Свеча

      Свеча, отражённая в зеркале, отличается от свечи, которую я держу в руке. В зеркале — отражение.
 
      Свеча, отражённая в моём мозгу, отличается от той свечи, которая сама по себе как-то там и где-то там пребывает в пространстве.

      У свечи, которая сама по себе, нет цвета, ибо цвет это способность восприятия нашего глаза. У неё нет тона, то есть нет светлого и тёмного, по той же причине. У неё нет температуры, потому как и это особенность нашего восприятия. У неё нет запаха, просто те молекулы, из которых свеча состоит, отрываются от неё и оказываются в окружающем её воздухе. Свеча, фитиль, огонь — всё это не что иное, как особая комбинация протонов, нейтронов и электронов. Эта комбинация и воспринимается нами как горящая свеча.

      Примечательно, что и всё, что свечу окружает, тоже состоит из тех же протонов, нейтронов и электронов, просто они собраны вместе немного в ином порядке. Мы же выделяем свечу из всего остального только в силу определённой настройки нашего восприятия. Измени эту настройку — и свеча перестанет существовать.

      Но и это ещё не всё. У меня расстояние между воспринимающими свечу зрачками равно шестидесяти восьми миллиметрам. Это расстояние определяет то место в пространстве, которое занимает свеча по отношению к этому отрезку в 68 мм. Будь это расстояние, скажем, в тысячу раз больше или в тысячу раз меньше, я никогда бы не смог увидеть эту свечу. Она просто исчезла бы из моего пространства восприятия. Если бы это расстояние было соизмеримо с размером протона, я никогда не увидел бы те предметы, которые вижу сейчас, я видел бы атомы и молекулы. И наоборот, если бы оно было соизмеримо с размером галактики, я бы не видел планет и звёзд, я видел бы то, что из них состоит.

      То же и со временем. 24 кадра в секунду я уже воспринимаю как единый поток визуальной информации. У меня базисная продолжительность отрезка восприятия, из которых я потом составляю время, равна 1/24 секунды. Если бы она равнялась одной миллионной доли секунды, свеча для меня тоже перестала бы существовать, так как оказалась бы вне зоны моего восприятия. Я просто не смог бы зафиксировать её появление в моём восприятии, а равно и её исчезновение из моего восприятия. Или наоборот, если бы базисный период восприятия времени у меня равнялся миллиону лет, свечи тоже возникали бы и исчезали вне зоны моего восприятия.

      А кто нам сказал, что окружающий мир существует со скоростью 1/24 секунды?! Откуда мы взяли, что 68 миллиметров это диаметр точки восприятия, от которой строится пространство?! Откуда мы взяли, что снаружи этой точки пространство расширяется и превращается в  макромир, а внутри — микромир?! Какого размера должна быть истинная точка восприятия этого мира? Какова должна быть истинная скорость этого восприятия? Где располагается объективная точка восприятия мира? Каков её размер? Какова объективная скорость восприятия мира? Что такое этот мир, частью которого я себя считаю? Что он такое, этот мир, без моего восприятия?
С первого взгляда может показаться, что выше я описал относительность пространства и времени, то есть относительность мира, который нас окружает. Или может показаться, что я описывал относительность человека, или того, что мы воспринимаем человеком. Я изображал пространство и время как форму восприятия человеком окружающего мира, который сам по себе может существовать и не в форме пространства и времени. Как, впрочем, и сам человек.

      На самом же деле я описывал процесс абстрагирования, процесс отвлечения от конкретного восприятия мира и переход к отвлечённому восприятию мира. Такое восприятие и выделяет человека из всего животного мира. Абстрактное мышление отличает человека от животного. Оно не приходит к человеку сразу, одномоментно. Оно вырастает из мышления конкретного и постоянно развивается, обуславливая прогресс цивилизации. Дальнейшая эволюция человека есть процесс развития абстрактного мышления, развитие способности к абстрагированию.

      Следовательно, в своём рассуждении о свече я схематично изложил процесс очеловечивания. Хотя на первый взгляд, быть может, этого и не скажешь. Самое удивительное, что это хоть и медленный и трудоёмкий, но единственный путь к очеловечиванию. Все остальные способы социализации — до случая, пока что-нибудь опять не вызовет в человеке зверя. Абстрагирование единственно действенный способ воспитания человека человеком. Всё остальное, что мы проделываем над своими детьми, это не воспитание, а дрессура.

      Суть любого воспитания в том, что новый человек перенимает у живущих их уровень абстрактного мышления, который был достигнут ко времени его появления на свет. Всё остальное: социальное положение, культура, религия - вторично. А далее человек прилагает усилия к тому, чтобы развивать своё абстрактное мышление. Для него это и есть главное усилие жизни. Человек постоянно должен, чтобы оставаться человеком, совершать усилие абстрагирования, очеловечивания. Иначе смысла нет. Зачем тогда свеча? Живут же животные как-то без свечей…


Рецензии