циклами сельскохозяйственных работ или с более продолжительными астрономическими циклами. Они являются свидетельством высокой культуры, их породившей. Однако, при всех своих достоинствах – математических вычислениях, астрономических наблюдениях, среди них нет ни одной календарной системы, которая бы основывалась на североиранской идее Духовного Пути и идее совершенного нрава (благородная душа) как высшей ценности. Этот нравственный закон по сей день лежит исключительно в основе духовного мировоззрения иронов – Ирон ;гъдау, в котором Солнце есть не только дающее жизнь начало, но и нравственный эталон, пример для подражания, указующее путь око Творца. Положив его в основу своего мировоззрения, они, тем самым, впервые в истории человечества провозгласили культ Единого Бога, Божественного Разума (мон). Он и сегодня передается и утверждается ими через уникальный сакральный календарь, мифологию, ритуалы, художественное и хореографическое искусство, орнаментику. Данный Вселенский Закон, органично вплетенный в культурную Традицию народа Ир, предопределил невероятную устойчивость его этнокультурной памяти, которая в течение многих тысячелетий (V тыс. до н. э. – III тыс. н. э.) бережно хранит божественное дыхание працивилизации.

Сформулированная в настоящей работе концепция закладывает основы нового научного направления в изучении культурных кодов индоевропейцев от «скифского звериного» стиля до архаической мифологии и ритуалов жертвоприношений «солнечных животных», как зооморфных инкарнаций величайших Богов и Героев.  Невероятный объем информации, содержащейся в уникальном календаре народа Ир, безошибочно выявляет сакральную природу мышления северных иранцев – иронов, которая породила богатейшую духовную и материальную культуру, самобытный образно-символический язык, поражающий невиданным доселе уровнем кодирования мировоззренческих смыслов.
Все вышеизложенное позволило придти к фундаментальному выводу, согласно которому Сакральный календарь великих Иров (Табуй;г Ирон М;йрадуаг) – это универсальная система, объединяющая макро - и микрокосмос. Выдающимся достижением духовной культуры этого народа является сведенная им в единую календарную систему сумма знаний о Вселенной,  Природе и Человеке. Сохранившаяся до наших дней ир-ас-аланская духовная традиция не ограничивается постулированием благих мыслей, слов и дел, она поднимается до осознания принципов и идей внутренней алхимии – преображение через трансформацию, т.е. использует календарную символику для обозначения этапов внутриалхимического процесса – рождения совершенного человека.
От данной традиции, как от священного огня, на протяжении многих тысячелетий подпитывались практически все дошедшие до нас системы духовных знаний. Отсюда Сакральный солнечный календарь народа Ир, представляет собой Золотой Ключ к расшифровке мифологических сюжетов,  древних мистерий и ритуалов человечества.



ЛИТЕРАТУРА
1. Абаев В.И. Избранные труды. Том 1. Владикавказ, 1990 г.
2. Абаев Н.Б. Следы реликтового осетинского языка на берегах великой африканской реки…
3. Абаев Н.Б. Божественная математика бросает упрек слепому человечеству. Владикавказ, 1998 г.
4. Акишев А.К. Искусство и мифология саков. Алма-Ата, 1984 г.
5. Балати А.  Один говорил на аланском языке…
6. Булатов К., Булатов А.К. Кто есть кто в Нартском эпосе…
7. Бессонова С.С. Религиозные представления скифов. Киев, 1983 г.
8. Вирт Г. Хроника Ура-Линда… Москва, 2007 г.
9. Газданова В. золотой дождь. Владикавказ, 1996г.
10. Глоба П. Митра – бог света и тьмы. Москва, 2007 г.
11. Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва, 2003 г.
12. Гринив В. Праязык и символ. Санкт-Петербург, 1999 г.
13. Доманский Я.В. Древняя художественная бронза Кавказа. Москва, 1984 г.
14. Дзанайты Х.Г. Национальная доктрина Алании. Владикавказ, 2015 г.
15. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. Москва, 1976 г.
16. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. Москва, 1990 г.
17. Кузьмина Е.Е. Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. Москва, 1976 г.
18. Ларичев В.Е. Средневековые календари финно-угров. Москва, 2010 г.
19. Лотман Ю.М. Семиотика культуры. Тарту. 1978 г.
20. Лунди Д. Монументальное христианство, Москва, 2003 г.
21. Миллер В. Осетинские этюды. Владикавказ, 1992 г.
22. Мифы народов мира в 2 т. Москва, 1992 г.
23. Нарты. Осетинский героический эпос. В трех книгах. 1989-1991 г.
24. Сказание о нартах. Цхинвал, 1981 г.
25. Нарты къ;дджыта, Дзауджыкъау, 1996 г.
26. Памятники народного творчества осетин. Владикавказ, 1992 г.
27. Познанский А. Неизвестные календари древней цивилизации. 2005 г.
28. Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. Москва, 1985 г.
29. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. Москва, 2008 г.
30. Рошаль В.М. Энциклопедия символов. Москва-Санкт-Петербург, 1997 г.
31. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.
32. Семира, В. Ветош. Астрология и мифология. 1998 г.
33. Техов Б.В. Центральный Кавказ в 16-10 веке до нашей эры. Москва, 1997 г.
34. Уарзиати В.С. Праздничный мир осетин. Москва, 1995 г.
35. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. Москва, 1978 г.
36. Фрезер Д.Т. Золотая ветьв. Москва, 1985 г.
37. Цагараев В.А. Золотая яблоня нартов. Владикавказ, 2000 г.
38. Чочиев А.Р. Методология ранней истории образования и искусства. Цхинвал, 2006 г.
39. Чугунов К…
40. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Санкт-Петербург, 1998 г.


Рецензии