Эссе по Довлатову

Съедаемый завистью, читаю Довлатова. Честно признаюсь, я просто раздавлен  его талантом и чувством юмора. Хотел поклясться, что никогда в жизни больше не возьму в руки перо, но вовремя заметил, что машинально набираю клавиатурой текст.

Сергей Довлатов - это не просто глыба в литературе, а высеченный из русского языка обелиск острот, возвышающийся над морем тщетных попыток бездарных прозаистов вроде меня увековечить своё имя в истории литературы и прошмыгнуть в вечность. Остаётся лишь только брести по самые уши в затягивающей графомании, с надеждой на то, что рано или поздно количество перейдёт в качество, и Википедия выдаст пару строчек и обо мне.

Сергей Донатович - это выкидыш культурной столицы России. Именно в городе Петра формируется органы чувств маэстро, такие как: меткость, сарказм, колкость и лёгкая рука писателя, которой он по кирпичикам из тщательно подобранных слов выстраивает свои произведения, связывая их цементом из афоризмов.

Пока его герои учатся на сторожей, Довлатов работает смотрителем городских фасадов, в которых замурована история страны. Ремесло смотрителя, по его собственному признанию,  плохо оплачивается, в смысле - вообще никак.

В продуваемом всеми ветрами Ленинграде Довлатов задыхается и переезжает в Эстонию для того, чтобы глотнуть призрачного воздуха свободы, настоянного на смолистом аромате вековых сосен.

Таллин в то время - это почти заграница для советских граждан, а для далёкого замкадья - другая галактика. В Эстонии люди на столько неторопливы, что вообще ничего не догоняют. Даже их собственные пороки намного опережают владельцев.

Мастер оттачивает своё перо на местном колорите, но душа его стремится разлагаться  вместе с загнивающим Западом, куда он в конце концов на всех парах и эмигрирует, раскочегарив в таллинской котельной свой талант.

Изданувшись по полной и добившись успеха, Сергей Довлатов наконец пробует на вкус такой заморский фрукт, как справедливость, после чего убегает от своей славы, скоропостижно прикрывшись надгробием на нью-йоркском кладбище.

Прозаик, стремившийся всю свою жизнь как можно сильнее поцарапать земную кору, успел наследить в душах своих читателей и филигранно высечь штихелем своё имя  в списке русских писателей. Он оставил нас наедине со своими несуразными героями, в которых порой добродетель полностью растворяется в пороках.

Все они - просто люди, со своими многочисленными плюсами и минусами. Они безразмерно любят, а читая о вреде алкоголя, в конце концов бросают читать.  Бескорыстное их враньё - это не лож, а поэзия. Они порядочные люди и делают гадости без удовольствия.

В произведениях Довлатова мужья не уходят из семей только потому, что ленятся, а "слава" жён на шаг опережает самих жён.

Его герои - это люди, которые могут пересчитать деньги, не вынимая руки из кармана, и дензнаки тают у них быстрее, чем лёд. Их пеленают в одиночество с самого рождения и в этом же саване хоронят, а при жизни они врут даже тогда, когда это нелепо, отвечая уклончиво на вопрос - который час? Хорошо, но мало зарабатывающие, они  считают, что негритянского боксера от белого можно отличить только  по светло-голубой каемке на трусах. Все они вместе с автором и его читателями - это и есть ад. Или рай. Зависит исключительно от точки зрения.

Могу с уверенностью сказать, что Сергей Донатович не симулировал талант. Определённо он его подхватил где-то на  своём творческом пути, и теперь каждый его читатель надолго заражается его творчеством, испытывая восхищение от соприкосновения с настоящим.


Рецензии
Да. Недавно смотрела спектакль в Театре - студии театрального искусства на Таганке, Станиславского, 21, по Довлатову - "Заповедник". Невероятно, но потрясает... К слову, прекрасный театр, репертуар и актёры!
Ближе к Довлатову... Удивительно то, как при таком количестве выпитого, приближенному к самоубийству, возможно сохранять память, остроту мышления и высоту слова.
Вот она культура, взращенная в глубинах России, дар писательский, данный на русских землях, и в прямом аду водогорячительного, охлаждаемого в русских реках, конкретно, приближенность к Неве и Пушкинским краям. Несгибаемый и неумираемый Дух поэзии, писательства, слова божьего!
Уверена, что его место, Сергея Донатовича, не на на нью-йоркском кладбище. Известность ему дарована Россией. А Америка только деньги. Увы, это гримасы и парадоксы действительности, они и сейчас не устают удивлять( Сами теперь знаете насколько. Все теперь на самоизоляции, и так приближены к писательскому труду. Ирония - всепоглощающий фактор))
с уважением... к автору эссе и писательскому выбору тех, кто постоянно пребывает в такой предсказуемо-непредсказуемой жизни.

Татьяна Летнева   26.03.2020 17:21     Заявить о нарушении
Часто реальные люди очень сильно отличаются от своих литературных персонажей. Мне кажется, Довлатов в реальной жизни был не таким уж и алкашом.

Степаныч   29.03.2020 00:46   Заявить о нарушении