Женщины и Каббала

У меня как-то возник нестандартный вопрос: "Если Отец и Сын – это Божественные Сущности мужского пола, то, как в таком случае определяется половой статус Святого Духа? Той самой части Святой Троицы, которая, по общему мнению, христианских теологов, была вдохновительницей написания всех без исключения еврейских и христианских священных книг?"
Нет, я не оговорился. Не вдохновителем, а именно вдохновительницей. Потому, что библейское слово "дух", уже само по себе имеет женские корни, так как на древнем иврите слово "руах", т.е. "дух" является существительным женского рода. Следовательно, знаменитый Дух Божий, который при сотворении мира, как сказано в Библии "витал над водой", хотят это признать ортодоксы или нет, по своей сути, тоже является женским началом.
Еще одно явное проявление библейского феминизма космических масштабов я нашел в Книге Притчей Соломоновых. В ней Премудрость Божья без лишней скромности называет себя, ни больше, ни меньше, как: "началом пути", первородным созданием существовавшим еще до "начальных пылинок вселенной", художницей, веселящейся перед Твоим лицом "во все времена".
Но, не стоит по этому поводу обольщаться и думать, что в библейском тексте можно сплошь и рядом обнаружить идеологические обоснования феминизма. Отнюдь! Как раз наоборот. Женской сущности в Священном Писании отводится если не последняя, то уж явно не первая роль. И вообще, Ветхий Завет за малым своим исключением достаточно откровенно демонстрирует или равнодушие, или полное отсутствие уважительного отношения к святости женского естества.
Лучшим примером этого исключения, которое, как известно только подтверждает правило, можно назвать историю жизни израильской воительницы Деборы. О ней мало что известно. Но и этого вполне достаточно, чтобы сделать вывод о том, что в те далекие времена ей изначально выпала не слишком большая честь быть женой довольно невзрачного ветхозаветного персонажа по имени Лапидоф. Вся его функция в этом мире заключалась в зажжении храмовых лампад.
Деборе же была уготовлена более завидная участь. В одном из военных спектаклей ей предстояло сыграть самую главную роль. А именно – зажечь, не какую-то там лампаду, а настоящий огонь в сердцах, потерявших в себе уверенность, израильских мужчин.
Недолго шаркая ножкой, эта провинциальная еврейская домохозяйка вызвала к себе самого главного израильского военачальника Варака и сказала ему, что абсолютно уверена в его победе над, значительно превышающими силами противника. Естественно, что по ходу дела она сослалась на то, что именно Бог уполномочил ее – слабую женщину оставить домашнее хозяйство и взяться за дело мужчин.
Подобный пиаровский ход через две с половиной тысячи лет с таким же успехом сделала Жанна д'Арк. Ей, как и Деборе, чудом удалось доказать свои священные полномочия, произнеся на ухо будущему королю Франции его личную молитву, о которой могли знать только Всевышний и, естественно, сам французский король.
Так вот, в результате недолгой беседы, воодушевленный Деборой Варак, немного подумал и заявил, что "...если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду". Тогда в ответ она ему сообщила: "... пойти пойду; только не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сасиру".
Дебора и тут оказалась права. После предсказанного ею сокрушительного поражения, вражеский полководец Сасира спрятался в шатре, живущего неподалеку Хевера Кенеянина. Гостеприимная жена этого Кенеянина – Иаиль, вначале предложила беглецу чашку молока, а затем, накрыв его шерстяным покрывалом, взяла кол, которым ее муж подпирал шатер, и своими нежными женскими ручками вбила этот кол ему прямо в висок.    
Подобная смерть по тем временам считалась позорной. Умереть от руки женщины стало модным только в эпоху немецкого романтизма, а тогда быть убитым той самой рукой, которая за час до этого месила тесто или подметала пол, с точки зрения профессионального воина, было не просто унижением, а жутким позором. В подтверждение этого факта Библия, совершенно не считаясь с мнением будущих феминисток, рассказывает так же о том, как один военачальник в момент осады городской стены получил камнем по голове.
И все было бы ничего. Не он первый, не он последний, кто в истории человечества получал в голову за попытку ограбить ближнего своего. В этом случае, всегда имеется риск заплатить за разбой собственной жизнью.
Но его беда заключалась в том, что камень на его несчастную голову с городской стены сбросила дама. Пережить такое он так и не смог. Не смог – не в переносном, а в буквальном смысле этого слова. Чтобы не быть отправленным на тот свет какой-то прачкой или кухаркой, он приказал своим воинам, как можно быстрее себя заколоть.
Но откуда такое пренебрежение к женскому полу? Ведь если мыслить логически – те, кто способен дать жизнь, могут ее и отнять. Но логика не самая сильная сторона Библии. И вообще, согласно ее тексту, женщина – это изначально нечистое существо. По сей день каждое утро, верующий еврей обязан, кроме всего прочего, благодарить Бога за то, что Он, по милости своей, не сделал его женщиной.
В одном из древних еврейских текстов, дополняющих собой основной текст Священного Писания, говорится о том, что после того, как по Божьему повелению из земли появился Адам, она, подобно женщине родившей ребенка, сделалась нечистой. И только по прошествии тридцати трех поколений с момента появления на свет первого человека земля смогла очиститься настолько, чтобы на ее поверхности царем Соломоном был выстроен Священный Иерусалимский Храм. 
Что же касается первой женщины, то в вопросе чистоты ее происхождения разобраться толком практически невозможно. Если дословно следовать каноническому тесту Книги Бытия, то Бог сотворил "человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".
Как говорится – "из песни слов не выкинешь", а из Священного Писания, где категорически запрещено менять не только слова, но и буквы – тем более. Но из этого следует, что Адам был создан не мужчиной, а гермафродитом. Иначе говоря, двуполым существом.
Это, по всей видимости, даже в раю никого не устраивало. Потому, что вскоре, как утверждает тот же канонический текст:  "... навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку".
С этого самого момента и начинаются все проблемы. Жена Адама, по наущению дьявола, переодевшегося змием, становится инициатором непослушания Творцу. За это, она, естественно, была строго наказана. С этих пор, как утверждает Библия, по личному указанию Свыше, мужу положено господствовать над женой.
Однако по другим древнееврейским источникам все выглядело не столь однозначно и история с двуполым Адамом-гермафродитом – это или шутка еврейских жрецов или, скрытая под иносказанием, каббалистическая тайна. В любом случае, по другой версии Адам родился абсолютно нормальным мужчиной и, еще до операции по удалению ребра, успел заметить, что все животные в отличие от него самого имеют для спаривания противоположный пол.
Тогда он, недолго думая начал совокупляться по очереди со всеми женскими особями прямо на глазах у их законных самцов. Само собой разумеется, такое его поведение Бога не очень устраивало. Оно своим явным проявлением эксгибиционизма с элементами скотоложства нарушало не только половую, но и эстетическую концепцию Гармонии Мира. Кроме того, оно вызвало естественное чувство ревности со стороны рогатых самцов.
Так что, во избежание конфликтов на сексуальной почве, Господь решил создать для Адама Лилит. Но для ее производства Он почему-то выбрал не совсем качественный материал. В отличие от Адама, который был создан из чистого праха земного, на партнершу пошла только грязь и речной ил. Возможно, поэтому они, в конце концов, так и не нашли общий язык.
Адам, например, категорически отказывался лечь под нее. Она же, в свою очередь, проявляла характер и обижалась, когда он укладывал ее под себя. Наконец терпение у него лопнуло, и он решил убедить ее с помощью силы. Но она прибегла к помощи магии. Произнесла тайное имя Бога и исчезла для него навсегда.
Адам наябедничал Творцу. Он послал за нею трех ангелов по имени Сеноя, Сансеноя и Семангелоф. Они нашли строптивую беглянку на берегу Красного моря в компании похотливых демонов и попытались ее вернуть. Но самая первая леди, глядя этим ангелам прямо в их ангельские глаза, на чистом духу заявила: "Разве я теперь могу вернуться к Адаму и вновь стать честной женой после моей жизни на Красном море?"
Надо отдать ей должное. Современные последовательницы Лилит не столь категоричны и после похотливых уикендов на Красном или на каком-либо другом море, со спокойной душой возвращаются в родной дом.   
По всей видимости, откровенность этой честной женщины произвела впечатление на ангелов. В любом случае, они ограничились только тем, что наказали Лилит смертью всех ее будущих детей. В отместку за это она стала убивать в колыбели потомков Адама, при этом, делая исключение только для тех, у кого на шее видела амулеты с именами посланных за нею ангелов.
В конечном итоге, пагубное воздействие Лилит отразилось и на животных. Позже, когда праведник Ной отбирал птиц и зверей в качестве пассажиров в свой ковчег, он пропускал в него только те пары, во главе которых стоял самец. Если впереди шла самка, то праведник их заворачивал. Именно так, согласно легенде, алкоголиком Ноем был искоренен первый в истории матриархат.      
Но, неудавшийся эксперимент с Лилит не положил конец попыткам создать для Адама жену. Существует неофициальное мнение, что до появления Евы у Бога была, по меньшей мере, еще одна такая попытка.
На этот раз для чистоты проводимого эксперимента, Он даже разрешил Адаму наблюдать за тем, как из костей, сухожилий, крови, мяса, волос и желез появляется на свет новая женщина. В результате Адама стошнило, и он категорически отказался, по эстетическим соображениям, вступать в половой контакт с этим ново-созданным существом.
Бог тут же понял свою ошибку и увел ее с глаз долой. По некоторым слухам, она в дальнейшем стала суккубом. Той самой демонической силой, которая, мстя за всех обиженных женщин, приходит к одиноким мужчинам во сне.
Короче говоря, не желая возобновлять в раю скотоложство и этим самым мучить, ни в чем не повинных, зверей, Бог, предварительно усыпив Адама, наконец, создал для него последний и окончательный вариант. Правда, как выяснилось позже, и этот вариант хромал на обе ноги. Хотя, от всех предыдущих, новая женщина отличалась податливостью и конформизмом (Еву устраивали любые позы – и снизу, и сверху), но где бы она ни была, ей всегда хотелось быть не одной. Даже в отсутствии мужа.
По одним апокрифическим источникам, дьявол воспользовался этим ее качеством еще до Адама. И поэтому, возможно, первый ребенок Евы – братоубийца Каин, не человеческий, а дьявольский сын. Так что, не удивительно, что потомки Каина были наказаны скверной демографической статистикой. На сто дочерей у них рождался только один сын.
Однако, по другим, не менее апокрифическим источникам, дьявол, все-таки, дождался, когда утомленный сексом Адам крепко уснул и уже только после этого в образе змия взобрался на Еву. Но ему этого показалось мало. В довершение своего полового триумфа он решил окончательно погубить чужую жену и убедил ее отведать запретный плод.
Надкусив его, Ева увидела Смерть и закричала: "Теперь я должна умереть и Бог даст Адаму другую жену". Тогда, находчивый искуситель посоветовал ей угостить Адама, а за компанию и всех зверей в райском саду. Считается, что от ее угощения отказался только феникс и благодаря этому остался бессмертным.
Вначале Бог был суров. В наказание за этот подвиг, Ева должна была в муках рожать. Когда начались схватки, она ушла на берег океана и стала там громко кричать. Но Бог не выдержал ее крика и направил к ней архангела Михаила. Тот стал от нее по правую руку и гладил несчастной женщине грудь и лицо до тех пор, пока она благополучно не разрешилась.
Следующий в истории опыт анестезии был проведен только в XIX веке американским врачом Симпсоном. Это он первым рискнул использовать хлороформ для обезболивания при родах. Правда, против него тут же восстали церковники. Но врач не растерялся и напомнил служителям культа, кто был первым анестезиологом. Ведь прежде, чем вырезать у Адама ребро, Бог погрузил его в глубокий сон.
Так что, если теперь внимательно вглядеться в дальнейшую историю отношений между мужчинами и женщинами, то окажется, что, благодаря этой божественной анестезии, Адам, а за тем и все его потомки по мужской линии, из этого сна так никогда и не выходили.


Рецензии