Что же такое Дзэн?

В настоящее время в западной культуре в целом, а также в культуре современной России в частности, отмечается довольно интенсивное внимание к такому феномену дальневосточной культуры как Дзэн. Сам этот термин пришел к нам из японского языка, в который, в свою очередь, он попал из языка китайского, а в китайский попал из классического индийского языка "санскрит".
Слово "Дзэн" или "дзен" происходит от японского произношения китайского иероглифа, которое, в свою очередь, восходит к средневековому китайскому произношению этого иероглифа, в современном китайском языке получившему произношение чань (во вьетнамском языке сохранилось как тхиен, в корейском языке трансформировалось в сон). Все эти слова, в свою очередь восходят к дальневосточным попыткам транскрибирования санскритского слова - дхьяна, от корня - dhy, означавшего действие читты/ сознания/ума (?) - «глубокое сосредоточение». 
Словом Дхьяна в Индии с глубокой древности называют особое состояние сосредоточения сознания/внимания/читты на некоем объекте. Оно является строгим специальным термином, сходно понимаемым во всех духовных традициях Индии, в буддизме, в индуизме, в джайнизме. Во всех индийских религиях дхьяна рассматривается как средство развития и успокоения сознания, а в последующем и развития полного контроля над ним, называемого порою остановкой [деятельности] ума. Хотя точнее было бы наверное сказать, что эти навыки ведут не остановке ума, а скорее к высшей форме его функционирования, включая полный контроль, как над блужданием чувств, так и над беспорядочным потоком мыслей. С точки зрения нейрофизиологии также можно сказать, что в этом заключается и высшая форма развития функций префронтальных зон коры головного мозга человека, окончательно формирующаяся в индивидуальном развитии позднее всего - к 21 годам как потенциально данная ему эволюционно от рождения, но далеко не каждому удается это реализовать в своей жизни.
Префронтальная кора – это та часть мозга, которая отвечает за высшие когнитивные функции человека - в ней происходит формирование моделей поведения, адаптация к ситуации и подбор к ней поведенческих паттернов. Префронтальная кора мозга — эта область, которая отвечает за то, чтобы думать, создавать что-то новое из уже известного, принимать решения, исходя из обстоятельств, запоминать и вспоминать вещи. «Голова хорошо работает» — значит, человек в любой ситуации быстро понимает, как ему лучше поступить. Необходимо накопить достаточно опыта, чтобы представлять, что может случиться и как лучше себя вести в тех или иных обстоятельствах.
Это работа префронтальной коры: исходя из накопленного опыта выбирать наиболее подходящее ситуации действие.
Префронтальная кора — наиболее эволюционно молодая область человеческого мозга, и она особенно чувствительна даже к мимолетным тревогам и страхам, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Когда все идет хорошо, данная структура выступает в роли координатора, удерживающего в узде наши основные эмоции и импульсы. Но сильный и неконтролируемый стресс, как показали новые исследования, приводит к запуску каскада биохимических реакций, ослабляющих влияние префронтальной коры, в результате чего поведение начинают контролировать более эволюционно древние зоны мозга. И мы поддаемся импульсам, например, страха, агрессии, теряя все эволюционно обусловленные особенности, ассоциируемые с гордым званием Человек. Именно развитие способностей, характерных для Человека, можно и назвать основополагающими в качестве основания понимания технического психофизиологического термина "дхьяна".
Согласно «Йога-сутре» Патанджали, фундаментальному древнейшему тексту по индийской йоге, дхьяна является одной из ступеней восьмиступенчатой системы раджа-йоги. В комментариях также указывается, что о дхьяне можно говорить лишь после достижения человеком навыка однонаправленного сосредоточения сознания/внимания/ума (в санскрите "читты", способности различения четного и нечетного, чтения, счета). О дхьяне можно говорить лишь на определенном этапе развития мозга, на стадии достижения однонаправленности концентрации сознания /внимания продолжительностью 12 дхаран, что насчитывает во времени 12х12 сек = 144 сек = 2 мин 24 сек. Достижима дхьяна только после длительной систематической практики, по сути, практики развития функций новейшего эволюционного образования в истории эволюционного развития, приведшего к появления человеческого мозга. Этот навык достигается с помощью целенаправленной практики развития контроля функций мозга, практики достижения не отвлекающегося устойчивого сосредоточения, концентрации, тесно связанного с высшими функциями головного мозга и с функционированием его префронтальныных зон.
Вышесказанное можно рассматривать как психофизиологическое толкование практики йоги и дзэн.
Однако есть и ещё одно известное название школ дзэн — школа "сознания Будды" или "Сердца Будды" (Буддха-хридайя, кит. Фо синь, япон. Бусин). За этими определениями дзэн скрывается следующая история:
Как-то раз Будда стоял перед собранием людей на Пике Грифов (месте традиционного захоронения тел людей, отдававшихся на съедение прилетавшим грифам, что до сих пор практикуется на Тибете). Собравшиеся люди ждали, когда Будда начнет учить дхарме, но Будда молчал, держа в своей руке цветок. Все смотрели на Будду, но не понимали смысл его наставления. И только один один монах, Махакашьяпа, осмысленно посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. Увидев этот взгляд Будда сказал: "У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух Нирваны, свободный от нечистот реальности" и я передал это сокровище Махакашьяпе". Поле этого Махакашьяпа и стал считаться одним из самых великих учеников Будды, который сумел пробудиться благодаря созерцанию цветка в руках Будды, имея глубокое восприятие. Махакашьяпа в буддизме и стал вторым после Будды Шакьямуни индийским патриархом Буддизма и первовозвестником мудрости Дзэн.
Затем в V веке н. э. индийский буддийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции — Путидамо или просто Дамо, в японской — Дарума), часто называемый преемником 27 индийских патриархов буддизма, пришел в Китай, где и стал впоследствии первым патриархом чань в Китае, постигнув истину после 9 лет непрерывной медитации в пещере над монастырем Шаолинь.
После Бодхидхармы в Китае было ещё пять общих патриархов, а затем учение раскололось на северную и южную школы. Южная впоследствии получила своё дальнейшее развитие и трансформировалась в пять школ чань, из которых в настоящее время сохранилось только две: Цаодун и Линьцзи. В дальнейшем эта традиция проникла и в Японию, где и получила свое название - Дзэн.   
P.S.
Итак, что же такое дзэн в виду всего вышеизложенного, как думаете?)


Рецензии