Чёрный хлеб с солью

Жизнь — прелюбопытнейшая штука. Но самое в ней увлекательное — спонтанность. То есть, когда нужно идти в одну сторону, а ты разворачиваешься совершенно в другую. В прямом смысле слова! Главное — рискнуть на такой шаг. И тотчас произойдут удивительные метаморфозы: ты почувствуешь, как широко раскроются глаза в преддверии невероятных событий, как захлопают крылья за спиной от не весть откуда свалившейся свободы, как возникнет желание ухватить за хвост радостно поправляющую свои пёрышки птицу счастья. И ты уже не идёшь — ты летишь! Нет, ты просто несёшься навстречу тому, что маячит где-то там, впереди. Ещё бесформенному и неясному, но уже ощутимому. Как неизвестно откуда появившийся соблазнительный запах хорошего кофе.
Тёплым октябрьским утром Аля бодро вышагивала в музпединститут. За месяц пребывания в Ростове-на-Дону — непривычно большом по сравнению с родным маленьким посёлком Иноземцево — она уже немного приспособилась и к жизни с хозяйкой, и к безразмерным студенческим будням чуть ли не до одиннадцати ночи. А что делать, если в квартире пианино нет, а необходимость заниматься есть. «Надо бы поискать жильё с инструментом», — решила про себя Аля, переходя мост над пригородным железнодорожным вокзалом. Неожиданно поймав игривое настроение только что призывно свистнувшей электрички, она остановилась. «А что, если?..»
Аля посмотрела сверху на разъезжающиеся в разные стороны зелёные змейки составов практически в десяти минутах ходьбы от вуза. Полезла в карман подсчитать деньги. «Ого! – почти два рубля!» Подумала, что не зря ходит на занятия пешком, экономя по десять копеек в день. «Интересно, до какой станции хватит на билет? И хорошо бы ещё осталось на пару любимых ливерных пирожков, называемых в народе "собачья радость"! И тогда…»
В следующую секунду Аля уже окончательно утвердилась в желании «махнуть не глядя». И не только потому, что была легка на подъём. А потому что – по её глубокому убеждению – самое интересное происходит там, где тебя сейчас нет!
«Эх, была не была!» Девушка без малейшего угрызения совести свернула с моста налево и поспешила вниз к вокзалу, будто уже знала точное время отправления электрички и боялась опоздать.

***
Секундная стрелка на больших вокзальных часах судорожно перемещалась по циферблату . Казалось – следующего малюсенького шажка уже не будет, и тоненькая серая полоска жизни нервно задрожит на одном месте и окончательно остановится. Но этого не случалось ни через пять минут, ни через двадцать пять. Каждое очередное перемещение стрелке давалось явно с огромным трудом. Она будто и сама удивлялась своему упорству, потому при каждом новом движении сама себя тихо спрашивала: «как так? как так?..»
Волька следил за драматической жизнью часов и никак не мог оторвать взгляд. Этот своеобразный самогипноз успокаивал и погружал в далёкое вчера, где была своя секундная стрелка, но не такая большая. Она жила в будильнике, сделанном в виде тёмно-бордового домика с трубой. Волик любил за ней наблюдать. Любил смотреть на эти мультяшные часы, стоящие на подоконнике полуподвала дворника Витька; – студента радиотехнического института. Любил сидеть на пропахшем кислятиной диване и пить «пустой» чай, вдыхая запах пыли и сырости. Волька ещё много чего любил там делать последние несколько лет – всего и не перечислить. Фактически благодаря возможности здесь находиться и чуткому руководству Витька; он и школу окончил. А когда тот поехал по распределению в какую-то сельскую местность отрабатывать потраченные на его обучение государством деньги, Волька сразу занял и жильё, и должность. Для него это был идеальный вариант! Во-первых, для такой работы большого ума не надо, значит, голову можно занять и чем-то другим. Во-вторых, пару часов отработал – и весь день свободен. В-третьих, зимой реально и ощутимо подкачаться, так как физнагрузочка при уборке снега будет просто ой какой. Но главное – появилось собственное жильё!
Волька никак не мог себя заставить подойти к кассе. Утром он надумал поехать куда-нибудь прогуляться. На душе сразу повеселело от предвкушения приключений. Но теперь по совершенно непонятным причинам он неожиданно впал в ступор. Просто колдовство какое-то!

***
На вокзале было многолюдно, но без суеты. Аля посмотрела расписание электричек. Только что ушла на Азов, сейчас отправляется на Лихую, а через семнадцать минут пойдёт на Таганрог. «Опаньки! Надо брать! Как говаривал легендарный Винни Пух, это "жжж" явно неспроста — это судьба!
Аля радостно двинулась к кассе. Вероятно, где-то там совершенно непостижимым образом узнали, что почти восемнадцать лет тому назад она родилась в этом небольшом городке Чехова и Раневской. В Иноземцево мама то ли побоялась рожать, то ли не надеялась на помощь вечно болеющего мужа, потому и поехала к родителям… Так или иначе, но Аля появилась на свет именно в Таганроге. И её первые недели жизни прошли здесь — на каком-то этаже какого-то дома. Потом мама пару раз её привозила сюда летом – в год и два. А на трёхлетие внучки бабушка решила сама приехать в гости. Умерла в вагоне за полчаса до прибытия поезда к месту назначения. А через год и дедушка ушёл в иной мир.
Ничего о том времени память не сохранила. Правда, благодаря маминым рассказам, какая-то картинка всё же складывалось. Мама любила перебирать старые фотографии, погружаясь в далёкие воспоминания. Если дочка оказывалась рядом, напоминала ей, что бабушка Анастасия Мироновна – замечательный преподаватель литературы, а дедушка Гриша – истории. Дедушкино отчество почему-то не называлось. А бабушка, по маминым словам, была дворянского рода или аристократического, которые называют "белой костью" и "голубой кровью". В детстве Але было интересно, как это – голубая кровь? Ну и с костями непонятки – они же у всех белые?!
С зажатым в руке посадочным талончиком Аля вышла на перрон. Собралась было перекурить на дорожку, но вспомнила, что спичек нет. Проходя мимо стеклянной двери, окинула себя критическим взглядом. «Нормальный спортивно-туристский прикид: джинсы, водолазка, ветровка. Вот только на голове чёрт-те что – эдакий взрыв на макаронной фабрике. Ну и ладно!»
***
Волька потянулся и встал. Немного размял ноги, посмотрел на табло прибытия-отправления поездов и опять сел. Куда торопиться? Времени целый вагон. Или пять вагонов. Короче – времени навалом. Главное – не поддаться искушению кого-нибудь "обчистить". А на вокзале отказаться от желания проучить какого-нибудь растяпу ой как трудно!
Волька засунул руки поглубже в карманы старых отцовских брюк.
И ведь по глупости залетел. В 11 лет впервые стащил шоколадку в магазине. Поймали и сообщили в школу. Там как следует пропесочили на пионерском собрании и сообщили родителям. Отец порол и приговаривал: «Не умеешь — не берись!» Потом пацаны решили его взять на слабо;. Понравилось нервы щекотать. И закрутилось…
Неизвестно, как долго бы ещё Волька куролесил, если бы не воспитательные беседы с участковым. Тот почему-то проникся симпатией к малолетке и даже пристроил в театральный кружок к своей жене. Чем-то пришёлся ему по душе открытый взгляд синих глаз и наивные причитания паренька «ой, дяденька милиционер, я нечаянно». Так что грозящие три месяца он не сидел, но успел обрасти кентами. Да и тёрки научился тереть.
Где-то в это же время к Костику и приклеилась кличка Волька: парень блестяще сыграл любознательного советского пионера в спектакле про старика Хоттабыча. А о том, почему этот самый «всем ребятам пример» не отнёс найденный кувшин в милицию, как был обязан сделать по-настоящему сознательный школьник, режиссёр с участниками спектакля почему-то не задумались. Жаль, родители так ни разу и не пришли посмотреть на актёрское мастерство сына…
***
Вагон был полупустой или полуполный – смотря с какой стороны посмотреть. Окинув взглядом присутствующих, Аля увидела, что все окна заняты. Так что посмотреть необъятные просторы Родины или представить себя машинистом электропоезда не представлялось возможным. Горестно вздохнув, девушка примостилась с краю возле прохода и полезла в сумку за листиком, чтобы поиграть в балду.
Спустя время народ зашевелился, и началось какое-то броуновское движение. «Идёт, идёт, готовься!»
В конце вагона появилась немолодая контролёрша и усталым голосом попросила предъявить билеты. Тут Аля увидела студенческую смекалку в действии. Те, у кого билеты уже проверили, самыми ухищрёнными способами передавали их тем, до кого очередь ещё не дошла.
– Игорь! Вот книжка, которую я обещал!
– Ребята. У кого есть конспект по автоматике?
– Танюша! Ты сегодня потрясно выглядишь (обнимаются)!
А контролёрша в этот момент то спиной повернётся, то в сумку полезет. Может быть, и у неё кто-то из детей или внуков практикует такой же способ передвижения.
«Прикольно, — подумала Аля. — Надо как-нибудь попробовать – будоражит».

***
Родители не особо баловали Вольку своим вниманием. И не докучали нравоучениями. Не до того им было. Мать работала посудомойкой в кафе, а отец носильщиком на вокзале. Пили они по-чёрному, особенно отец. Пару раз за месяц в доме появлялась нормальная еда, а в остальное время – как придётся.
Несмотря ни на что, школу Волька окончил почти без троек. Может быть, потому, что уже с девятого класса жил у Витька; в дворницкой. К тому времени в квартире стало совсем невозможно находиться: родители то ругались, то дрались. Да и кушетку отец вскоре сменял на пять бутылок «плодово-выгодного», так что спать приходилось в ванной на куче грязного белья, которое мать каждый месяц вот уже полгода грозилась постирать.
Это было единственное место, где Волька чувствовал себя защищённым в собственном доме. Родители всё больше кухней пользовались. Там и засыпали – кто на столе, кто под столом. Но на работу ходили исправно. Иначе могли посадить за тунеядство.
Днём Волька мог немного отоспаться на родительской кровати – разломанном диване-книжке, из которого содержимое выползало, как пена из пивной кружки. Но спать приходилось вполглаза – вдруг отец раньше времени вернётся?!
Однажды случилось в жизни счастье – предки пошли вроде бы за хлебом, а вернулись аж через пару дней. Наверное, их за пьяный дебош или ещё какое хулиганство в милицию забрали – не рассказывали.

***
Вот и Таганрог – «Петра творенье». И пусть эти слова были сказаны Пушкиным о Петербурге, Але они показались здесь тоже вполне уместными, коли и этот город основал Пётр I.
Ещё в электричке Аля попробовала взбодрить память и выудить хоть что-то из истории города. Кажется, это был первый город, построенный по какому-то специальному плану. Вроде даже Пётр Великий задумывался о переносе российской столицы из Петербурга в Таганрог… Но на этом смутные познания и заканчивались. Зато с детства она точно усвоила: Таганрог – это Таганий Рог. Тот самый, в который частенько обещал её согнуть старший брат, делая недвусмысленный намёк отправляться туда, где родилась. Он прямо так и говорил: «Будешь мешать – я тебя в Таганий Рог согну и в Таганрог запульну». Или он говорил «бараний рог»? Сегодня она, наконец, и запульнулась.
Аля с любопытством оглядела большую привокзальную площадь. Вот этому двухэтажному зданию из красного кирпича с замысловатой кладкой точно больше ста лет. Явно дореволюционная постройка. И паровозик на постаменте тоже из «оттуда». Чисто внешне этот дедулька ей почему-то напомнил дворового Бобика из любимого мультика. Такой же старый, добрый, наивный. И невезучий в полном смысле слова. Она подошла к памятнику, похлопала ладонью по облупленному боку железного «носа» и немного послушала, как там внутри что-то загудело в ответ. Отойдя на пару шагов, девушка тихонько запела, пританцовывая: «Человек собаке друг – это знают все вокруг». Ей вдруг вспомнилось такое уже далёкое детство, дорога в школу, обшарпанный кинотеатр «Юность», в который частенько сбегала с уроков, чтобы в очередной раз посмотреть мультики или «Неуловимых» за 10 копеек…
Шедшие навстречу ребята покрутили пальцем у виска, мол, какая-то ненормальная. Аля только ухмыльнулась в ответ. А чего бояться? Её в этом городе всё равно никто не знает. Здесь нет маминых знакомых, так что некому сказать: «Как не стыдно, а ещё дочка Аллы Григорьевны!» Главное — придумать, куда бы пойти. Надо у кого-нибудь спросить про достопримечательности. Или не надо. Может быть, вполне достаточно просто погулять по городу и посмотреть, чем он живёт. Да! И не забыть спички купить. Не будешь же каждый раз искать, у кого бы прикурить.
***
Руки сами нашли в кармане пачку «Нашей марки». Волька достал одну сигарету, понюхал. Вспомнил, что забыл купить спички. Тряхнул осиротевший коробок. Глянул по сторонам, ища глазами, у кого бы попросить огонька. Увидел дымящего папироской работягу. Подошёл. Парень молча протянул окурок «Примы». Жадно присосался к еле тлеющему огоньку, стараясь не затушить, затянулся пару раз и, благодарно кивнув, отошёл.
Волька год назад тоже курил «Приму», а потом перешёл на «Марку» и очень этим гордился. Это было в два раза дороже и в десять раз круче. Ему нравился терпкий привкус с кислинкой. Нравилось втыкать отсыревшие пачки в батарею для просушки, потом доставать ароматную белую трубочку и слегка прокатывать в пальцах, чтобы плотно набитый табак равномерно распределялся внутри бумажной гильзы. Он старался это делать аккуратно, не пережимая, чтобы многочисленные дрючки не прорвали тонкую папиросную бумагу. В противном случае придётся зажимать пальцем "раненый" бок сигареты. Ну не выбрасывать же!
Из громкоговорителя-колокольчика раздался "железный" голос диктора:
 – Уважаемые пассажиры! Будьте внимательны и осторожны! На первый путь прибывает скорый поезд Анапа — Киев, нумерация с хвоста поезда. В связи с опозданием, стоянка будет сокращена.
Толпа на перроне оживилась. Волька завистливо вздохнул. «Счастливые, с курорта возвращаются. Вот бы махнуть куда-нибудь на море. А ещё лучше – в Крым! «Там тепло, там яблоки», как говаривал беспризорник в засмотренном до дыр фильме «Достояние республики». А я только в Таганрогском заливе бултыхался. Да ещё зимой по льду там хаживал…»
***
Кто-то когда-то кому-то сказал, что самая главная улица любого города всегда начинается от вокзала. И, зная это, невозможно заблудиться. Если, конечно, запомнить её название. А лучше – записать, что Аля и сделала. Теперь можно смело вперёд и только вперёд!
Погода на загляденье. Теплынь с лёгким ветерком. Солнце сквозь деревья щедро разбрасывало веера лучей направо и налево. В каком-то бестолковом танце кружились голуби. Старики на лавочках привычно рассматривали прохожих, многозначительно прищуриваясь, мол, видели-перевидели. Все при исполнении, только одна Аля шла туда – не зная куда, смотреть то – не зная что…
Что ни говори, а приятно вот так бесцельно бродить и слушать хруст листьев под ногами, смотреть по сторонам и просто улыбаться замечательному дню и незнакомым прохожим. Совсем как в детстве. Когда с подружкой шатались-болтались по длиннющей кленовой аллее, прыгали в собранные дворниками кучи листьев или просто разбрасывали их ногами, поднимая тучи пыли.
Долго бы ещё Аля вспоминала всяческие подробности далёкой осени из детства, если бы не волшебный запах чего-то съестного. Ну как тут не устремилась за тонкой кулинарной нитью Ариадны?!
Пирожок был очень вкусный — с хрустящей корочкой, сочным в меру поперчённым ливером – просто объеденье! «Теперь бы стаканчик газировки, тогда и перекурить можно», — подумала Аля. Вспомнила, что спички так и не купила. Она оглянулась в поисках продуктового магазина. Тот оказался через дорогу в проулке, рядом примостился автомат с газировкой. «Есть всё же счастье на свете: хочешь тебе – мороженое, хочешь тебе – пирожное!» Аля отчётливо услышала голос Рины Зелёной, которая озвучивала в мультике нерадивого школьника, мечтающего стать царём, чтобы ничего не делать и всё иметь. «Что-то я совсем в детство впала. Надо избавиться от этого». Девушка быстро перебежала улицу в неположенном месте и нырнула в магазин.

***
Да уж. Было время, когда Волька вместе с Севкой из театрального кружка ходил зимой по Таганрогскому заливу под парусом. Со стороны это выглядело смешно, но удовольствие – не передать словами.
Идея принадлежала самому Вольке. Он как-то увидел гонки взрослых на буерах и решил придумать похожее развлечение. Для начала он поделился своей задумкой с корешем и нашёл понимание. Вместе они соорудили нехитрую конструкцию: взяли простынь, прикрепили за два узких конца к передней части санок, а к оставшимся двум концам привязали метровые куски верёвки, которые собирались держать в высоко поднятых руках. Получалась эдакая ловушка для ветра. Оставалось только его поймать и – вперёд и с песнями!
Ан нет. Не тут-то было. Ветер никак не ловился. А если и удавалось его заарканить, то только для того, чтобы перевернуть санки. Намучались друзья. К тому же экспериментировать приходилось по очереди: сначала один вдоволь насостязается с ветром, потом другой. А это не интересно.
Измучавшись вконец и так и не добившись желаемого эффекта, друзья сменить санки на коньки. Тут дело пошло веселее. Волька надевал свои так называемые «фигурки» – двухполозные раздвижные, которые крепились к ботинкам верёвками. А Севка свои крутые «хоккейки» – уже с ботинками.  Привязав по одному концу простыни к конькам и зажав второй край за верёвку в руках, друзья начинали ловить ветер. Сделать это было не просто. Ткань то внезапно набрасывалась на ребят, как живая, то пыталась вырываться из рук и валила с ног. Иногда целый час безрезультатно экспериментировали и, замёрзнув вконец, так ни с чем и уходили.
Но если везло, то простынь надувалась парусом и… Тогда становилось одновременно и необыкновенно хорошо, и жутко страшно: а вдруг занесёт вглубь залива, а там лёд тоньше!? Вот тут надо было быстренько подстраиваться к ситуации и соображать на ходу – либо будь что будет, либо вовремя упасть на лёд и тормозить коньками, пока не умчало «в тридесятое». При любых раскладах залив тут же наполнялся двугорлым ором, который разносился, наверное, аж до Морского Чулека!

***
Таганрог Але показался одноэтажным. Или так было и на самом деле так? Конечно, есть и хрущёвки, и довольно любопытные купеческие двухэтажки, почти такие же, как в Ростове на улице Шаумяна.
Около часа девушка бесцельно бродила по улицам, которые ей уже казались все «на одно лицо». Разноцветные опрятные многоэтажные строения чередовались с серыми развалюхами и одинокими домиками-крошечками, глядящими на прохожих «в три окошечка». Совсем как в романсе Гурилёва. Наверное, и «с птичкой клеточка» за занавесочкой имеется… «Надо спуститься на набережную и хоть на море посмотреть. А то и вспомнить будет нечего!»
Аля ускорила шаг и почти наткнулась на солидное тёмно-серое здание. «Опачки, какой неожиданный товарищ!»
В Ростове Аля однажды так же бесцельно гуляла, заглядывая в самые тёмные подворотни. Было и любопытно, и жутковато. Казалось, ещё чуть-чуть – и она узнает чью-то удивительную тайну. Перед Ворошиловским мостом её внимание привлёк массивный пятиэтажный дом в красную и жёлтую полоску. Внешне он выглядел задумчиво тихим и даже угрюмым. А изнутри – как пожарный, перетянутый по горизонтали широким поясом-лестницей. Было очень тихо, но Але показалось, что дом кричит и ругается. Где-то стукнула дверь, и лестница сразу же отозвалась широким угрожающим гулом.
У таганрогского дома с обратной стороны было всё, как обычно: детские подвесные качели на железных дугах, небольшая аккуратная клумба, песочница с парой скамеек для мамочек-бабушек, три подъезда. Ничего особенного.
Аля села на качели и с досадой посмотрела на ноги. «Какие длинные выросли!» Состроила смешную рожицу выглядывающей из окна первого этажа девчушке с большим бантом. Просеменила назад с сиденьем и энергично подалась вперёд. Железная конструкция лениво скрипнула и задвигалась, приговаривая негромко в такт движениям: «Кто – ты, ты – кто, кто – ты, ты – кто». Аля раскачивалась всем телом, стараясь взлететь повыше. Завывание качелей становилось всё громче и настойчивее. Малышка в окне то поднимала голову вслед за качелями, то опускала, а бант двигался в обратном направлении, вниз – вверх. Дом то приближался, то удалялся. «Да» говорили бант и девочка. Или они здоровались? Щелчок. Ещё щелчок. Как затвор фотоаппарата…
Аля закрыла глаза. «Да-да-да! Это уже было. И зелёные качели. И эта песня-вопрос "кто ты". И девчушка на первом этаже…» Она посмотрела на ладони в зелёных крапинках-родинках от краски и пробормотала: «Не может быть!»
***
Интересно, почему во снах зачастую всё как взаправду? Вроде и понимаешь, что спишь, но всему веришь, будто это и на самом деле происходит? Просто сплошная фантастическая реальность или реальная фантастика! У Вольки было несколько таких снов, но один – августовский – запомнился особенно чётко.
Обычно в этом месяце они с Севкой лазали по садам за яблоками для продажи. Наберут пару килограммов, раскидают по авоськам и скорее на вокзал к поездам. Крупное яблоко – по пять копеек штучка, мелкое за три отдавали. Главное, чтобы «мильтон» не застукал. Правда, когда дядя Паша дежурил – ещё ничего, можно уговорить, мол, в последний раз. А вот Вил Вилыч – зверюга: сразу «на карандаш» и в школу сообщал. Последний раз друзья обносили сады лет пять-шесть тому назад. За день до этого события Вольке как раз и приснился странный сон.
Полезли они с Севкой, как обычно, в сад к Максимовым за яблоками. А там незадача: хозяева внизу всё уже пооборвали, остались только на верхних ветках. И такие ж красивые, заразы, с красным бочком – прямо как в сказке! А достать-то как?
Севка предложил забраться на спину к другу, мол, так сподручнее залезть на дерево. А Волька решил немного поколдовать. Он внимательно посмотрел на правую руку, сделал несколько пассов над кистью, пошептал волшебные заклинания и приказал руке расти. Та расти не стала, но указательный палец как-то странно задрожал, закачался из стороны в сторону, потом внезапно дёрнулся и… устремился вверх, по пути превращаясь в кобру. Поднявшись почти на метр от ладони, змея раскрыла капюшон наподобие воронки и ринулась в гущу веток. Через мгновенье на ребят посыпались яблоки. Севка тут же бросился их подбирать, а Волька остолбенел, зачарованно глядя на свою руку с уходящим в зелень пальцем-змеёй. Спустя время палец вернулся назад, и капюшон кобры закрылся, став обычным ногтем.
Ощущения после сна были не самые приятные. О чём Волька и поведал другу. Кажется, после этого они и перестали лазать по садам.
***
Алю буквально выкинуло из качелей. Она чуть не уткнулась носом в песочницу, получив довольно увесистый пинок в спину. Качели толкали по направлению к угловому подъезду и норовили ещё поддать ускорения. Но это было уже лишним. Инерцию движения подхватили ноги и, не спрашивая хозяйку, пошли сначала в подъезд, потом поднялись по ступенькам на второй этаж и остановились возле правой двери. Рука автоматически поднялась и нажала на звонок.
– Бим-бом? – спросил звонок.
– Это я, Аля. Кажется, я здесь родилась. Когда-то в этой квартире жила моя бабушка Анастасия Мироновна. Она работала педагогом в школе. Может быть, вы её знали?
Дверь открылась, и на Алю дохнуло приятным сладковатым запахом печёного и духами «Красная Москва». Улыбающаяся полноватая женщина с запачканными мукой руками приветливо улыбнулась, придерживая дверь локтем.
– А я Наталья Фёдоровна. Теперь я тут живу. Заходи, чайку попьём и познакомимся!
Аля с интересом посмотрела на хозяйку. Странно, но было в ней что-то знакомое и располагающее к общению. А ещё она казалась немного похожей на бабушку с фотографии – такая же широкая улыбка, такой же внимательный и добрый взгляд.
Возвращаясь на кухню, Наталья Фёдоровна продолжала говорить, но Аля ничего не слышала. Она почувствовала, как внутри что-то задребезжало и размагнитилось. Казалось, руки, ноги и даже уши сейчас просто осыпятся на пол, как отжившие своё осенние листья. Надо что-то сделать, чтобы собраться «в кучу». Как там, в упражнении на сценическое движение, которое любила делать в восьмом классе на занятиях театрального кружка? Одной рукой зову, другой прогоняю, ногами врастаю в пол, затылком тянусь вверх…
Аля чуть не упала прямо на вязаный коврик в прихожей, зато тело взбодрилось и стало управляемым.
– Где ты там застряла? Иди скорее – я уже и чайник поставила!
– А можно я сначала туда? – Аля махнула рукой в сторону комнат.
– Ладно, как раз и пирог с яблоками чуть поостынет.
Аля шагнула в большую комнату и посмотрела через открытую дверь в спальню…
На кровати сидела маленькая девочка с куском чёрного хлеба, посыпанного солью, и смотрела телевизор.
– Вкусно?
Девочка кивнула головой и протянула недоеденный кусочек, предлагая откусить: «Хосись!»
Из кухни послышался голос:
– Алёнушка, аккуратно кушай, не накроши на кровать!
Аля вздрогнула. Телевизор стоял там же – слева от двери возле трюмо. Шёл фильм «Звёздный мальчик». Видно было плохо – линза запылилась. Аля стала протирать её рукавом ветровки. Девочка на кровати недовольно закричала: «Уди»!
Девушка отступила назад и наткнулась на стоящий по центру большой дубовый стол. Тот самый, вокруг которого она каталась на трёхколёсном велосипеде и радостно «уракала». Точно он! Вот на столешнице полузатёртое чернильное пятно, частично прикрытое чайной парой из немецкого сервиза «Мадонна».
Аля спрятала руки за спину. Она вдруг вспомнила, как хотела посмотреть чашку, а та почему-то упала и разбилась. На шум прибежала бабушка. Но не заругала, а только весело воскликнула: «Ох и шило у нас растёт – просто конь-огонь какой-то!»
В дверях появилась Наталья Фёдоровна:
– Ну что – насмотрелась, деточка? Иди чай пить с пирогом.

***
Волька перевёл взгляд на сидевшего напротив парня, крутившего ручку транзистора. В треске с трудом можно было услышать негромкое:
Мой адрес – не дом и не улица,
Мой адрес – Советский Союз.
Вроде классная песня ансамбля «Самоцветы». Бодренькая такая, жизнеутверждающая. А Вольке стало совсем не по себе. Это же про него. Это его адрес – не дом и не улица… Кто он такой, чем думает заняться… А может быть, действительно махнуть на какую-нибудь стройку века? Или просто пойти и накатить в пивнушке ёрш, и –  ну это всё!?…
Волька резко поднялся со скамейки и зашагал прочь от вокзала к злачным местам. Через минуту неожиданно остановился и, внутренне удивляясь такому порыву, решительно повернул в противоположную сторону – к парку. Желание идти наперекор себе у него возникало не часто, и он никогда этому не сопротивлялся. Мало ли что? «А не прокатиться ли мне на каруселях? А почему бы и – да!»
Волька подошёл к кассе. Людей было мало. За два человека перед ним стояла женщина с очаровательной малышкой в ярко-красном платье и с большущим белым бантом. Держась за мамину руку, она ни секунды не стояла на месте, будто внутри у неё был вечный двигатель. Увидев Вольку, она принялась строить уморительные гримасы и кокетливо махать ручкой. Волька ответил ей тем же.
Купив билет, Волька зашёл на подмостки и уселся в зелёное кресло.
– Эхма! Поехали!
Медленно зачастили деревья. Потом всё быстрее, быстрее… Мама с дочкой ехали впереди. Девчушка в своём ярком наряде напоминала экзотический цветок. Она постоянно крутилась, посылала всем воздушные поцелуи, показывала пальцем то в одну сторону, то в другую. А потом вдруг радостно закричала во всё горло: «Урааа!»
Когда карусели остановились, она неожиданно подбежала к Вольке, обняла его за ноги и счастливым голосом спросила: «Дядечка! Тебе тоже понравилось?»
Мама ласково приобняла дочку: «Алечка! Некрасиво приставать к незнакомым людям». Затем, обращаясь к Вольке, добавила: «Извините, пожалуйста, она такая общительная!» И потянула дочку за собой. Та на прощанье ещё раз оглянулась на Вольку и послала воздушный поцелуй.
Парень слегка обалдел от такого взрыва детских эмоций. Ему показалось, что все части тела у него внезапно стали сами по себе: захотелось выдать что-нибудь эдакое, но очень хорошее. Сплясать что ли вприсядку?
– Простите, молодой человек! Не подскажете, как пройти к вокзалу?
Рядом стояла аккуратная женщина средних лет с большой сумкой.
– И подскажу, и провожу – я тоже иду туда! Давайте вашу сумку – наверное, тяжёлая?
– Ой спасибо, сынок, а то я что-то заблудилась – никак выход из парка не найду, вроде уже второй круг делаю!

***
Аля не помнила, как оказалась на вокзале. Она просто увидела себя – будто со стороны чужими глазами – сидящей на привокзальной лавке и тупо уставившейся в одну точку. Она не понимала, как могло такое произойти. По словам мамы, она была у бабушки пару раз в достаточно раннем возрасте. По идее и подробности не могла запомнить. Но сейчас абсолютно отчётливо всплыли и линза телевизора, и название фильма «Звёздный мальчик», и чёрный хлеб с солью… А ещё – раки на кухне в тазу и ласковый голос бабушки: «Алёнушка, осторожно, раки кусаются…» И ещё огромную белую лестницу к морю... «Ой! А к морю я так и не попала! Значит, придётся приехать ещё раз. Интересно, смогу ли я найти снова свой дом? Надо было хоть адрес записать. Не спрашивать же Наталью Фёдоровну!? Глупо получилось. И как только я туда пришла… А может быть, это и не тот самый дом?...»
Сидящий рядом пацан закурил и небрежно стряхнул пепел на Алину сумку. Девушка отодвинулась. Ей тоже хотелось закурить, но она почему-то стеснялась. Неожиданно к курящему подошёл невысокий парень спортивного телосложения и предложил отойти с ним в сторону. Аля с интересом посмотрела на ребят. Вроде не похоже, чтобы они были знакомы.
Волька был зол. Такой замечательный день, а тут этот!
– Ну ты, баклан, вали отсюда, пока я тебе не навалял! За мной не заржавеет. Отоварю – мало не покажется!
– Чё за наезд в натуре. Самому тёлка понравилась или ты блатной?
– Это моя территория. Ещё раз увижу – мигом фанеру сломаю!
– Лады, без базара, мне не западло.
Пацан сплюнул сквозь зубы и пошёл не оглядываясь. Спортивный парень вернулся.
– Извините, это местная шпана. Проверьте, всё ли у вас на месте, ничего не пропало?
Аля механически открыла сумку.
– Вроде всё в порядке.
– Вот и замечательно. Меня Константином зовут. А ты куда едешь?
– В Ростов.
– Надо же – и я в Ростов. И билет уже взял. Ты тоже? Значит, попутчиками будем. Что-то ты какая-то странная!
– Да, есть немножко. Просто я что-то… Ладно, потом разберусь. А я – Аля.
Костя вздрогнул и внимательно посмотрел на девушку. Что это? Сначала эта маленькая девчушка, теперь вот она?
Вагон электрички был скорее полупустой, чем полуполный. Так что ребята сели у окна напротив друг друга.
– Тот парень, который рядом на вокзале сидел, хотел тебя обворовать. Потому и пепел стряхнул на сумку – вроде как пометил.
– Да у меня и денег нет, и брать нечего. Разве что пару конспектов. А как ты понял, что он хотел меня обворовать?
– Было дело по молодости. Не хочу об этом вспоминать
– Да ладно! – Аля пыталась сообразить шутит этот симпатичный парень или нет.
– Наверное, если бы ты знала про это, то и разговаривать со мной не стала. Хотя говорят, я уже меченый – сразу считываюсь.
– Да что ты!? Никогда бы не поверила! У тебя очень интеллигентное лицо. И взгляд такой… – не знаю, как сказать. Будто находишься в каком-то внутреннем творческом процессе! А ещё мне кажется, ты меня разыгрываешь! Только не могу понять – зачем?
Разговор тёк непринуждённо о том, о сём. Вроде самый обычный молодёжный трёп. Неожиданно парень напрягся и засуетился.
– Ой, я же должен… Совсем вылетело из головы, мне надо срочно...
Вдруг он замер, как-то странно посмотрел на Алю и спросил, слегка заикаясь:
– А… у вас есть что-нибудь такое – чисто вашенское на память? Может быть, ручка или платочек носовой...
Аля удивлённо посмотрела на парня. Полезла в сумку, что-то выискивая, и с сожалением вздохнула. Потом глянула на руку: на третьем пальце красовался массивный перстень под старину толи из свинца, толи из латуни.
– Могу вот этот перстенёк со скарабеем подарить. Надеюсь, он обязательно принесёт удачу!
– Вот спасибо, – Волик зажал перстень в руке. – И спасибо за общение. Для меня это… Вы сами не понимаете, что сделали. Я теперь…  Но мы обязательно увидимся – я это точно знаю!

***
По окончании вуза Аля уехала по распределению преподавать в Воронежский институт искусств. В Таганрог она так больше и не попала, но Ростов не забывала. Правда, всегда появлялась не просто в гости к друзьям, а на какое-нибудь серьёзное событие: то привезёт студентов на научно-практическую конференцию, то на фестиваль современного искусства.
В один из таких приездов гостей повели в театр на нашумевшую постановку «Дон Жуана» с необычной трактовкой сюжета. Особую симпатию у зрителей вызвал ловкий малый Сганарель: необычайно пластичный и обаятельный. В одной из картин слуге по сценарию надо было выйти в зал и продолжить монолог чуть ли не вплотную к первым рядам. Активно жестикулируя, он обращался то к одному зрителю, то к другому. Аля не могла оторвать глаз от «говорящих» пальцев Сганареля. Ей казалось, будто каждая фаланга живёт самостоятельной жизнью, рассказывая свою историю параллельно с произносимым текстом.
Но что-то ещё привлекало Алю. Она не могла понять – что. Она даже чуть привстала, не отрывая глаз от рук манипулятора. Внезапно актёр застыл с рукой, протянутой в её сторону. Аля ахнула: перстень со скарабеем… Она тут же вспомнила своё путешествие в детство, странного парня, внезапно сбежавшего из электрички посредине пути… Даже почувствовала вкус того самого чёрного хлеба с солью…
В финале спектакля Дон Жуан оказался… женщиной, а статуя командора – её нежным возлюбленным.
– Дай руку мне! – громогласно потребовал Каменный Гость.
– На! И сердце моё в придачу! – нежно прошептала Дон Жуан.
Но для Али это уже не имело никакого значения…


Рецензии
Здравствуйте, Ольга! Вы просили писать честно, что я попытаюсь и сделать. У Вас лёгкое и приятное читателю письмо, прекрасная образность.Например, "дом кричал и ругался" и много других вкусных деталей. Меня всегда радует, когда в тексте я узнаю черты знакомых мне мест и испытываю аналогичные автору ощущения. Откровенно говоря, не совсем понял, что Вы хотели сказать читателю, донести до него. Кроме ностальгических ноток. Возможно,это будет понятно при повторном, более внимательном прочтении. Но, на мой взгляд, лучше, когда мысль автора более очевидна. Не поверхносна, элементарна, но доходчива. А не понимая Вашего главного литературного посыла, мне трудно сообразить, к чему нюансы, некоторые подробности жизни героев.Возможно, они были бы к месту в другом контексте. Мне кажется, и как учил меня когда-то один мудрый профессионал, в тексте (тем более в коротком рассказе)не должно быть случайной информации. Я с ним спорил, но он говорил: Да, можно создавать атмосферу происходящего, некий флёр, но распыляться, уходить в сторону от сюжета, от главной мысли не стоит. Всё это, конечно же, вкусовщина и предмет для дискуссии. Не обижайтесь, вы ведь просили не врать. Просто мне показалось, что если Ваш литературный дар более сконцентрировать на смысловых акцентах, результат был бы ещё лучше.Причём мне, любителю Хемингуэя, не нравится, когда читателю разжёвывают, пусть он додумывает сам. Но додумывает, а не строит догадки. Успехов Вам! Только без обид, написал, что думаю...

Александр Молчанов 4   15.04.2020 13:34     Заявить о нарушении
Огромное спасиБО, Александр, что Вы нашли время и желание высказать своё мнение!
Для меня этот рассказ - неожиданное и немного странное путешествие в детство. Два человека случайно встречаются. Наверное, их сводит судьба, но судьбой она так и НЕ становится: для девушки - это возвращение в детство, а для парня - странный виток жизни... Мне самой тут НЕ всё нравится, но что именно - никак не могу понять... Надеюсь, после Вашего анализа иначе взгляну на всё это!
Ещё раз - ОГРОМНОЕ спасибо! Я ВСЕГДА за критику, потому что иду в литературу тоже из журналистики, где факты важнее художественных изыскоFF )))

Ольга Коржова   15.04.2020 14:35   Заявить о нарушении
Я не против художественных изысков, о чём и спорил со своим старшим другом. Кстати, Вы правы, в журналистике они не в чести. Мне показалось, что из Вашего текста можно было бы сделать 2-3 разноплановых рассказа, если пойти на развитие тем. И они бы сработали сильнее. Успехов!


Александр Молчанов 4   15.04.2020 14:44   Заявить о нарушении
Да, и ещё вспомнил: на мой взгляд, простые парень и девчонка (тем более в те годы) не говорили "У тебя интеллигентное лицо" или "У тебя внутренняя борьба" (извините, если я неточно). Они могли это подумать, но сказать - вряд ли. Во всяком случае, я не слыхал...

Александр Молчанов 4   15.04.2020 14:49   Заявить о нарушении
Я с самого начала поставила задачу написать именно не линейный рассказ, в котором ДОЛЖНЫ идти параллельно ДВА сюжета: оказывается, два совершенно далёких по всем параметрам человека имеют много общего. Хотя это и не повод для общения, но вызывает желание поразмышлять, что общего больше, чем это кажется на первый взгляд. Так что и не такие мы уж разные...
А по поводу лица - у нас так говорили. Правда, не знаю про Ростов - я из Грозного)))

Ольга Коржова   15.04.2020 22:45   Заявить о нарушении
И - повторюсь! - спасиБО, что уделили мне внимание. Для меня Ваше мнение очень ценно, ибо это уникальная возможность услышать живой голос читателя!!!

Ольга Коржова   15.04.2020 22:53   Заявить о нарушении