Враг Дени Вильнёва. Фильм в жанре наоборот

Жена нашла подборку фильмов о диссоциативном расстройстве идентичности. Из 5 фильмов выбрал почему-то последний, самый отстойный – “Враг” (2013), вчера его и посмотрели. Жанр – психологический детектив. Тут претензий нет – держит в напряжении до самого конца, до последней секунды – буквально… Вдруг появляется Оно, и все сомненья исчезают – нае*али.

Вчера жалел впустую потраченное время, проснулся, справил малую нужду и сразу сел за стол – благодарить Дени Вильнёва. Тот еще стебок. Он знал о моей вчерашней реакции, на нее и рассчитывал, постарался сделал так, чтоб утром стало все наоборот, и я признался, что чуть было не прое*ал катарсис.

Большинству театралов известен лишь один катарсис – из первой части “Поэтики” Аристотеля. Это катарсис, адаптированный для театра, катарсис экзотерический, скажем так, – с присущей ему «безвредной радостью» и временным «облегчением». В “Никомаховой этике” Аристотель говорит о «полном потрясении всей жизни» (rhopen tes zoes 1100а 25). Вот это для взрослых.

Катарсис из первой части “Поэтики” – что-то вроде «ложного сатори» у буддистов. Ты думаешь, уже дошел, наконец-то просветлился, и можешь с высоты взглянуть на суету сует. Год можешь, другой, третий… Вдруг понимаешь, что не можешь – опять накрыло, и не по-детски. И ясно видишь – нечем отбиваться, вообще ничего нет – братушки полегли, патроны кончились, и пушка, последняя надежда, сдохла…

А ведь только что парил, орел могучий, с небес взирающий на суету людскую… Не летается, отвалились крылья, сначала правое, потом левое, и камнем вниз… последняя мысль: от смерти не съе*аться… хотя бы из-за открытого Ньютоном в 1666 г. закона всемирного тяготения. Год, когда вся Европа ждала конца света, и в проповедях Лютера красной нитью – alles kaputt, допрыгались буржуи, пиз*ец глобальный на пороге, достанет всех, никто не избежит!

Сегодня в ноль все повторяется – как если бы вчера было – и всех плющит – друзей и врагов, правых и левых, в Москве и Тель-Авиве. Прав все-таки академик Фоменко. А вот Дени Вильнёва, ХЗ и БГ почему-то не плющит. Видимо, не ложный был у них катарсис. Говорят, когда не ложный, больше не накроет, можно даже Дом-2 смотреть с улыбкой. У меня пока не получается. Правильный выбор, не случайный, хорошее кино, не «ширпотреб», хотя вчера казалось, именно оно.

Вчера фильм был только поводом рассказать о детском страхе. Когда жена увидела живот героини и услышала, что она на 6-ом месяце, тут же поправила: «На 8-ом как минимум». А когда поставил на паузу, чтобы чай принести, вспомнила, что в детстве очень боялась беременных: увидела в 5 лет шевелящийся живот матери. «Мама успокоила, сказала, там моя сестренка, Танечка, ножками сучит... А я подумала, они детей съедают, а те выбраться не могут, а там темно и жутко».

Вчера хотел этим и ограничиться. А сейчас подумалось: не так же ли мы, взрослея, ощущаем будущее? Оно есть, оно шевелится – невидимое, неведомое, пугающее, – и кто бы ни успокаивал, какие бы слова ни говорил, какие бы песни ни пел, – очень страшно. Blind jump еще страшнее. Но выбор невелик – или прыгать или в подгузниках ходить, третьего не дано.


Рецензии