Буртасы - кто они?

Родившись на пензенской земле я не мог пройти мимо исследования своих этнических корней. Не только своих, но и и всех моих земляков.


До первых веков нашей эры пензенская земля не являлась привлекательным местом для проживания древних людей. Сама местность была неоднородной:
 пески/чернозем, лес/степь, местами болота.
А еще к тому же находилась на отшибе - в стороне от миграционных потоков того времени, как и позже вдали от древних торговых путей.

В I  тысячелетии до н. э. намного севернее  на запад прошли кельты и финоугры. Финоугры отличались от остальных угров светло-рыжим цветом волос. Расселились они по берегам Финского залива - фины, вепсы, карелы. Обычные угры были светловолосыми. Вот они-то и отклонились к югу - племена меря, мурома, мещера, черемисы. По среднему течению Суры поселилась мордва. Поклонялись угры священной горе от которой и получили свое название, как позже и их бывшая родина - Югра. Позже они поклонялись деревьям и небесному невидимому богу.
В I  тысячелетии уже нашей эры южнее по степной зоне прошли западные готы (геты закарпатья) на восток до Кавказа и кКазахстана (массагеты). Но вскоре гунны вновь оттеснили их в Европу и Турцию.
После этих потрясений на пензенских землях появились сначала асы-аланы  на юге, а затем сколоты на западе. Так к V веку нашей эры пензенское захолустье стало обжитым, хотя и разнородным по этническому составу.

1. Мордва были собирателями охотниками и рыболовами. Обиходное название ловушек для рыбы – морды – пришло от их - тогда они были из ивовых прутьев.

2. Асы-аланы были скотоводами - пришли из степных районов Ставрополья через земли Саратовской  области. Пензенские села с необычными названиями Мачкасы, Азрапино, и Малый Буртас лишь подтверждение этому. А РЯДОМ ЧУТЬ южнее в Саратовской области есть несколько сел Бурасы.

3. Сколоты были земледельцами. После нашествия гуннов, они бежали из Приазовья, поднявшись по Дону и Хопру и поселившись в черноземных районах. Сохранились топонимы Колышлей, Колтовское, которые хранят о них память. Сколоты поклонялись солнцу – Коло. Своих служителей богу они называли колдунами. Обряд вызова дождя заключался в том, что колдуны дули на чашу с заговоренной водой, чтоб она поднялась в небо к Солнцу и пролилась на поля живительной влагой.

Однако наиболее загадочным народом остаются жители наших мест буртасы. На первый взгляд их самоназвание трудно объяснить и его конкретного перевода у историков до сих пор нет.
Древние определения аса (высший) и аза (первый) у южных народов всегда были в приоритете. И перепляс кавказцев с выкриком АСА! означало - смотрите - я лучший!
Оба корня вошли в самоназвания многих южных народов, часть из которых уже исчезла.
Асы - черкасы, каспы, каски, ассирийцы, массагеты и др.
Азы -  хазары, абазы(абхазы), азаки (жили в устье Дона) и др.

Именно слог аса является главным аргументом аланского происхождения буртасов и определяет их главное занятие - скотоводство и коневодство. Позже за разрешение женится жених у буртасов должен был отдать коня.
Слог  бурт  имеет западно-славянское происхождение и его появление в наших местах вроде как необъяснимо.
Бурт – в польском языке означало земляной вал. От него произошел его немецкий аналог бург – укрепленный город.
Как же получилось, что в самоназвании приволжского народа появился такой слог?  Тут тоже можно поискать объяснение.
Просто надо посмотреть, что происходило в начале нашей эры в пределах транспортной и пешеходной досягаемости. Можно вспомнить и то, что четырехколесные повозки были у сарматов еще в I тысячелетии до нашей эры и цивилизованность наших предков сильно занижена. Версия есть и она вполне реальна.
 Надо напомнить, что самой главной империей на тот момент была Византия. В ее владения вошли земли Причерноморья и северного Кавказа. В начале V века на Днепре возник новый торговый город Самбатас – будущий Киев. А населяли ту местность по византийским хроникам  АНТЫ. На самом деле это были ванты (ванды) – предки украинцев и поляков. Дело в том, что буквы «В» в древнегреческом алфавите не было. Известный пример: защитники Трои венеты у древних историков проходили как энеты.

После нашествия на Византию сарматов и гуннов там уже ждали новых набегов. В степях Каспия набирали силу авары. Вот потому в V-VI веках в Приднепровье начался строительный бум по возведению защитных сооружений - стен и валов с частоколами и сторожевыми башнями - вежами.
Вспомните русскую сказку про Никиту Кожемяку. Запряг Никита Змея Горыныча и пропахал борозду от Киева до самого моря.  Именно поэтому ту «борозду» до сих пор называют Змиевыми валами.
Валы достигали высоты 15 метров (высота 4-х этажного дома) и в ширину достигали 20 метров. Участки валов сохранились до сих пор. Чтобы перелопатить миллионы кубов земли на таких укреплениях общей протяженностью около 2000 км требовались рабочие руки. Десятки, а при авральной работе и сотни тысяч строителей. О том кто эти валы строил, история умалчивает и лишь сказочный Никита указывает лишь на славянское происхождение строителей.
 
Учитывая, что Византия с принятием христианства отвергала рабовладение, работников нанимали. Нанимали за дешевые украшения, утварь и инструмент. При раскопках Давыдовского городища (Тамбовская обл.) найдены янтарные бусы и стеклянная бусина первых веков нашей эры. За работу со строителями расплачивались и деньгами. Клады римских монет II-IV веков равномерно покрывают черняховкие поселения в районе валов. В отдельных кладах находят ло 1000 монет и более.
На пензенской земле также найдены и римские монеты того времени. Но металлические кругляшки (монеты) интересовали только лишь модниц, украшавших ими одежду. Торговых поселений в округе еще не было, Волжский торговый путь появился при хазарском каганате.  Из монет делали серьги, браслеты и ожерелья. Эту версию подтверждают и археологические находки. Так, в мордовском могильнике раннего средневековья нашли римскую шпору. Снаряжение римского всадника в качестве подвески могли использовать волхвы или колдуны.
 Однако основной расчетной единицей за работу мог быть породистый скот – овцы и козы. Их можно было перегонять на большие расстояния. Скорее всего именно козы и овцы вытоптали первую дорогу от Киева до Булгара.
Тогда же в хозяйствах буртасов появился невиданный скот – свиньи.  После говядины и конины, их мясо считалось большим деликатесом. На западе свиней держали уже в I тысячелетии до нашей эры. В сочинениях арабских хронистов сообщается, что анты и вятичи пасут свиней точно так же, как они овец.

При строительстве валов в бревенчатые опалубки засыпали камни и землю   и тщательно утрамбовывали. Работников выполнявших такую работу качественно и быстро анты называли буртасами – лучшими землеустроителями. Таких среди наших предков было много. В какой-то мере это объяснялось широкой стопой наших предков, более производительной при трамбовке. Интересно, что пензенцев до сих пор нет-нет и назовут толстопятыми. Вот вам отголосок "старины глубокой".
Возвращались древние «шабашники» не с пустыми руками и с гордостью называли себя буртасами. Самоназвание просуществовало несколько веков.
Буртасы были не только хорошими строителями, но и воинами – сражались и конными и пешими. Численность народа буртасов определить сложно. Единственное упоминание о том, что этот народ мог выставить 10-тысячное войско дает нам лишь примерную цифру от 50 до 100 тысяч – от каждой семьи выставлялось по воину.
Единая вера буртасов неизвестна. Но уже в IV веке аланам-асам было известно христианство. Возможно, удаленность от его центров на Кавказе помешало состояться буртасам состоятся как единому народу. Последующие попытки привить буртасам ислам от булгар и иудаизм от хазар не увенчались успехом. Хотя в противостоянии между арабами и хазарами буртасы выступили на стороне хазар. Они участвовали в одном из главных сражений между ними. Состоялось оно при походе арабского войска на Булгар и место этой битвы в наших краях пока не определено.
Есть несколько версий исчезновения этого народа.

Основная – ассимиляция, растворение в собирательном русском этносе.
Однако, есть мнение европейских исследователей, что  их насильно рекрутировал в свою Орду Чингисхан. И лучшие представители народа буртасов сложили свои головы в Панонии (Венгрия).
Возможно, мы никогда не узнаем, куда на самом деле подевались буртасы. Мы только будем хранить и передавать их гены нашим потомкам.


Рецензии