Виктор Бирюков. Как стать Нобелевским лауреатом

   Необходимые условия для формирования будущих лауреатов Нобелевской премии

В.Я. Бирюков, доктор инженерных наук, профессор МЛУ ЮНЕСКО


   В своей Нобелевской речи Петр Леонидович Капица отметил, что нет более престижной международной награды для ученого, чем Нобелевская премия. По завещанию Альфреда Нобеля премии в области физики и химии должны присуждаться Шведской королевской академии наук, по физиологии и медицине ; Королевским Каролинским институтом в Стокгольме, по литературе ; Шведской академией, премии мира ; комитетом из пяти человек, избираемым норвежским стортингом. Премии должны получать наиболее достойные кандидаты независимо от национальности.
   Первыми лауреатами Нобелевской премии стали в 1901 г. три ученых.
30.10.01. Нобелевская премия по физиологии и медицине была вручена Эмилю фон Берингу за создание противодифтерийной сыворотки.
   12.11.01. премия по физике была присуждена Вильгельму Конраду Рентгену за открытие лучей, которые носят его имя. За несколько месяцев Рентген изучил настолько основательно Х-лучи, что понадобилось 20 лет, чтобы добавить что-либо к его выводам. Рентгеновские лучи произвели настоящую сенсацию, когда выяснилось, что они позволяют получать изображение человеческого скелета. Известность Рентгена достигла таких масштабов, что ему первому из физиков в 1901 г. присудили Нобелевскую премию.
   Премия по химии была вручена Якобу Хендрику Вант-Гоффу за открытие законов химической динамики. Можно отметить, что Вант-Гофф в 22 года написал свою замечательную книгу “Химия в пространстве”, где выдвинул стереохимическую гипотезу, благодаря которой были достигнуты большие успехи в описании структуры сложных органических веществ и биомолекул.
   По замыслу А. Нобеля его премии должны служить денежной помощью перспективным ученым, а не “пенсией” для заслуженных, отошедших от активной деятельности. По этим соображениям в 1906 г. премия по химии была присуждена Анри Муассану за достижения в области химического анализа, а не основателю периодической таблицы элементов Д.И. Менделееву.
   Самым трудным в работе Нобелевских комитетов является выбор среди больших научных коллективов тех, кто внес основной вклад.
   Одним из важных источников информации Нобелевских комитетов при определении лауреатов служит исследование публикаций. Во многих странах принято вычислять “индекс цитирования”. Этот индекс показывает, сколько раз за истекший год цитировалась та или иная работа. Статистика свидетельствует, что будущие лауреаты в годы предшествующие награждению, цитировалась в 40 раз чаще, чем средний показатель. Потенциальные кандидаты на премию отличаются также большой продуктивностью.
   Будущих лауреатов можно распознать не только по большой научной продуктивности, но и по некоторым деталям их биографий. Обычно талант у них проявляется очень рано. Они наделены выдающимися способностями, отличаются большой целеустремленностью. Как правило, они заканчивают ВУЗ к 20 годам, в 25 лет становятся докторами наук. Они обычно учатся в крупных научных центрах и выбирают себе в руководители известного ученого. В свою очередь крупные ученые также выбирают себе в ученики талантливых студентов.
   Известный английский биохимик, лауреат Нобелевской премии 1953 г. Ханс Кребс рассказывал, что он был учеником Отто Варбурга, крупного биохимика, лауреата премии 1931 г.; Варбург в свою очередь был учеником Адольфа Байера, специалиста по химическому синтезу, удостоенному Нобелевской премии 1905 г. Байер был учеником крупного химика середины прошлого века Августа Кекуле, который учился у Юстуса Либиха; Либих в свою очередь был студентом Жозефа Луи Гей-Люссака, ученика Клода Луи Бертолле! Такая генеалогия дает возможность проследить переход от учителя к ученику в течение двух веков. Этот процесс хорошо иллюстрируется словами Пола Самуэльсона, лауреата Нобелевской премии по экономике: “первое условие для получения Нобелевской премии ; наличие хорошего учителя”.
   Некоторые научные центры стали колыбелью целой плеяды нобелевских лауреатов. Так из Кавендишской лаборатории, руководство которой осуществляли последовательно, начиная с 1874 г. Джеймс Клерк Максвелл, Джон Рэлей, Джозеф Джон Томсон, Эрнст Резерфорд и Уильям Лоуренс Брэгг, 17 человек получили Нобелевскую премию. В этой лаборатории витал дух гениального Максвелла, который говорил: “Я никогда не пытался отговорить человека от попытки эксперимента. Если он не найдет, что он хочет, он может найти нечто кроме…”. Лауреатами Нобелевской премии стали 6 сотрудников Энрико Ферми, Эрнест Лоуренс и Нильс Бор имеют в списке по 4 лауреата.
   Некоторые исследователи стали лауреатами еще в молодом возрасте. Так, почти все создатели квантовой теории в 20-е годы были молодыми людьми. Луи де Бройлю, Вернеру Гейзенбергу, Полю Дираку не было и 30 лет, когда они сделали свои открытия и вскоре были удостоены премии. Вместе с тем известны ученые, которые до старости сохранили творческую активность. Так Отто Ган открыл явление деления ядер урана нейтронами, когда ему было почти 60 лет.
   Средний возраст нобелевских лауреатов у физиков составляет 36 лет, у химиков ; 39, а у медиков ; 41 год. Рекорд молодости принадлежит У.Л. Брэггу ; сыну У.Г. Брэгга, ставшего лауреатом в 25-летнем возрасте.
   “Рекорд” по ожиданию Нобелевской премии принадлежит Френсису Роусу, получившему ее спустя 55 лет за открытие, сделанное в медицине. Петр Леонидович Капица “ждал” свою премию почти полвека,  в отличие от Освальда Теодора Эйвери, создателя современной молекулярной генетики. В возрасте 67 лет он доказал, что ДНК; вещество наследственности ; крупнейшее открытие за всю историю биологии. Пока Нобелевский комитет собирался отметить это открытие, Эйвери умер ; и его имя так и не попало в список лауреатов. Этот факт свидетельствует, что многие талантливые ученые, сделавшие важные открытия, так и не оказались лауреатами Нобелевской премии.
   Проделав исторический экскурс, попытаемся сформулировать необходимые, но не достаточные для будущих лауреатов Нобелевской премии условия:
1. Наличие врожденных способностей.
2. Раннее проявление стремлений к научным исследованиям (это очень важно подметить родителям еще в дошкольном возрасте, но для этого сами родители должны иметь развитый интеллект).
3. Качественное школьное образование.
4. Ранняя профориентация.
5. Наличие талантливого учителя, это может быть родственник, например, отец, способный зажечь, вызвать интерес у подростка.
6. Желательно, чтобы высшая школа была с мировым признанием.
7. Форсированное изучение математики, естественно-научных теорий в молодые годы.
8. Быть упорным, целеустремленным в достижении поставленных цели.
9. Работа в известных научных центрах под руководством крупных ученых.
10. Скептическое отношение к результатам своих вычислений, экспериментов ; это предохранит от возможных ошибок.
11. Публиковать значительные результаты исследований в признанных изданиях.
12. Не думать о премии, а заботиться о качестве исследований. Не плодить публикации, а информировать научную общественность о принципиальных работах.
   Достаточным же условием может быть дело случая, божественного озарения. Но необходимое - каждодневный, целенаправленный, кропотливый труд.


Рецензии