Лёгкость бытия

Фотография из личного архива автора (Будкина Яна "Улыбка радуги")

****
…. Мы спускались вниз по Яузскому бульвару. Было лето. Я была не то, чтобы влюблена, но как-то в ожидании. Целоваться мне нравилось, я не скрываю, но хотелось больше и больше романтики. Хотелось добрать и свежего ветра в лицо, и великолепного закатного неба, и надежд, толпящихся у дверей. Закат пламенел прямо перед глазами, мы буквально шли, входили в него. Тёплый ветерок шевелил наши волосы. Он был красив, мой спутник, я любовалась им. Мне казалось, он тоже любуется мной. И этого было почти довольно…. 

Он был задумчив. Он смотрел прямо на медленно плывущее вниз Солнце. Он произнёс: «…. Я думаю….» Он выглядел очень волнующе, весь освещённый солнечным пламенем. Я ожидала признания…. И оно прозвучало…. Он проговорил: «Интересно…. Что будет со мной, если вон за тем домом мы не найдём туалет….»

****
….Первое свидание, - как заманчиво…. Впрочем, даже ещё и не свидание. Пока не ясно, будет ли продолжение. Начало заинтриговало!
Пока я слушала рассказы о путешествиях и всяческих рискованных предприятиях. Мой новый знакомый где только не бывал, чего только не перепробовал. И на дно морское опускался, и в небе летал, разве что, не в космос. Даже роды принимал! Потрясающе!

История его друга вообще больше похожа на сюжет романа. Случилось это за пятнадцать лет до нашего знакомства. Молодые морячки, окончившие ленинградскую мореходку, расходились с тем, чтобы назавтра встретиться на выпускном вечере. Там же им предстояло узнать, кто в какой порт СССР отправится проходить службу после распределения. Информация, что женатые остаются в родном городе, всем известна. Друг моего знакомого сказал: «Спорим, завтра я принесу паспорт со штампом, и останусь дома!» Вся группа против одного: «Да ни в жисть ты не женишься не то, что за один вечер, а и за месяц!»

Сказано – сделано. Поставив ящик пива против слова, ребята разошлись по домам. Спорщик побежал на Невский. «Девушка, выходите за меня замуж!» Никак не получалось, - девушки шарахались и крутили пальцем у виска. Одна даже начала звать милиционера. Он уже повернул, было, к дому, но заметил ещё одну девушку. «Девушка, выходите за меня замуж!» - «А ЗАГСы уже закрылись!» И правда…. Но, где наша не пропадала!

Они сели на электричку на ближайшем вокзале и доехали до далёкой станции, где виднелась деревенька. Добежав до сельсовета, они упросили дежурного сходить за председателем: «Завтра распределение, могут услать на Дальний Восток, а у нас – любовь! Вот справка об окончании мореходки!» Председатель расчувствовался, и заполнил все необходимые документы.
На тот момент, когда я слушала эту историю, тогдашние молодожёны прожили в любви и согласии уже 15 лет, родили троих детей, счастливы. Любят вспоминать, как познакомились и тут же поженились.

Я размякла, слушая эту волшебную быль. Неспроста, наверное, он мне это рассказывает. Точно! Мой собеседник тоже не собирался зря терять время: «Ты мне очень понравилась. Давай тоже так сделаем! Выходи за меня замуж!» И я ответила, что мне симпатичен он, понравился его рассказ о своей жизни, я способна на эскапады и готова согласиться. Есть у меня только один вопрос перед этим: ведь я разделю с новым мужем все эти необыкновенные приключения?
Взгляд моего спутника стал стальным: «С чего бы? Женское место – у плиты. Ждать мужа и греметь кастрюлями». На этом мы и распростились.

****
Мама вернулась с прогулки. Наш колли скакал, набегавшийся и весёлый, но мама выглядела гораздо счастливее. «Послушайте, с какой я сейчас необыкновенной собачницей познакомилась! Она гуляет в шикарной дублёнке и деревенских валенках!»
Через несколько дней мы с мамой были приглашены к новым знакомым. Это была семья киноведов. Нет, не кинологов, хотя собака – чёрный «дворянин», благодаря которому произошло знакомство,  у них и была. Ещё была дочка, первоклашка, прелестнейший человечек. Довольно быстро мы сблизились, и вряд ли только из-за того, что жили в соседних домах.

Отец семейства всё время отсутствовал, его жена работала дома. Она успевала постоянно делать что-то руками – то плела макраме, то вязала на спицах, то рисовала вместе с дочерью в студии известного художника. Для меня она стала главным человеком, не в обиду моей маме. Её задушевная красота не из нашего века, мягкая манера говорить, старинная мебель, обилие книг и прекраснейших безделушек, всё это влекло меня неудержимо. Я стала приносить на её суд плоды своего творчества. До сих помню «выставленные» мне оценки: «Какая хорошая Лада!» или «Ну. Что это за пластмассовая девочка?»

Регулярными стали приглашения на культурные мероприятия –  кинопремьеры, творческие вечера, посиделки с известными людьми. Меня неизменно знакомили с ними: «Вот Лада – моя любимица». Я летала в облаках от счастья. Уверена, никто из мэтров, которым я была представлена, никогда меня не вспоминал и не узнал бы, но слышать, что я – её любимица было для меня во сто крат важнее. Это не поднимало мою самооценку, а создавало её. Также нас перезнакомили и подружили со всеми друзьями дома.  Мама говорила: «Если Вы скажете Ладе, что Волга не впадает в Каспийское море, она поверит обязательно».

Летом мы ненадолго расстались. Семейство отдыхало в Прибалтике, а я навестила родных в Украине. В мой день рождения принесли телеграмму «Волга ВПАДАЕТ в Каспийское море. Черешня и клубника очень вкусные. Пятнадцать лет – это только начало. С Днём рождения!» И подпись.
Ей было 39 лет, когда её не стало…. Свет, который она зажгла в моей душе, ведёт меня и теперь. Не знаю ему названия, просто знаю, что он – её.

****
Другой очень важный мой человек, тоже женщина, была доступна для общения дольше. Она неизменно поддерживала меня и направляла. Было это неприметно и комфортно, даже если она высказывала несогласие с моей позицией. И я прислушивалась, искала и сама просила её совета.

Как-то раз я пришла в гости в новом комбинезончике, который сшила по немецким лекалам. Я была встречена восхищением, смешанным с чем-то, похожим на испуг: «Хорошо, что тебя не видит сын!» Так я поняла, что нужно соблюдать предельную осторожность, чтобы не угодить в переплёт. Да и вообще я решила избавиться от опасной вещицы и подарила комбинезон.

Я помню все её советы, её голос, саму её – воплощение красоты и достоинства. Она ушла, когда мне было 19…. Успела порадоваться рождению внучки – дочери старшего сына. А я покрыла себя позором несмываемым! Когда мне (и вообще – не ближайшим членам семьи) был открыт доступ к новорожденной с поздравлениями и подарками, я сразу воспользовалась. В момент, когда малышка, накормленная и нарядно одетая, пела и поводила ладошками в кроватке, я восхитилась и хотела сказать счастливой маме: «Какое очаровательное создание!» Но мой непослушный предательский язык промямлил: «Очаровательное животное». Оправдаться мне не удалось, да и нет такому оправдания. Так и вышло, что я навсегда закрыла себе вход в дом, так много значивший для меня.

****
Иногда такое происходит, и никто не может объяснить, почему. Как-то мы пришли с мамой в гости на званый ужин к родным. Я чувствовала себя достаточно свободно в свои 11 лет, мама же побаивалась хозяйки дома, своей родной тёти. Она относилась к родственнице со всем возможным пиететом.

На гарнир была молодая картошечка, сваренная в мундирах и обжаренная в масле. Гоняя картофелинки –шарики по тарелке, я пыталась ловить их на вилку по одной. Внезапно одна из них пулей вылетела наружу, и, описав ровную дугу, стукнулась хозяйке дома в лоб.

Ужас….

Я обмерла. Все затаились, боясь предположить, что может последовать. Удивительно, но не последовало ничего. Она даже не стала промокать лоб салфеткой. Ужин продолжался, беседа за столом возобновилась. Глава семьи рассказывала, как недавно побывала в гостях у сына, с которым моя мама была очень дружна. Мама встрепенулась: «Ну, и как ТЕБЕ у них?» За столом повисла гнетущая пауза….

Потом, конечно, всё как-то утряслось, но тот вечер засел у нас в памяти навсегда.


Рецензии
Искренние, милые истории.
Забавные, незлые, чистые. Приятно прочитать с утра, зарядиться)
Спасибо, Лада!
С уважением,

Игорь Куленков   08.12.2023 09:48     Заявить о нарушении
Вот именно с таким чувством я и записывала эти воспоминания. Спасибо, Игорь, рада Вам!

Лада Вдовина   08.12.2023 14:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.