Рецензия к рассказу Запоздалое раскаяние

Рецензия к рассказу "Запоздалое раскаяние" автора Ивушка http://fabulae.ru/prose_b.php?id=100383



          При первом прочтении я восприняла этот мастерски написанный рассказ как типичное произведение женской литературы. Думать так меня заставили идеализация героини ("мягкий характер, ненавязчивость, бесхитростность, открытость", "он нашел в ней все, что может дать мужчине женщина: нежность, любовь, понимание, доброту") и идеализация романтических отношений между героями рассказа. Даже неверный любовник идеализирован: Игорь бросил Лику не потому, что она ему надоела, и не потому, что ему понравилась другая, а из-за смутной романтической мечты осчастливить своими любовными умениями как можно больше женщин ("не пора ли ему испытать с другими женщинами все то, чему его научила Лика, поделившись полученным опытом?").
          Рассказ написан так талантливо, что не сразу замечаешь двойное дно сюжета - смысл, скрытый за обманчивой видимостью.
          Меня (да наверняка и других читателей) заставило заметить противоречия в сюжете замечание "Лика умерла. Умерла от той болезни, к чему и он приложил руку." Я даже комментарий написала о том, что не могу додуматься, что за болезнь такая, в которой мог бы быть частично виноват Игорь. Разве что инфекция какая-нибудь, думала я, но тогда бы и Игорь тоже заболел и тоже умер бы. Но потом я вернулась к началу рассказа.
          "Давай  “обженимся”! – в который уже раз беспечным тоном предлагала ему Лика. ... Игорь не знал, что ответить – не иначе, вновь “залетела”." Это значит, что Лика была по меньшей мере один раз беременна от Игоря и прерывала беременность, хотя хотела бы вместо этого узаконить их отношения, а Игорь был против. А как же тогда их идеальная любовь, расписанная в дальнейшем тексте?
          (Кстати, методика исследований, проводившихся до середины 1990-х годов и предполагавших связь между абортом и раком, была ошибочной. С тех пор правительственными и медицинскими организациями проводилось много независимых друг от друга исследований, научно фундированных, и они по сей день не смогли установить никакой связи между абортом и раком.)
          Сначала я посчитала ошибкой автора противоречия между описанием идеальных отношений и фактом нежелания жениться и иметь детей, к тому же детей, зачатие которых уже состоялось. Подумала, что зря Ивушка смешивает сказочный женско-литературный идеал с противоречащей ему реальностью. Но, как и бывает с талантливыми произведениями, противоречие это не оставляло меня в покое, я перечитала рассказ, и все противоречия объяснились и разрешились.
          Автор предоставляет читателю самому обнаружить двойное дно - или довольствоваться обманчивой видимостью.
          Чтобы обнаружить двойное дно, нужно разделить начало рассказа, где показаны реальные отношения между Ликой и Игорем, и его продолжение, где показаны фантазии Лики.
          В моем понимании рассказа, Лика, брошенная любовником, придумывает себе другую реальность, идеализируя и себя саму, и свои отношения с Игорем, чтобы сохранить свою высокую самооценку. А также утешает себя мечтами о всех нехороших женщинах, которые будут встречаться Игорю, и о его раскаянии. В своих фантазиях Лика отомщена и остается самой лучшей и единственной.    
          Реальные отношения таковы: 
          "– Давай  “обженимся”! – в который уже раз беспечным тоном предлагала ему Лика. А в глазах тревога, опасение получить ничего не обещающий ответ.
          Застигнутый врасплох, Игорь не знал, что ответить – не иначе, вновь “залетела”."
          А дальше начинаются противоречия.
          "Его устраивала ни к чему не обязывающая их связь". Но если бы его устраивала связь, то он не стал бы рвать ее. А раз порвал, значит, не устраивала. 
          Лика придумала свои объяснения, почему же Игорь прекращает отношения: "Дальше так продолжаться не могло. Лика понапрасну тратила на него время, ей пора было иметь семью, родить ребенка, а этого он ей дать не мог – не созрел." Не разонравилась она ему (если вообще когда-то достаточно нравилась) - нет, это он о Лике заботу проявляет, ей, видите ли, пора иметь семью и родить ребенка, а он мешает, стоит на пути к Ликиному счастью.
          Еще одно объяснение, придуманное Ликой, - что Игорь собрался познать как можно больше женщин - но только собрался, даже не признаваясь в этом самому себе, - и выбрать из них лучшую.
          Лика придумывает, как тяжело было Игорю объявить о своем решении расстаться. Не потому что он боялся сцены со слезами, мольбами, упреками и даже скандалами (в реальности обычно этого и боятся при расставании), а потому что неохота Игорю расставаться. "Как не хочется уходить! Еще минута и он останется, уступит своей слабости." Если бы не хотелось уходить, то и не ушел бы. Ведь не долг перед кем-то другим вынуждает его уйти, не обстоятельства, нет, всего лишь смутные неоформленные мечтания (это Лика фантазирует себе, что происходит в голове у уходящего от нее любовника).
          Автор показывает отношения между Ликой и Игорем такими, какими видит их Лика. Но внимательный читатель отметит и то, что Игорь не испытывал к Лике большого интереса, и то, что вся инициатива исходит от Лики.
          "Припомнился первый их день, когда вместе с друзьями они ходили в ботанический сад смотреть цветущую сирень. Он проводил ее домой и неожиданно для себя остался на ночь. До этого между ними ничего такого не было, хотя они симпатизировали друг другу. Немного выпили. Затем танцевали под старенький проигрыватель. Она прижалась к нему своей полной грудью, приоткрыла губы для поцелуя."
          И то, что Лика ведет себя как фельдфебель на плацу.
          "... в нем проснулось желание, стал освобождать ее от одежд. Попридержала и, вручив полотенце, отправила в ванную комнату…"
          "Лика неторопливо вводила его в удивительный, таинственный, божественный мир любви. Он узнал, что ... на теле, особенно женском, имеется множество чувствительных, призывающих к изыску местечек, знание которых столь же необходимо, как умение грамотно говорить."
          Это "неторопливое" введение в "мир любви" заставляет предположить, что Лика донимала Игоря не только указаниями на то, где, как и сколько необходимо грамотных изысков, но и лекциями и проповедями, как, например:
          "Как-то после концерта в филармонии Лика обратила его внимание на то, как долго и тщательно музыканты настраивают свои инструменты.
          – Так и в любви,  – продолжила она свою мысль, сравнивая любовь и музыку, – желание и умение любить, настроить себя на любовь, эмоционально раскрыться в ней, имеет не меньшее значение, если не большее, чем собственно любовь. И кто в любви инструмент, а кто исполнитель не играет особой роли – они постоянно меняются местами. Важнее знать, с каким инструментом себя отождествляешь, и насколько умел исполнитель. Женщину чаще всего отождествляют со скрипкой, виолончелью, арфой, флейтой, мужчину – с контрабасом, тромбоном, саксофоном, ударными инструментами. А уж, если зазвучал орган – это наивысшая степень выражения любви, ее вершина, ее редкая удача."
          Читатель надеется, что Лика придумала эти речи уже после расставания с Игорем и не докучала ему своим занудством и поучениями. Но, возможно, что и докучала, потому что "Игорь впитывал полученные знания, постигая тонкости любви, ее палитру и многочисленные оттенки". "И в какой-то момент Игорь решил, что обошел своего учителя," то есть решил, что хватит с него.
          "Больше он никогда ее не видел!.." - еще один отсыл к реальности. Но Лика фантазирует, как он вспоминает о ней, даже пытается вернуться к ней, но робость не позволяет ему.
          Лика придумывает, какие нехорошие все другие женщины, забывая о том, что другим мужчинам, которым не досталась идеальная Лика, как-то удается найти себе жену и спутницу. Лика рисует себе в воображении злоключения ее бывшего возлюбленного без нее, являющейся лучом света в царстве тьмы, злобы и алчности.
          "Если б он только знал тогда, что цветы бывают разные, что их нектар может быть терпким, горьким, а то и вовсе ядовитым! Более того, цветок мог и вовсе закрыться, захлопнуться, поглотить в себе, закрыв солнце и небо, лишив воли.
          Как же его покорежило, обломало, опалило крылья! Он и не заметил, как утратил способность летать. И теперь, когда ему встречался на пути цветок, он по привычке пытался взлететь, да лишь с трудом заползал на него. Увы, там его ждало разочарование – в цветке напрочь отсутствовал нектар!..
          Он все чаще вспоминал Лику, сталкиваясь со злобой и жесткостью, напористостью и обманом, низостью и алчностью."
          В заключение Лика представляет себе Игоря старым, одиноким и мечтающим только о встрече своей души с Ликиной душой в загробном мире. В этой жизни ничего хорошего, кроме Лики, Игорю не встретилось.
          Автору удивительно хорошо удалось показать психологию героини в рассказе, талантливо замаскированном под произведение женской литературы.


Рецензии
Непременно найду этот рассказ и прочитаю. Уж очень славно вы описали, какой может быть женская любовь и каким может быть рассказ о ней!

Глафира Кошкина   24.03.2020 13:32     Заявить о нарушении
А рассказа-то не нашла у Ивушки. Может, уже убрала она этот рассказ.

Глафира Кошкина   24.03.2020 19:11   Заявить о нарушении
http://fabulae.ru/prose_b.php?id=100383

Надо, наверно, дать ссылку в рецензии?

Алёна Шаламина   24.03.2020 23:42   Заявить о нарушении
Дала ссылку на рассказ в тексте.

Алёна Шаламина   24.03.2020 23:46   Заявить о нарушении