Ностальгия о прошлом

Сегодня 9 ноября 2014 года. Вечер. На улице пасмурно, но тепло и сухо. К 16 часам пойду на митинг, на котором жители муниципалитета Южное Медведково будут добиваться того, чтобы в их уютном с хорошей инфраструктурой районе ничего больше не строили. В небольшом дворе прямо рядом с окнами жилых домов коммерсанты хотят построить поликлинику. Но поликлиника городская у нас есть, она рядом и в неё нет проблем попасть. Пешком идти от места предполагаемого строительства 10 минут. Были публичные слушания, было решение – не строить, однако руководство управы что-то переиграло и люди пошли на проведение митинга.
Снова посмотрел фильм «72 метра». Вспомнил свою службу на Северном Флоте и о своих записках, которые были сделаны ещё в 1972 году во время моей первой боевой службы. Взял стремянку и достал синюю тетрадку, она синяя оттого, что дерматин обложки синий. Обложки я заказывал сам на Ждановском заводе, где строился мой корабль.
В записках много личного, этот дневник был ниточкой, связующей меня с моим семейным счастьем, связью с моей Любовью. Хочется сейчас, когда прошло с тех пор более 40 лет, ничего не сокращать и всё воспроизвести практически дословно. Я оставляю за собой право комментировать некоторые непонятные для читателя моменты - это необходимо для понимания того моего состояния. Итак, начинаю.
15.10.1972 г. 13.00.
Уже третий день шторм. Как только вышли за Кильдин, так и стало качать. Начались неисправности: агрегат МПЦ-301, развёртка прибора 3И, АПЧ носовой навигационной станции «Волга», пропала отметка курса РЛС «Дон», рвёт импульс «Восхода», нет охлаждения на РЛС «Ангара», замыкание на антенне РЛС «Ангара». Всё это – невозможность из-за «смотрин» проводить качественные ППО и ППР.
13 и 14 октября нас облетал самолёт Норвегии. Облетал нагло: проходил прямо над кораблем на малой высоте.
Идём вдоль Скандинавии. Пройдено 520 миль. Из-за лодок имеем черепашью скорость – 6-8 узлов, потому и качает.
Я начал отращивать усы. С 11 октября они уже немного выросли.
Цветы от тебя стоят хорошо. Каждый раз, когда захожу в каюту, они бросаются в глаза и я вспоминаю…. А мне немало можно вспомнить. Как ты там одна и Юлюшка – я люблю вас.

17.10.1972 г.
Сегодня ночью была очень большая бортовая качка. Всю ночь по каюте летало кресло и всё гремело. Неохота было вставать, хотелось спать.  Где-то около 4 часов утра по московскому времени (часы еще не переводили) встал и закрепил кресло. После немного заснул. Сегодня максимальный крен достигал 42 градусов. Интересно наблюдать за своими сослуживцами, идущими по коридору – идут  наклонно к полу. При такой бортовой качке море с периодом волны становится вровень с палубой.
Вчера хорошо обедал и ужинал. Постепенно привыкаю к качке, хотя во рту всё время противно, как утром после приема алкоголя.
Ночью думал о тебе, Людмилка моя. О чем именно? Да, о многом.

19.10.1972 г.
С утра хорошая погода. За ночь море успокоилось, чуть-чуть покачивает. В 2 часа ночи наблюдалось северное сияние. В первый раз видел такое чудо. Одновременно с северным сиянием поднялась волна, крен корабля достиг 30 градусов.
Со временем появляется тоска по тебе, особенно в свободное время. А прошла всего неделя. Беспокоюсь и боюсь за тебя.

20.10.1972 г.
Три раза ночью вызывал командир на ходовой мостик. Всё по пустякам. Удивительный он человек. Старпому я бы этого не простил, а на него и не сердишься. Усы мои растут и командир попросил их потрогать. Глаза у него как у Ильича. Заступил вчера дежурным по кораблю, повезло – погода хорошая, вечером, вернее, ночью на юте с моряками слушал музыку. Сегодня была баня, правильнее – душ. На смену по 10 минут.
Ты тоже моешься быстро, вспомнил наши банные дни в Ленинграде.
21.10.1972 г.
Всё время Юльку вспоминаю, её глаза. Как она всегда потешно поворачивается, сидя на ковре, и смотрит, ротик раскрывается в улыбке. Она – прехорошенькая. А как хороша она после ванны. Я люблю её. Люблю тебя, моя Людолька. Как ты далека сейчас, очень. Центр Атлантики и Североморск – порядочное расстояние в несколько тысяч километров. А любовь всё равно сильнее всяких расстояний.  Ты в моём сердце, в моих мечтах, сны мои – ты, счастье моё – ты.
Сегодня пошёл десятый день. Интересно, как твои дела.

28.10.72 г.
Прошла целая неделя. И всё это время ни разу не сел за дневник. К качке привык. Уже не укачиваюсь, хотя море всё время 8-9 баллов. Волны такие огромные. Никогда ничего подобного не видел. Сбоку корабль, наверное, не видно, когда он во впадине между волн.
Приём пищи – цирк. Выступление эквилибристов. Всё нужно держать в руках сразу: тарелку, ложку, хлеб и ещё упираться ногами в пол, чтобы не сползти на стол или уехать от него. Надоело до чёртиков постоянно заботиться о своём равновесии.
Чуть не смыло вчера двух матросов за борт. Лишь благодаря лётчикам, находившимся на палубе, остались живы, потому что спасти смытого за борт в такой шторм невозможно, так как или накроет волной сразу или волной на борт бросит.
Расселили нас: меня, Сучилина, Лютова. Уюта больше нет, общежитие мужское.
Сегодня два года 10 месяцев нашей семейной жизни, а Юльке завтра 9 месяцев. Наверное уже ходит. Счастливая ты, увидела, как Юленька пошла. Думаешь ли ты обо мне? Как тебе без меня? Плохо? Мне плохо. Я люблю вас очень. Ласточка моя, жди меня, люби меня и моя любовь будет тебе наградой. Ещё месяц, предположительно, до встречи. Опять ожидание, но это хорошее ожидание – ждать счастье, надеяться на встречу – это даёт силы.
Как твоё здоровье – это сейчас меня мучит. И никак ничего нельзя узнать. На гражданских судах со связью просто.

29.10.1972 г.
Только что сообщили, что можно отстучать телеграмму, а второго числа снова можно будет послать телеграмму. Как бы лучше сочинить текст телеграммы. Нужно справиться о вашем здоровье, поздравить Юленьку с девятью месяцами со дня рождения, поздравить тебя с нашим праздником и рассказать о себе. Много. Сейчас буду думать, как лучше.
Вариант 1 «Людмилка Юленька поздравляю вас праздниками Свадьбы и Рождения волнуюсь вашем здоровье особенно твоём люблю скучаю жду телеграммы я здоров».
Вариант 2 «Дорогие мои девочки поздравляю вас праздниками Свадьбы и Рождения волнуюсь вашем здоровье особенно Людмилка  это главное очень соскучился пошла ли Юленька люблю вас целую ваш папка».

30.10 1972 г.
Сегодня с утра море почти спокойное. Идёт лёгкая океанская зыбь. Всё время нас облетает иностранный самолёт и мешает делать приборку – матросы все больше на самолёт поглядывают, чем приборку делают. Уже чувствуется юг. Слева берега Франции. До них 400 миль. Дочитал сегодня книгу «Сержант милиции». Жалко Наташу, Николай слишком упрям и даже жесток. Я бы на его месте обязательно поехал бы в Горноуральск. Читала ли эту книгу, Люсёк. Можно было бы обсудить её.

31.10.1972 г.
Сегодня приём экзаменов на классность. Слева уже Испания. Никогда ещё не был на этих широтах. За кормой 4000 миль, под килём 4000 м. Совпадение цифр. Температура воздуха 14°, воды - 15°. Купаться можно! Ночью была большая зыбь. Качало по койке и спал плохо под впечатлением книги.

2.11.1972 г. Широта-36°N, долгота - 7°W
С утра стоит очень хорошая погода. Трудно поверить, что в Североморске -14° и снег. Здесь же тепло, солнышко высоко, температура воды 19°.
Вокруг нас собираются корабли НАТО. Сегодня пришёл американский фрегат УРО, спокойно занял позицию в нашем ордере, поднял вертолёт, который постоянно нас облетал. Потом в ордер попытался влезть английский СКР. Пришлось дать в его сторону две красные ракеты, поднять флаги и отстучать семафор с протестом. «Наглец» отстал.
Море уже спокойное. Занимаемся приборкой и нервотрёпкой.
Очень соскучился. Юлька так и встаёт перед глазами. Вспоминать её такое удовольствие, Людочка,  С какой радостью я мечтаю о том, что ты приедешь в Севастополь. Это ведь так здорово. Скоро праздник. От всей души поздравляю тебя и Юленьку с праздником нашего социалистического государства. У Юленьки это первое 7 ноября, а у нас с тобой 4 года после первой встречи. Я люблю тебя. Как ты там без меня. Нет тебя и нет ничего такого, что могло бы сделать меня счастливым.

3.11.1972 г.
Сегодня в 10 часов по московскому времени прошли самое узкое место Гибралтарского пролива. Слева Испания с английским полуостровом Гибралтар, справа Марокко. Европа и Африка вдоль Гибралтара гористы. Горы очень живописные. Очень красив полуостров Гибралтар. Высокая скала, у самой воды город, на скале с одной стороны военный аэродром, с другой – водосборник - огромная забетонированная площадка.
Идём ордером. Сразу за нами крейсер УРО США, американский фрегат и вокруг ещё 3 СКР. Как пошутил комбриг, американцы встретили нас торжественно и даже представили почётный эскорт.
Из Средиземного моря в Атлантику полным ходом шпарят танкера. Судов другого типа я пока ещё не видел.
Идём вдоль европейского берега.  Видны в дымке горы. Море спокойное, но небо облачное. Тепло, когда из-за облаков появляется солнышко - жарко.
В 80-100 мерах прошёл американский СКР. Публика там разная. Кто в чём. Кажется, что и военных там нет, сброд гражданских.


Рецензии