Тут помню, тут не помню

Наш замечательный фильм «Джентльмены удачи». Диалог лже-доцента Белого, Хмыря и Косого в одной из колоний в Средней Азии (Леонов озвучивает легенду, по которой он забыл, где спрятан шлем):
- Что, не помнишь ничего?
- Не помню… В поезде я с полки упал, башкой вниз… Ударился… Тут помню, тут – ничего…
Всем понятно: любое ранение – вещь для человеческого организма тяжелая, требующая, безусловно, стационарного лечения и восстановительного периода. Тем более, если ранение серьезное (например, в голову).
Однако, мы же с вами прекрасно понимаем, что не все же ранения приводили к потере памяти. Причем до такой степени, что солдаты переставали запоминать номер лечебного заведения, где они проходили реабилитацию.
Поэтому, высокое армейское начальство не без основания в этом случае усматривало желание нижних чинов скрыть свои истинные намерения, которые, как правило, заключались в том, чтобы как можно меньше находиться на передовой, и как можно больше – в тылу.
В результате на свет появляются приказы, подобно нижеприведенному, в которых командование заявляет, что будет жестоко карать тех нижних чинов, которые забудут номера и названия лечебных заведений, где они лечились.

****

Выписка из приказа по 3-му железнодорожному батальону за №78 от 26 февраля 1915 года (г. Холм).
«… Замечено, что нижние чины, находившиеся на излечении, часто совершенно не знают, где и в каких лечебных заведениях они были – явление недопустимое. Всякий нижний чин должен запомнить номер госпиталя или название лазарета, из которого прибыл, дабы можно было в случае надобности навести справки и потребовать документы на тех нижних чинов, которые почему-либо не привезли их с собой.
С виновных в незнании сего нижних чинов, буду взыскивать.
Приказываю командирам рот и Начальникам отдельных команд опрашивать нижних чинов, прибывших по выздоровлении из госпиталей и лазаретов, в каких именно лечебных заведениях и где они состояли на излечении: вместе с тем,  поверять их документы, если таковые имеются при них. По выяснении требуемых сведений немедленно сообщать в канцелярию батальона и старшему врачу.
Подписал: командир батальона, полковник ЖУКОВСКИЙ-ВОЛЫНСКИЙ »


Рецензии