Крупецкое шоссе

  28 мая 1785 года по велению императрицы Екатерины II издан Указ о технологии строительства шоссейных дорог в государстве Российском.
  Знаете, как выглядят даже современные сельские дороги в непогоду? А в те времена, когда даже губернские центры не имели твёрдого покрытия улиц, а «украшением» площадей были нередко огромные и зловонные лужи, такой Указ был несомненным прогрессом!
   Не буду касаться средств передвижения, лишь напомню поговорку; «Готовь сани летом, а телегу зимой!». Тягловая сила – лошадь и быки. Для удобства путешествующих созданы ямские станции, где можно было поменять лошадей, нанять ямщика, конечно купить еду и остановиться на ночлег. За это взымалась определённая плата.
  Дороги и их состояние в XIX веке имеются в «Военно-статистическом обозрении Курской губернии» за 1850 год. Главные – из Москвы на Харьков.
  Были дороги стратегического направления. Одним из таких путей было направление из Киева на Воронеж. На пути стояли города Глухов (одно время был даже центром гетманства Малороссии), Рыльск, Льгов, Курск, Тим, а там и батюшка Дон по которому можно было добраться до южных морей.
   Так вот между Глуховом и Рыльском было старинное селение Крупец- волостной центр Путивльского уезда. По нему были проложены дороги с твёрдым каменным покрытием скорее всего в XIX веке.
   В моей памяти есть момент, когда бригада рабочих ведёт ремонт- укладку дороги по нашей улице. На песчаную подушку выкладывался камень и просыпался речной «галькой». Камень-рогач, так называли курский самородный материал был отменным и прочным. Только в начале шестидесятых ХХ века на него положили современный асфальт.
   Ещё в ХХ веке брусчатка начиналась перед деревянным мостом через реку Крупку от Рыльского шляха и шла вдоль домов крупецких жителей через центр – это площадь перед Покровским храмом, торговых рядов и волостных (позже районных) учреждений и перед дамбой пруда, где было правление-усадьба князей Барятинских (в советское время средняя школа) и  была уложена на территории бывшего Крупецкого сахарного завода.
   К 2020 году от сахарного завода остались одноэтажные кирпичные корпуса в восточной и южной части территории этого предприятия. Находятся они ныне в плачевном состоянии и скорее всего их постигнет участь  центрального корпуса сахарного завода, который был разобран «на кирпич» окончательно в 60-е годы ХХ века. В части строений сахарного завода располагались в довоенные годы семенная база сахарной свеклы, затем  МТС (машино-тракторная станция), преобразованная впоследствии в мастерские «Сельхозтехники». В одном из корпусов долгое время располагался клуб, где демонстрировали фильмы. Сейчас это здание разрушено. Не сохранился и уникальный парк из елей и других экзотических (пальмы) растений, которые выращивали  в тепличных условиях.
   В нынешнем поселке Сембаза, где сохранилась эта часть мощёной дороги были до 90-х годов ХХ века учебные корпуса профессионально-технического училища, мастерские "Сельхозтехники", хлебопекарня,маслозавод, а теперь лишь есть площади и ангары  Крупецкой таможни. 
   А достопримечательность нынешняя – мощёная дорога !
   
   P.S.30 июля 2023 года вернулся из поездки в родные места. На ночлег приехали к двоюродной сестре Любаше, что живёт в посёлке Сембаза как раз на той улице, где была "достопримечательность" XIX века и... мощёной дороги увы нет!!! Её закатали минувшей осенью асфальтом...

   На фото: автор на мощёной дороге на территории бывшего Крупецкого завода.


Рецензии
Здравствуйте, Николай Михайлович!
Спасибо Вам за интересный рассказ о Крупце,
красивых названиях сел и деревень.
Как жаль, что и заводы закрылись, и дома развалились,
а еще и древние имена стараются заменить.
История этого не любит.
А ведь можно было бы многое возродить.

С уважением и добрыми пожеланиями,

Лана Сиена   03.11.2020 12:47     Заявить о нарушении