7. 5. Картина маслом Совокупление

«Роман с вампиром или путешествие  в ад».фэнтези. 2014.
( отрывок, черновик)


7.5. Картина маслом: Совокупление Натали с лебедем в парке Багатель.

Тема «Наташа и лебедь» занимала обе стороны…

- Вообще, картинка «Совокупление Натали с лебедем в парке Богатель в июньский полдень», конечно достойна кисти «крупного художника»… - мягко съехидничала Лена, Наташа надула губки, а Лена продолжили миролюбиво:

- Ну-ну… а ты знаешь, что в начале XVI века Леду и лебедя изобразили сразу три великих мастера Высокого Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело и Корреджо? Правда из этих  работ сохранилась только последняя, да и то в сильно измененном виде после того, как её изрезал ножом в припадке психической болезни будущий герцог Орлеанский).

- Да…не удивляйся, но я интересовалась этими вопросами. Когда я училась в Сорбонне, у нас курс Истории живописи преподавала одна весьма экзотическая дама и я знаю, что работы Леонардо и Микеланджело входили в художественное собрание французских королей и, возможно, были уничтожены набожной вдовой одного из монархов.

- Как жаль, что такие шедевры не сохранились для истории и утрачены безвозвратно. – Лена печально вздохнула.

- Ну почему безвозвратно? Сохранились копии полотен. – Наташа уже въехала у тему и стала извлекать из запасников своей памяти интересные факты. А Лена была рада, что получила передышку от работы Наташиного фотокора. -
 
Копия с утраченного оригинала Микеланджело.Крамольный сюжет привлекал Леонардо возможностью разработки сплетения криволинейных очертаний женского тела и длинношеей птицы. Представляешь? Как может увлечь такая «хиромантия»? Переплетение линий… - Наташа заглянула Лене в глаза.

- О, да…я убедилась в живописности и заманчивости подобных сочетаний воочию, наблюдая твои хитросплетения с этой птицей. Очень за тебя испугалась. А что ты испытывала при этом? Действия лебедя самца были такими упруго-настойчивыми… Что могла бы испытывать Леда на полотная при таких настойчивых касаниях? И вообще, каким воображением надо обладать, чтобы думать, что в теле птицы таится сам мгеучий Зевс?

- Ну что я испытывала? Только не страх…Мне было любопытно…он такой живой, такой трепетный… Что касается Леонардо то мне помнится, в Д’Орсе была выставка рисунков и набросков Да Винчи начала 16-го века… На них Леда изображена сидящей…

- Как? ты на корточках? – Лена засмеялась. Наташа тоже улыбнулась.

- А на рисунке из Чэтсуорт-хауса Леда изображена с полусогнутыми коленями, представляешь? Почти как я у пруда…. А в окончательном варианте  Леонардо изобразил Леду стоящей в обнимку с чёрным лебедем, тогда как у их ног ползает вылупившееся из яиц потомство. А? как тебе? Потомство…ползает у ног….вот так…С картины сохранилось несколько копий.

- Да…кажется, я видела одну из копий во Флоренции. Но ведь и у Микеланджело есть полотно на сюжет совокупления Леды и Юпитера, которое он написал кажется для Альфонсо д’Эсте.
 
- Да-да…я знаю, что ты имеешь в виду. Я видела репродукцию…только не помню где…Но, насколько я помню, в отличие от Леонардо, Микеланджело  изобразил героев мифа не после соития, а в процессе…

- Мама миа…какие подробности ты помнишь…в процессе…- Лена хихикнула, а Натали продолжила весьма серьезно, она вообще была способна играть серьезные роли.

- Да, а прообразом для этого полотна могла послужить античная камея из собрания Лоренцо Великолепного.  – Натали сморщила носик и лостала из сумочки пакет с абрикосами. – Хочешь абрикосик? Давай перекусим чуть-чуть…такой мини-пикничок у нас с тобой в «Багатель».

- Оооо… чудесно…как раз кстати…чудный абрикосик…такой ароматный и сочный…- Лена рткусила фрукт и добавила, - у нас тут с тобой такой «научный» обмен мнениями… но если ты помнишь, эта работа Микеланджело  хорошо известна не только в Италии и за её пределами. Мне кажется, её копировали другие художники… В частности, вспоминается почему-то Рубенс…но я могу ошибаться…

- нет-нет…ты не ошибаешься…у Рубенса были целых две копии этого Микеланджевского полотна… Представляешь? Какой надо иметь темперамент и самомнение, чтобы копировать Гения?

- О, да… По поводу копий…ещё кажется была скульптурная версия Амманати.  Я не люблю маньеризм. Вернее, не то что не люблю, мне как-то стыдно смотреть на открытую эротичноссть и спиритуализм образов…хотя, пожалуй, я лукавлю…прости Натали… вероятно, маньеризм, стилевой особеннстью которого является повышенный спиритуализм , который часто сочетается с ярко  сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему, такая вот взвинченность и изломанность линий, такие своеобразные «змеевидные» линии, удлинённость или даже деформированность фигур, в принципе, не вызывает у меня отторжения…даже не знаю, против чего протестует моё подсознание, - Лена сделала паузу в своих рассуждениях и обратила взор на маленького француза лет шести, который ел мороженое и завороженно смотрел на неё… - Наташ, посмотри, какой у этого малыша чистый взгляд….

- Вот-вот…пожалуй, такой детской чистоты образов и помыслов тебе и не хватает в полотнах и предметах искусства, сделанных в жанре маньеризма… - Наталья оказалась весьма проницательной. Она безошибочно уловила неясные колебания Леночкиного восприятия окружающего мира. Девственность и чистота помыслов были характерны для её визави. Это она поняла, как только увидела Леночку впервые в кафе на площади Трокадеро, где они и познакомились по «наводке» их общего друга журналиста, модели и актера « в одном флаконе» Кира Довлатова.

Да-да…пожалуй, ты права…напряжённость поз, так называемый контрапост, необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и… Наташ, а ведь для литературы тоже характерен маньеризм… Боже…вот ведь странно, правда? Про человека тоже говорят: какой манерный …да? – Лена удивилась, почему  понимание очевидных вещей пришло с таким запозданием..

- Ну, да…а ведь правда…что касается литературы в стиле маньеризма, то изощрённость слога и структуры, часто — усложнённый синтаксис, аллегорическая образность, игра контрастов,в том числе между «любовью возвышенной» и «любовью земной». Ленка…да ведь это про тебя…ты так и самовыражаешься в этой жизни…то лёд, то холод…многословна всегда…с нюансами, бесконечными оттенками смысла… Вот тебе «Леда и лебедь»…вот это нас «занесло» в дали дальние… и диагноз тебе – «на блюдечке с голубой каёмочкой»…

- Ты что, хочешь сказать, что у меня искусственный и вычурный стиль литературного и человеческого самовыражения? – Лена даже поперхнулась.

- В принципе, да…как бы тебе не неприятно было это слышать…мне кажется ты – типичный представитель этого направления в искусстве и жизни…только признать это не хочешь…или не можешь…оттого тебе и стыдно, когда рассматриваешь картины в этом стиле… некая искусственность что ли пугает… она присутствует в тебе самой, поэтому ты болезненно и реагируешь, поскольку или прячешь это глубоко в себе или не осознаешь… - Наталия была непреклонна в своих умозаключениях.

- Ну и хорошо…ну и пусть… возможно, именно этим и объясняется то, что меня иногда, действительно,обвиняют в надуманности образов… вокруг все приземленные…иные миры для многих под запретом…просто сложно объяснить слепому от рождения что такое радуга…и «с чем её лучше подавать на стол»… Да, собственно, ты мне польстила…несомненно… - Лена начала прятать легкую то ли обиду, то ли негодование, то ли неудовлетворенность от того, что Натали, мало её зная, пытается проникнуть в святая святых Леночкиного внутреннего мира.

 – Спасибо, Натали… к маньеристам относили и Шекспира, и Сервантеса, и Монтеня… и вообще поэзия и проза маньеризма (как и живопись) частично связаны с эзотерической традицией…а эзотерика – моя стезя…мне не интересен трехмерный мир…тем более, что он таким не являлся и не является…он намного сложнее…

- Ну, ладно, киска…не расстраивайся ты так…я ничего особенного тебе не сказала. Собственно, это ни плохо, ни хорошо…я думаю, ты и Овидия читала…это я всё ближе к «Леде и лебедю». Уж очень щекотливая тема у нас с тобой появилась для обсуждения. Но, я так думаю, несмпроста мы о ней говорим. Возможно,надо что-то понять такое…тайное…не очевидное… - Наташа стала говорить загадками.

- Боже, Натали…ты меня пугаешь…Вот так.. премьерная для меня прогулка в Богатель выливается в «Круглый Стол короля Артура». Может быть, пойдем дальше…а то уже пять часов, скоро парк закроют…а? – Лена сделала попытку встать, но Наталья её остановила.

- Подожди, сфотографируй меня на фоне вон того павлина… видишь? Разлегся красавец на траве…подойду к нему поближе, - Наталья оставила сумочку на скамье и стала безжалостно пробираться к отдыхавшему в траве павлину.

- Наташ…ну пожалей птичку…остановись, а то он уже поднимается…не тревожь, дай отдохнуть, - Лена вскочила со скамейки, Но Натали неумолимо преследовала Жар-птицу. Павлин забеспокоился, встал на ноги, подобрал свой роскошный хвост и засеменил подальше от русской актрисы.

- Фоткай скорее!, - голосила Наталья, - фоткай, а то уйдет!


Рецензии