Норвежская литература
Историки утверждают, что древнейшими скальдами основоположниками оригинальной скальдической поэзии были норвежцы (Браги Боддасон). Позднее именно норвежцы создали скальдические произведения – «Песня о Харальде» Торбьерн Хорнклови; «Песня о Хаконе» Эйвинда Финсона). Историки утверждают, что наиболее значительные из них – поэма «Сонное видение», описывающая загробный мир; диалор «Королевское зерцало». Государственные документы и исторические хроники создаются на норвежском языке.
После Кальмарской унии Норвегия превращается в датскую колонию (1397-1523). В это время литературным языком становится датский язык. Историки утверждают о развитии фольклора в стране – баллады и сказки.
Появление новой норвежской литературы принято считать с 16 в. (А.Педерсен «О норвежском государстве», 1567). В 17 веке в норвежской литературе появляются художественно значимые произведения – поэма П. Дасса «Глас Нурланна» (1692), о жизни рыбаков; П. Энгельбретсдаттер, поэзия религиозного содержания. В 18 в. в Копенгагене было основано «Норвежское общество», которое ставило своей целью возрождение национальной норвежской литературы. В 1772 году была создана первая норвежская историческая трагедия «Эйна Тамбешельвер» (Ю.Н. Брун). Конец 18 века и начало 19 века в норвежской литературе характеризуются развитием жанров драматургии и лирики. В 1772 году Ю.Н. Брун написал классицистическую трагедию «Зарина». Ю.Г. Вессель выступил с острой реалистической пародией на нее («Любовь без чулок»).
Поэты-лирики (К. Фастине, Х. А. Вергеланн). В 1-ой половине 19 века особое место в романтической поэзии занимает Вергеланн (поэма «Мироздание, человек и мессия», 1830 и сборник «Стихи, второй цикл», 1832). Другой поэт. Ю.С. Вельхавен, обратил свое творчество к фольклору. Историки назвали его – «национальным романтиком».
В 50-е и 60-е года 19 века литературная жизнь в Норвегии была представлена группой молодых писателей (Боттен-Хансен, О. Винье, Г. Ибсен, Э.Ю. Сарс, Боттен-Хансен («кружок ученых голландцев»)), которые выступили под лозунгами объективизма и историзма. В их произведениях возрождается более суровый стиль древних саг (Ибсен «Воители в Хельгеланне»; Бьернсон «Между битвами»,1858).
В 60-е годы Ибсен создает свои литературные шедевры – «Бранд» и «Пер Гюнт», своеобразные произведения философской поэзии, сочетающие романтико-символистические и реалистические черты. В это же время и Бьернсон представляет читающей публике свою трилогию «Сигурд злой» с ее психологической углубленностью.
В 70-90-х годах 19 века в норвежской литературе реализм становится основным литературным течением. Основными жанрами были драма и роман (пьесы Бьерсона «Редактор» и «Банкротство»,1875; Ибсен «Кукольный дом»,1879).
Писатели – романисты (Я.К. Коллет «Дочери Амтмана, Ю. Ли «Предусмотрительный») своими психологическими рисунками и тонкими зарисовками жизни добились убедительности психологических характеров своих героев. Острую социальную проблематику представил в своих произведениях А. Хьелланна. Его романы написаны, сжато и сдержанны эмоционально, в целом составляют эпопею развития норвежского города от древних времен («Шкипер Ворше», «Гарман и Ворше», 1880). В трилогии романов («Яд», «Фортуна», «Праздник Иванова дня»,1887) автор показывает изменение личности героя в изображаемую эпоху. Биологической стороне человеческого существования отводили особое внимание писатели-романисты Скрам и Хейберг.
К выдающимся норвежским писателям нового поколения относится К. Гамсун (1859-1952). Он сочетал мастерство психолога с выразительностью описания природы (романы «Голод», «Мистерии», «Виктория»,1894), его драматургия («У врат царства»,1895). В дальнейшем писатель все чаще обращается к жизни норвежского Севера.
В конце 19 века широкое распространение получила лирика импрессионистического характера: В. Краг, С. Обстфеллер.
В начале 20 века развивается «областная» литература и литература психологического реализма (У. Дуун). В это время в литературе появляется новый герой (Ю. Фалькбергет, романы «Черные горы»,1907; «Кристианус Сектус»,1935). Значительное место в норвежской литературе занимают произведения С. Морена из жизни лесорубов и рыбаков («Черная река»,1907). К этой теме относится и творчество С. Болстада («Мы из лесов», «Новое поколение»). В эти же годы работает С. Унсет – «Кристина, дочь Лавранса»,1922. Писательница изобразила на фоне средневековья борьбу женщины за свои человеческие права.
Большую роль в борьбе с фашизмом сыграло творчество Н. Грига (1903-1943). Он был основателем антифашистского журнала «Путь вперед», в своих статьях писатель обличал испанских фашистов, призывал Норвегию помочь Испании.
Растерянность, вызванные послевоенной обстановкой, привели к созданию мистических книг (П. Брекке «Стареющий Орфей»; С. Хуля «Я влюблен в другую»). Продолжают творить писатели-реалисты (Э. Болстад «Спекулянт»,1947; И. Свинсос «В тени копра»).
Драматургия этого времени тоже поднимает злободневные темы. А. Хьелланн в пьесе «Господин и его слуга» показывает неординарные отношения в высших эшелонах власти. Ю. Борген написал драму «Андерсены» раскрывающую внутреннюю жизнь «благочестивого» семейства. Т. Скатестад в пьесе «Город у моря» (1962) изображает страх перед атомной бомбой.
Норвежские поэты
ИБСЕН
Генрик Ибсен (1828-1906) – драматург и поэт. В первый, романтический, период своего творчества им были написаны пьесы историко-легендарного и философского содержания («Фру Ингер из Эстрота»,1855; «Пир в Сульхауге», 1856; драматические поэмы «Бранд»,1866, «Пер Гюнт», 1867; историческая драма «Борьба за престол»,1864). В 70-80-ые годы Ибсен раскрывал внутренний мир человека («Столпы общества», «Кукольный дом», «Привидения»). В 90-ые его творчество переживает романтические настроения с философской проблематикой. Писатель начал свое творчество как лирик.
Прощание
«Мы за ворота
Гостей провожали,
Смеялся кто-то,
Кого-то звали.
О дом наш унылый,
О сад молчаливый!..
Где голос милый
И смех шаловливый?
Какая мгла здесь! –
Ни счастья, ни света.
Она была здесь, -
И вот ее нету»
ГРИГ
Нурдаль Григ (1902-1943) – поэт, романист, литературный критик. Его творчество отображало и романтический экзотизм, и реализм. Он принимал участие в гражданской войне в Испании (1936-1939). В годы второй мировой войны сражается с гитлеровцами в качестве летчика (погиб в 1943). Его поэтические произведения – сборники «Камни в потоке», «Норвегия в наших сердцах», «Свобода».
Утро в Финмарке
«Когда мы пришли в Бескадес,
Окончив свой путь ночной,
Вдруг разразился ливень,
Колючий и ледяной.
Мы, обессилив от шторма,
Отдых решили найти.
Наши олени устали
После большого пути.
Белые пятна на лицах –
След ледяных дорог –
С каждым порывом ветра
Мучили, как ожог.
Руки закоченели,
Ноги идти не могли,
Но вдруг встрепенулось сердце,
Когда я увидел вдали –
На голой покатой вершине,
Легкий и чуткий, как тень,
Наледь дробил копытом,
Нюхая воздух, олень…»
БЬЕРНСОН
Бьернстьерне Мартинус Бьернсон (1832-1910) – драматург, прозаик и поэт. Родился в семье пастора. На материале отечественной истории им было написано несколько драм. Его герои – люди чистой души, живут в северном краю («охотники на медведей», «Опасное сватовство», «Орлиное гнездо», «Железная дорога и кладбище», «Буланый»). Писатель много пишет о тяжелой жизни людей, о героях, которые способны одержать победу в неблагоприятных обстоятельствах. Произведения писателя – это гимн нравственной стойкости человека. В 1902 году Бьернсон был удостоен Нобелевской премии.
ЛИ
Юнас Ли (1833-1908). Получил юридическое образование. Жил в основном за границей – Париж и Рим. Литературный успех ему принес роман «Предусмотрительный, или Норланские картины» (1870), в котором он совместил народную фантазию и реальность. Писатель склонялся к идеализации патриархальности. Другой его роман «Пожизненно осужденный» (1883) посвящен народной жизни. Его герой – Николай, был честным человеком, хотя его необузданный характер немало ему повредил в жизни.
Отрывок из произведения Генрика Ибсена «Пер Гюнт»:
«…А ты видала
Этот Гендин-то хребет?
И конца ущельям нет,
И утесов нет острей,
Бездны, глетчеры, лавины!
Мы с оленем для начала,
Сизый воздух рассекая,
Понеслись, нельзя быстрей,
Аж до самой до вершины.
Внове скачка мне такая;
Огляделся я вокруг,
А навстречу, вижу вдруг,
Лучезарные светила,
Скопом выйдя в небеса,
Светят так, что ослепило, -
Чуть не вытекли глаза.
А огромные орлы
В непроглядной этой дали,
Как пушинки среди мглы,
Невозвратно пропадали…»
«Пер Гюнт» Лист 1
«Пер Гюнт» Лист 2
«Пер Гюнт» Лист 3
«Пер Гюнт» Лист 4
Свидетельство о публикации №220032200658