Прогресс в увеличении отходов
В последнее время в России много говорят и даже кое – что делают о сборе и утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО) от населения. В ходу также название твёрдых коммунальных отходов (ТКО), при включении уличного смёта, мусора из уличных урн и прочее. Твёрдые отходы от населения накапливаются на площадках, мусорных контейнерах в жилых районах. Сегодня внедряется единая система оператора отходов (ЕСОО), единственным достижением которой пока является увеличение коммунального тарифа за вывоз ТБО. Статистика, разумеется, знает, сколько накапливается, собирается и вывозится отходов. Мы не будем сосредотачиваться на количестве, а рассмотрим, проблему увеличения бытовых отходов с историческим развитием общества.
Рассмотрим с начала, что же мы сегодня выбрасываем в мусорное ведро, в пакет у себя на кухне. Во – первых, мы, как правило не сортируем отходы по их материалу, а бросаем всё в одно ведро или пакет. На современной кухне под раковиной для двух - трёх ведёрок места просто не хватит. Во – вторых, сложившееся практика сбора отходов не требует хотя бы грубого разделения по материалам: бумага, пластмассы, стекло и пр. Сегодня бытовые отходы не рассматриваются как вторичное сырьё ни в обыденной жизни, ни на законодательном уровне. Самым массовым видом отходов является упаковка продовольственных товаров, которые каждый из нас ежедневно покупает в магазине. Производители и продавцы товаров для повышения привлекательности товара делают упаковку более яркой, красочной, прочной, а это значит, что упаковка становится всё дороже и больше в цене товара. Поскольку всё оплачивает покупатель, то производителя это мало беспокоит.
Упаковка продовольственных товаров всё больше делается из пластмассовых материалов. Входящая в массовую практику продажа питьевой воды в больших и маленьких бутылках существенно добавляет количество пластмассовых отходов. Сыпучие продукты и порошки также упаковываются в пластмассовые пакеты. Таким образом, отходы из пластмассовых материалов становятся основными в компонентном составе бытовых отходов.
Разнообразие напитков в стеклянной таре сегодня очень велико. Каждый произво- дитель напитков для привлечения покупателя, для отличия своей продукции от конкурентной разливает свою продукцию в оригинальную стеклянную тару. Импортная продукция существенно дополняет это разнообразие. Пустая стеклянная тара сегодня выбрасывается, т.к. никто её не принимает и не отправляет производителю напитков. Это порой технически невозможно и экономически невыгодно. Стеклянная тара уже оплачена покупателем.
Основным источником бумажных отходов сегодня является рекламная продукция, выпускаемая производителем товаров и торговлей. Наверное, каждый возмущается, вытаскивая из своего почтового ящика пачку рекламных листов, которые ему совершенно не нужны. Рекламная печатная продукция идёт прямым ходом в мусорное ведро. Это настолько массово и очевидно, что казалось бы должно найти хоть какую – то реакцию у законодателей по ограничению и распространению печатной рекламы. Но опять же, любую рекламу оплачивает покупатель, и это отвечает основным принципам рыночной экономики. Получается, что чем шире и глубже проникает рыночная экономика в народное хозяйство, тем в большей степени увеличиваются затраты на рекламу, на упаковочные материалы, и всё это оплачивает покупатель. Тем больше по массе и объёму твёрдые бытовые отходы. Поэтому широко обсуждаемый сегодня вопрос о сборе и утилизации отходов имеет экономическое основание. В центральной России, особенно в подмосковье, уже нет места для строительства полигонов для захоронения отходов, поэтому их планируют построить в северных регионах, что вызывает справедливое недовольство жителей этих регионов.
Можно бы ещё привести наглядные примеры увеличения отходов при современном образе жизни и экономических отношениях, но, думаем, что читателю уже понятна постановка проблемы. Не для интриги, а для выработки продуктивного направления решения этой проблемы, зададим себе вопрос: всегда ли было так?
Главным, конечно, является увеличение пластмассовых отходов. Но пятьдесят лет назад этого ещё не было. В 50 -60-ые годы пластмассовая упаковка и тара стали широко распространяться. Технический прогресс только что освоил производство пластмассовых материалов. И тогда в народном хозяйстве, при советской власти, при плановой экономике пластмассовые отходы рассматривались как вторичное сырьё. Если бы сейчас была плановая экономика, то уже работали бы предприятия по сортировке отходов и переработке пластмассовых отходов. Технологии есть, и они работают. Но рыночная экономика работает только там, где выгодно. Предпринимательская инициатива преследует только свои интересы. Проблемы общества не интересуют рыночную экономику.
Молодому поколению будет странным узнать, что в Советском Союзе при плановой экономике стеклянная тара отечественного производства собиралась и отправлялась на пред-приятия, где разливались напитки. Работало много приёмных пунктов, где каждый мог сдать свою стеклянную тару, получив небольшую плату. Стеклянная тара для напитков изготавливалась по государственным стандартам (ГОСТам), поэтому могла отправляться на любое предприятие по разливу напитков в пределах Союза. Молочная продукция (молоко, сметана, сливки) на заводе изготовителе разливались в стеклянные бутылки и банки, которые в чистом виде сдавались в магазине при покупке продукции. В целом со стеклянной тарой с позиции образования отходов проблем не было по всей стране.
Радикально решался вопрос со сбором бумажных отходов или макулатуры. Макулатура (старые газеты, журналы) собиралась всем населением и сдавалась в приёмные пункты за плату. В приёмных пунктах макулатуру сортировали, формировали грузовые партии и отправляли на целлюлёзно бумажные комбинаты (ЦБК), где перерабатывали на бумагу. Использование вторичного сырья было хорошо поставлено по всей стране. Школьники также привлекались к этой работе, что воспитывало трудолюбие и бережливость.
Металлический лом всегда был вторичным сырьём. При плановой экономике существовали специализированные предприятия «Вторчермет», которые организовывали сбор металллома по всей стране. Школьники также привлекались к этой работе, в каждом доме есть отработавшие металлические предметы. Металлургические заводы во многом работали на вторичном сырье. Сегодня сбор металлического лома является частным делом, организованной государственной системы нет. Поэтому мы часто наблюдаем вандализм при сборе металлома: сломанные металлические ограды, разбитые канализационные люки и пр.
Следует ещё раз отметить, что семьдесят и более лет назад твёрдых бытовых отходов было меньше или не было совсем. Особенно рационально эта проблема решалась в сельской местности Советского Союза. В сельской местности у всех семей были русские печи и бани, в которых как топливо сжигалось всё, что горит. Пластмассовых материалов тогда ещё не было. Образующиеся в домашних хозяйствах отходы кухни (очистки от овощей, фруктов и пр.) скармливались домашним животным. В каждом доме были куры, свиньи, овцы или крупный рогатый скот. Сегодня в городских условиях, конечно, домашних животных нет, и отходы кухни приходиться выбрасывать в мусорное ведро. Человек в условиях сельской местности больше производит продуктов питания, поэтому меньше производит отходов.
Технический прогресс, урбанизация жизни человека увеличивают потребности по разнообразию, а удовлетворение потребностей связанное с расходом каких – то материалов, порождает новые отходы. Наглядным примером является увеличение автомобилей в общественном и личном транспорте. Сегодня в любом месте, на улице, в скверах можно найти отработанные автомобильные шины. Иногда их используют для ограждения посадок. Автомобильная шина практически «вечна», сегодня почти не утилизируется, хотя есть рабочие технологии разложения резины с получением жидкого топлива. Но для частной инициативы это невыгодно, а государственную переработку некому организовать.
В целом можно сказать, что сбор и утилизация отходов должны быть организованы как общественное производство, поскольку частная инициатива преследует только выгоду. Безхозные отходы являются источником антисанитарии и и признаком низкой культуры в обществе.
Технический прогресс и разнообразие потребностей будут увеличиваться и дальше. Значит, будет увеличиваться и количество твёрдых бытовых отходов. Как же на наш взгляд общество должно реагировать на это увеличение. Во – первых, общество должно взять под свой контроль эту проблему от начала до конца, как в части сбора, так и в части.переработки и утилизации. Рассчитывать на частную инициативу и рыночную экономику нельзя. Во – вторых, рассчитывать на существенную механизацию процесса сбора нельзя, учитывая большое разнообразие отходов, как по номенклатуре материалов, так и по размеру. Зоркий глаз человека, ручной труд при сортировке отходов тут совершенно необходимы. Рассчитывать, что источник отходов, жильцы, мы с вами будем сортировать отходы на своей кухне нельзя. Конечно, на площадке для сбора отходов должны стоять несколько контейнеров отдельно для пластмассы, бумаги, стекла. Но это не гарантирует полной сортировки. Это только начало.
Сейчас почти все отходы складируются на полигонах твёрдых бытовых отходов Эта практика ещё долго будет существовать. Поэтому на каждом полигоне должна быть площадка, навес с конвейером для сортировки вручную. Далее должны быть специализированные предприятия по переработке вторичного сырья. Они могут быть и частными, но при поддержке регионального бюджета.
Существенным является и совершенствование законодательной базы, стимулирующей уменьшение отходов. Существующая практика рекламной деятельности многое подсказывает. Например, надо ограничить долю затрат на рекламу в цене товара. Особенно это важно для бумажной рекламы, т.к. сегодня в бумажных отходах это весомый компонент. Следует также ограничить долю упаковки в цене товара. Если грамотно подойти к упаковочной таре из пластмассы, то можно найти много путей для уменьшения отходов из пластмассы. Избавиться от импортных товаров, видимо, невозможно. Но контролировать долю упаковки в цене товара можно.
Проблема твёрдых бытовых отходов является экологической проблемой, и её надо рассматривать с позиции охраны окружающей среды. У автора данных заметок есть статьи по экологической тематике, размещённые на его странице в Google, проза.ру, авторы, автор - шулепов виктор – найти: статьи «Наука глобалистика», «Пока светит солнце» и др.
Шулепов В.Г, март, 2020г. г. Калининград, тел. 8-(4012)-91-94-79
Свидетельство о публикации №220032301705
Артем Кресин 26.11.2022 12:11 Заявить о нарушении