Непорочное зачатие

               
                *Николай Мамойко

               
                НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ

               
                ---Рассказ---

        К автовокзалу районного городка автобус  подошел с опозданием, когда уже темнело. До родной деревни  Стародубье   Анатолию Беспалову оставалось чуть больше десяти километров. Расстояние его не пугало.  За долгие годы жизни на Крайнем Севере он привык преодолевать пешком и не такие расстояния.  Вот только надвигающаяся ночь  и увесистые чемодан с рюкзаком удерживали его от желания прямо сейчас отправиться в путь.   Решил оглядеться, поспрашивать таких же запоздалых пассажиров о возможных попутчиках и ближайших рейсах автобуса или маршрутки.
        Умом он понимал, что никакой транспорт не поедет ночью в такую глухомань. Стародубье располагалась вдалеке от основных трасс. И дороги к ней с асфальтовым покрытием как не было раньше, так нет и сейчас. А недавние дожди и вовсе могли превратить её в непролазную грязь. Но попытаться все же стоило.

        Окинув взглядом зал ожидания, отметил сидевшую в одиночестве молодую женщину. Коротенькие сапожки стояли рядом со скамейкой, а ноги, укрыв курткой, женщина подобрала под себя. Судя по тому, как  расположилась, сидела  она давно и не надеялась на скорые перемены.
        К ней и подошел Анатолий. Присел  рядом на свободное место. Заметив, что женщина обратила на него внимание,  поинтересовался, куда она едет и во сколько утром начинает работать общественный транспорт. Женщина, пристально посмотрев на него, неожиданно улыбнулась и сказала:
--Сидеть нам с вами, Анатолий, извините, не помню как вас по батюшке,  до семи утра.
        Теперь уже пришла пора  мужчине повнимательнее всмотреться в свою соседку. Что-то знакомое просматривалось в ней через размытый пролетевшими годами образ, но вспомнить: кто она, никак не удавалось. И только, когда женщина, все так же улыбаясь, сняла с головы цветастый платок и  светлые волосы волнами легли на плечи, Анатолий радостно воскликнул:
--Ленка! Ты что ли?
--Узнал, наконец. Неужели я так изменилась?

        И о, чудо! Сидевшая рядом усталая молодая  женщина в один миг преобразилась в юную, улыбчивую скромницу  из  их деревни Ленку Устюжанину. Одно время  он даже пытался за ней ухаживать. Но дальше невинных поцелуев в щечку их отношения не продвинулись. Потом она уехала в город, поступила в медицинский колледж. А он, закончив дорожно-строительный институт, уехал на  Крайний Север.
--Сколько же лет мы не виделись?- Анатолий как бы оправдывался, что не узнал некогда одну из самых красивых девушек  деревни.
--Много, Толя, много. Лет пятнадцать будет. А ты где сейчас обитаешь? Надолго ли на родину? Или так, на день-два навестить родителей и снова в далекие края?

        Ленка сыпала вопросами один за другим. И в них чувствовался неподдельный интерес. Анатолию самому хотелось задать не меньше вопросов односельчанке, и потому рассказывал о себе скупо, скороговоркой, перескакивая с одного периода жизни на другой, ничуть не заботясь о последовательности.  Учился, служил в армии, по работе исколесил почти весь Север. Строил дороги и не только. Женат ли? Был, но недолго. Соскучился по родителям, да и помочь им надо с ремонтом дома. А там видно будет.

        Улучив паузу, задал сам традиционный в таких случаях вопрос:
--А как ты, Лена, жила все эти годы?
Реакция на него собеседницы оказалась неожиданной. Женщина опустила со скамейки ноги, одела сапожки и, выпрямившись, грустно сказала:
--Да никак не жила. Существовала.
И предложила:
--Пойдем на улицу, покурим.
--Я не курю.
--Все равно пойдем на свежий воздух.
        Увидев, что Анатолий с опаской посмотрел на свои вещи, а потом на людей в помещении, с насмешкой  в голосе успокоила:
--Да не бойся ты за свои шмотки. Никто их здесь не тронет.

        Когда они уже были на улице и Лена сделала первую затяжку, явно наслаждаясь сигаретным дымом, вдруг упрекнула мужчину:
--А ты, Беспалов, каким был нерешительным в юности, похоже, таким  и остался.
--С чего это ты взяла?- Анатолий искренне недоумевал.
--Всё с оглядкой делаешь.
Увидев, что мужчина вопросительно уставился на неё, неожиданно призналась:
--Ведь это ты в значительной степени повлиял на мою дальнейшую судьбу. Я втрескалась в тебя как последняя дура.

        Это признание спустя столько лет ошеломило Анатолия.  А то, что оно было произнесено  буднично, между двумя затяжками сигаретой, выглядело  циничным и оскорбительным. Но Анатолий не успел проявить свои эмоции, как Лена продолжила:
--Мне очень хотелось, чтобы ты хоть раз поцеловал меня по-настоящему, когда мы дружили.  А ты все оглядывался: кто что подумает, и только в щечку чмокал, как сестричку. А я ждала большего.

        Мужчине сразу вспомнились  их встречи. Особенно те, когда они оставались в доме вдвоем с Леной. Он действительно робко целовал дивчину, но стоило ему попытаться обнять её, как она ловко уворачивалась и, посмеиваясь, дразнила его, приговаривая:
--Не удержал, не удержал...
        Тогда  это  ему казалось безобидной игрой. И только сейчас до него дошло, что девушка на самом деле хотела, чтобы он обнял её по-настоящему, как поступали другие его сверстники, о чем  с восторгом хвастались потом в курилке. Но он тогда даже не смел думать об этом. Лена была моложе его на два года, училась в девятом классе. И он действительно оглядывался на мнение односельчан. Да и она  не давала даже малейшего повода для других отношений. Многие пробовали с ней дружить, но быстро разочаровывались. С Устюжаниной было все сложно, не то, что с другими девушками.

        А Лена, тем временем, продолжала упрекать его, не давая возможности даже вставить слово:
--Словом, уехала я в город с чувством к тебе и неумехой в отношениях с парнями. Последнее можно было быстро наверстать. Нехитрое это дело. В общежитии, где я жила, этому быстро учатся. Вот только чувство и мешало. Держало меня, как на привязи. Всё мечтала: вот откроется дверь комнаты и войдешь ты...
  Лена сделала последнюю затяжку и, бросив окурок в урну, зябко поежилась:
--Прохладно стало.
Выждав какое-то время, как будто ожидая чего-то, предложила:
--Давай, Толя, вернемся в зал ожидания. Знобить меня  что-то стало.

        Лена расположилась на скамейке как и раньше, подобрав ноги под себя и подперев голову рукой. Анатолий ждал, что женщина вот-вот продолжит свой рассказ, но она молчала. Тогда он, не выдержав, спросил:
--Меня-то ты в чем винишь?
Женщина, лишь мельком взглянув в его сторону, равнодушно сказала:
--Да не бери в голову, Толя. Ни в чем я тебя не виню. Просто, я раньше много об этом думала: почему так со мной получилось? А тут увидела тебя и воспоминания завертелись в голове заново. Общежитие, девчонки, парни чуть ли каждый вечер новые. Я недоумевала: как так можно? Брезговала. Как же надо себя не уважать, чтобы превратить свое тело, извини за грубость, в отхожее место, куда парни изливаются по сиюминутным потребностям. И в тоже время завидовала. К концу учебы они все повыскакивали замуж. И  не по одному разу. Значит, парням такие разбитные девки больше по душе? Или тут что-то другое?

        Анатолий не сразу понял, что Лена ждала от него ответа. У него перед глазами промелькнула картинка, как он сам  женился. Познакомился  с девушкой тоже из общежития. В первый вечер она выставила его из комнаты ближе к полуночи. Дескать, я не такая. Но во второй он уже ночевал в одной постели с ней. Потом привык к тому, что не надо тратить усилий на поиски доступных девиц. Эта удовлетворяла все его потребности. Сделал предложение.
        Но каково же было его разочарование, когда семейная жизнь не заладилась с самого начала. Жена оказалась никудышной хозяйкой. Часто навещала прежних подруг и засиживалась у них допоздна. Возвращалась домой навеселе. Анатолию после работы  самому приходилось заботиться о пропитании. А вскоре выяснилось, что  из-за неудачного аборта и некоторых перенесенных болезней она не сможет родить ему наследника.
--Может, это и к лучшему,- сказал  удрученному мужу врач.- Вряд ли после стольких похождений ваша жена могла бы родить здорового ребенка.
        Но последней каплей в отношениях с женой стал случай, когда, вернувшись из командировки, не нашел её дома. И появилась она только далеко за полночь, помятая и в сильном подпитии.

        И вот теперь Лена, сама того не желая, своим рассказом дала понять, что не может быть счастливых семей при таких легкомысленных отношениях к чувствам. Все равно судьба предъявит свой счет. И не обязательно  болезнями детей. Если семья сложилась по случайным обстоятельствам, без взаимной любви, там много крутых оврагов и обрывов откроется со временем. И самым непонятным для многих останется: почему  дети не уважают родителей и почему ни на одного из родителей не походят характером? А ответ на поверхности. Искать надо причину многих семейных невзгод в прежних беспорядочных связях.
 
        Беспалов грустно скривился в улыбке в ответ на свои мысли. Это он сейчас такой умный,  а раньше, как и другие, легкомысленно подошел к созданию семьи. Но что из этого он может сказать Лене?  Что он был идиотом? Или о том, что  понятие любви в последнее время обесценилось  до плинтуса, низведено до торговой сделки?  Но она это, похоже, и сама понимает. Ей только непонятно:  почему парни охотней связывают себя с доступными девушками.  Похоже, невдомек, что любовь требует больших душевных сил, а многим не хочется тратить их, коли физиологическое желание можно удовлетворить без особых усилий. А у некоторых этих самых душевных чувств просто нет. И они прыгают, образно говоря, с цветка на цветок, загаживая его своей бездуховностью.

        Как мог посдержаннее поделился своими мыслями с Леной. 
--Насчет душевных сил ты верно подметил, - согласилась она. И призналась:
--Вот у меня их не хватило. В самый нужный момент. Я все отваживала кавалеров. А девчата  дружно  подначивали:  неумехой останешься, кому ты нужна будешь. После первой же ночи муж от тебя сбежит. И я сдалась. Не скажу, что поверила, но сомнение они посеяли. А тут и случай подвернулся. Я уже замуж собралась. Один парень стал настойчиво звать замуж. Решила съездить домой, посоветоваться с родителями. По пути к деревне ко мне присоседился бойкий на язык чернявый парень. Зоотехником приехал работать в агрохозяйство. Веселым оказался. Анекдоты смешные рассказывал. А сам все пытался обнять меня. До дома оставалось метров двести. Скошенное поле надо было перейти.  Мы дурачились, но, когда поравнялись с копной сена, он толкнул меня в неё. А я и не сопротивлялась. Не знаю, что на меня нашло. Все хорошо было. Он нежным оказался . Но как только узнал, что я еще девственница, засуетился, завозился. Ткнулся было, но, видимо, переволновался, и силенок у него не хватило. Так ничем все и закончилось. Только мокроту развел.  А когда я выходила замуж, догадывалась, что со мной уже что-то не так.

        Муж сразу, как только родился сын, заподозрил неладное. Малыш был  темненький и вихрастый. Он сразу заявил, что проведет анализ молекулярно-генетической экспертизы. Я к этому времени уже устала оправдываться и призналась, что ребенок не от  него.
--Но как такое возможно! - вскричал он.- Ты же была девственницей, как всё могло получиться?
--Про непорочное зачатие слышал? Вот нечто подобное произошло и со мной.- И рассказала все как было.
        Муж еще какое-то время жил с нами. Сын рос хиленьким, часто болел. Только вихрастые темные кудри становились гуще. Мы даже годовщину свадьбы не отпраздновали - муж ушел, бросил нас. С тех пор и живу одна.
--А что же сын?- поинтересовался Анатолий.
--Умер он, не прожив и двух годиков.
        Наступило  долгое молчание. Беспалов мучительно искал слова утешения, но сколько ни старался, ничего подходящего для этого случая в голову не приходило. Да и что он мог сказать Лене, если он сам не знал, как ему дальше жить?

        Деревня встретила Лену и Анатолия  привычной, неспешной тишиной. В неясных звуках этой тишины слышалось что-то давно забытое, родное, тревожащее душу. На развилке дороги они замедлили шаги, мельком взглянув друг на друга, каждый  пошел в свою сторону.

22.03.2020г.
г.Смоленск


Рецензии