Жизнь за тебя не проживут

Эльф Флореш и его жена Элинор ожидают возвращения с прогулки племянницы Назаре. Входит Назаре с двумя подружками.
ЭЛИНОР
Вот и они! Как погуляли, Назаре?
НАЗАРЕ
Все отлично, тетя Элинор!  Нам было очень весело!
ЭЛИНОР
Надеюсь, вы не подлетали к человеческим домам? Твой дядя настрого запретил, помнишь?
НАЗАРЕ
(берет тетю за руки)
Конечно, тетя! Не волнуйся!
Одна из подруг Назаре подбегает к ее дяде.
ПОДРУГА НАЗАРЕ
Господин Флореш, знаете, а Назаре рассказала нам, что хочет научиться петь! Представляете, петь! Да ни одна нормальная эльфийка никогда не захочет петь! Это же смешно! Нас всегда учили, что судьба эльфов – выращивать цветы и ничего больше. Все остальное – глупые занятия, которые ни к чему не ведут! Это нарушение Заповедей Великого Бэнши. Разве Назаре хочет погубить себя? Не дайте ей совершить глупости, мы решили предостеречь Вас и вашу семью. Мы ведь ее подруги, и желаем ей и вам добра!
Флореш с удивлением глядит на Назаре, затем снова поворачивается к ее подругам.
ФЛОРЕШ
Благодарю, милые, что сказали, но теперь летите домой, мне нужно поговорить с Назаре.
Назаре кричит подругам со злостью.
НАЗАРЕ
Я поделилась с вами тайной не для того, чтобы вы…
Подруги Назаре уходят. Флореш подходит к племяннице, строго смотрит на нее.
ФЛОРЕШ
Назаре. Нами, эльфами, правит Великий Бэнши, в Книге Его Законов сказано – что добро, что зло, Великий Бэнши знает каждую судьбу – твою и мою. Так ты мечтаешь петь, да? И думать забудь! Эльфийки в нашем королевстве никогда не позволят себе подобные человеческие глупости! И подруги твои уже смеются над тобой! Не смей позорить мой дом, о твоих глупых мечтах пойдут разговоры. Это ж надо – петь! Все добропорядочные эльфы выращивают цветы, поняла? Вот почему твои родители отправили тебя к нам, ты должна думать о правильных вещах, наполнять душу любовью и уважением к той жизни, которая тебя ждет. Чем больше цветов ты вырастишь, тем счастливее будет твоя судьба, запомни мои слова! И пообещай, что больше никогда ни твои подруги, ни я не услышим об этих твоих глупостях!
НАЗАРЕ
(опускает глаза)
Да, дядя.
ФЛОРЕШ
(берет со стола толстую книгу)
Вот и молодец! А теперь возьми Книгу Заповедей Великого Бэнши, прочти ее и утром расскажешь  мне первые три главы.
НАЗАРЕ
(берет книгу, смотрит на нее долгим взглядом, вздыхает)
Да, дядя.
Флореш уходит. К Назаре сзади неслышно подходит Элинор. Она кладет руку на плечо племянницы, та оборачивается.
НАЗАРЕ
Тетя Элинор, я…
Элинор понимающе гладит племянницу по голове.
ЭЛИНОР
Назаре, дорогая, я понимаю, ты веришь в то, что выбор своего пути принесет счастье. Но, поверь, не всегда это так! В моей жизни тоже есть сердечная тайна. Я тоже хотела пойти против законов мира эльфов. Когда-то давно я влюбилась. Но влюбилась вовсе  не в эльфа, как положено эльфийкам. Он был ЧЕЛОВЕКОМ! Он был врачом. Когда я впервые увидела Лукаша, он лечил мальчика. И тогда я поняла, что этот человек с добрым и чистым сердцем, он целитель, он смог бы залечить мои раны в душе… Я бросила родителей, наплевала на Заповеди Великого Бэнши… Как я его любила! Всем сердцем я рвалась к этой чудесной мечте, но мена ждало ужаснейшее разочарование. И если бы только это! Я набралась храбрости и подлетела к нему, а он… Он  изловил меня, заточил в стеклянную банку, на потеху своей жене и маленькому сыну. Я  чудом вырвалась и улетела! С тех пор я никогда не шла против Законов Великого Бэнши. Моя рана в душе затянулась, я встретила твоего дядю Флореша и была счастлива, никогда больше не пытаясь идти против своей судьбы. Мы вырастили прекрасные цветы, у нас появилась большая семья. Ведь именно из цветов на свет появляются маленькие эльфы! И это чудесно!
НАЗАРЕ
Ты поэтому говорила мне не подлетать к домам людей? Из-за того, что люди когда-то сделали с тобой? Но ведь благодаря им я узнала, что такое пение, поняла, как это прекрасно! В их мире это означает праздник, счастье, а для нас, эльфов?! Разве мы не достойны этой радости?!
ЭЛИНОР
Неужели ты пыталась петь? Но ведь это значит… Назаре! Ты уже нарушила Закон Великого Бэнши?! Как не стыдно?!
НАЗАРЕ
(с вызовом в голосе)
Да, я не такая, как вы с дядей хотите меня видеть! Да, не такой хотят видеть меня родители! Но это МОЯ ЖИЗНЬ!  МОЯ ЖИЗНЬ!
ЭЛИНОР
Великий Бэнши накажет тебя за такие мысли! Но еще раньше это сделает твой дядя! Умоляю, выкинь из головы эти глупые идеи о пении, о музыке, думай побольше о цветах, ведь ради этого мы все и живем! Ты просто не осознала, пока что. И не забудь выучить тот отрывок из книги, что велел дядя!
Элинор выходит из комнаты. Назаре остается одна.
НАЗАРЕ
Ну как мне им доказать?! Музыка – это другая вселенная, с ней мир обретает краски, душа взлетает к звездам! А эта книга – что я там узнаю?! О покорности воле какого-то Великого…
Раздаются шаги. Назаре испуганно оглядывается и выходит из комнаты. Входят Элинор и Флореш.
ЭЛИНОР
Мне так страшно за судьбу нашей Назаре, Флореш!

Эльф успокаивающе кладет руку на плечо жены.

ФЛОРЕШ
Ей нужно показать, от чего она по своей глупости хочет отказаться. Для начала отведи ее в Храм Великого Бэнши. Пусть склонится перед величием и силой того, кто решает наши судьбы, судьбу каждого эльфа! А я пока кое-кого разыщу.
ЭЛИНОР
Мне стало жаль ее мать… Взросление не означает отвергнуть правила жизни твоих родителей!
ФЛОРЕШ
(тяжело вздыхает)
Я люблю свою сестру, ты знаешь! Но к сожалению, она неправильно воспитала мою племянницу. Если древо не дает плода, его срубают и бросают в огонь! Так жизнь устроена, дорогая!
Элинор грустно качает головой и выходит. Флореш в задумчивости подходит к окну.
ФЛОРЕШ
Прости меня, Великий Бэнши… Не зря ты создал Вечные Законы для нас, эльфов! Я никогда не пойду против тебя, и никто из моей семьи тоже. Хотя, одна пыталась… и получила урок! Да, да… И о чем думала сестра?!  Она ничему не научила Назаре… Да, да… И почему именно моя племянница? Но если я в силах что-то сделать, то сделаю!
Флореш выходит из комнаты. Входят Назаре и Элинор.

ЭЛИНОР
Назаре, скажи,  тебе понравилось в Храме Великого Бэнши?

НАЗАРЕ
Да, мне понравилось в этом Храме. Все так красиво, такой идеальный порядок… Но скажи, тетя, отчего все эльфы низко кланяются?
ЭЛИНОР
Нам нужно чувствовать силу  и величие Великого Бэнши, чтоб Он мог излить на нас свою любовь, нам нужно смирение перед Ним и Его волей, ведь Он управляет жизнью и судьбой каждого эльфа!
НАЗАРЕ
Но где этот Великий Бэнши?! Хоть кто нибудь из эльфов его видел?!
ЭЛИНОР
Ни один эльф его не видел. Однако Книга Его Законов утверждает незыблемость правил нашей жизни. Ты привыкнешь к этому. Со временем.
Элинор выходит из комнаты. Назаре остается одна.

НАЗАРЕ
(берет с дивана подушку и со злостью кидает ее в стену)
Не хочу я ни к чему привыкать! Я просто хочу петь и быть счастливой…

Входит Флореш с молодой красивой эльфийкой. Увидев Назаре, дядя улыбается и протягивает к ней руку.

ФЛОРЕШ
А, Назаре! Познакомься! Это Налва, дочь моей дальней родственницы. Я решил познакомить тебя с ней, потому что ее история поможет тебе немного задуматься над своими мечтами.
ФЛОРЕШ
Назаре. Послушай, что она тебе расскажет.
НАЗАРЕ
Здравствуйте…
НАЛВА
Здравствуй, Назаре. я рада с тобой познакомиться. Твой дядя Флореш заботится о тебе и не хочет, чтобы ты выбрала неверную дорогу в жизни. Я тоже хочу предостеречь тебя, ведь когда-то сама пела. Да, я пела! Мне казалось, что песни дают мне свободу души, неземную радость. Однако очень скоро я грохнулась с облаков на землю,  поняла, что в пении нет никакой правды.
НАЗАРЕ
Нет правды? А в чем же она?
НАЛВА
Правда в том, что те эльфы, которые начинают петь, теряют способность летать! Это наказание от Великого Бэнши. Я узнала об этом слишком поздно…
НАЗАРЕ
Так значит, вы…
НАЛВА
Все верно, я больше никогда не смогу летать! Я потеряла свои прекрасные крылья… Не повторяй моей ошибки, не лишай себя счастья летать и выращивать цветы. Никакое пение этого не заменит. Те эльфы, которые поют, на самом деле очень несчастны. Они лгут всем, называя себя особенными, но это не так. У них нет мира и покоя в душе. Они думают только о пении, и ни о чем другом.

К эльфийкам подходит Флореш, встает между Назаре и Налвой, обеими руками берет племянницу за плечи.

ФЛОРЕШ
Теперь ты поняла, на какую ужасную судьбу себя толкаешь, глупышка? Никогда не начинай петь, это путь в никуда, путь во тьму! Это путь против Великого Бэнши!
Назаре опускает голову.
НАЗАРЕ
Да, дядя, я все поняла! Я не хочу лишиться возможности летать, как бедная Налва!
ФЛОРЕШ
Спасибо, Налва! Теперь ты можешь вернуться домой.
Флореш и Налва уходят.

Назаре сидит на большом цветке в грустных мыслях. Вдруг появляется Налва и жестом подзывает юную эльфийку к себе.
НАЛВА
Назаре! Иди сюда!
Назаре поднимается и приближается к новой знакомой.
НАЗАРЕ
(удивленно)
Вы здесь? Но ведь вы мне все сказали, разве не так?
НАЛВА
Прости, но все немного не так. Твой дядя велел мне отговорить тебя от затеи с пением. На самом деле я верю, что ты должна следовать зову своего сердца, Назаре! Запомни одну вещь – жизнь за тебя не проживут!
НАЗАРЕ
Да! Вы правы! Только если я все таки стану петь… Я не смогу летать?! И мой дядя – он проклянет меня!
НАЛВА
А если ты не будешь следовать своей мечте, то однажды будешь проклинать себя сама! Я никогда не хотела выращивать цветы! Помню, как все эльфийки в моей семье – моя мать, тетки – причитали, какая же я несчастная, все вокруг говорили – да она поймет, что теряет, только будет слишком поздно…

Назаре отходит в сторону. Появляется мать Налвы и подходит к дочери.
МАТЬ НАЛВЫ
Дочка, одумайся, что ты творишь! Эльфы не должны петь!
Налва отворачивается. Тон матери чуть смягчается.
МАТЬ НАЛВЫ
(гладит дочь по плечу)
Ты заслуживаешь самого лучшего в жизни, дочка   – познакомиться с приличным молодым эльфом, выращивать цветы, воспитывать маленьких эльфиков…
НАЛВА
На самом деле я хочу…
МАТЬ НАЛВЫ
Помолчи пока! Ты слишком молода, чтобы судить о таких вещах, как вечные законы! Великий Бэнши повелел нам выращивать цветы. Моя дочь не отступится от этих вечных законов, я этого не позволю!
НАЛВА

Мать подходит к Налве и глядит ей прямо в глаза.
МАТЬ НАЛВЫ
Надеюсь, настанет день, у тебя появится своя семья, когда ты наконец поймешь, что значит жить по Законам Великого Бэнши, но до тех пор в этом доме я хозяйка, ты поняла? Я спрашиваю, ты поняла?

Налва отворачивается.
НАЛВА
Да, мама.
МАТЬ НАЛВЫ
Хорошо.
НАЛВА
Но зачем выращивать цветы?! Лишь потому, что так живут все эльфы?! Это же глупо!
МАТЬ НАЛВЫ
Чтобы я больше не слышала таких слов! Выращивать цветы – это драгоценный подарок Великого Бэнши.

Мать Налвы уходит. Налва обхватывает голову руками и, вздохнув, замирает. К Налве снова подходит Назаре.  Налва поворачивается к ней.
НАЛВА
Свобода жить по велению сердца – вот драгоценнейший подарок! Столько всего можно рассказать, просто спев! Музыка – это другая вселенная, с ней мир обретает краски, душа взлетает к звездам!
НАЗАРЕ
Только вы меня понимаете… Порой мой дядя так суров, что мне кажется, он меня ненавидит! И все потому, что я нашла свой путь к счастью. Дядя все твердит о законах Великого  Бэнши, о цветах, о моем долге.
НАЛВА
Я даже слышала от эльфов, которые поют, что на самом деле Великий Бэнши – ВеликАЯ Бэнши! Выходит, нас обманывают, чтобы мы подчинялись и жили в страхе.
НАЗАРЕ
Идем к дяде и покончим со всем этим. Я больше не соглашусь со всем этим!
Подруги уходят.
Флореш в задумчивости глядит в окно. К нему подходит Элинор и касается его плеча. Эльф оглядывается и с улыбкой поворачивается к супруге.
ФЛОРЕШ
Тебе грустно? Беспокоишься за Назаре? Она одумается и все поймет, я уверен! Ни один эльф не захочет лишиться возможности летать.
Входят Назаре и Налва.

ФЛОРЕШ
Налва! Я же велел тебе не появляться здесь больше!
НАЗАРЕ
Дядя! Вы обманули меня! Налва рассказала мне все! Если вы видите и признаете только один путь, не мешайте найти свою дорогу к счастью мне!
Элинор протягивает руку к племяннице, но ее супруг отстраняет ее.
ФЛОРЕШ
Мы всегда желали тебе счастья, но ты упрямо отказываешься видеть и слышать других!
НАЗАРЕ
Ерунда! Каждый сам  кузнец своего счастья! Тетя Элинор! Была ли ты счастлива, отказавшись от того, кого любила? Была ли ты счастлива, выращивая цветы, как другие эльфы?
ЭЛИНОР
Назаре, умоляю, что ты говоришь?!
ФЛОРЕШ
(Удивленно)
Кого  любила Элинор? О чем ты, Назаре?!
НАЗАРЕ
(с вызовом в голосе)
Вы тоже отказываетесь слышать меня!
ЭЛИНОР
Назаре, умоляю…
ФЛОРЕШ
Ты идешь на поводу у своих желаний, живешь как в детстве – хочу, дайте! Но правильный путь для тебя – в отказе от «хочу».  В полном отказе.  Мы должны думать о нашем общем благе, оттого сдерживаем свои личные желания, чтоб не прогневить Великого Бэнши!
Назаре резко отворачивается, сжав руки в кулаки, но через пару секунд берет себя в руки и делает решительный шаг навстречу дяде.
НАЗАРЕ
Эльфы, которые поют, говорят, что Великий Бэнши на самом деле – ОНА, а не ОН!
Элинор, в ужасе от услышанного, прижимает руку к сердцу.
ЭЛИНОР
Что?! Да как ты смеешь!
НАЛВА
Но ведь именно так говорят о ней люди. Великая Бэнши.
ФЛОРЕШ
Вот до чего люди доводят добропорядочных эльфов! Теперь они оскорбляют Великого Бэнши! Назаре! Ты позор моей семьи!
Элинор подходит к Назаре и берет ее руки в свои.
ЭЛИНОР
Назаре, одумайся, пока не поздно! Или твой дядя закроет для тебя двери своего дома!
Назаре отдергивает руки и отступает на шаг назад.
НАЗАРЕ
Налва сегодня сказала мне – жизнь за тебя не проживут! Каждый имеет право выбора, делать то, что приносит счастье! Что толку выращивать цветы, как другие, если это не приносит радости и покоя душе!
ФЛОРЕШ
Ты упустила последний шанс остаться здесь! Иди вместе с Налвой и пойте где хотите, но подальше от нас!
НАЗАРЕ
Я не хочу, чтобы кто-то другой управлял моей жизнью и решал, что мне делать! Этого не будет! Жизнь только в моих руках!
ФЛОРЕШ
Тогда исчезни с глаз моих долой!

Племянница гордо отворачивается, берет за руку подругу, и они уходят вместе. Флореш и Элинор стоят молча.

ЭЛИНОР
(стирает слезу со щеки)
Назаре оказалась сильнее меня…
ФЛОРЕШ
Что ты сказала?
Жена испуганно поворачивается к нему.
ЭЛИНОР
Я сказала… На все воля Великого Бэнши…


Рецензии