Все спасутся до единого!

Алексей Ильич Осипов:
- К счастью, мне ничего не надо говорить в свою защиту, потому что, на самом деле, о том, что мучения будут не вечными, пишут Афанасий Великий, преподобный Ефрем Сирин, преподобный Исаак Сирин, святитель Григорий Нисский, святитель Амфилохий Иконийский, святитель Епифаний Кипрский. Вот сейчас Пасха скоро будет. Вот перед Пасхой Христос входит в ад. И что читаем, Церковь что пишет: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим».

Послушайте, какое слово Иоанна Златоуста будет читаться, кто будет на пасхальном богослужении, вы просто будете потрясены: «Ад, где твое жало? Смерть, где твоя победа? Воскрес Христос — и все освобождены». Ух, там такие сильные слова. Это что такое — упражняются в красноречии? Что вы!

Так что мне защищаться не надо. Это, вы знаете, какой-то, ну, нехороший такой и детский прием. Причем тут я? Я только написал: смотрите, что пишут какие святые, которых ни один собор никогда не осудил. Вы слышите? Кажется, был пятый Вселенский собор, осудили оригенизм, так? И этих святых никто не осудил. Они так и остаются великими святыми Церкви нашей православной. Церковь их не отринула. Она не осудила ни тех отцов, которые писали о том, что будут вечные муки, ни тех отцов, которые говорили: будут муки, но не вечные, не бесконечные. И предупреждают, ещё как предупреждают: хотя геенна и ограничена, но страшен вкус пребывания в ней, и никто не знает, какие страдания придется перенести там.

Вот, оказывается, почему и Христос, и святые так писали. Страшно это. Писали даже: вечные муки будут. Слово «вечные», кстати, вовсе не означает бесконечность, учтите. Вот, что будет — предупреждали, как любовь всегда предупреждает своих любимых от того, что может принести им страдания.

Вы знаете, какая самая страшная угроза у матери по отношению к своему ребенку, который идет купаться? «Если утонешь — не приходи». Вот так, представляете? Так что в оправдание мне даже и говорить нечего, пусть обвиняют вот этих святых. Особенно Григория Нисского, кстати — родного брата Афанасия Великого. Афанасий Великий — столп Православия, вы слышите? А уж Исаак Сирин, Ефрем Сирин… Что вы! Иоанн Златоуст что пишет, вот послушайте на Пасху. Так что их, а не меня осуждают.

Но, я скажу, напрасно они осуждают. Оказывается, Церковь не определила однозначно своего учения по данному вопросу. Так и остались эти перипетии, слышите? Так и остались. Ни тех, ни других не осудила. Почему? Я думаю, что это тайна, которую нам трудно понять. Нам просто очень трудно понять вот то состояние вечности. И она никого не осудила, тем самым предоставив нам выбирать.

Но вот эта точка зрения Афанасия Великого и других, которые говорят о том, что мучения будут, но не бесконечные, знаете, чем ценна? Мы же говорим: Бог — Любовь. Как же Он мог, будучи Любовью, дать жизнь тому, о котором точно знает, что он изберет зло и пойдет в муки вечные? Разве может Бог-Любовь такое сделать? Нет. И святые пишут: нет-нет, он дает благо, дает жизнь всем. Правда, кто-то спасается, как, знаете, царь взлетает на небо, кто-то проходит через горнило огня и страданий. Вот и всё.


Рецензии