Сначала было слово

«Доброго времени суток..! Рад, что от воспоминаний, облечённых в художественную форму: рассказов и повестей, ты пришёл к публицистике. Растёшь! Правильно понимаешь задачу писателя нести людям правду».
Не правда ли, подобные слова могут окрылять начинающего писателя, побуждать  в нём эмоциональный и творческий подъём… Да, наверное, и не только у начинающего. Любой из пишущей братии, возможно, воспримет положительно и с энтузиазмом услышанные в свой адрес похвалы дифирамбы.
Бывает и так, подойдёт «коллега по цеху», панибратски похлопает по плечу: «Молодчина, растёшь! Дерзай, пиши, и у тебя всё получится!»
Никому не хотелось после этаких слов или фраз смахнуть руку с плеча? Развернуться и презрительно посмотреть в лицо собеседнику? Или просто, пропустить реплику мимо ушей, стараясь скорее стереть из памяти облик «успешного» вальяжного и напыщенного индюка.
Лично я пытаюсь объективно оценивать своё творчество, прислушиваться к наставникам, критикам. Но всегда в первую очередь, услышав похвалу, задаю себе вопрос: «А судьи кто?». Надеюсь, подобный вопрос возникнет не только у меня. От ответа и будет зависеть отношение к самой фразе, её посылу, внутреннему содержанию и, конечно, личности произносящего.
Впрочем, оставим ревнивую гордость, мелкие обиды и комплексы. Урок усвоится лишь тем, кому не чужды понятия скромности, интеллигентности и  тактичности. А если эти качества у новоявленного учителя и критика отсутствуют, то, как говорится, «на нет и суда нет».
Тем более, что главные слова в первом абзаце уже  прозвучали. Что есть публицистика для писателя?
И в контексте первого вопроса следом идёт второй: в чём различия между повествованием художественным и публицистическим в творчестве конкретного автора.
Для начала попробуем разобраться в основных понятиях и воскресим в памяти базовые знания. Начнём с художественного. Представим каждого из нас на месте взыскательного читателя. По каким критериям он станет выбирать и оценивать литературу для чтения? В первую очередь по содержанию. Чтобы содержание соответствовало его интересам, увлечениям, было созвучно его жизненным принципам, целям, приоритетам.
Но, конечно же, этого недостаточно. Не менее важен для читателя стиль изложения. Причём, и содержание и стиль должны соответствовать его душевному состоянию. При совпадении всех этих факторов книга читается с удовольствием, огромным интересом и даже упоением.   
Необходимо добавить, что художественный стиль – это и есть функциональная разновидность литературной речи, сложившаяся как совокупность художественных приёмов и способов словесного изложения, используемых в литературном творчестве.
В основе художественных приёмов лежит слово. Умение автора пользоваться словом, применять его в своём творчестве, придаёт выразительность тексту, делает его эмоциональным, убедительным, образным, что во многом обеспечивает успех произведения.
Важнейшим художественным приёмом является метафора. Применение метафоры способствует выразительности текста, показывает мастерство автора во владении лексикой.
Перечень художественных приёмов необычайно высок. Это сравнение, олицетворение, гипербола, литота, эпитет, сарказм, ирония, юмор, гротеск. Большинство из приёмов объединены в одно понятие «троп», что означает оборот. Разновидность оборотов украшает текст или речь и формирует художественную выразительность текста, который способен оказывать на читателя эмоциональное воздействие, создавать в его голове поэтические картины и яркие запоминающиеся образы.
С художественным стилем картина несколько ясна и понятна.
Публицистическому стилю свойственна иная важная функция – информационная. Он применяется как языковой способ с целью воздействия на формирование общественного сознания через средства массовой информации, публичные выступления. Соответственно и будет отличаться лаконичностью, точностью, неординарностью суждений, острыми формулировками и оценками. Выразительность публицистического стиля в основном направлена на побуждение у читателя или слушателя ответной реакции. Публицистический стиль – это инструмент журналистов, политиков, общественников.
После сравнительного анализа двух стилей я возвращаюсь к главному вопросу: что есть публицистика для писателя. Для чего ему «скатываться» с художественного на иной стиль? Зачем, с какой целью? Почувствовать веление души, вырваться за рамки, некогда поставленные перед собой?
Ведь умело владея художественным словом, автор всегда может передавать мысли  читателю через образы героев своих произведений.
На этом моменте я остановлюсь и процитирую отрывок из статьи Питерского литератора Александра Королькова «Правда есть истина в действии».
«Публицистическое слово обладает особой силой воздействия на читателя. Однако не всякий писатель способен заговорить обнажённым языком публицистики, но писатель-гражданин, писатель-патриот перед лицом усложнившейся социальной и духовной жизни, перед лицом войны, разрушений связей природы и человека, перед лицом исчезновения лесов, чистых вод, традиций, народных напевов и языка – перед лицом таких перемен и потрясений не может спрятать себя, свою душу, свои мысли исключительно в художественные образы, сколь бы талантливо они не отражали живую жизнь. Рано или поздно у писателя-гражданина появляется потребность заговорить прямым языком публицистики, и когда созревает в нём такая потребность – меняется и его художественно-образное мышление, преобразуется стиль художественных творений».
Слова, написанные в далёком 89-м, актуальны сейчас как никогда. Читатели и авторы, знакомые с творчеством А. Королькова, уже догадались, в чей адрес употреблены вышестоящие строки. Конечно же, вся статья посвящена народному гению Василию Макаровичу Шукшину.
Рано или поздно к публицистике «поворачивались» С. Залыгин, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Ю. Бондарев. Из современных авторов можно отметить злободневную публицистику А. Проханова, З. Прилепина.
Не являясь глубоким исследователем и литературоведом, замечу, что известных писателей, обративших свой взор на публицистику и достигших признания в этой области, намного больше, чем известных публицистов-журналистов, ставших в последующем популярными писателями. Не говорит ли данный факт о том, что умелое владение художественным словом и стилем первично по отношению к публицистическому. 
Если автору есть, что сказать своему читателю, если в его произведениях ставятся вопросы и проблемы, затрагивающие и волнующие всё общество, если гражданская позиция явно просматривается в творчестве и находит отклик, то, пожалуй, врата в публицистику распахнуты перед ним. Тогда и сила публицистического слова будет иметь вес и звучание, ничуть не меньше, чем  самые гениальные художественные произведения конкретного автора
А что касается дифирамб, лучше о них забыть. Особенно от анонимных лиц в Интернет-сети, на литературных сайтах, интернет-порталах.  Пора уже современному писателю и литератору различать, что явная лесть и притворное уважение на перечисленных ресурсах всего лишь  прикрытие обыкновенного бизнеса и жажда золотого тельца. Наивысшей похвалой автору всегда было и остаётся признание читателя, доброе слово и крепкое рукопожатие мудрого наставника. 
 


Рецензии