Мамино детство. Дуб

     Как-то я вспомнил, что в Германии, когда я был маленьким, мы по утрам гуляли в лесу, где были асфальтированные тропинки и там было очень чисто.

     Мама вдруг припомнила, что на вершине холма (за участком соседки Маши Перцевой) рос единственный в округе раскидистый могучий дуб. Вокруг были болота, а дубы не растут у болот. Как появился этот дуб никто не помнил. Но он стал для жителей хутора равноправным и любимым его обитателем.

     Все ходили к дубу собирать желуди, чтобы потом готовить из них и цикория напиток, очень похожий на кофе. Для этого в огороде мать Зины - моя бабушка Наташа - всегда выращивала цикорий. Она знала много трав для еды, для лечения. Очень любила выращивать новые для этого края растения.

     Я помню, как мы с мамой гуляли по лесу в Германии в начале 50-х годов и собирали желуди в осеннем дубовом лесу. Желуди были необычно крупные и длинные (около 4-5 см). Запомнились густые как вата туманы и влажность в утреннем лесу. Я тогда долго болел коклюшем и мне нужно было гулять утром и дышать влажным утренним воздухом.

     Я учился собирать грибы. Находил красивый гриб и бежал к маме узнать - хороший это гриб или нет? Были очень красивые мухоморы. Но оказалось, что люди их не едят. А вот красивые боровики и подосиновики мама похвалила и мы их стали собирать.

     Потом я нашел на земле желуди. Они были в красивых шапочках, как сказочные гномы. Принес показать их маме. Она рассказала, что в ее детстве они из этих орешков делали вкусный напиток - кофе. И мы стали собирать эти желуди.

     А потом мама сделала из собранных желудей кофе с молоком. Для этого она их измельчила, обжарила на сковороде. Мне этот кофе очень понравился и я до сих пор помню его вкус. Был он слегка горьковатым и душистым. Тогда в Германии в магазинах тоже не было изобилия. Я помню - везде в магазинах витрины были заставлены пирамидами из банок с крабами. Мне они не очень нравились. Были какими-то сладковатыми.

     Но вернемся к чудесному дубу на хуторе Белый.

     Мама рассказала веселую историю из детства.

     Иногда хуторским свиньям удавалось убежать с чьего-нибудь двора. Тогда беглянки непременно сначала бежали на вершину холма к дубу полакомиться желудями, упавшими с дерева. Жители хутора тоже ходили к дубу собирать желуди для приготовления кофе.
Несколько раз в этот дуб била молния. Он загорался, но потом снова оживал и раскидывал свои могучие ветви. После войны дуб ещё был жив, а потом как-то незаметно исчез.

     Во времена наших игр «в партизаны» на том месте я уже не видел этого чуда. На холме рос то хлеб, то лен. Мы там прятались, представляя себя партизанами, когда слышали шум приближающихся машин, которые мы представляли немецкой колонной. Мы «минировали» большак камешками и убегали на холм в заросли хлеба. Потом «стреляли» по проезжавшим «вражеским» машинам. Вокруг шумел лес, но дуба там уже не было...


Рецензии