Образование в Царской России. Земская школа

     Начиная со второй половины 19-го века, земская народная школа начального образования, становится самым распространённым типом начального учебного заведения в России. Постепенно в земских школах устанавливается четырёхлетний учебный курс с двумя классами, с двумя учителями. В школе преподавали русский язык, чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение.
     Земская школа относится к начальному этапу образования одно-классного типа. Были ещё школы с курсом обучения ниже одно-классных: церковно-приходские и земские школы грамоты, конфессиональные школы, частные училища III разряда, воскресные школы для взрослых. Затем дети могли, в зависимости от положения в обществе своих родителей, идти учиться в двух классные начальные городские и церковно-приходские училища, а оттуда они могли поступать в высшие начальные училища с шести- и восьмилетним курсом обучения.
     Обучение вели учителя на постоянной основе, а также священники местные на временной, если священник был занят, то приходил дьякон. Учились бесплатно, мальчики и девочки от 8 до 12 лет, ограничений по сословиям не было.
     Финансировалось всё из средств земств, строительство и содержание было за земским собранием, зарплата учителей и учебники шли из казны. Основной идеей и целью земского типа народного образования было достижение всеобщего образования.
     Ранее образование в России было обязанностью государства, также этим занималась церковь. Со стороны Государства создавались университеты, гимназии, начальные училища. Со стороны церкви это были семинарии, церковно-приходские школы.
     После отмены крепостного права в губерниях, уездах и волостях появляются выборные на местах земские собрания, земские управы, у которых появились собственные средства для устрояния образовательных учреждений на своей территории.
     Основным населением земств были крестьяне, среди которых грамотных практически не было, за исключением детей зажиточных крестьян и детей священнослужителей.
     Земский проект системы самоуправления был ориентирован на нужды населения. Земства не имели политических функций и не обладали исполнительной властью. Земство кончалось на уровне губернии. Главным преимуществом земства было то, что земские собрания лучше знают местные условия, а приезжие чиновники работают без учёта местной специфики. Государство ограничивало земство только определёнными задачами местного уровня. К общим вопросам страны земские собрания не имели отношения.
     Таким образом, реализация программы всеобщего образования через земскую школу стала главной задачей земского собрания.
     Александр Второй, несмотря на ряд реформ его предшественников, получил незавидную статистику сферы народного образования. Всего 3842 одно классных начальных училищ, которые в основном содержались сельскими общинами, волостными собраниями, городскими мещанскими обществами и уездными властями на общественных началах, небольшая часть правительством, Святейшим синодом, конфессиональными приходами.
     В сельской местности имелось всего 3200 начальных училищ. В России в то время жили не менее 75 млн. жителей. Так что на одно сельское училище приходилось 20 тыс. жителей. Это крайне мало по меркам даже того времени, и не решало тех просветительских задач, которые заложила ещё Екатерина Вторая.
     Школы земские на бумаге в ежегодных отчётах выглядели вполне достойно, тем более, что проверить этого было невозможно. На самом же деле школы в основной своей массе, особенно в удалённых от Москвы и Санкт Петербурга местах, не удовлетворяли требованиям с точки зрения учебной, хозяйственной, гигиенической. Они были отчуждены как от центров просвещения, так и от народа, отличаясь беспросветной казёнщиной. А эмоциональных учителей, кинувшихся нести просвещение в крестьянство, таких, как Лев Толстой и декабристы, было совсем немного.
     Крестьянские школы начала правления Александра Второго, по большей части устраивались на дому, а не в специальных школьных зданиях. Учителями были зачастую сами же крестьяне, отставные солдаты, писари. Учебный год прерывался по разным причинам. Максимум, что давала такая начальная школа, так это умение читать и писать. Низкий уровень начального образования в крестьянстве объясняется также тем, что не было особой потребности в просвещённости. Не было библиотек, промышленности, в основном развивалось ручное ремесленничество, основанное на передаче навыков по наследству.
     +++++++++++++++++++++++++++
     Появление земской школы, которая должна была взять под свою опеку начальное образование стало эволюционным шагом в системе образования в России.
     Начало устрояния земской школы начинается с Положения о начальных народных училищах от 1864 года, согласно которому к работе этих училищ привлекаются земства, что со временем становится основным видом деятельности органов общественного самоуправления.
     Земское школьное движение можно разделить на два направления: просветительское, основным идеологом которого был Лев Толстой, и ремесленническое, ориентированное на местные традиции.
     Просветительская линия предполагала широкий круг предметов, в том числе пение, изучение сольфеджио, рисование, нравственность. В этой сюжетной линии развития земской школа стали появляться земские учителя просветители.
     Другая линия предполагала развитие способности детей к трудовой деятельности, к получению профессии, чаще всего к тем профессиям, которые были традиционны на территории земства. Будучи удалёнными от центра, земства стремились уменьшить часы на изучение Закона Божьего, заменяя их часами преподавания реальных знаний.
     В общем и целом, земским школам полагалось учить детей необходимому минимуму навыков, чтобы они могли трудиться, уважать старших, царя, Отечество и Бога.
     В земские школы ехали в основном энтузиасты, которые в своей работе видели прежде всего долг перед народом. Именно в среде земских школ на первоначальном этапе их развития, стали появляться передовые методы обучения, новые подходы, позволявшие соединить обе линии развития земского начального образования, сохраняя широкий кругозор учеников, при этом не удаляясь от реальной жизни.
     После реформы 1865 года учились дети с мая по октябрь три года и ещё был один год для отстающих. Остальное время они работали по хозяйству дома, поэтому земская школа имела также название трёх-зимней.
     Обе линии развития начального земского образования благополучно развиваются, причём такими темпами, что уже в начале 20-го века при Николае Втором, государство задумалось о введении обязательного начального образования. Эту идею активно поддерживал Вернадский уже перед революцией 1917 года.
     Количество школ, открытых к 1917 г., было около 140 тысяч. Это больше на 5 тыс., чем в 2020 году. Однако нужно иметь в виду, что тысячи школ были скорее условными. Либо там учились не больше 4-5 детей, либо школы работали не весь год. Многие земские школы были одно-классными: один класс – один учитель. Домашних заданий не было, что усвоили на уроках, то и усвоили.
     Учителя использовали самые разные способы обучения, которые чиновные преподаватели городских школ не применяли, поскольку там был строгий надзор за приёмами обучения со стороны инспекторов Министерства Просвещения.
     Дети изучали Закон Божий, счёт, чтение, историю, географию, естественные науки о законах природы.
     При земских школах, в богатых земствах, устраивали также мастерские, сельские профессии, ветеринарные, именно которые были развиты на земской территории. Со временем в состоятельных земствах стали появляться профессиональные земские школы с пяти и шестилетним сроком обучения.
     Учителя не практиковали жаловаться на учеников, поскольку родители могли жестоко наказывать своих детей, в земских школах не принято было прибегать к телесным наказаниям, только нравственные в виде запрета на развлечения, игры, прогулки.
     Учителя стремились, чтобы ученики усваивали школьный материл, плохую успеваемость относили на свой счёт, таким ученикам уделялось больше внимания. Ученики привязывались к своим наставникам душой и сердцем.
     Земское собрание, являясь главным попечителем своих школ, всегда точно знало, что она хочет от этой школы, чему должны учиться дети, чтобы они не уезжали в города, а оставались в земской общине, принося ей пользу.
     Деньги тратились именно на то, что было необходимо. Земство должно было построить саму школу, её эксплуатировать. Среди попечителей земских школ были самые важные люди общины: помещики, купцы, промышленники, зажиточные крестьяне.
     Земские школы были открыты для крестьянских детей, но на этом обучение их заканчивалось, потому что следующий этап, обучение в гимназиях, в лицеях, кадетских корпусах было доступно только элите, это стоило больших денег, для крестьянских детей квота была небольшая.
     Земские школы позволили государству решить важную задачу, подготовить большую массу кадров, которые могли бы в эпоху частичной индустриализации строить железные дороги и порты.
     +++++++++++++++++++++++++++++
     Начальная школа на первом своём этапе исторического развития учреждалась и финансировалась по инициативе сельских обществ. Затем, после создания земств забота и попечительство над местными школами взяло земское собрание. С начала 20-го века земская начальная школа получает гарантированное субсидирование из казны. При этом на всех этапах развития начального образования государство осуществляло инспектирование деятельности школ на местах.
     С самого начала развития первичного образования и земских школ шло противодействие процессу учреждения новых школ, так как многие чины, как министерские, так и дворянские, считали, что просвещение только отвлекает крестьянство от сельскохозяйственной деятельности. Сразу не было заметно реальной практической пользы от образования для земледелия. К тому же возникали проблемы с финансированием, поскольку налогообложение на местах не оставляло возможностей для развития земских школ. Начиная с 1870 года, когда в сельское хозяйство стали внедряться механизмы, новые разработки, позволявшие увеличивать сборы, но требовавшие во множестве умелых, профессиональных рук, а не ремесленников, земства стали постепенно втягиваться в школьное устроительство.
     Губернские земства взяли на себя подготовку учителей, земские собрания начали оплачивать содержание учителей, сами строить школы и мастерские к ним. Постепенно, начиная с 1890 г. сельские общества самоуправления стали уступать земствам вопросы содержания начальных школ. К началу 20-го века расходы на содержание начальных школ на 90% осуществлялись земствами и казной. Остальное было на плечах крестьян.
     Одновременно надзор за деятельностью земских школ стал переходитm от губернских властей к земским собраниям. Крестьянские общественные школы полностью слились с земскими.
     Министерство просвещения ревностно наблюдало за деятельностью земств в сфере образования, поскольку видело в этой деятельности много вольнодумства, революционных трактовок учебных программ на местах. Министерство также направляло свои финансовые и административные ресурсы на неземские губернии, а также развивало в земских губерниях церковно-приходские школы и министерские училища. Политика Министерства в начале 20-го века заключалась в выравнивании земских школ с казёнными министерскими.
     Единая программа развития земских и казённых школ появилась только в 1907 году, инициатором которой выступила 3-я Госдума, когда государство стало выделять средства для земств, при условии, что они создают сеть земских школ.
     Окончательная система финансирования выглядела так: Казна брала на себя зарплату, а земства строили школы на свои средства, либо на заёмные от государства средства, эксплуатировало школы, осуществляли подбор и подготовку учителей, учебники. Часто казённые школы передавались земствам там, где земская община имела лучшие условия для содержания начальных школ. После 1907 г. финансирование приходских школ было остановлено.
     Полная школьная сеть земских школ, которая обеспечивала бы доступ всему населению к образованию, должна была быть осуществлена в развитых губерниях к 1916 году, в отсталых – к 1930 г.
     При реализации программы начального земского образования многое зависело от инициаторов на местах, в связи с чем возникала неравномерность прогресса. В то время общего государственного планирования ещё не было.
     Земства начали открываться, когда население в России составляло 75 млн. Это было в 1865 году. В 1917 г. население составляло уже 184 млн.
     Губернские земские школы существовали в 35 губерниях, отличавшиеся высоким уровнем развития, и там проживало 65 млн. в 1897 г. В 1914 г. губерний с земствами было уже 43 с количеством жителей 113 млн.
     Детей в земских школах в 1869 году было 60 тыс. В 1910 их было уже 10 млн.
     В 1880 г. земских школ насчитывалось 9 тыс., в которых учились около 500 тыс. детей. В 1894 г. действовали 22 тыс. земских учебных заведений.
     В 1915 г. 43 земских губерний насчитывали 77 тыс. земских начальных образовательных учреждений, в которых учились почти 8 млн. детей.
     В 1915 г. число детей, получавших начальное образование, было приблизительно равно числу не охваченных образованием детей.
     Проекты охвата детей начальным школьным образованием были таковы, что к 1921 г. можно было достичь всеобщего четырёхлетнего обучения.
     В земских школах Министерство просвещения рекомендовало раздельное обучение мальчиков и девочек, но при невозможности допускалось совместное обучение; при совместном обучении девочек и мальчиков в школы допускались только девочки не старше 12 лет.
     Допускалось введение платы за обучение, размер которой определялся теми, кто содержал училище.
     Общая политика Российской империи в вопросе языка заключалась в постепенной русификации населения. Эта позиция наиболее точно прослеживается в программах начального образования. Тем не менее, на местах попечительские советы принимали свои решения по поводу языка преподавания, с учётом национального состава населения.
     Во второй половине 19-го века появляются земские школы с уроками на финно-угорских языках. Однако к концу века начинает преобладать русификаторская политика в образовании, что приводило к тому, что не владеющие русским языком дети стали избегать поступлению в начальную школу.
     Только к 1910 году удалось выправить этот уклон в сторону преподавания на языках народов, которые компактно проживают на территории земства.
     Преподавание в земских школах велось на русском языке, как основном для математики и некоторых других предметов, при наличии большого количества национальных детей привлекались учителя носители национального языка.
     Губернский совет теперь возглавлял губернский предводитель дворянства, уездные советы держали уездные предводители дворянства.
     Руководили учебным процессом директора народных училищ, у которых были инспектора народных училищ, на каждого из которых приходилось 100 училищ.
     Народные школы были бесплатными. Посещение школ было общедоступно, были только квоты на евреев.
     +++++++++++++++++++++
     Чтобы открыть земскую школу, нужно было получить разрешение. Приём или увольнение учителей, экзамены, выдача свидетельств об окончании школы, учебники, всё это нужно было согласовывать с госкомиссией Министерства Просвещения. В связи с этим было много отчётов, которые отнимали много времени, и которые по большей части фальсифицировались.
     Вся инспекторская работа Министерства была форматизирована.
     В системе образования долгое время соседствовали три независимых типа школ: министерская, земская и церковно-приходская, которые с разным успехом боролись за внимание государства и казны.
     Движение народного образования, которое возглавляло земство, выступало за самостоятельность в вопросах финансирования и управления школьного процесса. Особенно обострился этот процесс после революции 1905 года.
     Образовательные программы начальных народных учебных заведений были более или менее согласованы между собой. А вот его верхняя ступень, курс городских училищ, стоял особняком. Поступить в гимназию или в среднее техническое училище после курса начальной школы было делом практически не возможным. Программы были не скоординированы. К тому же училища находились в удалении от школ, которые заканчивали дети, и нужно было решать вопросы их проживания, что становилось в ряде случаев непреодолимой финансовой нагрузкой для родителей.
     Почему-то инспектора Министерства просвещения не считали важным вопрос координации учебных программ нижней и средней системы образования.
     Продолжительность учебного года длилась 6 месяцев, 125 учебных дней в году. Поступление в школы не было обязательным, дети могли являться в школу в середине учебного процесса.
     Учились 6 дней в неделю по 4—5 часа с 10-минутными переменами.
     Чаще всего один учитель в одном классе проводил занятия с тремя разногодичными отделениями одновременно.
     Интересна была технология преподавания, которая была выработана самими земскими учителями в школах с трёхлетним обучением. Учитель одному отделению детей давал письменную задачу, другому объяснял следующий материал, а с третьим отделением повторял ранее пройденное. Или одну и ту же задачку одному отделению давал решать письменно, а другому решать в уме. Получалось коллективное занятие, в котором детям было интересно наблюдать друг за другом.
     В сельской школе дети были от 8 до 13 лет. Но постепенно возраст поступления начал снижаться, поскольку крестьянство считало, что чем раньше ребёнок закончит школы, тем больше пользы он принесёт в хозяйстве.
     В основном мальчики и девочки учились вместе, поскольку для раздельного обучения не хватало классов и денег. Девочек старше 12 не брали. Поэтому мальчиков было больше. Было и нежелание отдавать девочек в учёбу, мол, им это не нужно.
     Отметки не выставлялись, экзамены проводились только один раз, выпускные. Учителя и попечители начальных школ убеждали детей, что образование и просвещение нужно им для успешной жизни. Неуспеваемость детей относилась на плохую работу самих учителей.
     Форменной одежды не было, как не было и общих, единых учебников, программ, методичек по проведению уроков. По заказу учителя всё это закупало земство, так что учитель был достаточно свободен в самореализации.
     Запоминание не поощрялось, предлагалось чтение вслух, после чего дети пересказывали прочитанное. Учитель же вёл беседу с учеником, как это было во времена Сократа, если верить Платону, что Сократ был.
     После такого обучения в сёлах земской общины стала появляться оживлённая общественная жизнь, насыщенная грамотными рассуждениями по различным вопросам не только своего уезда, но намного шире.
     Земства вводили стремились вводить свои предметы в программу образования в зависимости от интересов экономического и культурного развития края. Какой-то единой системы в этой сфере не было.
     Наиболее ценным в сельской среде считалось умение читать и способность производить расчёты. Ради этого крестьянские отцы готовы были отдавать своих детей в начальные школы.
     Земства осуществляли серьёзную атаку на обязательные часы по Закону Божьему, заменяя их на полезные с их точки зрения предметы, в чём им усердно помогали учителя.
     Более или менее единая система образовательного процесса в системе начального образования стала появляться только после 1897 года, когда Министерство народного просвещения выпустило программу народного просвещения, где были утверждены обязательные предметы для одноклассных школ, что сопровождалось дополнительным финансированием. Был создан список литературы, из которого земства должны были выбирать то, что им было нужно.
     Содержание предметов было не очень трудным для усвоения:
1. По Закону Божию: главные события Священной истории, богословия, несколько десятков молитв на церковнославянском языке с их объяснением.
2. Чтение должно было обеспечить устойчивые навыки чтения нескольких рассказов и сказок.
3. Программа письма предполагала закрепление способности написать изложение коротких текстов, сочинений, как укажет учитель.
4. В математике нужно было усвоить четыре действия с многозначными числами. Единицы измерений, дроби.
5. Рисование.
6. Гимнастика.
     Хотя земская школа и была трёхлетней, но желающим ученикам разрешалось учиться четвёртый год, для закрепления материала. С начала 20-го века земские школы начали переходить на четырёхлетний курс обучения. При этом нагрузка на учителей увеличилась, понадобились дополнительные учебные материалы, новые помещения для классов, что потребовало увеличения бюджета школ. К 1911 году, после введения правительством четырёхлетнего обучения, только 25% школ смогли перейти на новую систему.
     В 1905 г. начли открывать двухклассные школы с пятилетним курсом. К 1915 г. предполагалось перейти на шестилетнее начальное обучение. Проблема перехода на шестилетку заключалась в том, что крестьяне были заинтересованы использовать в своих хозяйства как можно больше рабочих рук. Фактически учёба детей ограничивалась двумя годами обучения.
     Экзамены по окончании школы не были формализованы, их проводили не учителя, а инспектора. По каждому предмету один вопрос.
     Свидетельство получали не все, только 10% учащихся, многие на экзамены не приходили вовсе, поскольку они проводились в апреле, начале мая, когда на дорогах была ещё распутица, да и родители не отпускали детей, особливо если путь до школы был дальний, да к тому же ещё нужно было повторять уроки перед экзаменами.
     Для того, чтобы крестьяне отправляли детей в школу, была введена льгота в закон о воинской повинности, в соответствии с которой при предъявлении свидетельства об окончании начальной школы срок службы сокращался с 6 до 4 лет.
     Начальная земская, крестьянская или приходская школы давали только грамотность, да от них ничего и не требовалось другого. Это была по сути школа грамотности, для чего совсем не надобно было обучаться все три года. Такие школы не давали образования детям, но открывали возможность получить это образование.
     Однако со временем дискуссия на тему о том, должна ли земская школа быть школой грамотности или давать образование, привела к компромиссу: с начала 20-го века во втором и третьем классах стали вводиться уроки истории, географии, обществознание, религиозное и нравственное воспитание.
     Помимо одноклассных были также школы с курсом ниже. Преимущественно это были школы типа медресе для мусульман, в основном для татар и башкир, и школы хедер для евреев. Этими школами Министерство не занималось, они были полностью на попечении местных общин.
     Размер класса при получении разрешения на открытие школы рассчитывался на присутствие 50 учеников. На самом деле в классе могло присутствовать и больше детей. Чато 50 нормативных учеников находились в помещении, где они могли только присесть на лавку, что уж там говорить про парты. Обычно на учителя приходилось до 70-80 учеников при норме в 41 ученик.
     Школы чаще всего располагались в избах с низкими потолками, парок окошек. Избы предоставляли сами крестьяне либо в аренду, либо по кругу. Размещались школы и в прицерковных помещениях типа сторожек при Храмах, даже в сараях.
     Зажиточные и прогрессивные земства начиная в 1880 г. начали строить каменные школы. Разрабатывались типовые проекты. Такая школа состояла из класса, раздевалки, кухни. Туалет находился за пределами школы. Жильё для учителя было при школе.
     К 1910 году земства имели 65 тыс. собственных помещений для школ и 30 тыс. арендованных.
     Статистика по цифрам хорошая, но при этом в основном это были школы-избы, либо школы были переполнены детьми. В некоторых школах было всего от 1,1 до 1,5 м; площади на ученика при норме 2,6 м;.
     Преподавали учителя обоих полов, предпочтительно православные. Профессия учителя во второй половине 19 в. стала народной интеллигентской профессией.
     Для преподавания нужно было предъявить свидетельство на право учителя начальной школы, которые получали закончившие учительские семинарии, институты, или после проведения показательного урока.
     При неимении ни тех, ни других к преподаванию допускались окончившие двухклассные школы.
     Учителя школ нижних классов не имели чина и права на пенсию, зато их не призывали в армию. Их дети могли учиться в гимназии бесплатно. И у таких учителей не было возможности занять более высокую должность.
     Годовой оклад учителя начальной школы составлял 150 руб. в 1870 г., в 1890 – 250 руб., и в 1910 г. – 350 руб. В 2008 году царский рубль мог стоить 1000 российских руб. Учитель также имел 60 руб. надбавки за каждые 5 лет выслуги. Это получалось где-то на уровне зарплаты квалифицированного рабочего в Москве в то время. Но нужно учесть, что учителям предоставлялась бесплатная квартира при школе с отоплением. Дом же в то время можно было построить за 400-600 руб.
     Учительская пенсия земского учителя составляла 100 руб. в год. Существовали правительственные и земские пенсионные кассы для учителей, куда можно было отчислять около 6% оклада, чтобы получать пенсию в размере до 50% от жалованья.
     В то время считалось, что земские учителя получают за свою трудную работу мало. Немного поработав в профессии, учителя старались переквалифицироваться в другие специальности и уйти в город.
     При этом учителя средних школ зарабатывали в два раза больше, что считалось средним доходом, к тому же они имели чины разрядные и могли подрабатывать дополнительными уроками, благо, что родители их учеников были люди состоятельные, чего не скажешь о крестьянах.
     Сеть народного образования за всё время развития земских школ расширялась значительно скорее, чем сеть учебных заведений для подготовки народных учителей. Однако в профессию люди шли и к 1910 году в России было 160 тыс. учителей.
     Что касается Закона Божьего, то с ним было совсем беда. Не все священники, имевшие право вести этот урок, желали преподавать, платили мало, поэтому урок читали дьяконы, но и их не хватало и к уроку стали привлекать учителей, которые на этих уроках предпочитали заниматься арифметикой или историей.
     Обучение одного ребёнка в 1870 г. обходилось в 3 руб. В 1900 году уже 10 руб., в 1914 г. 15 руб.
     Конечно, начальное образование было по своему уровню и качеству значительно ниже, чем среднее. И финансирование, учебный материал, оплата труда учителей, всё это было несопоставимо выше. Расходы на обучение одного ученика были в 2-3 раза выше в городских училищах, в 10 раз больше в гимназиях и в 20 раз больше в технических училищах. К тому же это было, в основном, платное обучение, когда родители могли доплачивать за дополнительные уроки, а также делать пожертвования.
     Расходы на начальное обучение в России в 1910 г. составляли 60 коп. Это в 2 раза меньше, чем в Испании, Италии, Японии, и в 50 раз меньше, чем в Германии, Франции, Голландии.
     При этом, как правило, развитию начального образование в среде крестьянства мешало не отсутствие денег, а неорганизованность на местах, и косность, особенно среди национальностей.
     В 1905 году на начальное образование было израсходовано 65 млн. руб. Причём казна и земства внесли по 25%, города и крестьянские общины – по 15%, спонсоры 10% и плата ещё 5%.
     Субсидии казны на жалование учителям составили от 400 до 600 руб. в год.
     Интересно, что земства были ограничены в повышении затрат на начальное образование не больше 3% в год сверх нормативных. Эту норму устанавливало государство и доводило до земств Министерстве просвещения. Государство брало на себя повышенные обязательства по содержанию земских школ, чтобы не допустить перегибов на местах.
     Земское движение в вопросах просвещения начиналось как стихийное, но постепенно на этом поприще стали внедряться разного рода проекты и программы. После 15-ти лет стихийного, хаотического развития стали появляться первые программы, в которых осуществлялись попытки скоординировать деятельность школ начального образования.
     В большей степени они тогда касались европейской части России, земств и других общин, до которых было проще и быстрее донести новые идеи и апробировать их.
     Первая попытка такого проекта заключалась во внедрении всеобщего образования. Это было в 1880 году. Но на всю Россию денег не хватало, поэтому ограничились несколькими центральными губерниями.
     Похожий проект появился в 1885 году. Он продвигался Министерством просвещения до конца века. Но тоже не пошёл в жизнь. Хотя что-то из него было реализовано. Появились общие учебники, планы подготовки учителей и, соответственные учительские семинарии.
     В 1903 году Фармаковским В.И. было предложено параллельно с сельскими школами создавать на европейской территории казённые начальные школы на полном финансировании и подчинении государства. Этот проект частично был реализован.
     Затем подобные проекты реализации давней идеи Российской чиновной аристократии о всеобщем образовании возникали по несколько в году. 
     1911 году общая стоимость программы реализации сети начальных школ и достижения уровня всеобщего образования оценивалась в сумму более 100 млн. руб. Финансирование касалось только министерских и земских школ, церковные в смету не включались. Проект мусолился в Госдуме с 1907 года. Препятствовали клерикалы. Планировалось с 1914 г. субсидировать местному самоуправлению средства на развитие и содержание школьной сети до достижении уровня полного охвата детей соответствующего возраста обучением в объёме одноклассного начального училища, которое теоретически должно было быть достигнуто в 1924 г.
     Проблема развития сети школ начального образования заключается в трудности размещения школ таким образом, чтобы всем жителям волости школа была доступна к посещению. Нужно учитывать, что это дети, которым нужно идти по местности различного типа. И не всегда их могли сопровождать взрослые. Большие школы могли посещать только дети из близлежащих мест, и они были самоокупаемые, маленькие школы, вдали от крупных поселений, могли посещать с десяток детей, а себестоимость такой школы была намного выше. Норматив удалённости был установлен в пределах от 5 до 8 км. Но в удалённых от центра губернии местах удалённость достигала 30 км. Нужно было строить спальные помещения для детей.
     Так что о всеобщем образовании во всей России ни в начале 20-го века, ни позже, даже в начальное советское время приходилось только мечтать.
     С начала 20-го века программы создания всероссийской сети школ грамотности постепенно начинают отмирать, за неё продолжают держаться только клерикалы.
     Интерес Церкви заключался в том, чтобы в смете создания сети начальных школ были и церковно-приходские школы. Либералы же считали, что Синод должен самостоятельно финансировать свою новую образовательную сеть. Ранее часть бюджета церковных школ по смете Синода финансировало Министерство Просвещения, но только тех школ, которые уже существовали. Синод, имея своё лобби в Госдуме постоянно блокировал принятие закона либералов. В 1914 году была предпринята последняя попытка принятия этого закона, которая закончилась неудачно. Потом случилась Первая мировая война, закон благополучно лёг в корзину для мусора.
     Под Всеобщим образованием подразумевался не только охват всего населения России сетью начальных школ, но и доступ к школам девочек, детей нерусской национальностей, евреев, поляков, которых считали почти как евреев, взрослых, пожелавших научиться грамоте, а также инвалидов.
     Типично Либеральная идея. Но как всегда всё это упиралось в деньги, и эту идею могли реализовать только те земские губернии, в которых было производство, где была высокая плотность населения, и были высшие и средние училища.
     Планы развития школьной сети вместе со сметой составляли земства на основе нормативов Министерства Просвещения, потом планы утверждались Министерством. Самой острой и спорной статьёй было устроительство ночлежных приютов. На каждый год по каждой губернии устанавливался бюджетный лимит. По всем сметам земство могла самостоятельно распоряжаться финансами.
     ++++++++++++++++++++
    


Рецензии
Олег, замечательная статья, познавательная.
Полезная, всеохватывающая информация к вопросу,
которым, как раз недавно интересовалась.
"Начальная земская, крестьянская или приходская школы
давали только грамотность, да от них ничего и не требовалось другого".
-пишете вы, Олег.
Никогда на тему не задумывалась, полагала, что отец
учился именно в такой школе, тем более в их селе была церковь.
Только сейчас заострила внимание, читая вашу статью, что школы
были ещё земские и народные.
Но мой отец позже работал счетоводом на Кузнецкстрое, там же
учился в вечерней школе, так что в войну уже считался грамотным,
имел звание сержанта,(тоже в Инете прочитала, что сержантом мог быть
солдат с не менее, чем шестиклассным образованием.
Теперь уже некого расспросить про былое, буду искать в Инете,
какие школы были в селе отца.
Очень любопытные воспоминания, буквально недавно прочитала,
благодаря чему заинтересовалась вашей статьёй.

Мемуары В. Румянцева пригодятся в качестве
иллюстрации к вашим подробным материалам:

свящ. Василий Румянцев
Из воспоминаний
http://azbyka.ru/fiction/iz-vospominanij/

Священник Василий Румянцев (1876/77 — 1962) родился в деревне Дьяконове Буйского уезда в крестьянской семье.

***
В 1884 — 1887 гг. учился в Чудцовской начальной школе Буйского уезда. Это было единственное учебное заведение, в котором он учился. Отец, Вавила Васильевич, умер 54‑х лет, когда сыну было не более 13 лет, но отец успел научить Василия всем крестьянским работам. После смерти отца Василий нанимался вместе с братьями, с которыми он жил, к лесопромышленникам рубить и вывозить лес (работал 2 зимних сезона погонщиком лошадей), помогал братьям в плетении лаптей на продажу. С 1891 г. он — писарь и счетовод местного сельского старосты. В 1893 — 1909 гг. — учитель Чудцовской церковно-приходской школы и Дьяконовской школы грамоты (в 1896 г. сдал испытания на звание учителя начальной школы). За труды по народному образованию в 1902 г. был награждён серебряной медалью «За усердие» на Александровской ленте.****

Спасибо, Олег.
Всего вам доброго.

Зоя Чепрасова   03.08.2022 05:55     Заявить о нарушении