Концепция мировоззренческой парадигмы Генделя

Рисунок над текстом - парадигма проживания себя Генделем: миропонимание, мироотношение и действия актуализации этого отношения.

1.Введение

Для людей с мировосприятием выше проблем удовлетворения своих биологических потребностей и проблем обустройства в непосредственном окружающем социуме - мир предстает трехслойным. Такова парадигмальная модель миропонимания, мироотношения и действий Генделя:

- верхний слой БТИ-брА слой смыслов данности жизни, для людей верующих - заданности жизни от Творца;
- ниже наблюдаемая, регистрируемая и непосредственно проживаемая история существования, идущая из неясного прошлого в слабо представимое будущее;
- слой проживания конкретной личности с её миропониманием, мироотношением и жизненными проявлениями.

Для обзора структуры системной парадигмальной модели проживания Генделя предлагаю сначала обзор набора элементов модели. Далее будет попытка оценки Генделя с опорой на анализ по данной модели.   
 
БТИ: Бог - Творец истории. Непознаваемый в Своей бесконечности и в Своем бесконечном величии.

ТМПИ: Творение мира - процесс исторический. Метаистория - «заданные Богом смыслы существования человечества».

И-ПЧ: История - проживание человечества.

ВЧХ: Вочеловечение через Христа.

ХБИ: Христос - Бог истории: истории спасения человеческого рода

ВВ: Властное вмешательство Бога - Господь, властно вмешивающийся в ход земной истории в Ветхом Завете, и Господь, ворвавшийся в историю собственным воплощением в Завете Новом

Востребованность: большая духовная и политическая востребованность в образах Ветхого Завета

ЕБН: единый богоизбранный народ, организованный и ведомый единой Церковью

РБСИ: Раскрыл божественный смысл метаистории и обозначил путь спасения от бед, вознаграждения вечным блаженством за выдержку в бедах при преодолении испытаний и преодоление испытаний

брА: будущая реальность Апокалипсиса.

АГР - Англиканство, государственная религия.

Ц (РСН): Церковь = религиозное сообщество нации с религиозным ощущением, подобным мирочувствию Ветхого Завета.

К, К - Король, королева.

цЕсТ: цель - Единение с Творцом. Союз с Творцом - единение, осуществляющееся всей полнотой Церкви.

ПСИП: полнота соучастия в историческом процессе.

СПИХ: Содействие процессу интериоризации Христа.
В: Востребованность - ситуации разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада порождали идеи просвещенного абсолютизма, вынуждали самих монархов встать на путь реформ. Это порождало идеи эстетики Просвещения. Английские просветители рассматривали искусство как путеводитель к подлинной нравственности.

ЦР - Целевой Результат: встреча Бога и человека. Победа Бога осуществляется не только в каждой душе, но и во всеобщей истории человечества, в будущей реальности Апокалипсиса.
ПВНП: проблемы выживания нынешних поколений.

ОХЛ: основные характеристики Личности - очень сильная воля, и при этом неконфликтность; очень самостоятельный и независимый - совершенно самодостаточный

МГ - Мотивация Генделя - искренняя и мощная мотивация к усилиям в творческой деятельности:
- ощущение и сознавание себя участником самоорганизации народа, созданного Творцом, самоорганизации в форме Церкви во главе с королем, предназначенной для проживания направляемой Творцом истории.

ЭК: Этическая компетентность - кстраверт и трибун, апеллирующий к обществу, ко всему человечеству.

ИК:Интеллектуальная компетентность - чрезвычайно чутко улавливал сам процесс сиюминутной культурно-общественной жизни, запечатлевая его в привычных эпохе звуках

КК:Коммуниктивная компетентность: художник- монументалист

SMART-задача проживания себя.

ВР (ВСЛ): внешний ресурс (внутренняя сложность библейских личностей) - весь Ветхий Завет оказался охвачен ораториальным творчеством Генделя: Иосиф, Иисус Навин, Израиль в Египте, Дебора, Самсон, Эсфирь, Саул, Соломон, Иуда Маккавей ...

ВнеР: внешний ресурс - востребованность.

ОМГ: особенности музыки Генделя - его музыка проще, открытее, массовее, более остро и непосредственно красивая, отчего она скорее воздействует на восприятие.

НРОЖ: не являлся реформатором оперного жанра, пользовался теми формами, которые предоставляла ему эпоха
МОО: многолетний опыт работы над оперой явилась подготовкой его героических ораторий.

ЭСВ - Эмоциональные Средства Воздействия: могучие хоры (из тысяч и тысяч уст исторгается воплем) - > молитвенное всенародное прославление Иеговы - > вера, надежда и любовь. Хоры Генделя - священный рев толпы, которая в едином, почти безличном порыве, призывает Всемогущего Господа.

СЦНЧ: судьбы целых народов, всего человечества.в своих ораториях он впервые вывел народ в качестве главного действующего лица. Тема возвышенной любви, господствовавшая в современной Генделю опере, уступила место образам народа, сражающегося за свою свободу.
В характеристике народа естественно опираться не на сольное пение, а на мощное звучание хора.

ПОЛ: переживания отдельных личностей.

ИХ: нтериоризированность Христа.

2.Личность великого композитора и ценность его наследия

БТИ: Бог - Творец истории. Непознаваемый в Своей бесконечности и в Своем бесконечном величии.

ТМПИ: Творение мира - процесс исторический. Метаистория - «заданные Богом смыслы существования человечества».

И-ПЧ: История - проживание человечества.

ВЧХ: Вочеловечение через Христа.

ХБИ: Христос - Бог истории: истории спасения человеческого рода.

Для Генделя Христос - Бог истории: истории спасения человеческого рода. Для него союз с Творцом - единение, осуществляющееся всей полнотой Церкви. Его Бог - Господь, властно вмешивающийся в ход земной истории в Ветхом Завете, и Господь, ворвавшийся в историю собственным воплощением в Завете Новом. Это - Христос, сделавший историю частью Своей жизни через Вочеловечение. Более того: для Генделя Бог не просто стал частью земной истории, сделавшись Одним из нас, но и освятил эту историю, став Сыном Человеческим. В отличие от Баха, у Генделя - преобразование должно произойти не только в каждой душе, но и во всеобщей истории человечества, в будущей реальности Апокалипсиса. Образ подлинной, возвышенной и торжественной встречи Бога и человека является в могучих хорах - в молитвенном всенародном прославлении Иеговы, в исторгаемом из тысяч и тысяч уст и обращенном к Творцу вопле веры, надежды и любви.

ВВ: Властное вмешательство Бога - Господь, властно вмешивающийся в ход земной истории в Ветхом Завете, и Господь, ворвавшийся в историю собственным воплощением в Завете Новом

Востребованность: большая духовная и политическая востребованность в образах Ветхого Завета

ЕБН: единый богоизбранный народ, организованный и ведомый единой Церковью

РБСИ: Раскрыл божественный смысл метаистории и обозначил путь спасения от бед, вознаграждения вечным блаженством за выдержку в бедах при преодолении испытаний и преодоление испытаний

брА: будущая реальность Апокалипсиса.

Апокалипсис (откровение) - последняя книга новозаветного канона, «Откровение Иоанна». Предсказывает о грядущих судьбах человечества, о конце мира и о начале вечной жизни, поэтому и помещается в конце Священного Писания.
Цель книги - вселить христианам стойкость в вере, приготовить к предстоящему мученичеству, но в то же время она дает им надежду на торжество царства Мессии над всеми врагами.

Страдания верующих не напрасны: через верность Христу и терпение они получают заслуженную награду на Небе. В определенное Богом время враждебные Церкви силы будут преданы суду и наказаны. После Страшного суда и наказания нечестивых начнется вечная блаженная жизнь.

Цель написания Апокалипсиса - изобразить предстоящую борьбу Церкви с силами зла; показать методы, какими дьявол при содействии своих слуг воюет против добра и истины; дать руководство верующим, как преодолевать искушения; изобразить гибель врагов Церкви и конечную победу Христа над злом.

АГР - Англиканство, государственная религия.
Ц (РСН): Церковь = религиозное сообщество нации с религиозным ощущением, подобным мирочувствию Ветхого Завета.
К, К - Король, королева.
цЕсТ: цель - Единение с Творцом. Союз с Творцом - единение, осуществляющееся всей полнотой Церкви.

Тогдашняя английская среда - на переднем крае исторического процесса.

Ряд европейских абсолютистских государств во 2-й половине 18 в. перешли к политике Просвещенного абсолютизма - под влиянием  идей Просвещения проводили реформы, уничтожавшие некоторые, наиболее устаревшие феодальные институты и иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития. Среди части просветителей получила широкое распространение мысль о государстве во главе с «просвещённым монархом», способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах. И сами европейские монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В ряде стран были уничтожены некоторые сословные привилегии и феодальные монополии, проведены крестьянские реформы, реформы церкви (подчинение церкви государству, секуляризация церковных земель, изгнание иезуитов, закрытие монашеских орденов), школьного обучения, суда и судопроизводства, сделаны шаги в сторону веротерпимости, смягчения цензуры и др.

В тот период Англия была страной сильной экономики, что обусловило и развитие общественного сознания. Англия становится центром европейской философии, литературы и культуры. Для Франции и Германии буржуазные революции были еще впереди, для Англии - пройденным этапом. Перед английскими просветителями не стояла проблема подготовки смены политического режима. Поэтому в своих настроениях и предпочтениях они были умеренны, стремились, скорее, к согласию, чем к радикальным акциям.
Английские просветители рассматривали искусство как путеводитель к подлинной нравственности, утверждавший самоценность личности, мира ее чувств.

Англиканство - государственная религия для Англии. Оно реализует себя в Церкви, во главе которой не папа, не патриарх, не епископ, а король или королева, - в церкви одного народа, осознаваемой в ту эпоху именно как религиозное сообщество нации. Всё это возродило в англичанах внутреннее религиозное ощущение, подобное  мирочувствию Ветхого Завета, воссоздало идею богоизбранного народа, противостоящего внешним заблуждениям «иных языков». Даже иногда возникали представления о том, что англичане - ни больше, ни меньше - как потерянное некогда 13-е колено Израилево.

Возродился особый интерес к ветхозаветной истории Израиля в Англии. Многочисленные оратории Генделя на библейские темы и сюжеты были ответом на востребованность этого англиканского мирочувствия. Появление патриотических по духу ораторий Генделя на сюжеты библейской истории: «Мы - новый Израиль». Жители «туманного Альбиона» в значительной степени воспринимали сюжеты ветхозаветных ораторий Генделя «на свой счет».

ПСИП: полнота соучастия в историческом процессе.

СПИХ: Содействие процессу интериоризации Христа.
В: Востребованность - ситуации разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада порождали идеи просвещенного абсолютизма, вынуждали самих монархов встать на путь реформ. Это порождало идеи эстетики Просвещения. Английские просветители рассматривали искусство как путеводитель к подлинной нравственности.

ЦР - Целевой Результат: встреча Бога и человека. Победа Бога осуществляется не только в каждой душе, но и во всеобщей истории человечества, в будущей реальности Апокалипсиса.

ПВНП: проблемы выживания нынешних поколений.

ОХЛ: основные характеристики Личности - очень сильная воля, и при этом неконфликтность: хотел стать музыкантом - и стал им, не ссорясь при этом с отцом. Гендель сформировался прежде всего очень самостоятельным и независимым человеком. Больше всего на свете он ценил свободу и был совершенно самодостаточным. Ещё одна черта его характера, которая как раз ярко и проявилась в то время - Генделю как-то очень удавалось располагать к себе сердца. Будучи человеком довольно хмурым, даже замкнутым, по-немецки резковатым и не чрезмерно деликатным, с несколько громоздким чувством юмора, он был необыкновенно обаятельным и сразу вызывал к себе чувство приязни.

МГ - Мотивация Генделя. Мое определение искренней и мощной мотивации усилий творческой деятельности Генделя:

- ощущение и сознавание себя участником самоорганизации народа, созданного Творцом, самоорганизации в форме Церкви во главе с королем, предназначенной для проживания направляемой Творцом истории.

Основания к такому определению почерпнуты из сказанного в интернете:

Для Генделя Бог - Творец истории, и творение мира мыслится как процесс исторический. Поэтому единение с Творцом воспринимается Генделем через полноту участия в нем всей Церкви. Для творчества Генделя характерны масштабные хоры, во многих его сочинениях используются ветхозаветные темы.

ЭК: Этическая компетентность - экстраверт и трибун, апеллирующий к обществу, ко всему человечеству.
В расцвете своей карьеры в разговоре с одним высокопоставленным царедворцем английского двора Гендель сказал: «Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель - делать их лучше…».
Гайдн и Моцарт всё же не ставили перед собою прямых нравственно-воспитательных целей; они существовали в более ранней парадигме музыки как отображения небесной и земной гармонии и восхваления Творца посредством мастерства как такового. Бах придавал большое значение назидательной цели музыки («музыка должна восхвалять Господа и назидать ближнего, а что вне этого-то от лукавого»), но не так масштабно, как Гендель.
В доанглийский - гамбургский, затем итальянский - период Гендель пользовался теми формами, которые предоставляла ему эпоха. Но, он никогда не опускается до площадного юмора и сюжетов, не несущих в себе хоть какой-то возвышенной идеи. Сознательно ограничивает себя сюжетами серьёзными и благородными.

ИК:Интеллектуальная компетентность - чрезвычайно чутко улавливал сам процесс сиюминутной культурно-общественной жизни, запечатлевая его в привычных эпохе звуках.
Писал Гендель необыкновенно быстро, безо всякого обдумывания, никогда не возвращался к уже написанному материалу. Музыка изливалась из него сплошным потоком, он постоянно был обуреваем ею. Радость и энергия преобладали в его музыке.

КК:Коммуниктивная компетентность: художник- монументалист.
Монументализм Генделя вырос из героической сущности его музыки. Героика – излюбленная сфера этого композитора. Основные темы – величие человека, его способность к подвигу, героическая борьба. Бах в своих монументальных хоровых произведениях более психологичен, его больше волнуют этические проблемы.

Задача проживания себя SMART: R - релевантно своему мироощущению, включая и свое жизненное предназначение, S - использовать свои личностные способности (компетентности) для содействия общечеловеческому движению к соединению с Творцом. M - в полную меру напряжения усилий, доступного A (acheavability, достижимость) воле и внешним ресурсам ВР. Т- во время собственного проживания и доступного влияния на будущее.

ВР (ВСЛ): внешний ресурс (внутренняя сложность библейских личностей) - весь Ветхий Завет оказался охвачен ораториальным творчеством Генделя: Иосиф, Иисус Навин, Израиль в Египте, Дебора, Самсон, Эсфирь, Саул, Соломон, Иуда Маккавей ...

Эти образы привлекали Генделя  эпический размах и героический характер многих образов в их героическом, гражданском аспекте.
Здесь много жестокой борьбы, крови, захватывающих страстей (ненависть, зависть, предательство). Здесь много ярких, неординарных, противоречивых характеров. Всё это чрезвычайно интересовало Генделя - знатока человеческих душ, и было близко его мощной и цельной натуре. Главный его герой и нравственный идеал - Иисус.
По-видимому, Генделя в библейских героях привлекала их внутренняя сложность. Внутренняя сложность как поле борьбы высокого и низменного с потенциалом преодоления высоким сопротивления низменного. Проникновение в это поле может привести к обретению образцов и других средств к продвижению к целевому результату.

Музыка Генделя передаёт не психологически тонкие нюансы, а большие чувства, которые композитор воплощает с такой силой и мощью, что его, как и Бетховена, нередко называют «Шекспиром масс». Основные черты его стиля:
- монументальность, широта (использование крупных форм - опера, кантата, оратория),
- оптимистический, жизнеутверждающий окрас,
- общечеловеческая тематика.

ВнеР: внешний ресурс - востребованность.

Библейские сюжеты воспринимались в Англии как «свои» – так же, как в Италии античные или римские. Библия иногда была единственной книгой, которую читал грамотный рядовой англичанин. События, о которых рассказывалось в Библии (и, соответственно, в ораториях Генделя), были идеально созвучны военно-политической обстановке в Англии первой половины XVIII века.Библейские сюжеты воспринимались в Англии как «свои» – так же, как в Италии античные или римские. Библия иногда была единственной книгой, которую читал грамотный рядовой англичанин. События, о которых рассказывалось в Библии (и, соответственно, в ораториях Генделя), были идеально созвучны военно-политической обстановке в Англии первой половины XVIII века.

ОМГ: особенности музыки Генделя - его музыка проще, открытее, массовее, более остро и непосредственно красивая, отчего она скорее воздействует на восприятие.
Музыкальная драматурги ораторий Генделя отличается от его оперной драматургии - участие хора обусловило иное, по сравнению с оперой, содержание. Герои ораторий сложнее, противоречивее, порой непредсказуемы. Отсюда – и более свободные, разнообразные музыкальные формы.
Гендель открыл новые перспективы в развитии жанра оперы и оратории.

НРОЖ: не являлся реформатором оперного жанра, пользовался теми формами, которые предоставляла ему эпоха, но вызревал к переходу в принципиально иную музыкальную форму.

Гендель, действительно, был человеком театра: на протяжении всей жизни писал и ставил оперы и в опере, его с юности влекло к опере. Но от всех сорока его опер осталось несколько десятков прекрасных арий, которые певцы поют в концертах. Уж очень изменилась оперная эстетика, и генделевские оперы, где речитативы под клавесин чередуются с ариями и ансамблями, современному слушателю трудно воспринять. Главную славу Генделя составляют его Кончерти гросси («большой концерт», инструментальный жанр, основывается на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей и группы солистов) для оркестра и оратории на библейские сюжеты.

МОО: многолетний опыт работы над оперой явилась подготовкой его героических ораторий.
До переезда в Англию Гендель работал в Италии, работал в опере. Работал впечатляюще - он выходит за рамки современной ему итальянской и создает свой тип музыкального спектакля с ярко очерченными характерами, психологической глубиной и драматической напряженностью конфликтов. Благородная красота лирических образов опер Генделя, трагическая сила кульминаций не имели себе равных в итальянском оперном искусстве своего времени. Он был одним из первых участников назревающей оперной реформы.

Еще в Италии начал сочинять кантаты, хоровую духовную музыку. Позднее, в Англии, пишет хоровые антемы, праздничные кантаты. Внимание композитора сосредоточивается на оратории. Заключительные хоры в операх, ансамбли также сыграли свою роль в процессе оттачивания хорового письма композитора. Да и сама опера Генделя является по отношению к его оратории фундаментом, источником драматургических идей, музыкальных образов, стиля.

ЭСВ - Эмоциональные Средства Воздействия: могучие хоры (из тысяч и тысяч уст исторгается воплем) - > молитвенное всенародное прославление Иеговы - > вера, надежда и любовь. Хоры Генделя - священный рев толпы, которая в едином, почти безличном порыве, призывает Всемогущего Господа.

Огромной заслугой Генделя явилось то, что в своих ораториях он впервые вывел народ в качестве главного действующего лица. Тема возвышенной любви, господствовавшая в современной Генделю опере, уступила место образам народа, сражающегося за свою свободу.

Когда во время исполнения «Мессии» хор начинает петь «Аллилуйю», все встают, как в церкви. Английские протестанты переживают эти минуты почти так же, как если бы лицезрели поднятие чаши со святыми дарами. Предначертанное пророками появление божественного Спасителя осуществляется через пришествие Христа и ожидается верующими в грядущем.

Гендель обладал даром убеждать. Когда звучит его музыка на словах «восседающий на своем извечном престоле», атеист, слушая Генделя, начинаете видеть Бога, посаженного на извечный престол Генделем. Когда Гендель говорит, что во время исхода евреев из Египта «не было ни единого, кто бы испытывал физическое недомогание во всех коленах их», то совершенно бесполезно сомневаться в этом и оркестр вторит этим словам резкими громовыми аккордами, обрекающими вас на безмолвие. Сам Гендель говорил об Аллилуйе, что не знает был ли он во плоти или вне плоти, когда писал эту музыку, что это знает только Бог.
На примере его жизни многие люди узнали, что могут сделать слова утешения даже с самым отчаявшимся человеком и главное - верить в себя и никогда не сдаваться!

СЦНЧ: судьбы целых народов, всего человечества. В своих ораториях он впервые вывел народ в качестве главного действующего лица. Тема возвышенной любви, господствовавшая в современной Генделю опере, уступила место образам народа, сражающегося за свою свободу.
В характеристике народа естественно опираться не на сольное пение, а на мощное звучание хора.

Во всех героико-библейских ораториях Генделя (их целый ряд: «Саул», «Израиль в Египте», «Самсон», «Иосиф», «Валтасар», «Иуда Маккавей», «Иисус Навин») в центре внимания - историческая судьба народа. Стержень - борьба, борьба народа и его предводителей с захватчиками за независимость, борьба за могущество, борьба с отступниками во избежание упадка. Народ и его предводители - главные герои оратории. Народ как действующее лицо в виде хора - достояние Генделя. Нигде в музыке до него народ не выступал в таком обличии- (цитирую www.pravmir.ru/gendel-muzykant-i-chelovek/#ixzz2qM0FMr4W, «Гендель – музыкант и человек. Лекция игумена Петра /Мещеринова/»).

У Баха хор сроден хоралу: каждый участник хора высказывается в нем лишь от своего имени. Хоры же Генделя - священный рев толпы, которая в едином, почти безличном порыве, призывает Всемогущего Господа. У Баха христианин должен раствориться в мистических глубинах таинственного богопознания, снизойдя в храм собственной души. У Генделя христианин растворяется в едином соборном порыве всей Церкви, предстоящей своему Создателю в величественных рукотворных храмах.

Гендель чрезвычайно чутко улавливал сам процесс сиюминутной культурно-общественной жизни, запечатлевая его в привычных эпохе звуках. Но это не просто музыкальное отражение своего времени. Своим великим творческим даром Гендель переплавил публичное, обыденное и повседневное искусство в строгую, величественную и полнокровную музыку, несущую в себе и отображение вечной, небесной гармонии, и некое прикосновение к незыблемым основам Божьего мироздания.
Б.Шоу: "Для англичан Гендель не просто композитор, но объект культа. Скажу больше - религиозного культа! В то время люди готовы были драться, чтобы попасть первыми на его концерты».

ПОЛ: переживания отдельных личностей.

Участие хора диктует и иное, по сравнению с оперой, содержание. Речь идет здесь о судьбах целых народов, всего человечества, а не только о переживаниях отдельных личностей.
Герои ораторий не укладываются в традиционные для барочной оперы представления о том или ином типе персонажа. Они сложнее, противоречивее, порой непредсказуемы. Отсюда – и более свободные, разнообразные музыкальные формы (традиционная форма «da capo» встречается редко).

ИХ: нтериоризированность Христа.

Смысл пришествия Христа в том, чтобы жизнь, которой живет Бог, оказалась отныне доступна людям. Но этот дар надо еще уметь принять. «Объективное» спасение человечества во Христе надо суметь сделать своей «субъективной» реальностью, или, говоря языком психологии, интериоризировать его.

3.Мои выводы

На протяжении всей истории возникали проблемы судьбы целых народов, всего человечества. И во временя Баха-Генделя.

Для наших поколений (поколений родителей, судьбы которых - часть наших сегодняшних глубоких переживаний, поколений детей-внуков-правнуков) проблема судеб народов и человечества имеет живую конкретику.

Части этой конкретики - еврейский народ Еврейского Государства Израиль, которым ясно объявлена перспектива ликвидации; еврейский народ Америки, сочувствующий или равнодушный к израильтянам, но, прежде всего, чувствующий или сознающий защитительную для американцев жертвенную обреченность израильтян; разный внутри себя, вплоть до пригашенных враждебностей, российский народ; и т. д.

И Бах, и Гендель для нас - великие композиторы не в силу красоты их звуковой продукции, а в силу смысловой мощи их произведений, той смысловой мощи, которая соответствует проблемам, тревожащих нынешние поколения.

В той музыке Баха и Генделя (его оперы остались в прошлом), которая питает нашу насущную потребность в ориентирах и мотивации, мы черпаем понимание и волевые импульсы к усилиям по защите собственной жизненной перспективы. Жизненной перспективы народов, с которыми себя соотносим, и жизненной перспективы своих близких. В этом величие Баха и Генделя, каждого в отдельности и в «системном пакете».

Аналитический обзор интернет-материалов о Генделе не предоставил исчерпывающую и обоснованную характеристику вклада Генделя в музыкальную культуру, но дал достаточно сведений в подтверждение моей концепции «композитор Гендель осуществил мощную целенаправленную попытку разработать и внедрить в общественные представления и мотивацию радикально новую парадигму достойного развития человека и общества».

Георг Гендель евреям нужен

... но евреи есть разные.


Рецензии