Норвежская литература

Литература норвежского  народа. На первоначальном этапе (13 в.) норвежская литература была тесно связана с древнеисландской литературой. Виднейшие исландские скальды жили при дворе норвежского короля (Снорри Стурлусон, 13в.)
Историки утверждают, что древнейшими скальдами основоположниками оригинальной скальдической поэзии были норвежцы (Браги Боддасон). Позднее именно норвежцы создали скальдические произведения – «Песня о Харальде» Торбьерн Хорнклови; «Песня о Хаконе» Эйвинда  Финсона). Историки утверждают, что наиболее значительные из них – поэма «Сонное видение», описывающая загробный мир; диалор «Королевское зерцало». Государственные документы и исторические хроники создаются на норвежском языке.
После Кальмарской унии Норвегия превращается в датскую колонию (1397-1523). В это время литературным языком становится датский язык. Историки утверждают о развитии фольклора в стране – баллады и сказки.
Появление новой норвежской литературы принято считать с 16 в. (А.Педерсен «О норвежском государстве», 1567). В 17 веке в норвежской литературе  появляются художественно значимые произведения – поэма П. Дасса «Глас Нурланна» (1692), о жизни рыбаков; П. Энгельбретсдаттер, поэзия религиозного содержания. В 18 в. в Копенгагене было основано «Норвежское общество», которое ставило своей целью возрождение национальной норвежской литературы. В 1772 году была создана первая норвежская историческая трагедия «Эйна Тамбешельвер» (Ю.Н. Брун). Конец 18 века и начало 19 века в норвежской литературе характеризуются развитием жанров драматургии и лирики. В 1772 году Ю.Н. Брун написал классицистическую трагедию «Зарина». Ю.Г. Вессель выступил с острой реалистической пародией на нее («Любовь без чулок»).
Поэты-лирики (К. Фастине, Х. А. Вергеланн). В 1-ой половине 19 века особое место в романтической поэзии занимает Вергеланн (поэма «Мироздание, человек и мессия», 1830 и сборник «Стихи, второй цикл», 1832). Другой поэт. Ю.С. Вельхавен, обратил свое творчество к фольклору. Историки назвали его – «национальным романтиком».
В 50-е и 60-е года 19 века литературная жизнь в Норвегии была представлена группой молодых писателей (Боттен-Хансен, О. Винье, Г. Ибсен, Э.Ю. Сарс, Боттен-Хансен («кружок ученых голландцев»)), которые выступили под лозунгами объективизма и историзма. В их произведениях возрождается более суровый стиль древних саг (Ибсен «Воители в Хельгеланне»; Бьернсон «Между битвами»,1858).
В 60-е годы Ибсен создает свои литературные шедевры – «Бранд» и «Пер Гюнт», своеобразные произведения философской поэзии, сочетающие романтико-символистические и реалистические черты. В это же время и Бьернсон представляет читающей публике свою трилогию «Сигурд злой» с ее психологической углубленностью.
В 70-90-х годах 19 века в норвежской литературе реализм становится основным литературным течением. Основными жанрами были драма и роман (пьесы Бьерсона «Редактор» и «Банкротство»,1875; Ибсен «Кукольный дом»,1879).
Писатели – романисты (Я.К. Коллет «Дочери Амтмана, Ю. Ли «Предусмотрительный») своими психологическими рисунками и тонкими зарисовками жизни добились убедительности психологических характеров своих героев. Острую социальную проблематику представил в своих произведениях А. Хьелланна. Его романы написаны, сжато и сдержанны эмоционально, в целом составляют эпопею развития норвежского города от древних времен («Шкипер Ворше», «Гарман и Ворше», 1880). В трилогии романов («Яд», «Фортуна», «Праздник Иванова дня»,1887) автор показывает изменение личности героя в изображаемую эпоху. Биологической стороне человеческого существования отводили особое внимание писатели-романисты Скрам и Хейберг.
К выдающимся норвежским писателям нового поколения относится К. Гамсун (1859-1952). Он сочетал мастерство психолога с выразительностью описания природы (романы «Голод», «Мистерии», «Виктория»,1894), его драматургия («У врат царства»,1895). В дальнейшем писатель все чаще обращается к жизни норвежского Севера.
В конце 19 века широкое распространение получила лирика импрессионистического характера: В. Краг, С. Обстфеллер.
В начале 20 века развивается «областная» литература и литература психологического реализма (У. Дуун). В это время в литературе появляется новый герой (Ю. Фалькбергет, романы «Черные горы»,1907; «Кристианус Сектус»,1935). Значительное место в норвежской литературе занимают произведения С. Морена из жизни лесорубов и рыбаков («Черная река»,1907). К этой теме относится и творчество С. Болстада («Мы из лесов», «Новое поколение»). В эти же годы работает С. Унсет – «Кристина, дочь Лавранса»,1922. Писательница изобразила на фоне средневековья борьбу женщины за свои человеческие права.
Большую роль в борьбе с фашизмом сыграло творчество Н. Грига (1903-1943). Он был основателем антифашистского журнала «Путь вперед», в своих статьях писатель обличал испанских фашистов, призывал Норвегию помочь Испании.
Растерянность, вызванные послевоенной обстановкой, привели к созданию мистических книг (П. Брекке «Стареющий Орфей»; С. Хуля «Я влюблен в другую»). Продолжают творить писатели-реалисты (Э. Болстад «Спекулянт»,1947; И. Свинсос «В тени копра»).
Драматургия этого времени тоже поднимает злободневные темы. А. Хьелланн в пьесе «Господин и его слуга» показывает неординарные отношения в высших эшелонах власти. Ю. Борген написал драму «Андерсены» раскрывающую внутреннюю жизнь «благочестивого» семейства. Т. Скатестад в пьесе «Город у моря» (1962) изображает страх перед атомной бомбой.
Норвежские поэты
ИБСЕН
Генрик Ибсен (1828-1906) – драматург и поэт. В первый, романтический, период своего творчества им были написаны пьесы историко-легендарного и философского содержания («Фру Ингер из Эстрота»,1855; «Пир в Сульхауге», 1856; драматические поэмы «Бранд»,1866, «Пер Гюнт», 1867; историческая драма «Борьба за престол»,1864). В 70-80-ые годы Ибсен раскрывал внутренний мир человека («Столпы общества», «Кукольный дом», «Привидения»). В 90-ые его творчество переживает романтические настроения с философской проблематикой. Писатель начал свое творчество как лирик.
Прощание
«Мы за ворота
Гостей провожали,
Смеялся кто-то,
Кого-то звали.
О дом наш унылый,
О сад молчаливый!..
Где голос милый
И смех шаловливый?
Какая мгла здесь! –
Ни счастья, ни света.
Она была здесь, -
И вот ее нету»
ГРИГ
Нурдаль  Григ (1902-1943) – поэт, романист, литературный критик. Его творчество отображало и романтический экзотизм, и реализм. Он принимал участие в гражданской войне в Испании (1936-1939). В годы второй мировой войны сражается с гитлеровцами в качестве летчика (погиб в 1943). Его поэтические произведения – сборники «Камни в потоке», «Норвегия в наших сердцах», «Свобода».
Утро в Финмарке
«Когда мы пришли в Бескадес,
Окончив свой путь ночной,
Вдруг разразился ливень,
Колючий и ледяной.
Мы, обессилив от шторма,
Отдых решили найти.
Наши олени устали
После большого пути.
Белые пятна на лицах –
След ледяных дорог –
С каждым порывом ветра
Мучили, как ожог.
Руки закоченели,
Ноги идти не могли,
Но вдруг встрепенулось сердце,
Когда я увидел вдали –
На голой покатой вершине,
Легкий и чуткий, как тень,
Наледь дробил копытом,
Нюхая воздух, олень…»
БЬЕРНСОН
Бьернстьерне Мартинус Бьернсон (1832-1910) – драматург, прозаик и поэт. Родился в семье пастора. На материале отечественной истории им было написано несколько драм. Его герои – люди чистой души, живут в северном краю («охотники на медведей», «Опасное сватовство», «Орлиное гнездо», «Железная дорога и кладбище», «Буланый»). Писатель много пишет о тяжелой жизни людей, о героях, которые способны одержать победу в неблагоприятных обстоятельствах. Произведения писателя – это гимн нравственной стойкости человека. В 1902 году Бьернсон был удостоен Нобелевской премии.
ЛИ
Юнас Ли (1833-1908). Получил юридическое образование. Жил в основном за границей – Париж и Рим. Литературный успех ему принес роман «Предусмотрительный, или Норланские картины» (1870), в котором он совместил народную фантазию и реальность. Писатель склонялся к идеализации патриархальности. Другой его роман «Пожизненно осужденный» (1883) посвящен народной жизни. Его герой – Николай, был честным человеком, хотя его необузданный характер немало ему повредил в жизни.
Отрывок из произведения Генрика Ибсена «Пер Гюнт»:
«…А ты видала
Этот Гендин-то хребет?
И конца ущельям нет,
И утесов нет острей,
Бездны, глетчеры, лавины!
Мы с оленем для начала,
Сизый воздух рассекая,
Понеслись, нельзя быстрей,
Аж до самой до вершины.
Внове скачка мне такая;
Огляделся я вокруг,
А навстречу, вижу вдруг,
Лучезарные светила,
Скопом выйдя в небеса,
Светят так, что ослепило, -
Чуть не вытекли глаза.
А огромные орлы
В непроглядной этой дали,
Как пушинки среди мглы,
Невозвратно пропадали…»

 
«Пер Гюнт» Лист 1
 
«Пер Гюнт» Лист 2
 
«Пер Гюнт» Лист 3
 
«Пер Гюнт» Лист 4


Рецензии