Последнее письмо Плиния Младшего

Плиний Секунд Корнелию Тациту.
Привет!
Пользуясь твоим ко мне расположением и не боясь нарушить устоявшуюся традицию нашей переписки, обращаюсь к тебе, поскольку тема, которой я хочу привлечь твое внимание, потребует от тебя определенного умственного сосредоточения. Речь в ней пойдет о малоизвестной тебе иудейской секте, так называемых христиан.
Никогда раньше в своих письмах я не затрагивал подобную тему, уделяя внимание более возвышенным аспектам нашего существования. Клянусь всеми богами, я бы и далее предпочел обсуждать с тобой вопросы творчества, благотворительности и воспитания молодежи, не говоря уже о новых более прогрессивных методах правления нашего государя. Но, что поделаешь?
Мое нынешнее положение префекта провинции Вифиния и та ответственность, которую возложил на мои плечи наш мудрый владыка, требуют от меня в кратчайшие сроки, не только покончить с коррупцией на восточных окраинах нашей великой империи, но и окончательно разобраться с религиозной неразберихой, возникшей здесь по вине этих самых христиан.
Но, прежде чем отправиться в Рим с предложением по наведению порядка во вверенной мне провинции, я хочу, так же, как это было ранее с опубликованным мною благодарственным панегириком в честь нашего божественного императора Траяна, выслушать компетентное мнение одного из самых выдающихся умов нашего времени. 
Для начала напомню тебе, что об этой иудейской секте впервые стало известно после грандиозного пожара, случившегося пятьдесят лет назад при императоре Нероне. Сегодня трудно сказать, правда это или нет, но виновными в поджоге нашей столицы, этим скорым на расправу императором, была признана группа религиозных фанатиков из юго-восточных провинций.
Всех их ждала мучительная смерть. Одни были отданы на растерзание диким животным, другие были распяты на крестах, третьи сгорели заживо. Это на достаточно долгий срок успокоило страсти, и следующий раз они попали в поле зрение верховной власти только через тридцать лет. В годы правления императора Домициана.
Не мне тебе рассказывать об этом тиране и его сумасбродствах. Ты старше меня и должен помнить его бездарные сельскохозяйственные реформы, бессмысленный террор и любовь к доносам. Не могу точно сказать был ли он на самом деле ненавистником евреев, поэтому коснусь только экономической причины, по которой им была санкционирована новая и совершенно неэффективная волна гонений на христиан.
Как позже рассказали мне близкие к нему люди, с целью пополнения государственной казны, ему в голову пришла мысль, собрать дополнительную дань с иудеев, проживающих в разных концах нашей империи. Размеры этой дани по его плану должны были соответствовать сумме, которую они раньше платили в виде ежегодного добровольного пожертвования на Иерусалимский храм.
В первый год правления его отца – императора Веспасиана, этот храм был ограблен и разрушен старшим братом Домициана и будущим императором Титом. Но, не смотря на то, что они оба постоянно нуждались в деньгах, и даже из-за этого обложили налогом общественные туалеты, религиозные чувства римских евреев они благоразумно не задевали.
Что же касается Домициана то он, видимо, подражая печально окончившему императору Нерону, решил без суда и следствия подвергнуть преследованиям совершенно не того кого следовало. Не разжиревших на оптовой торговле вином и пшеницей евреев-олигархов. Под его горячую руку попали члены христианской общины, которую он со свойственной ему подозрительностью и на основании каких-то анонимных доносов посчитал, уклонившейся от налогов богатой еврейской организацией.
Прошло пятнадцать лет и благодаря нашему великому реформатору божественному Траяну мы видим совершенно другую картину. С тех пор, как он принял на себя императорские полномочия, судебные чиновники стали вести в отношении евреев более взвешенную политику. И если кого-то из них они, все-таки, приговорили к смертной казни, как это было несколько лет назад в Антиохии, то произошло это в соответствии с законом, а не по прихоти тирана. Как это было при Нероне. Или в результате анонимных доносов, как это было при Домициане. 
Слава богам, в годы его правления страх в Римской империи стали внушать не доносчики, а законы. Достаточно будет только напомнить, каким был его первый приказ после вступления в должность императора. Всех доносчиков Домициана, в соответствии с имеющимися у него списками посадили на старые корабли, сняли с них паруса и весла, а затем отправили на волю стихий. Как ты помнишь, их всех до одного поглотила морская пучина. 
Закон суров, но он закон! Поэтому свою главную задачу в качестве префекта Вифинии я вижу не столько в том, чтобы казнить христиан, которых я, безусловно, считаю виновными в нарушении наших законов, сколько в том, чтобы сделать это в соответствии с требованием нашего государя. Руководствуясь при этом не анонимными доносами, а в результате всестороннего расследования их преступлений.
Однако ты сам хорошо знаешь, что между желанием и возможностью иногда пролегает пропасть. Единственный известный мне способ ее преодолеть – это построить мост. Но для этого нужны время и силы. В наших архивах я не нашел никакой существенной информации о конкретных преступлениях христиан и поэтому вынужден был изучить все с самого начала. Или, как говорил наш великий поэт Квинт Гораций Флакк: «начать с яиц Леды».
В своем знаменитом трактате «Об искусстве поэзии» он похвалил Гомера за то, что тот, начиная рассказ о Троянской войне, сразу вводит читателя в суть дела, а не утомляет его долгим повествованием о предшествующих этой войне событиях. Например, об удивительном происхождении виновницы этой войны – красавицы Елены. Жены милетского царя Менелая, похищенной троянским принцем Парисом.
Гораций, как любой классически образованный человек своего времени, был прекрасно знаком с этим греческим мифом, согласно которому царица Елена появилась на свет в результате любовной связи Зевса – верховного бога Олимпа с дочерью правителя Этолии – Ледой. Согласно этому мифу, любвеобильный Громовержец явился к ней в спальню и овладел ею в виде прекрасного белого лебедя.
Скорее всего, Гомеру показалось неуместным начинать рассказ о военных подвигах данайцев с того, как в результате этой не совсем традиционной связи на белый свет из яйца вылупилась виновница одной из самых кровавых войн в истории человечества. Ему, само собой, показалось более важным в первой же строке «Илиады» указать на гнев героя Ахиллеса, который, по его мнению, должна воспеть покровительница греческого воинов – богиня Афина.
«Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,                Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:                Многие души могучие славных героев низринул,                В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным                Птицам окрестным и псам…»
Указывая на этот литературный прием великого грека, Гораций, таким образом, ввел в нашу культуру понятие «о яйцах Леды». Понятие о том, что обращаясь к образованной аудитории не обязательно приступать к повествованию, что называется, с самого начала. И можно для экономии времени и удобства изложения основной темы сразу перейти к сути дела.
Но так как за последние сто лет, прошедшие со времен Горация, классическое образование в Риме (прошу прощения за тавтологию) стало мене классическим, сегодня приходится в ущерб хорошему стилю начинать любой рассказ с первых шагов, при этом соблюдая хронологическую последовательность. Вот только история христиан, о которых сейчас пойдет речь, вряд ли когда-нибудь попадет в школьные учебники. И уж точно никогда не будет воспета поэтами уровня Гомера и Горация.
Кстати о тавтологии. Если помнишь, мы в одном из писем уже обсуждали с тобой эту, столь презираемую всеми риторами, фигуру речи. Чуть позже мне удалось выяснить, что своим происхождением она обязана или безбожно заикающемуся царю Кирены – Батту, или его тезке поэту – любителю ненужных длиннот. В любом случае для изложения основной темы данного письма это не имеет ни малейшего значению. Поэтому я позволю себе поставить точку в обсуждении этого вопроса и, впредь не отвлекаясь по мелочам, приступить к  рассказу о христианах.   
Но начну я его не с истории возникновения пока еще мало кому известной иудейской секты, а со слухов и сплетен, которые дошли до меня еще перед тем, как я приступил к скрупулезному расследованию ее незаконной деятельности. И, забегая вперед, сразу хочу заметить, что ты даже представить себе не можешь, к какому удивительному выводу я приведу тебя в результате этого расследования.
Короче говоря, если бы мне, как и Гомеру пришлось через несколько столетий после разрушения Трои описать в стихах или прозе скитания хитроумного Одиссея, то и тогда бы у меня возникло меньше проблем, чем с выяснением реальных фактов из жизни основателя этой секты – некого Иисуса.
И представь себе, что при всем моем старании, мне так и не удалось точно выяснить место и время его рождения. Опять же, только на основании слухов и сплетен я могу предположить, что он родился чуть больше ста лет назад во времена правления императора Августа. В Иудее. В какой-то маленькой деревушке, чуть южнее Иерусалима. В полной нищете. В хлеву. Среди овец, коз и коров.
Кто были его родители – точно неизвестно. По одной версии – отцом его был  римский легионер сирийского происхождения. В соответствии с другой версией – какой-то престарелый плотник-иудей из Галилеи. Первые несколько лет, он провел в Египте. Затем был увезен матерью и отцом в Галилею, где и прожил в безвестности до тридцати лет.
Скорее всего, он бы и умер в полном забвении собственной смертью, если бы однажды не повстречал на берегу какой-то мелководной речушки одного полоумного оборванца по прозвищу Креститель, который с громкими криками накинулся на него и стал окунать его с головой в мутную воду. После этот Иисус, скорее всего, помешался и сорок дней провел без еды и питья в пустыне на вершине близлежащей горы.
Затем пошел на север страны и недалеко от Тивериады – города выстроенного на берегу Галилейского моря в честь императора Тиберия царем Иродом, нашел себе двенадцать учеников. Таких же, как и он двенадцать бездельников. И стал с ними бродить вначале по Галилее, а затем и по Иудее показывая простому народу всякие чудеса. О том, что это были за фокусы, сегодня можно только догадываться.
В одной из попавших в мои руки рукописей, написанной довольно слабым греческим языком, которую его последователи называют «евангелием», я прочитал, что он мог ходить по воде, левитировать над землей, точно предсказывать рыбакам количество пойманной рыбы и одним только взглядом утопить в море стадо свиней.
В принципе, если хорошо разобраться, в его поведении нет ничего из ряда вон выходящего. И сейчас по западным, и особенно по восточным окраинам нашей империи шатается бесчисленное количество всяких магов, волшебников и колдунов, способных с помощью внушения или одурманивающих средств легко манипулировать вниманием суеверной толпы.
Вспомни хотя бы, наделавшего столько шума проходимца из Тианы. Кажется, его звали Апполонием. Сколько сплетен о его чудесах лет десять назад ходило по самым грязным закоулкам нашей столицы? Он якобы и землетрясения умел предсказывать, и эпидемии. Нерон в плохом настроении выгнал его из Рима. Веспасиан – вернул. Тит – сделал его советником. Домициан – отдал под суд. И, как утверждают свидетели, он исчез в зале суда прямо у них на глазах. 
Так вот, внимательно перечитывая это «евангелие», что в дословном переводе с греческого языка обозначает – «благая весть», я, прежде всего, заинтересовался, почему именно так была названа эта рукопись. Ведь это слово встречается уже у Гомера в «Одиссее».
Когда, вернувшись на свой остров под видом нищего странника, царь Итаки говорит, не узнавшему его свинопасу Евмею про награду за сообщение о возвращении его господина, он употребляет слово «евангелие».
Вслед за ним наш великий философ и оратор Марк Туллий Цицерон, начиная одно из писем к своему другу – богатому книготорговцу Титу Помпонию Аттику, называет этим словом – дошедшие до него хорошие новости. Я, так же, встречал случаи его употребления в контексте, совершения жертвоприношения богам, после получения сообщения о победе на поле битвы.
Кроме этого, некоторые греки до сих пор так называют пророчество оракулов. Например, наш общий друг историк и писатель Плутарха, в одной из своих книг упоминает,  полководца Сертория, который с целью одурачить лузитанских варваров выдавал, доставленные ему от вестников сведения о военных поражениях врагов Рима, за полученные методом гадания – «евангелия».
Кстати, якобы заблаговременно предсказанное богами, вышеупомянутому мной магу Аполлонию Тианскому убийство императора Домициана позже в официальных хрониках, то же, было названо этим довольно распространенным в современном латинском языке архаичным греческим словом.
Ну и, конечно, одной из основных причин, изначально вызвавших у меня крайне отрицательное отношение к рукописи, озаглавленной этим словом, стало, то, что «евангелием», в конце концов, мы привыкли называть новости о знаменательных событиях из жизни нашего божественного императора Траяна. А не весьма сомнительные сведения о чудесных похождениях какого-то давным-давно казненного в Иерусалиме иудейского фокусника.
В общем, из этого примитивно состряпанного манускрипта, мне удалось выяснить, что три года подряд наш прокуратор в Иудее Понтий Пилат и первосвященник в Иерусалимском храме Каифа старались не обращать внимания на его фокусы. Но, когда перед каким-то религиозным праздником, кажется, это была пасха, Иисус во главе своей банды попытался ограбить храмовых менял, они единодушно приговорили его к смертной казни. И осуществили его в тот же день через распятие. В компании двух таких же, как он проходимцев.
История его ареста, кстати, не была лишена определенной интриги. Так как, в руки законной власти его передал, чуть ли не самый близкий из его друзей по имени Иуда. В чем я лично искренне сомневаюсь. Как правило, у подобных субъектов близких друзей не бывает.
Но, в упомянутом мною письменном источнике по этому поводу было сказано, что этот Иуда получил от храмовой стражи за свои «дружеские» услуги весьма солидную сумму. Тридцать серебряных монет. И это только за то, что при задержании всего лишь указал на него заранее условленным знаком. Братским поцелуем в щеку.
Не смотря на то, что этого Иисуса в момент ареста окружала большая толпа последователей, за него никто толком не заступился. Только один рыбак Симон, позже ставший скрывать свою личность под прозвищем «Петр». Что по-гречески значит «камень». Выхватил нож и, не понятно зачем, отрезал одному из стражников ухо. Что только еще больше усугубило ситуацию.
Поэтому суд Синедриона, а затем и суд Пилата длился не долго. После этого, как и бывает в таких случаях, «чудотворца» подвергли позорному избиению и проволокли через весь город к месту казни на Лысой Горе. Все так долго окружавшие его бездельники, как и следовало ожидать, тут же, разбежались. И за его мучительной казнью пришла наблюдать только его мать, какие-то две старых девы и одна отошедшая от дел галилейская проститутка.
На этом все должно было закончиться. Никакого бунта не ожидалось. Народ в Иерусалиме вел себя спокойно. За накрытыми столами готовился праздновать свое освобождение из египетского рабства. Ну, распяли трех государственных преступников. Экая невидаль! Во времена Юлия Цезаря, после восстания Спартака вдоль Аппиевой дороги на всем протяжении от Капуи до Рима, одновременно было распято шесть тысяч рабов.
Но через несколько дней по Иерусалиму поползли слухи. Слухи о том, что Иисус, оказывается, не умер. Точнее сказать, вначале умер, а потом воскрес. Ну и что? И в этих слухах я, тоже, не вижу ничего удивительного.
Религия евреев, как и все подобные восточные культы, напичкана всякого рода кровавыми сказками и суевериями. Возьмем, например, египетского Осириса, финикийского Таммуза или греческого Диониса. Прежде чем каждого из них обожествили, они, тоже, были подвергнуты позорным и мучительным казням.
К слову сказать, по этому поводу я, не без удовольствия хочу заметить, как выгодно и современно смориться на фоне всяких магических практик сопровождающих эти культы поклонение нашему Божественному императору Траяну. Устанавливая ему статуи, мы можем позволить себе напрямую, без всякой восточной мистики, обращаться к нему с просьбами и возносить благодарственные молитвы. И, что самое главное – рассчитывать на то, что и эти просьбы, и эти молитвы будут им услышаны.
Но вернемся в Иудею. Через несколько лет после того, как распяли этого неудачника из Галилеи, среди крайне суеверного населения этой горной провинции стали шириться слухи. Слухи о том, что он, во-первых, по матери принадлежал к династии древних царей. И, во-вторых, оказывается, он был сыном не какого-то там сирийского легионера или старого плотника, а самого еврейского бога. Того самого бога, имя которого иудеям даже запрещено произносить.
Вскоре было установлено, что эти слухи распространяет еврей из малоазийского города Тарс. Сам он распятого Иисуса в глаза никогда не видел. Но, благодаря бурной миссионерской деятельности этого тарского провокатора, история жизни, смерти и особенно воскрешения этого ничем не примечательного галилейского преступника очень скоро обросла массой каких-то совершенно неправдоподобных мифов и легенд.
При этом география его проповедей не ограничились пределами Иудеи, Самарии и Галилеи. За тридцать лет скитаний этот бродяга сумел заразить своими фантастическими идеями довольно большое число представителей еврейской диаспоры во всех крупных торговых центрах, как восточной, так и центральной части нашей империи.
В ходе своего расследования от одного раскаявшегося сектанта я узнал, что у этого излишне активного фантазера, было не все хорошо с головой. Что в самом начале своей деятельности, он был никем иным, как самым главным гонителем тогда еще немногочисленных последователей Иисуса. И даже руководил толпой, побившей камнями у центрального входа Иерусалимский храм первого их мученика по имени Стефаний.
Но затем во время карательной экспедиции в Дамаск, куда его отправили иерусалимские храмовые жрецы, у него случился припадок падучей. Во время этого припадка он потерял сознание, упал с коня, ударился головой и ослеп. Когда зрение к нему вернулось, он полностью изменился. И из главного хулителя христиан, совершенно неожиданно для всех он стал их главным защитником.
Конечно, это вызвало недоверие у других фанатиков, которые лично знали Иисуса. Ведь, как я уже говорил, он его даже не видел. Кроме того, в таких локальных религиозных группах очень остро чувствуется конкуренция. Да и грязная история с избиением камнями их первомученика не позволила бы этому новоявленному пророку возглавить секту в Иерусалиме. Видимо взвесив на весах Фортуны все свои шансы, он принял решение оправиться подальше от Иудеи. Вот тут то и ждал его успех.
Если ты, мой друг, когда-нибудь внимательно наблюдал за рассеянными по всему миру иудеями, хотя бы на примере хорошо тебе знакомого весьма плодовитого еврейского писателя-вольноотпущенника Иосифа Флавия, то ты при своей природной наблюдательности, наверное, заметил, как эти оторванные от своей родной земли изгои падки на всякую ересь.
Если будет возможность, я в следующем письме вернусь к этой теме. Сейчас же я только добавлю, что именно благодаря этой природной еврейской склонности впитывать в себя всякие антиправительственные и революционные идеи авантюристу из Тарса удалось найти у своих соплеменников хлеб и кров и с их помощью разнести заразу новой ереси по многим городам нашей необъятной империи.
Несколько раз его задерживали за нарушение общественного порядка. Несколько раз высылали или сажали в тюрьму. В конце концов, он был схвачен, отправлен в Рим и там, в соответствии с законом о наказании римских граждан, к которым он принадлежал по месту рождения, он закончил жизнь на плахе. Это произошло во времена правления императора Нерона. Приблизительно через год или два после пожара уничтожившего большую часть нашей столицы.
Но это уже не остановило эпидемию христианской ереси. У него появилось много последователей. Некоторые из них были с крайней жестокостью устранены психически неуравновешенным Нероном по обвинению в поджоге Рима. Другие попали под горячую руку не менее своенравного Домициана. Ощутимых результатов это не принесло. Так как делалось это не по закону. Без надлежащих судебных формальностей. Наспех и хаотично.
Поэтому мне так и не удалось найти в архивах ни одного документа, ясно свидетельствующего о тяжести совершенных ими преступлений. Что же касается доносов раскаявшихся сектантов на своих бывших единоверцев, которыми у меня сейчас завален весь рабочий стол в Вифинии, то должен тебе признаться, что им грош цена в базарный день.
Приблизительно ту же ценность представляют собой официальные заявления, полученные мною от жрецов местных культов. В чем только они не обвиняют этих христиан? И в вампиризме, и в каннибализме, и в групповых половых сношениях. Масло в огонь подливают и сами христиане. Напуганные внесудебными преследованиями, они опять же, нарушая закон, организовывают тайные встречи.
На самом деле ничего тайного в этих сборищах нет. Как сообщили мои соглядатаи, в установленный день они собираются до рассвета, тихо поют свои песни и клятвенно обещают, якобы воскресшему чудотворцу Иисусу не совершать преступлений, не нарушать данного слова, воздерживаться от воровства и прелюбодеяний.
После этого они на некоторое время расходятся по делам и встречаются снова уже для совершения на первый взгляд вполне безобидного таинства. Совместного употребления хлеба и вина. Если не считать, что во время исполнения этого таинства, они называют хлеб телом Иисуса, а вино – его кровью.
Мяса они не едят. Возможно, поэтому большую часть доносов поступает на них от мясников. Но строить линию обвинения на основании сведений полученных от этих мясников, то же, не имеет смысла. От их аргументов, на подобии того, что христиане на своих сборищах не едят мясо домашних животных потому, что едят мясо детей, развалится любое уголовное дело.
Тем более что по одному из последних императорских указов нашего божественного Траяна, нельзя осуждать, кого бы то ни было только по подозрению. Ибо (цитирую его дословно) «лучше оставить безнаказанным виновного, чем осудить невиновного».
Но, с другой стороны, попустительство в отношении виновных, как известно, деморализует судебную систему и отрицательно влияет, как на общественное мнение, так и на работу правоохранительных органов. Чего в пограничных территориях нашей империи, как по политическим соображениям, так и из-за близости к ним Парфянского царства допустить нельзя.
Исходя из этого, я решил воспользоваться юридической формулой: «что не запрещено, то разрешено». Следуя этой формуле, у меня появилась вполне законная возможность осуждать членов христианской секты в результате их собственных признаний, которые они будут делать в ходе проводимого мною допроса.
Ведь одним из главных правил их секты является обещание держать данное слово, а это значит, что на основании их собственных чистосердечных признаний, я буду иметь полное право (не нарушая закона и рекомендаций Божественного Трояна) смело отправлять виновных на казнь.
Несколько месяцев назад, в личном письме к нашему императору я четко сформулировал эту мысль и послал его в Рим с просьбой высказать свое мнение. Две недели назад, я получил от него вполне исчерпывающий и вместе с тем лаконичный ответ. Привожу его дословно.
«Ты мыслишь правильно, предлагая производить следствие над теми, на кого донесли как на членов христианской секты. Если они будут изобличены, их следует казнить. Однако тех, кто благоразумно отречется от христианства и публично помолится нашим богам, следует помиловать, так как это соответствует духу нашего времени».
В этом письме наш император, так же, поблагодарил меня за верную службу. Дал несколько важных советов по строительству городской бани и разрешил поставить себе новую статую. Но при этом заметил, что не очень любит подобные почести, хотя понимает, что не имеет никакого права мешать подчиненным, выражать искреннюю любовь и глубокое уважение к своему императорскому величеству.
О, если бы ты знал, мой дорогой друг, какая радость служить под началом этого великого человека? Да пошлют ему боги долгих и плодотворных лет жизни! Какое счастье жить в эпоху его правления. Эпоху сильного и мудрого повелителя величайшей в мире империи. Как мне хочется оставить рядом с его именем и свой след. Сделать для него что-то важное, что-то значительное.
Но, к сожалению, мне приходится выполнять для него рутинную работу. Бороться с взяточниками и казнокрадами, а так же, выкорчевывать христианские сорняки на самой восточной окраине нашей империи. Нет, я не ропщу. Засучив рукава, я приступаю к работе и перед недавно установленной в Вифинии статуей нашему императору клянусь сурово наказать виновных и миловать раскаявшихся.
Тем не менее, неотложные дела все-таки на некоторое время отвлекли меня от этого важного занятия. Так случилось, что у жителей одного из вверенных мне городов общественная баня оказалась старая и грязная. Они сочли за благо постройку новой. Мне показалось уместным поддержать их инициативу и попросить у нашего императора выслать мне из Рима хорошего архитектора.
Ответ его вначале меня огорчил. Его величество сообщил мне, что архитекторов ему самому не хватает. Работы в Колизее в самом разгаре. И с его точки зрения, во вверенной мне провинции непременно найдутся люди, на которых можно положиться. Так что будет уместным хорошенько поискать кого-нибудь из местных архитекторов.
Немного поразмыслив, я решил, что со строительством новой бани можно повременить. В конце концов, мылись же как-то горожане и до этого? Кроме того, понимая всю ответственность, лежащую на нашем владыке по выполнению намеченного им плана благоустройства главной цирковой арены нашей империи, я решил собрать всех имеющихся у меня под рукой архитекторов и в принудительном порядке отправить их на работу в Рим.
Все, естественно, согласились. Кроме одного. И ты не поверишь. Он, конечно же, оказался христианином. Во всяком случае, на мой прямой вопрос: «Согласен ли он вместо какой-то там городской бани заняться реконструкцией столичного цирка, где на глазах у десятков тысяч восторженных граждан Рима будут по приказу императора отданы на съедение тиграм и львам сотни врагов нашего государства?» – он однозначно ответил: «Нет!»
Спрашиваю тебя, дорогой мой друг, кому нужна эта куча анонимных доносов, когда можно, только одним правильно поставленным вопросом (даже без всяких пыток) вывести на чистую воду этих христиан? И все это благодаря хорошему классическому образованию! Не зря в школе риторов, куда меня по знакомству в юности определил мой знаменитый дядя Гай Плиний, мои наставники уделяли серьезное внимание софистике и демагогии.
Они вполне обосновано утверждали, что ниточка их учения тянется непосредственно к Сократу, который, по мнению Платона, умел несколькими на первый взгляд совершенно невинными вопросами в мгновения ока загнать любого противника в глухой угол. Затем поменяться с ним местами и показать, что и из этого угла существует только ему известный выход.
Архитектору я такого выхода не оставил. После возникшего у меня подозрения в его принадлежности к христианам, ему было предложено принести жертву перед недавно установленной статуей императора. Он снова отказался. И, само собой разумеется, с формулировкой «за государственную измену» был подобно основателю своей секты распят на кресте.
При обыске в его доме и была найдена упомянутая мною рукопись евангелия, которую фактически смело можно назвать мифической биографией Иисуса. Для правильной оценки результатов проводимого мною расследования я вынужден буду познакомить тебя с рядом перечисленных в ней неправдоподобных историй.
Первой из них и с моей точки зрения самой сомнительной, является история его зачатия. В ней говориться о том, как еврейский бог, якобы возжелав ребенка от земной женщины, оставил ее девственницей. Такая бессмыслица не пришла бы в голову не то что Гомеру, но даже его многочисленным эпигонам. Хотя в их время греки верили или делали вид, что верят во что угодно.
Например, в то, что Афина появилась на свет из головы Зевса. Что ее брат Дионис после смерти матери был вшит в бедро этого бога и пребывал там до самых родов. Что Афродита появилась на свет из пены морской в том самом месте, куда были брошены отсеченные Зевсом половые органы его кровожадного отца Кроноса.   
Но вряд ли бы греки даже более древних времен, чем времена, в которые записывались эти легенды, поверили в то, что Зевс, посетивший дочь царя Акрисия Данаю в виде золотого дождя и зачав с ней героя Париса, даже после родов сохранил ей девственную плеву. Их воображение если и уносилось так далеко от реальности, то в совершенно противоположную сторону. Вроде историй о еще одном сыне Зевса. Половом гиганте Геракле.
Если помнишь, во время охоты на Киферонского льва, который пожирал коров Амфитриона, Геракл поселился доме царя Беотии Феспия. По одной версии, каждую ночь из проведенных в этом доме, его посещала одна из пятидесяти беотийских принцесс. По другой версии – он провел там только одну ночь и переспал с каждой из них по очереди. И в результате ровно через девять месяцев все они понесли сыновей. При этом старшая и младшая родили двойню.
Так, что сам понимаешь, никогда бы греки ни до, ни во время, ни после Гомера, не подвергли сомнению мужественность своих героев и тем более богов, утверждая, что хоть одна оказавшаяся на их ложе женщина могла сохранить девственность.
Что же в отличие от них делают христиане? В своем рассказе о непорочном зачатии основателя их секты они, не только не стесняясь, описывают подробности полового бессилия своего бога, но и по своей природной глупости публикуют их в книге под греческим названием «Благая весть».
И в соответствии с этой «вестью», зачатие Иисуса выглядит следующим образом. Еврейский бог не является к ней лично, а посылает своего гонца. Ангела. Это существо чем-то напоминающее нашего Амура, сообщает будущей матери Иисуса о том, что она через девять месяцев родит сына и затем, не объяснив ей, как она сможет это сделать, не вступив ни с ним, ни с богом в половую связь, возвращается на небеса.
За это время она обзаводится стариком-мужем и отправляется с ним через всю страну из Галилеи в Иерусалим. Затем из Иерусалима в Вифлеем. И где-то в его окрестностях Вифлеема холодной зимней ночью в грязном хлеву рожает сына. Но, тем не менее, к этому младенцу с Востока приходят цари. Кланяются ему и дарят символы земной и небесной власти.
В это же время законный еврейский царь Ирод, жестокости которого поражался даже наш император Август, в поисках новорожденного, приказывает своим солдатам вырезать в этом районе всех детей в возрасте до двух лет.
Что не говори, мой друг, но в каждой даже самой фантастической истории есть доля правды. Какие все-таки не цивилизованные эти иудеи. Зачем зря убивать такое количество будущих полезных граждан? Будущих земледельцев, воинов и купцов. Тем более напрасно?
Ведь Иисус с родителями в момент резни уже был далеко на пути в Египет. К тому же в распоряжении властей, как тогда, так и сейчас существует достаточно способов не прибегать без особой необходимости к массовому террору. Для этого нужно иметь всего лишь несколько хорошо осведомленных и верных людей.
Как рассказывал мне мой дядя Гай Плиний, будучи тайным советником Веспасиана во время Иудейской войны, он имел возможность непосредственно наблюдать, как религиозные фанатики-иудеи очень дешево ценят свои и чужие жизни. Для них, по его словам, человеческая кровь была дешевле вина и даже воды.
Забегу немного вперед и намекну тебе, что именно изучение христианских ритуалов связанных с использованием этих трех видов жидкости помогли мне максимально приблизиться к разгадке тайны жизни и смерти Иисуса. Дело в том, что согласно рассказу, одного из бывших христиан, члены этой секты уделяют большое внимание обрядам, в результате которых происходит чудесное превращение воды в вино и вина в кровь.
В принципе, в этом нет ничего предосудительного. Для постижения тайн искусства смешения воды с вином наши патриции даже отравляют своих виночерпиев в Грецию. Помимо этого и тебе, и мне неоднократно приходилось наблюдать, как в цирке врачи собирают в чаши кровь, льющуюся из ран только что погибших гладиаторов.
Не секрет, что практика употребления вина с кровью существует у многих народов. Особенно в этом преуспели, кажется, скифы. Если не ошибаюсь, они это делают для того, чтобы вместе с кровью впитать в себя дух поверженных ими врагов.
У наших же аристократов, так же, существует традиция, в случае проявления первых признаков половой слабости, обращаться к эскулапам с просьбой, приготовить для них специальную смесь из вина и крови сильных мужчин. Я слышал, что этот целебный напиток под названием «ассиратум» был очень популярен в последние годы правления императора Тиберия.
К слову сказать, наш с тобой молодой друг Гай Светоний, который, сам мне признался, что собирает материалы для своей книги о двенадцати цезарях, нашел в императорских архивах много весьма интересного и даже шокирующего о сексуальных предпочтениях стареющего Тиберии. Не буду забирать у него хлеб, пересказывая тебе собранные им истории, коснусь только обсуждаемой темы напитка из крови.
Оказывается мать Тиберия – божественная Ливия Друзилла, супруга императора Августа, бабка императора Клавдия, прабабка императора Калигулы и прапрабабка императора Нерона по слухам принадлежала к жрицам Вакха или по-гречески Диониса. Ты сам знаешь, что о магических практиках римских матрон тайно принимающих участие в кроваво-пьяных оргиях этого бога у нас писать не принято. И если мы об этом говорим, то только шепотом. Само собой не из боязни попасть в его божественную немилость.
Ни ты, ни я, как и положено образованным людям нашего времени, ни в каких богов совершенно не верим. Но, при этом, считаем крайне необходимым всеми, доступными нам способами культивировать эту веру среди широких народных масс. Мы неоднократно с тобой как в письмах, так и устно обсуждали эту тему, и я не вижу сейчас необходимости подробно останавливаться на ней.
Причина нашего молчания в отношении аморального поведения высокопоставленных римских матрон, среди которых иногда попадаются жены, сестры, дочери и матери императоров, заключается в том, что они, будучи участницами чуждых нашей традиции восточных мистических обрядов, еще недавно самым активным образом влияли на внешнюю и внутреннюю политику государства.
Слава нашему императору Трояну! Сегодня даже представить себе не возможно, что бы при его дворе какой-нибудь патрицианке было позволено вести себя так, как вела себя жена императора Клавдия – Мессалина. Жрица бога Эрота, которая предпочитала ложе главы государства, ложу в солдатском борделе. Или жена Нерона – Поппея Сабина. Я имею в виду ее порочную тягу к иудейской мистике.
Я считаю, что виновником ее интереса к еврейским тайным обрядам стал уже упомянутый ранее вольноотпущенник Иосиф. Он сам в книге «Иудейских древностях» намекает на свое влияние на жену императора, которая уговорила Нерона сохранить накануне войны стены окружающие главную цитадель еврейского суеверия – Иерусалимский храм.
Да и ты, сам мне как-то рассказывал, что удивляешься тому, какое влияние на наших императоров оказывали такие пронырливые евреи, как придворный писатель Иосиф или актер Алигур. Не смотря на то, что ко двору они чаще всего попадали в качестве заложников или рабов. Возможно, ты прав и их влияние на принятие политических решений во времена правления Нерона, объясняется тем, что Поппея стала тайной последовательницей их жестокого бога, имя которого им запрещается произносить.
Мой покойный дядя Гай Плиний в этом вопросе непременно б с тобой согласился. Он сам неоднократно был свидетелем того, как скрытые или явные иудеи всеми правдами и неправдами пытались подобраться к основным рычагам управления нашей империи. Особенно во время Иудейской войны.
В тихие вечера на берегу Неаполитанского залива, в часы свободные от командования императорским военным флотом, он часто за бокалом отличного соррентийского вина, шепотом рассказывал мне о своей нелегальной работе во время войны в Иудее.
По его словам, после того, как он отлично зарекомендовал себя, занимая официальные должности в Верхней и Нижней Германии, где он познакомился с Титом, его отец – будущий император, а тогда еще командующий римскими легионами Флавий Веспасиан, предложил ему помощь в получении должности прокуратора провинции Сирия. Но дядя тогда отказался. 
По личной просьбе Тита и втайне от Веспасиана он уже согласился выполнять более важное и более деликатное поручение, по налаживанию контактов будущего императора с еврейской элитой. Основной целью этих контактов было привлечение финансовых и политических возможностей самых богатых евреев империи для захвата Флавиями власти в Риме. В частности ему приходилось непосредственно общаться с Лисимахами. Или как его еще называли – Алабархами.
   
Даже сидя со мной в уединении за бокалом вина на морском берегу, за десятки тысяч греческих стадий от их резиденции в Александрии, мой дядя, это самое богатое семейство в Римской империи, понижал голос и нервно оглядывался по сторонам. И поверь мне, дорогой Корнелий, это не было проявлением старческой паранойи бывшего тайного агента.
Открою тебе один секрет. Принято считать, что мой дядя – всеми признанный писатель, автор многотомного труда под названием «Естественная история» и командующий римским флотом в Мизене – Гай Плиний Секунд задохнулся при извержении вулкана Везувий. Много лет назад в одном из писем ко мне ты просил меня подробно описать, как это случилось. По твоим словам, тебе это понадобилось, как историку, чтобы передать будущим поколениям.
Тогда я поблагодарил тебя за то, что ты собираешься увековечить в своих трудах имя моего воспитателя и близкого родственника и сразу согласился описать тебе его героическую смерть. Я так и сделал. Но, по независящим от меня обстоятельствам, вынужден был умолчать о главном. О действительной причине его смерти.
Дело в том, что извержение вулкана и горячий пепел, который согласно официальной версии стал причиной его гибели, на самом деле, только фон, на котором произошло его убийство. И еще за несколько недель до этого ужасного природного катаклизма, он предупредил меня, что его хочет убить бывший прокуратор Египта и старший сын главы еврейского клана Алабархов – Тиберий Юлий Александр.
Чтобы ты правильно понял, откуда у моего дяди возникло подобное подозрение, я должен потратить немного твоего времени и уделить внимание семье этого влиятельного и очень опасного человека. Тем более что нить Ариадны в этом запутанном лабиринте, в конце концов, приведет нас к тайне происхождения главных виновникам осуждаемой нами темы. К тайне возникновения секты иудеев-христиан.
И так мой дядя, в силу вышеперечисленных обстоятельств, был в курсе всех дел, касающихся договоренностей, возникших между рвущимся к власти семейством Флавиев и кланом Алабархов. Цель этих договоренностей заключалась в соединении усилий высшего военного руководства и торгово-финансовой элиты по осуществлению государственного переворота.
Но, как ты хорошо знаешь, одно дело идти рука об руку к власти и совершенно другое дело ее делить. Из очень скупых комментариев моего дяди, я понял, что участие Алабархов в финансовой и политической поддержке планируемого заговора, кроме всего прочего, имело два условия.
Первое, получение Тиберием Юлием Александром одной из ключевых должностей в структуре управления нашей империей. Речь шла о должности префекта преторианской гвардии. Второе – разрушение Иерусалимского храма. Оба условия Флавиями были выполнены.
Так вот, вся беда моего дяди заключалась в том, что он лучше всех в нашей империи знал о смертельной вражде между правящей верхушкой иудейской метрополии и богатейшей в мире еврейской диаспорой в Александрии, следствием которой и стало разрушение главного религиозного и экономического форпоста иудейских жрецов – храма в Иерусалиме.
Став префектом преторианцев, Тиберий Юлий Александр, мог теперь действовать продуктивно, манипулирую по собственному усмотрению, как финансовым пряником, так и полицейским кнутом. Не следует забывать, что помимо огромного состояния Алабархов в его руках оказалась главная репрессивная система нашего государства.
Но не только эта информация стоила жизни моему дяде. Он был опытный дипломат и сумел бы еще долго балансировать на канате, натянутом между иудейскими жрецами и еврейскими коммерсантами. Ты не поверишь, смерть, словно Дамоклов меч зависла над ним в тот самый момент, когда он по неосторожности опубликовал в одной из страниц своей «Естественной истории» фразу: «In vino veritas».
Подавляющее большинство читателей, как и следовало ожидать, расшифровали ее весьма примитивно. Для них то, что «истина в вине» было очевидным фактом, так как, еще отец истории Геродот писал, что персы самые важные решения принимали на пьяную голову. Да и ты сам имел возможность не раз наблюдать, как на переговорах наши чиновники в стельку напивают германских вождей, чтобы услышать от них хоть какую-то толику правды.
Само это выражение отнюдь не принадлежало моему дяде. Он только перевел его с греческого языка на латинский язык. Лично он считал его автором одного из неудачливых претендентов на руку и сердце поэтессы Сапфо – оратора и политика с острова Лесбос некоего Алкея. Однако публикация этой фразы была воспринята кланом Алабархов не как обычная поэтическая сентенция.
Но прежде, чем раскрыть тебе ее истинный смысл, я вынужден попросить тебя никому не показывать это письмо. Во-первых, потому что оно, не смотря на то, что с момента удушения моего дяди во время извержения вулкана его собственным рабом-иудеем прошло почти тридцать лет, текст этого письма и по сей день может стоить нам жизни.
Дело в том, что в ходе расследований производимых мною в отношении преступной деятельности секты христиан, я нащупал ниточку, ухватившись за которую, обнаружил клубок, конец которого привел меня не только к разгадке таинственной смерти моего дяди, но и к обнаружению другого заговора. Еще более крупного еврейского заговора, в центре которого оказались последователи Иисуса.
В начале письма, описывая его деятельность, я упомянул, что его раннее детство прошло в Египте. Скорее всего, речь идет об Александрии. Потому что именно возле этого переполненного евреями города, на берегу Мареотидского озера свила свое гнездо одна из самых таинственных еврейских организаций под названием «поклонники» или «почитатели».
К сожалению, о ней мы практически ничего не знаем. Поэтому даже те кому, подолгу службы положено знать все и обо всех, судя по запрошенной мною у них информации, глубоко сомневаются в ее существовании. Единственным более или менее достоверным источником, позволяющим судить, что она существует можно считать книгу «О жизни созерцательной», опубликованную сто лет назад философом-мистиком Филоном Александрийским.
Он называет членов этой организации греческим словом – «терапевты», что является буквальным переводом еврейского слова «врачи», звучащего в их современном разговорном диалекте, как – «ессеи». Слава богам, об этих ессеях наши компетентные органы знают значительно больше благодаря чрезмерной болтливости все того же писателя-вольноотпущенника Иосифа Флавия.
Я не стану утомлять тебя пересказами историй о ессеях из его псевдогероической книги под названием «Иудейская война». Если у тебя возникнет желание, ты ознакомишься с ними самостоятельно. Я же хочу, не задерживая внимания на второстепенных деталях, перейти к одному из самых главных пунктов своего расследования и указать тебе на скрытые звенья заговора.
Филон Александрийский – это писательский псевдоним. Его настоящее имя Филон Лисимах. Да, старший брат Александра Лисимаха. Прозванного Алабархом. Дядя Тиберия Юлия Александра – командующего преторианской гвардией при всех трех императорах Флавиях. Веспасиане. Его старшем сыне – Тите. И младшем сыне – Домициане.
Теперь, дорогой Клавдий, сложи вместе детали этой мозаики. Прежде всего, детали, включающие в себя конфликт между двумя еврейскими кланами. И в результате ты получишь четкий рисунок интриги, в которой немаловажную роль играет Иисус. Прямой потомок древнего царского рода, бежавший в Александрию от узурпатора Ирода Великого.
В Египте его скрывает у себя, подконтрольная Алабархам, тайная организация «терапевтов» и по истечению определенного времени, за которое он и его семья получает необходимую подготовку, возвращается на родину с целью отстранения от власти династии узурпатора. При этом хронологически все сходиться.
И не думай, что я перегибаю палку, и вместо того, чтобы объяснить смерть моего дяди вполне банальной причиной, за давностью лет пытаясь мистифицировать, возрождая всеми уже забытые легенды о всесильных и неподконтрольных видимой власти закрытых обществах и орденах.
Не спорю. Конечно, с моей стороны было бы гораздо проще, остановиться на версии, устранения моего дяди, как ушедшего на покой тайного агента. Хотя бы за то, что он слишком много знал. Такое у людей его профессии и раньше случалось не редко. И, насколько мне известно, может быть в меньших масштабах, чем раньше, но случается и сейчас.
Если честно я и сам был бы рад на этом поставить точку. В конце концов, информация, которой обладал мой покойный родственник в вопросе подготовки и осуществления Флавиями государственного переворота и особенно, то какую роль в этом играл еврейский капитал, может и сейчас стоить жизни кому угодно. В том числе и мне, и тебе.
Ведь ты сам хорошо знаешь, что, тому, кто позволит себе хотя бы заикнуться о том, что имперские реформы Юлия Цезаря проходили на еврейские деньги, даже сегодня не сносить головы. И это не смотря на то, что с того времени прошло почти  полтора столетия.
И это потому, что участниками большой игры за власть являются не отдельные люди. Пусть даже эти люди стоят на самом верху. Настоящие войны за обладание всей полнотой власти ведут всегда хорошо законспирированные тайные организации, члены которых накрепко спаяны общей идеологией и имеют, предающиеся из поколения в поколение методы управления государствами, народами и отдельными людьми.
Но все это, мой дорогой друг, не имеет значения, если у этих организаций нет, независящего от часто меняющейся политической конъюнктуры, традиционного источника доходов. Поэтому больше всего внимания лидеры этих организаций уделяют не столько укреплению вертикали и горизонтали власти, сколько бесперебойному поступлению материальных средств питающих эту власть.
Короче говоря, мой дядя – выдающийся писатель-эрудит, автор монументального труда под названием «Естественная история» позволил себе на станицах этой книги написать, ставшую крылатой фразу: «Истина в вине», раскрыв тем самым один из самых главных секретов финансовой системы поддерживающей тайную власть в нашей империи.
Само собой, после этого жить ему осталось недолго. Так же как и нам с тобой, если это письмо попадет в чужие руки. Поэтому, дочитав его до конца, обязательно сожги. Так как в следующих его строках я поведаю тебе, кто со времен Юлия Цезаря реально управляет Римом. И, какую роль в этом призвана играть секта христиан.
Но, чтобы ты не посчитал мои слова вымыслом или фантазией провинциального чиновника, волей императора оторванного от столичных дел и мечтающего любыми способами вернуться в большую политику, сразу напомню тебе, за что был убит последний из Флавиев – император Домициан. За то, то попытался ущемить интересы виноделов.
Помнишь, как за несколько месяцев до заговора, в котором наряду с его женой и личной охраной, самое активное участие принял автор «Иудейской войны» и агент иерусалимских храмовых жрецов Иосиф, Домициан издал закон о сокращении виноградных плантаций в самых плодородных землях империи?
Главным аргументом, побудившим его к принятию этого закона, было утверждение торговцев зерном, что им для бесперебойных поставок пшеницы в Рим не хватает пахотной земли. И вряд ли тебя удивит тот факт, что монополистами на рынке зерна является семейство александрийских евреев Алабархов, а за главными поставщиками вина в Рим стоит враждующий с ними иерусалимский жреческий клан.
Но причем тут христиане? И какое отношение, к финансовой войне между иудеями религиозной метрополии и евреями диаспоры имеет основатель этой секты – Иисус? Так вот дорогой мой, Корнелий, поверь мне – самое прямое! И об этом мне удалось узнать буквально неделю назад.
В результате ряда допросов и следственных действий, проведенных мною в отношении членов этой секты, а так же, внимательного изучения найденного при обыске рукописи, мне удалось узнать, где, когда и при каких обстоятельствах Иисус совершил свое первое чудо.   
Произошло это на свадьбе одного из его дальнего родственника в небольшом городке Кана, расположенном между холмами в центральной части Галилеи. Именно там, будучи гостем на застольном пиршестве, он прямо на газах своих ближайших последователей совершил свое первое чудо. Превратил обычную колодезную воду в прекрасное вино.
Скажу тебе честно! Меня, как образованного человека, совершенно не волнует, как этот фокусник надул на свадьбе и так уже пьяных людей. Повторяю то, что говорил тебе в начале письма. Согласно этой, изъятой мною у архитектора-христианина рукописи, Иисусу так же приписывали полеты над землей, хождение по воде, изгнание бесов, оживление мертвецов и излечение безнадежно больных.
Кстати, по поводу техники чудесного излечения, я недавно в одном из своих писем консультировал нашего молодого друга Гая Светония, который, как тебе уже известно, взялся за нелегкий труд написать историю двенадцати императоров. Начиная с Юлия Цезаря и заканчивая Домицианом. 
Так вот, несколько месяцев назад я получил от него послание с просьбой высказать свое мнение, по весьма деликатному вопросу, касающемуся семейства Флавиев. Он пишет, что получив допуск от нашего божественного Траяна в секретные императорские архивы, он обнаружил сведения о случаях чудотворных исцелений, которые произошли в Иерусалиме с основателем этой династии.
Согласно донесению одного из наших тайных агентов в Иудее, отправленного на имя тогда еще живого императора Нерона, командующий армией Веспасиан, лично излечил двух калек от рождения. Одного слепого. И одного хромого. Первому он плюнул в глаза. К ноге второго он коснулся собственной голой пяткой. Не знаю, на какой ответ рассчитывал наш молодой друг, но я изложи ему свое мнение следующим образом.
«Дорогой. Гай! Лично я не верю ни в какие чудеса. Даже если они случались с обожествленным нашим сенатом владыкой Рима. Мне значительно ближе позиция не покойного Веспасиана, стремившегося войти в историю за счет хитростей сфабрикованных его рабом – еврейским писателем Иосифом, а позиция ныне здравствующего Трояна. Да пошлют ему боги долгих лет жизни! Лучший способ войти в историю Римской империи, это расширит ее пределы. Например, за счет покорения Дакии. А не подавление восстания суеверных иудеев с последующим ограблением и разрушением их святынь».
Но вернемся к Иисусу. Как ты думаешь, должны были отреагировать иерусалимские жрецы, главный доход которых составляла прибыль от спекуляций на рынке вина по всей империи, когда узнали о секретной технологии превращении воды в вино этим новоявленным чудотворцем? На самом деле вариантов не много.
Первый: они вполне разумно могли испугаться, что их религиозный плебс назовет его богом или сыном божьим. Так как подобные фокусы с водой и вином до этого считались исключительной привилегией греческого бога Диониса. Второй: собрав сведения о его рождении и длительном пребывании его семьи в Александрии Египетской, они вполне резонно могли принять его за агента влияния семьи Алабархов.
В любом случае его ждала смерть! В войне за экономическое влияние на императорскую власть в Риме, между двумя главными финансовыми группами, как говориться, пленных не берут. Иисуса распяли. И по глупости нашего префекта в Иудее Понтия Пилата – человека мало разбиравшегося, как в экономике, так и в политике, иерусалимские жрецы это сделали руками римских солдат.
В результате мы получили невероятно опасную секту фанатиков-суеверов на своем низовом уровне даже не подозревающую, что своим энергичным прозелитизмом среди граждан Римской империи она призвана выполнять функцию продвижения экономических интересов обоих еврейских кланов.
Цель первого: максимальная прибыль от сбыта недорого и не качественно вина. Цель второго: удержание монополии на торговлю хлебом. Ведь именно вино и зерно, наряду с оливковым маслом, контроль над которым евреи пока безуспешно пытаются оспорить у греков, приносят им гигантскую прибыль.
И конечно, лучший способ для этого – обожествление ритуальных действий с применением этих двух продуктов. Хлеба и вина. Для чего после разорения и разрушения Иерусалимского храма и перехвата у жрецов кланом Алабархов основных рычагов обогащения на винной торговле ими с новой силой была поддержана секта так называемых христиан.
Так что, заканчивая это письмо, я хочу попросить у тебя дружеского совета, предварительно напомнив тебе, что речь идет о вопросе в тысячу раз более важном, чем строительство новых бань для граждан вверенной мне провинции. О вопросе, твой ответ на который поможет мне, раз и навсегда, пресечь тайные козни еврейских олигархов против законной власти в нашей империи.
Вопрос состоит в том, что я затрудняюсь с принятием окончательного решения. Ехать ли мне в Рим сейчас и во время конфиденциальной беседы лично поставить в известность нашего божественного императора о результате проведенного мною расследования. Или стоит подождать?
Подождать пока Траян закончит строительство цирка, на арене которого, по моему мнению, сразу же нужно будет придать мучительной, но вполне заслуженной казни и оставшихся в живых жрецов разрушенного Иерусалимского храма, и членов семьи александрийских евреев-олигархов, и слепых исполнителей их коварных планов. Членов секты последователей Иисуса, проникших сегодня во все даже самые отдаленные уголки нашей империи под именем: «христиан».
С нетерпением жду от тебя ответа!
Слава нашему божественному императору!
Твой Плиний Секунд. 
   


   
         
 


Рецензии