6. 7 Познай самого себя ч. 1

              В чём заключается познание самого себя?
             
              Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского (слова Г.И. Гурджиева):

(стр.134) «Первая причина внутреннего рабства человека – это его невежество, прежде всего, незнание самого себя. Без знания себя, без понимания работы  и функции своей машины человек не в состоянии управлять собой, не в состоянии быть свободным; а без этого он навсегда останется рабом и игрушкой действующих на него сил.

Эти слова, обыкновенно приписываемые Сократу, на деле лежат в основе многих  систем и школ, гораздо более древних…». 

               Действительно, чтобы научиться управлять своими чувствами, эмоциями, желаниями, а так же мыслями необходимо знать, как работают наши тела, и прежде всего физическое тело. Маленький ребёнок не умеет ходить, он этому учиться. Он учиться управлять движением своего физического тела. Каким образом? Через подражание, инстинкт, который заложен в человеческом сознании.   

«… принцип «Познай самого себя!» говорит о необходимости познания собственной машины – «человеческой машины».  Машины всех людей устроены более или менее одинаково; поэтому человек, прежде всего, должен изучит структуру, функции и законы своего организма. В человеческой машине всё так взаимосвязано, одна вещь настолько зависит от другой, что совершенно невозможно изучать какую-нибудь функцию без того, чтобы не рассматривать при этом и все другие. Чтобы знать одно, необходимо знать всё. Знать всё о человеке возможно, но это требует много времени и труда. Прежде всего, для такого познания необходимо применение правильных методов; не менее важно при этом и правильное руководство.

Принцип «Познай самого себя!» заключает в себе очень богатое содержание. Он требует, во-первых, чтобы человек, желающий познать себя, понимал, что это значит, с чем это связано, что из этого с необходимостью вытекает.

Знание себя – великая, но в тоже время очень неясная  и далёкая цель. В своём на нынешнем состоянии человек далёк от самопознания. Поэтому, строго говоря, нельзя даже и определить его цель как самопознание. Важнейшей его целью должно стать изучение себя, а более близкой и простой – начало самоизучения и правильного самопознания. 

Изучения себя – это работа, это путь, который ведёт к самопознанию.
Но для того, чтобы изучать себя, человеку нужно сперва узнать, как это делать, с чего начать, какие методы применять. Человек должен выучиться принципам самоизучения, ознакомиться с его методами.

Главный из этих методов – самонаблюдение. Без правильно применяемого самонаблюдения человек не поймёт связь и соотношение между разнообразными функциями своей машины, никогда не поймёт, как и почему в каждом отдельном случае с ним всё «случается».

Но для того чтобы научиться методам самонаблюдения, чтобы научиться правильному самоизучению, требуется некоторое понимание  функций и характерных признаков человеческой машины. Таким образом, наблюдая функции этой машины, необходимо усвоить, как быстро и точно определить эти функции. Такое определение должно быть не словесным, а внутренним: по вкусу, по ощущениям – совершенно таким же, каким бывает у нас определение внутренних переживаний.

Есть два метода самонаблюдения: анализ или попытка анализа, то есть попытка найти ответы на вопросы, отчего происходит то или иное явление, почему существует такая зависимость; второй метод – это регистрация, просто «запись» в уме того, что наблюдается в данный момент.

Самонаблюдение, особенно вначале, никоим образом не должно становиться анализом или попыткой анализа. Анализ станет возможным лишь гораздо позднее, когда человек узнает все функции своей машины и все управляющие ею законы.

Пытаясь анализировать какое-то явление, с которым он встречается в самом себе, человек обычно спрашивает: что это такое? Почему оно случилось так, а не как-нибудь иначе? И вот он начинает искать ответы на эти вопросы, совершенно забывая о дальнейших наблюдениях. Всё более и более погружаясь в подобные вопросы, он совершенно теряет нить самонаблюдения и даже забывает о нём, так что наблюдение прекращается. Из этого ясно, что продолжаться может только одно: или наблюдения, или попытка анализа.

Но даже не касаясь  этой стороны, мы видим, что попытки анализировать отдельные явления без знания общих законов будут бесполезной тратой времени. Чтобы оказался возможным анализ даже элементарных явлений, человек должен накопить достаточное количество материала при помощи «записи». «Запись» - это результат прямого наблюдения того или иного явления, происходящего в данный момент, представляет собой самый важный материал в работе самоизучения. Когда накопится некоторое количество «записей», когда одновременно будут до известной степени изучены и поняты законы, тогда станет возможным анализ.

С самого начала наблюдение, или «запись», должно основываться на понимании функциональных принципов деятельности человеческой машины. Без знания этих принципов, без того, чтобы постоянно иметь их в виду, нельзя должным образом применить самонаблюдение. Поэтому обычное самонаблюдение, которым заняты все люди на протяжении целой жизни, совершенно бесполезно и ни к чему не приводит.
Наблюдение должно начаться с разделения функций. Вся деятельность человеческой машины подразделяется на четыре определённых группы явлений, каждая из которых находится под контролем особого ума, или «центра». Наблюдая за собой, человек должен дифференцировать четыре основных функции своей машины: мыслительную, эмоциональную, двигательную и инстинктивную. Любое явление, которое человек наблюдает внутри себя, относится к одной из этих функций. Поэтому, прежде чем начинать наблюдения, человек должен понять, как различаются эти функции – что такое интеллектуальная деятельность, что эмоциональная, что двигательная и что – инстинктивная».

                Вы обожгли руку. Что происходит? Срабатывает инстинктивный центр (ум) и вы отдёргиваете руку. Сработал двигательный центр (ум).  Вы испытали боль и разозлились. Сработал эмоциональный центр (ум). Далее заработал мыслительный центр (рассудок): «К горячему лучше не прикасаться».

«Наблюдение следует вести как бы впервые: весь прошлый опыт, все результаты предыдущего самонаблюдения необходимо отложить в сторону. Возможно, в них содержится много ценного материала; но весь этот материал основан на неверных наблюдениях, неверном разделении наблюдающихся функций. Поэтому пользоваться им нельзя, во всяком случае, в начале работы по самоизучению. Всё, что там есть ценного, в должное время будет взято и использовано. Но начинать необходимо с начала. Человек должен начать наблюдать себя, как если бы он совсем не знал и никогда не наблюдал себя.

 Когда он начинает наблюдать себя, он должен постараться сразу же определить, к какой группе явлений, к какому центру принадлежат наблюдаемые им в данный момент явления.

Некоторым людям трудно понять разницу между мыслью и чувством; другим нелегко уяснить различие между мыслью и двигательным импульсом.

Подходя к вопросу очень широко, можно сказать, что мыслительная функция всегда работает посредством сравнения. Интеллектуальные заключения оказываются результатом сравнения двух или более впечатлений.

Ощущения и эмоции не рассуждают, не сравнивают. Они просто определяют данное впечатления по его аспекту, по тому, приятно оно или неприятно в том или ином смысле – по цвету, вкусу, запаху. Кроме того, ощущения могут быть индифферентными, то есть ни тёплыми, ни холодными, ни приятными, ни неприятными, - например, «белая бумага», «красный карандаш». В ощущении белого или красного нет ничего приятного или неприятного; во всяком случае, нет необходимости в том, чтобы с тем или иным цветом было связано нечто приятное или неприятное.

Эти ощущения, так называемые пять чувств, а также ощущения тепла, холода и тому подобного суть инстинктивные функции.  Чувственные же функции, или эмоции всегда приятны или неприятны, индифферентных эмоций не существует.

Трудности различия между функциями возрастает вследствие того факта, что люди весьма отличаются друг от друга тем, как  они эти функции чувствуют. Вот этого мы обычно не понимаем. Мы считаем людей гораздо более одинаковыми, чем они на самом деле бывают. В действительности, однако, между ними существуют большие различия в формах и методах восприятия. Некоторые  воспринимают главным образом при помощи ума, другие  - чувствами, третьи – ощущениями. Для людей разной категории и способов восприятия очень трудно, почти невозможно понять друг друга, потому что они  дают одной и той же вещи разные наименования или разным вещам одно и то же наименование. Кроме того, возможны и всякие иные комбинации. Один человек воспринимает мыслями и ощущениями, другой – мыслями и чувствами и так далее. Тот или иной способ восприятия непосредственно связан с теми или иными видами реакции на внешние события. Результаты такой разницы в восприятиях и реакциях на внешние события всегда выражаются, во-первых, в том, что люди не понимают друг друга, во-вторых в том, что они не понимают и самих себя. Очень часто случается именно последние. Если два человека по-разному воспринимают одну и ту же вещь, скажем один воспринимает её чувствами, а другой ощущениями, то они до конца жизни могут спорить и никогда не поймут, чем отличается их отношение к данному предмету.

 В действительности один видит только один его аспект, а второй – только другой. Нередко человек называет свои мысли или интеллектуальные восприятия чувством, а чувства называет мыслями, ощущения – чувствами и так далее.

Для того чтобы найти способ распознания, мы должны понять, что любая нормальная психическая функция – это средство, инструмент познания. С помощью ума мы видим один аспект явления и события, с помощью эмоций – другой их аспект, с помощью ощущений – третий. Самое полное знание о данном  предмете, которое для нас возможно, мы в состоянии получить, если рассматривать его одновременно умом, чувствами  и ощущениями. Каждый человек, который стремиться к правильному знанию, должен поставить своей целью достижения именно такого восприятия. В обычных условиях человек видит мир, как бы через искривлённое, покрытое пятнами оконное стекло. И даже если он  понимает это,  он не в состоянии ничего изменить. Тот или иной способ восприятия зависит от работы организма в целом. Все функции взаимосвязаны; все они уравновешивают друг друга, все стремятся удержать друг друга в том состоянии, в котором они находятся.

Поэтому когда человек  принимается изучать себя, он должен понимать, что если он откроет в себе нечто неприятное, он не сможет это качество изменить. Изучать одно, а изменить другое. Но изучение  есть первый шаг к возможности измениться в будущем. И в самом начале самоизучения ему необходимо понять, что в продолжении длительного времени вся его работа будет заключаться только в изучении.

 В обычных условиях изменение невозможно. Дело в том, что, желая что-то изменить, человек хочет изменить только эту сторону своей личности. Но в машине всё взаимосвязано  и каждая функция неизбежно уравновешена, какой-то другой функцией или целой их совокупностью, хотя мы не осознаём внутренней взаимосвязи различных функций. Машина в каждый момент деятельности уравновешена во всех своих деталях. Если человек замечает в себе что-то такое, что ему не нравиться, и начинает совершать усилия, чтобы изменить это качество, он может добиться известного результата. Но одновременно с этим результатом он обязательно получит и другой, которого он ни в коем случае не ждал, не желал и даже не предполагал. Стараясь уничтожить или разрушить всё, что ему не нравиться, совершая с этой целью усилия, он нарушает равновесие машины, а она стремится восстановить его - и создаёт новую функцию, которой человек не мог предвидеть. Например, человек может заметить, что он очень рассеян, ничего не помнит, всё теряет и тому подобное. Он начинает бороться с этой привычкой; и если он достаточно методичен и решителен, ему через некоторое время удаётся достичь желаемого результата: он более не забывает своих дел, не теряет вещей. Это обстоятельство он замечает; однако  появляется нечто иное, чего он не видит, но что заметно другим: он становиться  раздражительным, педантичным, неприятным человеком, который повсюду выискивает ошибки. Раздражительность появилась в результате того, что он утратил свою рассеянность. Почему? Ответить на это невозможно. Только детальный анализ умственных качеств данного человека может показать, почему утрата одного качества вызвала появление другого. Это не означает, что утрата рассеянности непременно должна вызывать раздражительность. С такой же лёгкостью могут появиться другие свойства, не имеющие никакого отношения к рассеянности, например, язвительность, зависимость или что-то ещё.

Итак, если человек правильно работает над собой, он должен учесть возможность дополнительных изменений и заранее принять их в расчёт. Только таким путём удаётся избежать нежелательных перемен или появления качеств, противоположных целям и направленности работы».
               


Рецензии