Оранжевый уровень

    В 1980 г. посчастливилось видеть  Москву олимпийскую.  Правда, был там одним днём.  Для описания Первопрестольной этого мало. Ну да о ней  и знатоками написано предостаочно. У  меня речь о другом.
     В столицу прибыл  утром.  Виды вокруг непривычные: полупустые поезда, почти безлюдные вокзалы без толп граждан – и это летом!  Нарядные чистые  улицы, магазины без очередей со всякими отечественными и импортными  вкусностями. 

Сразу впрягаюсь в дела,  встретился с нужными людьми из нашей конторы. Проехали на производство.  Всё там сделали.  Подписали акт. Упаковали, погрузили.  Всё, к обеду командировочное задание было выполнено.
До вечернего поезда домой решил просто погулять по олимпийской  Москве.  Купил в одном из магазинов подарок сынуле – радиоуправляемую гоночную машинку на батарейках и с пультом управления… С машинкой мой портфель командировочного сразу стал бесформенным и пузатым.
      Конец июля, жара. Время к трём часам дня, чувствую,  устал и проголодался.  Вижу,  распахнутые двери ресторана при гостинице, зашёл и расположился за столиком у колонны. В ожидании официанта вынимаю из портфеля  газеты и просматриваю их.  Представляю, как обрадуется сынуля классной машинке. Не могу удержаться, достаю из портфеля пульт управления, вставляю батарейки и ещё раз проверяю, как реагирует машинка на команды прямо в портфеле.  В портфеле машинка шевелится и шуршит.  Официанты посматривают - большой, а машинки играет.
Всё работает! Довольный кладу пульт в карман пиджака и углубляюсь в чтение прессы.
Минут через десять поднимаю глаза от газеты и вижу у дальней стены, где кухня, выстроились в шеренгу с десяток официантов, здоровых молодых  мужчин в униформе. Стоят, смотрят на меня все десять и молчат. Ещё замечаю – исчезли куда-то все посетители, в ресторане я единственный клиент.
Официанты стояли довольно долго, я уж подумывал,  а не смыться ли мне, но они сами как по команде  ушли один за другим. 
      Через какое-то время неуклюже, мелкими шаркающими шажками ко мне, наконец, подходит официант. Обращаю внимание на его странную экипировку. Под униформой у него как-будто фуфайка топорщится и, начиная от пояса, круговой белый передник  не облегает, как положено бёдра и ноги, а торчит, словно под ним массивный  колокол до пола.  Официант топчется за колонной, поглядывая на меня изучающе.
–Можно меню почитать, –нетерпеливо поторапливаю официанта..
– У нас  остались только комплексные обеды: мясное ассорти, салат овощной и мясо-антрекот. Спиртного нет. А ты что не в курсе, что мы обслуживаем прикомандированных в Москву МВДешников, –сразу перешёл на ты официант, так как парень мой ровесник.
 –Откуда знать то, я  командировочный. Ну, давай, неси комплексный.
– И откуда в столицу? –цепляется официант.
 –С Череповца, с такого-то завода.
 –А там кто директор?
–Называю.
–У нас тоже есть офицеры с вологодчины, называет имена фамилии, звания – не знаешь?   А самого звать как? А можно паспорт и командировочное удостоверение посмотреть?
 –Да ради бога, я ж понимаю – Олимпиада,–лезу во внутренний карман пиджака, а официант  прячется за колонну и выглядывает.  Протягиваю ему документы. Берёт, внимательно изучает и читает вслух фамилию, имя, отчество. Потом переводит взгляд на мой портфель.
 –Портфель у тебя большой, по магазинам прошёлся, купил что–то?
 –Да, машинку сыну радиоуправляемую. Вот и пульт. Вынимаю из кармана пульт,  официант отпрыгивает за колонну и лоб его покрывается испариной.
 –Вот ещё смотри – рыльно-мыльные принадлежности, –распахиваю портфель и добавляю: « Мне бы пообедать.»
Официант, словно,  не слышит, ничего не сказав о заказе, резко прервав разговор,  уходит  уже более-менее нормальным шагом с каким-то явным расслаблением во всём облике.
      Снова пошли посетители, а про меня как-будто забыли. Потом вижу, летит мой официант с подносом. Одет уже нормально, без странностей.
 – Извини,-говорит,–задержался, командирам докладывал.  Вид у него радостный и довольный.  И ставит передо мной тарелку с приличной горкой мясной нарезки ассорти, большую чашу салата из свежих огурцов с помидорами  и мясо с картофелем–фри, причём кусок мяса такой, что с тарелки свешивается. Да, и ещё запотевшую бутылку чешского пива,  открывает,  пшикнув пробкой.
Удивляюсь и говорю, что пива не заказывал.
–Не беспокойся, всё оплачено. Всё за счёт заведения.
–Не понял! Кем оплачено?  Да мне всё это не съесть, – совсем теряюсь я.
–А ты сам подумай кем и за что, –шепчет официант, желает приятного аппетита  и уходит.
     Тогда за массой  впечатлений: Олимпиада, Москва, смерть Высоцкого и т. д. как-то особо не задумывался о происходящем в ресторане.
Ключом и толчом к пониманию  стало  обращение нашего директора ко мне после  возвращения: « Звонили мне  из органов, уточняли сведения о тебе. Это с какой целью?»  «Да,  у меня в это же время проверяли документы.»
Так это они проверяли  меня  подозревая в терроризме! Это объясняло все странности.  Да и на самом деле на эту роль я  подходил по всем параметрам: стереотипная внешнось, в жару  в пиджаке и с портфелем, в котором можно разместить  бомбу кг на пятьдесять в тротиловом эквиваленте.  И место в зале ресторана грамотно выбрал.  Направленный взрыв подрубает несущую колонну и рушится вся многоэтажная гостиница с интуристами. Весь мир показывает пальцем и говорит о неспособности русских обеспечить безопасность мероприятия. Все были накручены на бдительность до предела.
 А эти мои манипуляции с батарейками и пультом включили оранжевый уровень опасности..  Ситуация, наверняка, докладывалась на самый верх
Сначала меня отрабабатывали  как городского сумасшедшего, пытались нейтрализовать, организовав психическую атаку официантов.  Когда это не сработало, послали разведчика в бронекостюме и неограниченными полномочиями.  И пока мы с разведчиком беседовали, успели оперативно позвонить на завод и всё уточнить.
   Наверняка, я всё это время был под прицелом снайпера, и сделай какое-нибудь резкое движение – вы бы этого  сейчас не читали. А они бы нашли обоснование своим действиям.Но я вёл себя спокойно без вызова, не дерзил и
 не делал резких движений. Позволил без сопротивления и выкаблучивания всё о себе выяснить.
 Когда всё прояснилось, судя по довольному виду моего официанта , они,  получив благодарность от начальства за бдительность,  несомненно, сами были рады, что  так всё кончилось  и что они не взяли греха на душу…  Тем более их миссия в столице, прошедшая  без экцессов, тоже подходила к концу и они готовились получать звания и премии.  Я был для них незапланированной головной болью. Так что думали они только о том, как бы побыстрее развязаться со мной. И пообедал я нет ли, им было наплевать.   Это кто-то наверху, удаляясь после доклада ему об удачном разрешении вопроса, и раздачи поощрений отличившимся буркнул невнятно уже на ходу:
–Да, а парню-то хоть дали пообедал?
–???
 –Два часа ведь мурыжили, хорошо ещё не пришили, деятели, а ведь могли бы. Компенсируйте ему издержки обедом.
–Есть, накормить объект, трищ гнрал армии!
Так, видимо, решался вопрос о  постановке меня на  довольствии.
На разборе этого происшествия,  наверняка, затрагивалась проблема степени бдения. В нашем случае все были молодцы! Всё сделали правильно. В таких случаях, массовых мероприятий, действительно, лучше перебдеть.
Сейчас, когда вспоминаю это событие,  по спине пробегает холодок,ведь на волоске  всё висело.
            1000 слов


Рецензии
Трудно жить простому человеку в эпоху перемен
и олимпийских игр. Интересный рассказ-быль,
хорошо рассказанный. С уважением!

Валерий Слюньков   16.07.2020 10:29     Заявить о нарушении
Элементарно могут жизнь испортить. Куда податься, во что верить, чего опасаться?
Етишкина же жисть.

Юрий Кутьин   16.07.2020 11:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.