Ярославская трагедия 7 сентября 2011г

7 сентября 2011 года весь мир потрясло известие о гибели ярославской хоккейной команды «Локомотив». Трагедия произошла, когда самолет со спортсменами вылетал из аэропорта «Туношна» на игру в Минск. Лайнер ЯК-42, эксплуатировавшийся компанией «Як-Сервис» на взлете рухнул на землю. Погибло 44 человека - 36 пассажиров и 8 членов экипажа. Выжил только один из находившихся на борту – бортинженер Александр Сизов.

По официальной версии следствия, причиной авиакатастрофы стали ошибки экипажа. Считается, что командир воздушного судна Андрей Соломенцев и второй пилот Игорь Жевелов начали разгон самолета не с начала взлетной полосы. В итоге им не хватило расстояния для разгона. Самолет выкатился в поле, резко пошел вверх, но из-за слишком большого угла взлета накренился и рухнул.
Президент России Дмитрий Медведев в это время уже был в Ярославле.Он участвовал в Мировом политическом форуме.Участники форума в Ярославле ждали ответа на главный интересовавший всех вопрос-Кто пойдёт на президентские выборы в марте 2012 г:он или Владимир Путин?
Президент России Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным и болельщикам хоккеистов, погибших в авиакатастрофе, и изменил программу участия в Мировом политическом форуме. Утром 8 сентября Медведев в сопровождении губернатора Ярославской области Сергея Вахрукова посетил место катастрофы и возложил цветы на берегу реки Туношонки, рядом с фрагментами разбившегося самолёта

Позже на совещании с участием Медведева Вахруков заявил, что семьи погибших игроков получат «очень значительные выплаты по контрактным обязательствам», а также, что большое количество клубов изъявило желание помочь ярославскому «Локомотиву» и более 30 хоккеистов готовы перейти в «Локомотив», чтобы заменить погибших в его составе. 12 сентября Дмитрий Медведев провёл совещание с участием президента «Локомотива» Юрия Яковлева, министра спорта Виталия Мутко, губернатора Ярославской области Сергея Вахрукова, президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина и руководителей КХЛ и ФХР, посвящённое дальнейшей судьбе ярославского «Локомотива»
23 сентября 2015 года суд приговорил единственного обвиняемого по громкому делу о крушении самолета Як-42 с хоккеистами "Локомотива" - заместителя гендиректора по организации летной работы авиакомпании "Як Сервис" Вадима Тимофеева  - к пяти годам лишения свободы и освободил по амнистии.
  Само расследование продлилось около года. Согласно выводам Межгосударственного авиационного комитета (МАК), командир воздушного судна либо второй пилот неосознанно нажимали на тормозные педали во время разбега, и скорость в конечной стадии взлета оказалась ниже необходимой.
В качестве сопутствующих причин указывались серьезные недостатки в переучивании членов экипажа на самолет Як-42 (в аварийном полете имел место негативный перенос навыков управления Як-40 на Як-42 на взлете, выразившийся в неправильном положении ног на педалях в процессе разбега); отсутствие контроля со стороны авиакомпании за уровнем подготовки экипажа; ошибки и невыполнение технологических процедур, допущенные экипажем при подготовке и расчете параметров взлета, а также в процессе разбега; несогласованные, нескоординированные действия экипажа в заключительной фазе разбега.

Кроме того, в крови одного из пилотов был обнаружен фенобарбитал — седативный препарат, по сути являющийся снотворным. Выполнение полетов под воздействием данного препарата, а также при наличии заболеваний у второго пилота (проблемы с чувствительностью ног), отмеченных по результатам анализа медицинской документации, запрещено российским авиационным законодательством.

Единственным обвиняемым по делу проходил Вадим Тимофеев, который был ответственным лицом, контролирующим допуск экипажа к полету. В частности, он отвечал за организацию летной работы, поддержание квалификации летного состава, повышение их профессионального уровня, проведение тренировок и проверок пилотов.

Изучив все обстоятельства и факты, предшествовавшие трагедии, следователи установили, что именно Тимофеев допустил к полету экипаж, который не имел на это права, поскольку не завершил переобучение на управление судном Як-42. Кроме того, допуск командира судна был оформлен на основании сфальсифицированных документов.

Обвиняемый и ранее нарушал правила безопасности — не осуществлял контроль за прохождением профессиональной учебы пилотов, регулярно отзывал их с учебных мероприятий и, несмотря на неоконченную программу, незаконно допускал до полетов.

В ходе расследования выяснилось, что командир, погибший в авиакатастрофе, допускал серьезные ошибки во время других полетов. При этом, по данным Следственного комитета, Тимофеев практически не анализировал данные бортовых самописцев, фиксировавших эти ошибки, и не принимал никаких мер. К тому же два пилота и бортмеханик погибшего экипажа выполняли совместно всего лишь третий рейс.
Свою вину он так и не признал. «Считаю, что основной причиной авиакатастрофы стало нарушение центровки . Экипаж был высококлассным, но ситуация была выше их. Я не уверен, что другой экипаж справился бы в этой ситуации. Географии полетов этих ребят могут позавидовать многие пилоты-профессионалы», — заявил Тимофеев.
Объяснение катастрофы непроизвольным нажатием на тормоз Тимофеев отвергает. «Я не верю, что пилоты жали на тормоза в течение такого длительного времени, и никто из летчиков не верит», — говорит он. По его словам, погибший экипаж был хорошо подготовлен и до катастрофы пилоты на этом же самолете налетали не менее 60 часов, совершая авиарейсы в Махачкалу, Томск, Ригу, Актюбинск.
Родственники погибших в авиакатастрофе также считают Тимофеева невиновным и ходатайствовали о направлении дела на дорасследование. В сентябре 2015-го матери погибших хоккеистов Артема Ярчука, Александра Васюнова и Ивана Ткаченко сообщили о намерении добиваться справедливости. «Основное дело о гибели наших детей еще не завершено Следственным комитетом», — заявила Анжелика Ярчук. «Мы будем ходатайствовать о назначении новых экспертиз, так как, на наш взгляд, причины катастрофы не установлены», — добавила Любовь Васюнова.

Они потребовали повторных экспертиз аудиопереговоров погибшего экипажа, видеофиксации в аэропорту Туношна 7 сентября 2011 года, экспертизы взлетной полосы в Ярославле и передней стойки шасси разбившегося Як-42. В версию МАК о непроизвольном нажатии на тормоза они тоже не верят. «Пока Следственный комитет не известил нас о том, как идет расследование и когда оно может быть передано в суд», — отметила Ярчук.

Не добились пострадавшие и адекватной компенсации. В декабре 2015-го Мосгорсуд оставил прежней сумму страхового возмещения родственникам погибшей в авиакатастрофе хоккейной команды.

Основной объем выплат пришелся на страховую компанию «Лексгарант», в которой на сумму приблизительно 1 миллион долларов было застраховано каско воздушного судна и ответственность авиаперевозчика. Сумма выплат по каждому погибшему пассажиру составила 2 миллиона рублей.
Тем не менее существовали и другие версии трагедии
В первые часы после катастрофы рядом СМИ была выдвинута версия о том, что на экипаж самолёта оказывалось принуждение к скорейшему взлёту из-за наплыва высоких гостей на Мировой политический форум-2011. Эта версия была опровергнута видеореконструкцией МАК на пресс-конференции 2 ноября 2011 года.

Первоначально в качестве возможной причины катастрофы в СМИ называлась техническая неисправность

14 сентября 2011 года в газете «Московский комсомолец» появилась неподтверждённая информация, что члены экипажа рейса 9633 забыли отключить стояночный тормоз самолёта перед выполнением взлёта и именно это явилось причиной катастрофы. В тот же день она была опровергнута Минтрансом на основании того, что следы торможения на ВПП отсутствовали[ Позднее уже эта информация была опровергнута источником, близким к ходу расследования Более того, в прессе даже появились фотографии тормозного следа длиной всего 100 метров[

15 сентября новостная передача «Вести» опубликовала неофициальную расшифровку последней минуты переговоров экипажа, которая говорит о том, что взлёт осуществлялся при номинальном, а не при взлётном режиме работы двигателей самолёта (что допустимо при большой длине ВПП)

17 сентября МАК опубликовал на своём сайте следующее заявление:

    В связи с появляющимися в средствах массовой информации многочисленными «версиями» о причинах авиационного происшествия с самолётом Як-42Д RA-42434, со ссылкой на близких к расследованию «экспертов», Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета заявляет, что официальная информация о расследовании содержится только на Интернет-сайте МАК. Ссылки на любые другие источники, публикация неофициальных материалов и «тиражирование» различных версий о причинах происшествия противоречат морально-этическим нормам, международным и российским правилам расследования авиационных происшествий.
    — из сообщения МАК от 17 сентября 2011 года

По мнению лётчика-испытателя Магомеда Толбоева, опубликованному «Life News» 20 сентября, причиной катастрофы могли стать разногласия между КВС и вторым пилотом. Он предположил, что один из них пытался тормозить, а другой — взлететь. 11 октября газета «Коммерсантъ» со ссылкой на участников расследования сообщила, что в ЛИИ (подмосковный аэродром Раменское) МАК проводит лётные эксперименты с аналогичным самолётом с целью подтверждения этой версии.

14 октября ряд СМИ опубликовал интервью с Василием Севастьяновым, лётчиком-испытателем ОКБ имени Яковлева, участником лётных экспериментов в ЛИИ[. По его словам: «некая тормозящая сила при положении штурвала „на себя“ в положении 10 градусов не давала увеличить угол атаки, который должен был составлять около 10-12 градусов для нормального взлёта. После того как эта тормозящая сила исчезла, ничто не препятствовало увеличению угла тангажа». Самолёт вышел на закритический угол атаки (больше 19° в этой конфигурации), что привело к сваливанию. Установить, действительно ли перед катастрофой у самолёта работали тормоза, трудно, так как бортовые самописцы это не фиксируют. Однако следы торможения на ВПП аэропорта Туношна не были найдены.

18 октября по сведениям газеты «Коммерсантъ» специалисты Лётно-испытательного института имени М. М. Громова произвели два заключительных испытательных эксперимента, на основе которых будут подготовлены выводы о причинах катастрофы[. В ходе одного из них были воспроизведены все параметры взлёта Як-42 борт RA-42434 7 сентября 2011 года. Ранее специалисты предположили, что для отклонения руля высоты на 13° (максимальный угол отклонения руля высоты разбившегося самолёта во время разбега) требуется слишком большое усилие и дополнительная опора, которой могли служить педали тормозов. Однако не все специалисты согласились с этой точкой зрения Поэтому целью данных экспериментов было установить величину усилия, прилагаемого к штурвальной колонке, при разных углах отклонения руля высоты. Для этого на штурвальную колонку был установлен динамометр В ходе эксперимента было установлено, что для удержания руля высоты в положении 13° требуется усилие в 64 килограмма. По словам испытателей, обеспечить этот угол, не упираясь в педали тормозов, они не смогли. Тем не менее, некоторые эксперты опровергают выводы лётчиков-испытателей; в частности, прозвучало заявление, «что колёса самолёта и резина на них целы», при том, что на фотографии видно обратное.

Генеральный директор авиакомпании «Ямал» Василий Крюк заявил, что считает причиной катастрофы предельную переднюю центровку из-за нарушения правил загрузки багажа
Ярославская трагедия предопределила  дальнейшую судьбу президентских выборов в марте 2012 г.После ярославской трагедии президент России Дмитрий Медведев заявил,что не станет выдвигать свою кандидатуру на второй срок.Президентство Дмитрия Медведева войдёт в историю как период правления тандема "Путин-Медведев"Но данный тандем всё же не был един в своих взглядах.Владимир Путин,как премьер-министр неоднократно заявлял,что является сторонником эволюционного развития России,Дмитрий Медведев,как президент -выступал за реформирование страны и эти взгляды получали одобрение у либеральной  оппозиции -противников "Единой России"Однако Дмитрий Медведев отвергнет их предложения пойти на второй срок в качестве кандидата от их партий.


Рецензии