Магия Шутов и шутки Магов

Магия Шутов и шутки Магов
 Посвящается памяти нашей незабвенной Ани Котельниковой,
создателя Таро-Клуба
 

    "Необоримой силой истины звучала его негромкая речь, когда говорил он о Первоначале Непостижимом, о Боге Не-Сущем..."
     Л. Карсавин, "София земная и горняя"
 
     Работая над предлагаемым вашему вниманию материалом, я постоянно  ощущал   невидимые усмешки, дескать: ну и разыгралась фантазия у автора! Какие-то умозрительные сопоставления, немыслимые параллели между традициями и языками  народов, которых не соединяет в истории ничего или почти ничего...
     Что ж, данная статья действительно не претендует на историческое исследование, и более того – в задачу  автора входило совсем не это.
     Речь, в частности, пойдёт о мифе и психологических особенностях его построения.

     1.
     Исследование закономерностей построения мифа не знает, да и не может знать исторических и временных ограничений.
     Архетипы, то есть – основные опорные пункты восприятия человеком действительности (не путать с инстинктами!) – не подчиняются законам истории. Они подобны героям одной и той же театральной пьесы, которая может быть поставлена в разных странах, в различное  время и даже со своим национальным колоритом, но главные реплики и внутренний смысл которой всегда непоколебимо универсальны.
     Сюжет этой пьесы (мифологема), будучи, как это видится, выстроен как своеобразный  рассказ о «взаимоотношениях» архетипов, есть не что иное, как художественное отражение закономерностей протекания случайностных процессов. Причем, отражены  эти закономерности в мифе нередко бывают намного более ярко и точно,  чем  в  произведениях так называемого «реализма» и, что ещё чаще, гораздо ближе  к  действительному положению дел, чем в моделях, разрабатываемых с позиций «теории вероятности».
     Случайностный мир, в котором каждый из нас изволит пребывать с колыбели, а человечество – со времён своего появления на земле, оказывается выстроенным по тем же закономерностям, что и создаваемый человеком миф. И это даже объяснять не надо: закономерное отражение одного в другом.
     Кто знает, возможно, архетипичность мышления – причастность к Великой Случайности – и делает человека человеком?
      «И сотворил Господь его по образу и подобию Своему…»

     Изучение архетипов может опираться,  в принципе, на три взаимосвязанных категории:
     1. мифологию;
     2. символику;
     3. речь: язык, письмо.
     Последнее особенно показательно, поскольку напрямую связано с потайным, (подсознательным)  изучением мира человеком и отражает такие особенности бытия, до которых науке, в её современном состоянии ещё шагать.
     Речь как таковая отнюдь не безгранична в выборе звуков и их сочетаний, более того – на  поверку составляющий её материал оказывается именно и весьма архетипичным. Это рождает немало забавных  совпадений, нередко принимаемых  и  выдаваемых за сенсационные находки. Например, на языке индейцев кечуа слово "пуп" и означает пуп, хотя к ним, кажется, ещё не успели добраться эзотерические «праславяне».
      О письме можно сказать, что здесь происходит отбор ещё более жёсткий. Для письменной речи, как это показывает неоднократный исторический опыт, нельзя просто так, взять и начать длительное время использовать произвольно начертанные значки. Если её система не опирается на древние, обкатанные, как и разговорный язык, традиционные архетипическо-символические составляющие – она будет неизбежно отторгнута, а впоследствии – забыта.

     Подведём итог нашему небольшому вступлению.

     Исходя из сказанного выше, мы можем принять архетипы не только, как это говорилось, в виде своеобразных «отправных точек» нашего восприятия и мышления, и даже не только в качестве выявленных и выверенных тысячелетиями результатов и выводов  наблюдений  над отправными пунктами мироздания.
     Нам неизбежно придется придти к выводу об удивительном, хотя и не всегда исчерпывающе объяснимом сходстве человеческих идей и стремлений с идеями и стремлениями Бога – в их воплощениях во Вселенной и на Земле.


     2.
     Карты (точнее, Арканы) Таро, как выраженная в рисунках система письма и счета, включают в свою внутреннюю организацию все три перечисленных только что категории.  Именно поэтому автору, вслед за Карлом Густавом Юнгом и многими другими  исследователями, показалось уместным привлечь именно их образы в качестве своеобразных эталонов архетипичности.

     Наверное, вряд ли какому другому из мифологических персонажей в эзотерической  литературе уделяется столько внимания, сколько архетипической фигуре вестника богов – Меркурия-Гермеса-Тота, Велеса, Вотана, Одина...
     Быть может, нам, не теряющим надежды обрести истинное Посвящение,  хотелось бы таким образом восстановить утраченные некогда связи с Небом?  Только...  того ли все мы ждём и воспеваем?
     Дело в том, что в этой проблеме для нас важен не один лишь величественно-харизматический Один, героически распявший сам себя на Древе Праведности.
     Наряду с ним в мифах вполне полноправно и неотъемлемо существует столь же архетипический персонаж, которого можно было бы назвать тенью Одина, его «альтер эго», двойником, пресловутым якобы «владыкой тёмного лика» или, по Антону Платову – обратной стороной монеты (*1). Это – известный прохвост, вор,  болтун, и пересмешник, а иначе – трикстер («нарушитель спокойствия»). Всюду, куда бы мы ни обратились с целью почерпнуть великих знаний, мы ощущаем, как бы легким дуновением из-за спины, отчётливое предостережение:
     – Человек, человек... Как бы высоко ты ни вознесся и каким бы неустрашимым Одином себя ни представлял, помни: след в след за тобой по пятам извечно крадётся Локи...

     Два наших самых популярных героя искони сосуществуют среди Старших Арканов Таро (сокращенно САТ). Это Аркан 1 "Маг" (чье толкование, напомню: сила воли, самостоятельность, всевозможные начала...) и – полная его противоположность,  Аркан 0 (21) "Шут" или "Сумасшедший" (Непредсказуемость, Безволие, Непостижимость...)

     Маг и Шут...
     Сущий и Не-Сущий («несущий»? ну да, а вы посмотрите на его картинку!).
     Если Маг в САТ 1 упоен своими силой,  волей,  знаниями и жаждет пустить их поскорее в дело, то Шут в САТ 21 (0), тихо-мирно уложив магические предметы в узелок (или суму? а что в суме? сумма…), преспокойно уходит прочь.

     Маг воздымает ввысь жезл посланника  богов... С  небес вот-вот посыплются звёзды, а река Дунай потечёт вспять... Он начинает своё Великое Дело (правда, ещё не ведает как его продолжит, а что до окончания – здесь вообще полный идейный кавардак).
     Шут, нацепив на посох узелок, в это время знай бредёт себе беззаботно с горки на горку и ему невдомёк, что позади обрывает штаны собака, а впереди – поджидает под обрывом крокодил.

     Маг – сама  готовность и собранность.
     Шут – облачко, ветром гонимое...
     Маг – Великий Посвященный.
     Шут – Великий Непредсказуемый.
     Маг – это Самость, Активность, Свободолюбие, Начало Всему...
     Шут... А ему – плевать.

     Один – ОДИН. Два – Дева… Или Древо?
     А, допустим, три?
     Слово «три» означало когда-то, в нашей индоевропее, «выходящий за предел, нарождающийся».

     Нарождающемуся Одину, Меркурию или Гермесу посвящен третий САТ, хотя мы видим на рисунке пока не его, а женщину, ожидающую ребенка, сына, которому суждено стать продолжением Мага-Одина. Аркан 3 – карта инициативы,  инициации,  дела, действия, рождения на свет новых идей.
     Перед тем, на рисунке предшествовавшего ему, второго Аркана мы могли видеть  Великую Деву, олицетворение Великой Тайны, Врат Храма, а также  Мирового Древа (*2) – до того, как на нём мученически распялся Маг-Один.

     Всё, вроде бы, идёт как надо, все довольны. Исходный ("исх-одный"!) бог-самотворец, то есть сам Маг-Один ожидает заполучить сына и наследника, продолжателя его самого и его славных дел...
     Однако, каждому разбирающемуся в астрологии известно, что планета Меркурий управляет Знаком... Близнецов.

     Да, на свет появляются один за другим различные персонажи Таро, как то –  Император, Духовник, Возничий, Судья,  Отшельник...  Но параллельно им всякий раз некто, а именно – упомянутый ДРУГОЙ – проходит тенью, ядовито усмехаясь, живой,  невидимый, присутствующий во всем, знающий все и обо всех, и не упускающий случая этак вот, ненавязчиво подсыпать изрядную ложку перца в общую похлёбку мира и спокойствия.

     Знаете, у малолетних детей бывает такая непонятная для взрослых причуда. Все творимые  ими шалости они начинают вполне искренне спихивать на каких-то мифических "плохого  мальчика" или "нехорошую  девочку", которые натворят разных дел, а затем куда-то резво смываются, как пресловутый Карлсон...

     Так вот, означенный дитятя, в ребячьей своей резвости, умыкает, понимаете ли, стадо священных коров бога Аполлона, да еще и догадывается приделать им на копыта сандалии, чтобы запутать след. Затем он же, у того же Аполлона меняет на свирельку священный  кадуцей, а у остальных богов как бы в шутку "заимствует" у кого трезубец,  у кого – меч, у кого – лук и стрелы... Этакий "нехороший мальчик".
     Правда, с одним карликом у него потом неудача вышла – сетью-то выловил, и сокровища достал, да вот только бедой обернулись те сокровища для него и для всех асов...
     Впрочем, о ком это я? Да всё о нём же. Куда Один, туда и Локи, куда один, туда и другой...

     Кстати, о «другом», о «друге». Пожалуй, только в славянских языках «друг» и означает «друг». В остальном санскрите это слово имеет прямо противоположное истолкование: «другой» («друха») означает «противоположный», «чужой», подчас «ложный», или даже «враг».
     В то же время сходное по звучанию санскритское слово «дурга» означает «непобедимый», "недоступный", «труднодостижимый».
     Что и естественно: чей-либо ум ещё можно, худо-бедно, понять и постичь, но как постичь дурость?


     3.
     Тот, другой, по всем традициям "не  забывая  мать родную", сохраняет самое ближайшее, нумерологическое родство с Арканом 3.
     САТ 12 (1 + 2  =  3)  в Таро именуется "Повешенный" или "Мученик". Фигура подвешенного за одну ногу человека  копирует каббалистическое Мировое Древо  Сефирот(*3)  со  всей его атрибутикой, то есть – символическую схему Мироздания, представленного в Божественных Проявлениях, где плану, отведенному в ведомство человека принадлежит отдел, соответствующий голове.
     В традиционных толкованиях эту карту нередко  связывают с мученическими обрядами Посвящения, героическими смертями и прочей атрибутикой героев.  В разное время и в разных  мифах сходному  испытанию  подверглись  Христос  и Будда,  Аттис и Кришна, Аполлон и Прометей, Митра… – как и, конечно же, и Один.

     "– Смотри! Это – человек,  видевший истину...  Вот что ждёт человека на земле, когда он найдет путь в вечность и понимание бесконечного.  Он еще человек,  но  он  уже  знает многое,  недоступное даже богам. И несоответствие великого и малого в его душе составляют его казнь и его голгофу.
     В его  собственной  душе  поставлена  для  него высокая виселица,  на которой он висит в страданиях,  чувствуя  себя перевернутым вниз головой...
     И вот он нашел истину и познал самого себя..."
     – как бы из-за кадра доносится до  нас голос  наимудрейшего Петра Демьяныча Успенского.(*4)
   
     Эту трогательную картину немного портит въедливая мысль о том,  что вообще-то в старину этак  вот, книзу темечком, вешали обычно предателей.  И что, вообще-то, по-другому этот Аркан среди знатоков  именуется  вовсе  не  "Мученик",  а – "Висельник".  И что еще неизвестно,  что будет, ежели этого, позеленевшего от натуги в картах  одного из отечественных Таро "просветленного" взять,  да и поставить с буйной головы да на резвы ноги...
     Сказано-сделано... Вы хотели скандала? Вы его получите.
         
     Карта "Повешенного", упавшая в перевёрнутом положении, предсказывает ситуацию, в которой человек, по своему капризу или в силу обстоятельств идет против общего мнения. Здесь мы можем  предложить вопрошающему ярчайший спектр подобных взаимоотношений, от хамства в общественном  транспорте, конфликтов в семье и на работе до хлопанья дверьми и даже драки, разрыва с семьей и друзьями, скотского поведения и пустого времяпровождения... чьего, как вы думаете?
     Его, конечно. Его, родного. Это он, сам, в оголтелости своей совершит согласно прогнозу то, от чего сам потом будет еще до-олго ёжиться. Нет, сам он не пострадает, из-за него должны  пострадать другие.  Вот и денежка обратно в мешочки посыпалась, всё как на рисунке карты... Встал наш просветленный этаким фертом, закинул ногу на ногу; дескать, поглядите, во я какой крутой, и вы у меня ещё попляшете, кукушкины дети...
     Правда, в более спокойной ситуации эта карта способна предсказывать нарастающую деловую активность, наступление материального благополучия, комфорт и уют в семье, внеплановые денежные поступления…

     И всё-таки, вослед за этим в голову неминуемо закрадывается мысль: а какой  ценой?  Не  таится  ли  какого грешка за всем за этим отдохновением сердца? А потом –  что придется отдавать взамен?

      САТ 12 нередко считают одним из Арканов самой глубокой заматериализованности. В астрологии ему соответствует Телец.
      Ну, понятно, заметит пытливый читатель. Телец, он и каждый гвоздик посчитает,  и покушает вкусно, и в ботики стелечку не забудет положить. Женщины вообще обожают таких – серьёзных,
мужественных, хозяйственных, ...

     ...рогатеньких – заканчивает за меня эту фразу тот, другой... Ну, Тот. Ну, Вот он. Один он у нас такой. Телец он, понимаете, "алеф", скотий  бог. Все прикалывается, понимаете... К дереву вот прикололся. И чем ему тот несчастный ясень помешал...
     Ну, хватит, пожалуй, и мне прикалываться.
   

     4.
     Шутки в сторону. Простите меня, Тельцы! Это не я. Просто, когда настроением автора овладевает   Локи – противиться  невозможно. Поскольку, ещё неизвестно, какая натура какому человеку ближе.

     Обратимся далее. САТ 21, именуемый в разных колодах то "Шутом",  то "Сумашедшим", то "Безумцем", а то и по-простому "Глупцом" или "Дурнем", на самом деле отнюдь не так прост. В среде обычных игральных и гадательных карт, в покерной колоде Арканов он, вообще-то – джокер, подобно древнегреческому Протею принимающий любые формы и облики. И во Франции, говорят, иногда называется "Скьюз!" – извините, мол, но всё, о чем вы здесь изволили  молоть, мягко говоря – не соответствует истине...

     "Он означает отклонение от обычной нормы. Это независимый,  одиноко  бродящий  дух,  полностью ушедший в самого себя, лишенный каких бы то ни было страхов и волнений, ведомый  силами природы и тайной мудростью," – повествует старинное руководство по карточным гаданиям.(*5)

     Самая распростаненная  из карточных игр не зря получила имя "дурак". Можно ещё, для  информации, сообщить, что астрологически это – карта Водолея, а под этим Знаком состоит, между  прочим, матушка-Россия,  одна из карт которой, будущая счастливая мать из Аркана 3 нам уже известна.
     Везёт России на шутов!   
     Кто у нас в сказках такой, самый главный-то герой? Кто мастер оставлять в дураках всех остальных?  Откуда в нашем народе бытует столь глубокое почтение к разного рода блаженным и блажным,
юродивым, каликам перехожим?
     Ко всему прочему, карта САТ, изображающая человека с мешком за плечами – ещё и карта воровства. Что-то там говаривал о России столь непатриотично настроенный Карамзин?..
   
     Иными словами,  речь здесь идёт уже не о каком-то частном, мистическо-эзотерическо-надуманном образе,  но уже об образе глубоко архетипическом, глубоко повязанным с традициями конкретного народа, а точнее – этноса.
     Да, это, конечно же, шатун, цыган, актёр, смеющийся или плачущий под своей маской. Но это и оборотная сторона любого из нас, зеркало земной  жизни, проходящей в неизбежных страданиях и мытарствах.
     Да, это, конечно, он похитил стадо быков (тельцов) Аполлона – но иносказательно это же  можно воспринять как намек на множественность воплощений души.
     Да, он посмел украсть атрибуты богов, но это его актёрская задача – похищать у богов их обличья.  Вспомним одно из наиболее почитаемых в Риме божеств – Вертумна (или Вортумна, Вор-тумна!), бога круговорота природы, садов и перемен, похитителя богини плодов Помоны, могущего принимать
любой облик по своему желанию...
     Джокер в колоде Таро,  как мы знаем, также имеет право становиться любой картой по своему  выбору (Господи, я же сейчас так и пишу «по своему»! то есть, не по выбору человека! Что творится!..).
     Пусть он и не пользуется сам теми предметами, которые лежат в его рюкзачке... но так ли они необходимы ему? Завтрашний день  сам  о  себе позаботится...

     Стремясь в повседневности быть более Магами – не стремимся ли мы убить в себе вторую нашу половину? Попытаться жить, по сути, без левой руки, всю нагрузку переложив на правую?
      Верно ли наш жестокий век диктует нам, что главное в этой жизни – практичность, собранность, «реализм»?
      И – то, что архетип Шута более, чем кому-либо близок именно России – не выделяет ли её особо в
надеждах человечества на будущее?

     В Библии не зря приводится притча о Блудном сыне, который, вкусив изрядно лиха, был поставлен  отцом выше остальных сыновей.
     Свободный дух, отправившийся на землю в Аркане 3, проникает в самую её глубь в Аркане 12,  чтобы, освободившись, вернуться в родной дом в Аркане 21.

     В русском алфавите (чью аналогию с Таро считаю неоспоримо доказанной) Уркану... (простите,   конечно Аркану!)(*6) Шута принадлежат, во-первых, буквы Ш и Щ.
     Их иероглиф в различных интерпретациях известен по всей Евразии. В Китае его называли "шань",  в Междуречье – "шат" или "шаду", в Египте – "шикм",  на Ближнем Востоке – "шин".
     В большинстве случаев само это слово означало острие, гору, холм, шип, шиш и т.д. Шут на картинке Таро и впрямь заносит ногу с вершины горы. Если он достаточно лёгок – ему будет  легко  пойти по небесам. Если нет – его ждёт под обрывом, раскрыв пасть, крокодил. Этот, неведомый зоологам образец горного крокодила – не просто страшилище, но символическое изображение  воплощения души в материальном теле. Помимо этого, попадание в глотку чудовища обозначает,
традиционно, прохождение некоего познавательного, посвященческого этапа в странствиях героя...   
     Короче, если ты бываешь в жизни кем-то поглощен или проглочен (например, как пророк Иона –
китом) – значит, тобой не просто сытно закусили, но ты проходишь процесс познания. Прошёл процесс, набрались знания, пора идти давать отчет о них... Кому? Вышнему? Всевышнему? Кто он, Шутов Всевышний?
     У древних египтян в изображении сцены Страшного Суда тоже присутствуют пёс и крокодил, Шакало-(или псоглавый) Анубис и крокодилоголовый Амамут. Судя по всему, возвращаться в жизнь земную египтянам совсем не хотелось, их влекли чудесные райские «камышовые поля» Иалу…
     Добавим: этот сюжет отражён не только в САТ «Шут», но и в САТ 10 «Колесо Фортуны», а также в САТ 18 «Луна». Получается, что мы, не замечая этого, претерпеваем всяческие Суды несчётное количество раз ещё при этой жизни…

     Есть, во-вторых, в русской грамоте ещё одна известная буковка.  Ее мы употребляем чаще других.  Это буква "Я". Не правда ли, она по форме, иероглифически, весьма напоминает человечка, идущего с мешком за плечами?
     Помните, наверное, знаменитое: "Я есть Альфа и Омега, Начало и Конец"? А вам не приходило в голову, что буква "Ю" в круге знаков русского алфавита, будучи чуть-чуть повернута, уж очень напоминает по форме "омегу"? Тогда, если "А" – это "альфа", то что же может находиться между ними?


     5.
     Буква "Я", которая на Руси когда-то называлась "яз". Буква  "А" – "аз". В мире больше ни одна система письма не замыкает себя в круг подобно русской.
     В Алфавитном Таро "Я" – это также (помимо Ш и Щ) Шут, "А" - Маг, ("аз" = "ас" ("бог")?). Собака, как бы рвущая на Шуте его одеяние,  обычно ассоциируется с привязанностями материального мира. Реже её оккультно связывают с астральным телом человека, поэтому обстановка карты иносказательно связывается с выходом души в загробный мир.
     Но ведь собака – одно из животных, символически связываемых с образом Гермеса. Конечно, она – проводник души в царстве мертвых, но при чем тут образ трикстера?
     А кто такой крокодил-Амамут под обрывом? Только ли образ всепожирающей  материи? Не таится  ли и за ним какой-то, гораздо более таинственный образ?

     Предмет в руке Мага – магическая булава, факел, копье, дротик,  жезл, ваджра... Считается, что вертикальная прямая, да еще украшенная заостренными навершиями – знак  проявления активного   вселенского начала. Его фаллическая, как, кстати, и у цифры 1, форма достаточно  универсальна. Она  присуща далеко не только индийскому (буддийскому) "дордже", но и мусульманским и православно-христианским постройкам, колокольням, непосредственно устремленным вертикально вверх.
     Вы никогда не обращали внимания на форму игрушки или погремушки, которую таскали с собой  шуты? Это палочка, венчает которую маленькая головка...  самого шута. Традиция, не столько забавная, сколько заставляющая задуматься.
     Маг в одной из русских колод начала XX века – случайно ли именуется "Скоморох"?
     Вспомним еще, что Мага иные колоды упрямо величают "Жонглером". С чего бы такое?

     А вот – предположительный ответ на все эти загадки.
     Наши руки. Правая и левая. Левая (у большинства) – берущая, правая – дающая  энергию.      
     Представьте себе, что рамки карты нулевого Аркана внезапно раздвинулись и мы увидели
престранную картину. Собака и крокодил на самом деле – вовсе не эти  животные,  а...  две руки того же Мага. Одна из них хватает беднягу Шута, другая – принимает и поднимает вверх... для того, чтобы вновь метнуть его, как дротик... куда? в мировое пространство?..
     В этимологической основе слова "символ" есть отчетливый намек на процесс метания(*7). Да и карты не просто кладут – мечут. А Маг – персонификация образа символа (сим-Вола, «сим Волю свою… и т.д.») как такового.
     "Шут" – это слово издревле обозначало собой, наоборот, то, что мечут. (В своем первозданном значении оно бытует, например, в английской речи).
   
      Что несут для Мага-Жонглера жезлы (или  булавы), а на деле – его «альтер эго», Шуты?
     Ценнейшее. Информацию.
     Без чего же ещё не может  надстраивать Древо Жизни  Маг, что символизируют  знаки мастей  на его столе, что он должен получить из мешка Шута?
     Информацию...
     Что принес Персей в своем заплечном мешке под  видом головы Медузы Горгоны? То, что  впоследствии украсило щит богини мудрости Афины.
     Информацию.
     Прорицатель обязан собирать эту информацию, прочитывая расклады  карт, бездумно и просто –
подобно Шуту, но осмысливать её значение строго и честно,  с позиций трезвого разума – подобно  Магу. Ибо она жаждет обновления, а обновление бывает возможным лишь на основе вновь собранных данных.
     Иными словами, беря в руки жезл, Маг берет в руки САМОГО СЕБЯ.

     Шут (или Шат), завершая свою миссию, делает шаг со скалы.
     Шут -> Шат -> Шаг -> Маг ...
   

     6.
     Случайно ли, что там, где в мифах трикстер-пересмешник по сюжету отсутствует, его роль берет на себя главный герой?
     Первая  пришедшая в голову аналогия: Илья-Муромец? Хорошо, пусть будет Илья.

     Что бы ему, Илюшеньке, да после победы над Соловьем-Разбойником (*8), например, не притопить   бы Соловушку где-нибудь в омутке, да и от излишних хлопот себя избавить?  Так нет же, старый дурень, тащит его аж во столен Киев-град. Чтобы доказать свою победу?  Не чересчур ли? Ну, доказал...  Распотешил князя Владимира, заставил того "ползать окаракою". Получил награду.
      Какой-нибудь нормальный Гомо Реалитикус тут же заползал-заюлил бы в княжеских ногах, стал бы подошвы целовать, да клясться в преданности, да выпрашивать новых милостей, так нет же…
      Илья начинает вести какие-то склоки с боярами, шататься с голью по  кабакам, поговаривать ернически про князя-благодетеля да постреливать из тугого лука по колоколенкам – маковки с них  сбивать. За что и попадает вскорости под замок.
     Всё здесь нелогично, всё не вяжется с поведением Героя как такового. Перед нами скорее – дитя неразумное. Но мы...  верим. Потому что поведение гипертрофированно разумного существа для нас не есть и не может быть поведением существа живого.
     Посему... и нужен трикстер. Тут-то и вылезают на свет Божий все его преимущества.
   
     Создатель одного из самых великих экранных трикстеров, Чарли Чаплин, говорил о своём герое, что тот, не задумываясь ни о чём, может отнять конфету у ребёнка, а в следующий момент – спасти чью-то жизнь, рискуя при этом своей собственной…
     Именно по этой причине Шута невозможно ни подстеречь, ни перехитрить. Он непредсказуем и неуловим как дым прежде всего потому, что сам, подобно ребёнку, не задумывается над последствиями своих поступков.

     Это герой Пьера Ришара, которого задумали подстрелить нехорошие убийцы, да вот беда – как раз в это время ему вдруг захотелось потанцевать…
     Это бравый солдат Швейк, чьё «сумасшествие» периодически ставит на уши бесчеловечный военный аппарат…
     Это кот Леопольд из мультика, которому мыши приготовили ловушку со сложнейшим механизмом: вот Леопольд запнётся о верёвочку и на голову ему упадёт арбуз. Но, вот беда, кот о верёвочку не запнулся, потому что, разглядывая облака в небе, перво-наперво увидел арбуз и сорвал его со словами благодарности: «спасибо, дорогие мышата!» А механизм тут же поехал прямо наоборот и мышатам пришлось очень туго…
      Это пилот Пиркс из рассказа Лема, которому противостоит робот… да что там робот – роботище! этакий дракон!! этакий Антихрист-зверь 666!!! что означает высшее совершенство!!!! В конце концов человек оказывается загнанным в угол, он не знает, что ему делать и просто садится, обхватив голову руками: будь что будет. А робот? Он тут же начинает соображать: человек ничего не делает? он что-то задумал? что он задумал? что? что?? ЧТО??? И – расплавились предохранители, и сгорели пробки, «и полетели клапана и вкладыши». Он начинает делать ошибку за ошибкой, а тут ему и конец…
     Стальноголовый отцифрованный идиот, скроенный по последнему слову нанотехнологий, не смог понять элементарного: человеческого отчаяния…

     Попробуем вспомнить, в конце концов, о том, на основе чего человек конструирует архетипы,  преобразуемые им в героев легенд  и  мифов. О нашем мышлении, в его неповторимых особенностях...

7.
     Влияние архетипа Шута в деятельности мышления можно сравнить   с   влиянием   на   сознательный  разум  структур подсознания (или всё же надсознания?) – формации, на первый взгляд,  хаотической и  стихийной, выхватывающей из окружающего мира всю без исключения информацию, укладывающей похищенные сведения в память и могущей выдавать их, по сигналу разума, наружу в виде конкретных  образов. То есть, проще говоря, наш разум кидает своего трикстера в океан подсознания, откуда сумашедший ("с сумой – шедший"?) возвращается, принося с собой не всегда то, что лицеприятно, но всегда то, что истинно. Неча, мол на зеркало пенять...
     Он ведет себя как вор. Но вор, посланный от всевышнего для него Мага.

     Буква Т,  чей  символ  соответствует символу греческого солнечного  креста-стауроса, стоит  в  алфавите на равном расстоянии между М и Ш.  Написание всех трех букв может быть сходным.  Вспомним: по бокам от Спасителя претерпевают казнь двое  воров-разбойников. Собственно, крест и есть орудие позорной казни именно для воров. Один из них, (Гестас или Геста), согласно Евангелиям, снисходит в землю, другой (Дисмас или Дижман) – поднимается вверх, в Царствие Небесное...

     Наш невидимый герой идет по цепи Арканов-архетипов. Его низшей и самой дальней точкой, как мы уже говорили, является САТ "Повешенный", олицетворяющий полнейшее воплощение исходной идеи. Его мученическая кончина – залог дальнейшего возвращения. Номера Арканов 12 и 21 противоположно
Симметричны, зеркальны друг другу. Так же, только по горизонтальной оси симметричны  и  знаки  букв: "W" (одна  из  разновидностей древнего иероглифа,  изображающего звук "Ш") и – "М". Если в
свой  путь он отправляется в качестве посланца богов, то возвращается в образе блудного сына.  Его посох (бывший  жезл Мага, жезл предыдущего круга) – не что иное, как ствол Древа Жизни,  вертикаль креста Спасителя, основа мироздания. Он будет надставлен сверху новым жезлом Мага, являющим  собой квинтэссенцию содержимого ноши Шута: меча, пантакля, чаши и посоха. Маг вновь приступит к раскрытию тайны Девы из Аркана 2, чтобы вновь возродиться в Аркане 3 – в виде  Одина-Локи, или Тота, или Гермеса, или Иисуса... Для того, чтобы вновь и вновь посылать самого себя в вечные скитания по замкнутому кругу...
 
   Если Маг – сама прямизна, Шут – кривизна. Если Маг – правда, то Шут – кривда?  Но правда – ещё  не истина, хотя кривдой подчас именуют ложь. Видать, эта синонимизация нуждается в пересмотре.  Хотя, и самую явную истину можно преподнести так, что она покажется оскорбительной. Не зря же
асы точили зубы на Локи. Очевидно, не все и не всегда можно говорить другому и даже – самому себе.  А меру эту должен знать уже Маг...

      Может быть, дело в том, что если Маг – герой,  в чью роль  входит  способность  объективной оценки событий – то Локи обречен оценивать окружающее чисто субъективно, всякий раз с какой-либо одной точки зрения? Его имя и подразумевает некую л о к альность в умении выносить верную оценку чего бы то ни было...
     А может, дело в том, что "не смеется он, а плачет" – как сказал  поэт? Только ли болтуном и охальником предстает в скандинавских мифах пересмешник Локи? Или, в сказаниях народов   Северного Кавказа – Сырдон, издевавшийся  над гордецами-нартами и потому жестоко ими проученный? Или в знаменитых суфийских притчах – тот же Ходжа Насреддин? Или – Уленшпигель? Зурба? Эдшу? Мало ли страданий и боли за людскую недалекость в их шутовских проделках?
 
     "Жил-был человек – кривенькие ножки. И ходил он целый век по кривой дорожке," – это о Шуте, о трикстере, живущем в каждом из нас. О неотъемлемой части каждого из нас, делающей нас людьми, а наше мышление – истинно человеческим.

     Старая программа, подобно светоносному Бальдру, (который, согласно мифу, погибает от стрелы, изготовленной Локи), стирается, чтобы возродиться в обновленном состоянии в начале очередного цикла творения.
     Вспомним теперь, какая участь ожидает другое светоносное  божество  в  пантеоне   богов   совсем   другой страны...


     8.
     Напомню (вкратце!) содержание  мифа. Брат-близнец бога Озириса, завистливый и властолюбивый Сет хитростью завлекает его в ловушку, убивает и, разрубив тело на 14 частей, разбрасывает  по  всему  миру. Исида, безутешная сестра и супруга Озириса, с помощью других богов-неферов все же отыскивает и собирает куски тела. Ненайденным остается только фаллос,  съеденный какой-то глупой рыбой. Тогда  бог Тот (архетипически тождественный, напомню, Гермесу, Одину, Магу...) изготовляет новый фаллос – из дерева.
     Оживив на время Озириса, неферы добиваются того, чтобы произошло зачатие бога Гора,  который должен отомстить Сету за убитого отца...
     И т.д. Вряд ли, разумеется, можно принять единственно верной живописную  картинку, где Тот подобно папе-Карло выстругивает ножичком из поленца пенис подходящих  размеров. Речь идет  отнюдь не о простой древесине, но о материале символическом, составляющем Мировое Древо.
     Оно – которое,  как  мы  имели возможность убедиться, периодически наращивается жезлом Мага –
предмет свойства информационного. Это – сама информация; та самая база, без которой становится  невозможным дальнейшее строительство Вселенной.
     Потому и Тот изготавливает не просто фаллос (жезл!), но – информационную копию мироздания.
     То есть, действует в полном соответствии с архетипом собирателя и накопителя информации...
 
     Озирис – бог регуляции, размеренности и порядка. Египтяне нередко определяли его как бога реки Нил, смешивая с другим божеством-нефером – великим Хапи.
     В Таро факту разлива Нила посвящены конкретно два Старших Аркана, 17 и 14, "Звезда" и "Умеренность" ("Время"). Первому из них астрологически соответствует Знак Девы. В древние времена, когда Солнце находилось в этом созвездии, Нил приобретал  наивысший  уровень. В течение следующего Знака Весов (14-й Аркан) уровень воды в реке  начинал  понижаться, и Нил  постепенно  входил в свои берега. Это отражают рисунки Арканов, где в "Звезде" мы видим деву (андрогина),  которая изливает из двух кувшинов воду, а во "Времени" – женоподобную фигуру, так же держащую в руках два кувшина, но поворачивающую их горлышками друг к другу, так что струя теперь не изливается наружу.
     Озирису противостоит Сет, о котором известно, что его цвет – ярко-красный (весьма нелюбимый  египтянами), что на плечах его – голова странного животного (окапи? или фенека – лиса пустынь?) и что он бог хаоса. Это – довольно странная фигура. С одной стороны, его вполне  можно было бы сопоставить с Диаволом (САТ 15). С другой – он предстает все-таки то как брат-близнец,  то  как
вообще неотъемлемая часть, тёмная сторона самого Озириса!
     В принципе, этот факт можно было бы, с достаточной степенью убедительности, сопоставить с архетипами Одина и Локи. Однако, куда же в этом случае пропадает Тот?
   
     Тот – древнеегипетский бог информации, писец богов. Нам известно,  что существовали две ипостаси этого образа: Тот с головой  ибиса и, как считается, более поздняя – Тот с головой собаки или,  что точнее – собакоголовой обезьяны, павиана.
     Выходит, что мы и здесь способны выделить пару архетипов. Высшим из них, тождественным Озирису или Одину, или Магу, можно признать Тота-Ибиса,  которого египтяне, не без доли юмора  окрестили прозвищем "Носатый". Низшим, тождественным Сету или Локи, или Шуту, будет, следовательно, Тот-Собако(-Обезьяно?)- головый.
     Известно, что символисты тех времен обозначали одним и тем же иероглифом как обезьяну, так и затылок человека. В финикийском письме этот знак (в виде круглого зеркала на длинной  ручке)  именовался "коф", его потомками являются древнегреческая "коппа", и далее – латинская буква Q –
средневековый символ тайных наук, а именно – алхимического учения о квинтэссенции.
     Что же получается? С одной стороны – недвусмысленный Нос, с другой – Затылок?
 
     Полноте, да не намек ли это снова на две стороны мироздания,  видимую и невидимую, светлую  и
тёмную? Так же как и на две стороны мышления или познания: явную и тайную?
     Тогда... выходит, что в среде древнеегипетских богов существовали уже не одна, а по крайней мере –
 две в принципе тождественных друг другу архетипических пары?
     Противоречие разрешается просто.
     Тот – это тот, кто копирует. Он копирует Озириса, не может не скопировать (снять информацию) и с  Сета. В результате первого опыта выходит Тот с головой ибиса, в результате второго – он же с головой павиана. Или собаки (символического спутника Гермеса, между прочим). Или Анубиса, с кем его позднее привыкли сливать воедино (в образе так называемого Германубиса).
     Черный охотничий  пёс или шакал Анубис, в отличие от скорее наносного оккультистского Тота-Собаки, действительно – одно из древнейших и самых почитаемых божеств Египта. Проводник в царстве мертвых, хранитель тайных знаний, один из его владык и судей...  В сцене Страшного Суда на египетский манер ему противостоит Амамат (Амамут) – крокодилоголовое страшилище. Между ними – фигура человека и весы, на которых взвешивается сердце… Вспомним каноническое изображение карты Шута, вспомним рисунок Колеса Фортуны в колоде Папюса…
     Являясь,  согласно  мифологии, порождением скрытницы-Нефтиды, (супруги злобного Сета), и Озириса (сам Сет, в силу своей хаотичности, детей иметь не мог), Анубис в то же время явно уходит от  образа тёмной силы, отнюдь не являя собой источника зла.

     Но кто же в таком случае Гор? "Сын мой,мститель мой..." – как намекают на его первоочередную жизненную задачу тексты папирусов.
    Как и Озирис, сокологоловый бог Гор – божество светоносное. В своей наивысшей форме он может  сравниваться с самим Ра – также сокологоловым богом Солнца; во всяком случае и того, и другого египтяне рисовали сходно. По некоторым же легендам, он способен также становиться богом и Птахом – одним из древнейших, творцом всего сущего...
   
    Пойдем по цепочке архетипов. Если Маг – это Озирис, то Гором может быть тот, кто рожден в  Аркане 3. Однако, по предыдущим  исследованиям, в Аркане 3 рождается Меркурий, Гермес, а «по-египетски» – Тот!
     В то же время, изображение орла или другой хищной птицы на щите будущей матери есть намек на будущее рождение именно Гора (сокол делит с орлом большую часть его солярного символизма).
     Но в виде сокола же, согласно скандинавской мифологии, спускался на землю Один! Более того – это, оказывается, еще и один из образов Локи,  связанный со стихией огня!
   
      В последующем за описанными выше событиями бою между Гором и Сетом первый теряет...  глаз, что определенно приближает его к одноглазому Одину. А одним из имен Одина оказывается Хар, что созвучно с "Хор", то есть – Гор... (*9)

     Гор... Тот...  Уж больно  часто  ходят  рядом  эти  два имени; где одно, там,глядишь, другое...

     Что же  выходит?  А получается весьма интересная штука.
     Гор и Тот оказываются двумя равноправными составляющими... одного  и того же Озириса. Правда, в несколько разном качестве.

     Вероятнее всего, Гор – это начало энергоносное, дающее информационному началу возможность       стать энерго-информационным. Оно связывает меж собой все возможные аспекты единого Бога,  в египетском пантеоне представленные образами неферов. Символическими аналогами его могли бы
послужить, например, Аполлон (с которым его сравнивали греки), Бальдр, или Святой Дух.         
      Энергетическое  начало способно проявляться как в виде обособленного архетипа, так и будучи по  сюжету мифа связанным с каким-либо иным архетипическим образом. Например, Тотом или  Гермесом, осененным духом Свыше... Или – Шутом, энергично посланным на поиски приключений вольной рукой Мага...

     Являя собой квинтэссенцию (и вновь это слово!)  четырех предыдущих архетипов, Гор, в свою очередь производит на свет четырех сыновей. Один из них несёт на плечах голову человека, второй –
 птицы (сокола), третий – шакала, четвёртый – иногда павиана, иногда крокодила. В принципе, мы
смогли бы и здесь без большого труда найти закономерности, связывающие этих новых четырех с уже  имеющимися Озирисом, Тотом, Анубисом и Сетом...
     Однако, не будем и далее утомлять себя многочисленными доказательствами и привязками.

     9.
     Итак, герой мифа, если он присутствует в единственном числе, как правило, хочет – не  хочет, но  несёт в себе архетипические особенности одновременно как Мага, так и Шута. В основном – это эпические фигуры, не имеющие при себе "оруженосцев-попутчиков" – непосредственных  исполнителей ролей трикстеров.
     В других мифах персонажи предстают перед нами уже в виде пары героев, борющихся или   сотрудничающих, но однозначно – взаимодействующих друг с другом.
     В более сложных мифологических конструкциях  количество архетипов  вновь  увеличивается.  Половину из них составляют главные герои,  роль других персонажей – сохранять о них информацию.  У главных героев при этом высвобождается время на совершение подвигов и других славных дел.
     Образовавшаяся четверка божественных сущностей не может жить без единого энергетического начала. И оно возникает – в виде светоносного, солнцеподобного, пятого архетипического героя. Пятое начало, в свою очередь, способствует обновлению каждого из предыдущей четверки, но – на качественно новом уровне. И т.д.
     Говоря об архетипах Мага и Шута, мы символически связывали их с работой человеческого мышления, с сознанием и подсознанием. Однако, что будет, если мы, оглянувшись на Египет, удвоим количество персонажей?
   
     Роль Сета, очевидно, возьмут на себя инстинкты. Роль Озириса –  та, наиболее  высокая ступень   сознательного мышления, которая в современной психологии именуется термином осознание.
     Осознание – работа мысли, рассудка, то есть состояние, в котором человек способен именно думать,
внимательно, объективно и рационально оценивать  обстановку.
     Осознание подразумевает в своей работе, в частности, периоды озарения, вдохновения,  пробуждения самостоятельной творческой мысли... и т.д.
     Четыре начала – это четыре угла при основании пирамиды, четыре части Сфинкса, четыре знака мастей на столе Мага. Подготовляя возникновение  пятого, энергетического начала, предыдущие четыре готовятся к самообновлению. (*10)
     Не универсальная ли это программа развития? И – развития не только мышления? Что стоит за нею?

     Когда оно состоится, очередное Посвящение?

                ------------------
               
     Примечания
     ==========
   
     1 - См.  А. Платов, "Трикстер  или  обратная  сторона монеты", - альманах "Мифы и магия индоевропейцев", № 4.
     2 - См.   примечание   3.   
     3 -   Каббалистическое  Древо Сефирот,согласно канонам,   имеет  три  ствола,  средний  из
которых (идентичный символически древку жезла Мага и  посоху Шута) расценивается как изображение библейского Древа Жизни, а  два  боковых  (символически – узелок,  котомка  Шута  и
навершие  жезла Мага) – как изображение Древа Познания Добра и Зла. Сходную  с  этим  картину,  -  человеческую  фигуру, помещенную меж двух столпов мы видим, например, в рисунке 2-го САТ.
     4 - Успенский П.Д.,  "Символы Таро",  СПб,  1917.
     5 - Н.  Чижевская,  "Торот,  цыганское  тайное искусство гадания...", М., 1992.
     6 - Имя Тота (Гермеса) в более точной транскрипции этого «огреченного» имени (у египтян было «Джхути») звучит как "Таут".  Буква  "А" (угол вершиной вверх)  в  Алфавитно-Символическом Таро России связывается с ветхозаветным Древом Жизни, "У" (угол вершиной вниз) - с  Древом  Познания  Добра  и Зла. Изображенное графически как:
                А
                Т Т
                У
(две "колонны Т и два угла, вверх - А и вниз - У,  оно изобразит два пути, верхний и  нижний в процессе странствий души от одного пункта  ("Т") до  другого пункта  ("Т").  Получается,  что  архетипу  Мага
более  соответствует верхняя дорога,  в  то  время  как  Шут выбирает нижнюю.)
     7 - Греческое  "сюмболлон"  =  "мечем  вместе".
     8 - Тоже своеобразным типом трикстера!
     9 - См.,  например:  Кэрлот Х.Э.  - "Словарь символов", REFL-book,   1994;   Ранк  О.  -  "Миф  о  рождении  героя", REFL-book,1997;  Бейли  Г.  -  "Потерянный  язык  символов", "Золотой век",  М.,1996; Лосева И.Н. и др. - "Мифологический словарь",  "Феникс",  1996; а также многие иные справочные и исследовательские труды по символике и мифологии.
     10 - Знаменитый Тетраграмматон \"четырехбуквенник"\ или Неизреченное  Имя  Господне записывается буквами иврита как: «йод-гхе-вау-гхе».Точное   прочтение   этого   слова неизвестно,  обычный перевод его - "Яхве" или "Иегова". Если в середину этого сочетания букв вставляется буква "шин",  то оно должно читаться как "Иешуа" или "Иегошуа", то есть - имя
Иисуса.  Позволю  себе  предположить  возможность  несколько иного прочтения Тетраграмматона,  а именно:  "д-х-у-х" или – "дух".  Второе слово (Имя) в этом случае может быть прочтено как "д-х-ш-у-а"  или - "душа".  Посему Имя Неизреченное есть имя Духа Святого,  а Имя Спасителя обозначает Душу,  которая есть  воплощение  этого  Духа в теле человека,  каковым,  по смыслу, и является Сын Божий.)


Рецензии
А есть ли у Вас разбор одиннадцатого Аркана? Дайте пожалуйста ссылку, если есть.

Её Святейшество   21.09.2021 18:44     Заявить о нарушении