Голос народа еще зазвучит

Славься, славься , ты Русь моя,
Славься ты русская наша земля,
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша родная страна
( хор из оперы М.И. Глинки "Жизнь за царя")


Уважение к минувшему- вот черта, отделяющая образованность от дикости.
А.С. Пушкин

В истории Козельска  последних десятилетий ХХ века  есть одна малозаметная сегодня , но яркая страница.  Страница эта- Козельский академический хор.
 Академическим его назвали не хористы, и даже не козельчане и калужане.  Звание академического присвоено хору  профессионалами культуры после его  триумфальных выступлений в Воронеже, Калуге, Москве. за профессионализм,  сложность исполнения музыкальнывх произведений
Это звание-  своего рода качественная оценка  хора, который свыше сорока лет  радовал козельчан своим высоким искусством.
Это сегодня хоры не в моде.
 Не слышно в последнее время  знаменитого Александровского армейского ансамбля  песни и пляски, детского хора  Центрального радио и телевидения.  Не слышно не случайно.
Хоровое пение придавлено мощным пропагандистским катком  того же радио и телевидения.
 Вместо хора- пародисты, пошляки-конферансье,звезды на льду и на ринге, клоуны и мужики в женских нарядах.
Опошление хора началось давно. Вспомним известные фильмы " Собачье сердце" и " Восток- Запад"  . Их авторы свое негативное отношение  к эпохе 20-30 годов  ХХ века  перенесли и на хор. Для них- великое русское хоровое искусство- занятие Шариковых  и тупых солдафонов.
 а авторы фильма по  книге Солженицина" В круге первом"  умудрились записать прекрасные песни  о Родине в нарочито искаженной форме . воспроизведение этих песен шло , очевидно, на более быстрых оборотах,  отчего звук становился выше, карикатурно писклявым ( эффект Буратино), что по замыслу сценаристов  отталкивает зрителей, пусть даже на  интуитивно-неосознанном уровне,  от героев того времени, прививает негативное отношение  к прошедшей эпохе в целом.
 А человек, который не знаком с искусством хорового пения , даже не подозревает- чего его лишили маразматики  от искусства.Действительно, нам не дано предугадать как отзовется забвение хора  на художественной культуре нового поколения . Это дело будущего. но нетрудно догадаться , как уже сегодня повлияло это решение  нга художественные вкусы и в чем-то даже на мораль  современного поколения.
  Официально хорового пения никто не запрещал( да и не под силу сделать это никогда и никому)
 Хор-это народный голос.
Он то спокоен и нетороплив, то радостен и весел, то взволнован, быстр и гневен.
 Он как Волга течет при любом режиме, останется навсегда.
 но как великое явление русской культуры  по невидимой и неслышимой команде сверху  хоровые произведения исчезли из программ ТВ,  радиопередач.  Вместе с хорами уходят в небытие  оркестры народных инструментов.Раньше имена  баянистов-виртуозов  Паницкого, Шалаева, Крылова  были на слуху. Сейчас программы телевидения и радио  стали активно игнорировать умалчивать,  прятать от взоров зрителей  этот вид русской культуры. 
 - Не модно, не повышает рейтинг программы, - комментируют робкие вопросы  слушателей о причинах  медиа-бойкота  народного искусства.
 Оставшаяся на экранах " Играй гармонь, любимая , проблем не решает. Русская гармонь , как сиротиночка,  еще привлекает внимание, но отсутствие  профессионалов-исполнителей,  остается архаичным,безвозвратно ушедшим инструментом.
К тому же неполный звукоряд гармошки не дает полного представления о палитре  возможностей, присущих баяну или, более того, оркестру народных инструментов А фальши вое звучание мелодии , вызванное этим неполным звукорядом как бы подчеркивает ограниченность музыкальных вкусов их исполнителей и слушателей.
Так почему же не в моде сегодня русский хор, русский духовой оркестр,  оркестр народных инструментов?
 Скажут, времена другие.Действительно, времена другие. В шестидесятые годы в городском парке, откуда  открывается прекрасный вид  на Жиздру,  уходящие вдаль поля и лес по вечерам на танцевальной площадке  играл духовой оркестр. Оркестранты  -10-12 военных  музыкантов из козельской  дивизии около двух-трех часов  играли вальсы, фокстрот, польку  краковяк. Мы, пацаны тайком, без билета  пробирались на площадку со стороны обрыва или находили лазейку в дощатом ограждении и с интересом наблюдали за молодыми парочками.
Хоть танцы проводились на открытом воздухе,  молодые люди, танцуя с девушками, не курили.  Ни одной курящей девушки мы в то время не видели.  Лично я увидел курящую девушку в институте. 
А что касается другого времени- это пустая отговорка.  Дело не во времени.  Пушкин останется Пушкиным навсегда.
 Большое искусство тоже.
 В данном случае причина забвения  русского народного искусства лежит намного глубже, чем это можно полагать на первый взгляд.
 Официальной датой рождения козельского хора  стал 1954 год.
 однако, истоки его рождения лежат в более отдаленном времени.Еще до войны 1941-1945г.одов  выступал Дешовский народный хор , в Козельске большим уважением пользовался  учительский хор.Руководил ими замечательный человек- подвижник Владимир Семенович Вагин . Именно он сумел взрастить коллектив  любителей и пропагандистов русской песни,  именно он дал нам всем возможность осознать  какую красоту, мощь и силу несет людям песня , хоровое пение.
 Пожилые хористы  вспоминали, как требовательно относился он к ним,  как оттачивал каждую музыкальную фразу ,  заставлял еще и еще раз повторять мелодию своей партии , как добивался чистоты, четкости звучания.
Как пишет в своих воспоминаниях об отце  Игорь Вагин( см. газету " Козельск"  от 26 апреля 1994 года)  с первых дней работы в Козельском педагогическом техникуме  Владимир Семенович Вагин, тогда еще совсем молодой  , полный энтузиазма учитель в 1929 году организовывает хор  и оркестр из учащихся  педтехникума  . В 1935 году на областном смотре художественной самодеятельности  хор получил первую премию . В том же году по приглашению  Центрального Дома народного творчества  хор поехал с концертом в Москву . До этого он уже выступал в областном центре,в Смоленске. В 1941 году хор снова приглашают в Москву, но началась война.
Не претендую на полноту изложения летописи козельского хора,  хочу рассказать только  о нескольких страницах его истории,  участником которой с 1970 года стал я сам.
 Менялись времена, менялись кремлевские обитатели, гимны и флаги страны, менялись Конституции государства,  шелестело десятилетиями время.
Жизнь  шла вперед. Люди оставались людьми: строили, пахали, учили, лечили,  учились, служили в армии . Одним словом- работали и радовались жизни,  отдыхали. Отдыхать можно по разному.  Я хочу рассказать о тех. кто в свободное от работы время  шел в районную музыкальную школу и пел .
 У меня сохранилась фотография  нашего хора семидесятых годов  теперь уже прошлого века.  На ней участники хора , художественный руководитель, заслуженный работник культуры  РСФСР, дирижер  Николай Константинович Родионов,  солисты Петр Моисеевич  Сергиенко, , военнослужащий, музыкант военного оркестра,  Владимир Васильевич Собенников, начальник отдела кадров механического завода, концертмейстеры- Раиса Михайловна Зайцева, Валентина Николаевна Котова, Вера-В.А. Симакина. Именно они репетировали с нами  показывали музыкальные партии баритонов,  теноров, сопрано, альтов. Именно они расписывали партитуры музыкальных произведений. У всех -за плечами музыкальное училище, и произведения. исполняемые ими, были весьма сложными технически
 На фотографии стоят, вытянувшись в  единый, дружный, дугообразный ряд Станислав Дмитриевич Родин-работник коммунальной службы, Александр Владимирович Козьмин - ветеран войны, пенсионер, Николай Тихонович Акимов, -учитель, Николай Алексеевич Андреев- инспектор РОНО, , Алексей Иванович Андреев- директор школы- в 50-е годы он сам пел в Новосибирском ансамбле песни и пляски ЗАПСИБВО, Геннадий Петрович Меркулов - директор Подбоской музыкальной школы, Александр Иванович Трубин- специалист сельского хозяйства,  Лексина Галина Алексеевна- директор СШ№3,  Валентин Михайлович Зайцев, преподаватель, а затем директор музыкальной школы г Козельска,Гуляев Николай Алексеевич, завуч,  Николай Иванович Проскуров, Геннадий Николаевич Лазуткин, Виктор Иванович Климов, Екатерина Ивановна  Пузачева- преподаватели музыкальной школы, Вилен Мотьевич Миньковский- зав. отделом культуры, Г. М. Найдюк  работник культуры,  Виктор Тихонов, Павел Комиссаров, Семен Васильевич Акафьев.  Анатолий Галкин Анатолий Вейсбрут, А. И. Соловьев, , В. А. Сыровегин- работники механического завода,  Зарубин, Владимир Игнатов- военнослужащие, Александр Васильевич Линченко- ветеран войны, Борис Васильевич Кузьминский- инструктор райкома КПСС.
 Женская группа:Раиса Александровна Собенникоа, ( солистка), Ирина Моисеева,Екатерина  Герасимовна Рожкова-, С.А. Акафьева, - работники мехзавода, Татьяна Григорьевна Игнатова- работник  райкома  КПСС,  Валентина Михайловна Зарубина,Нина Васильевна Денисенко, Валентина Николаекна Котова, Вера Симакина, Эдварда Авенировна Серегина, Екатерина Ивановна Пузачева- преподаватели музыкальной школы., Костюк Валентина Харлампиевна- швея фабрики " Большевичка"
Участниками хора также являлись Роман Иванович Кудинов , ветеран войны, обладатель прекрасного голоса 9 он и сейчас радует  козельчан своим замечательным талантом)* , Виктор Александрович Синюков В. Н. Филатова, Татьяна Федоровна Федосова,  Валентина Леонтьевна Ларина- учителя, Валентина Ивановна Гусева- военнослужащая. Я назвал только тех участников хора, кого помню.
Радует, что историей козельского хора  заинтересовались школьники. На ежегодно проводимых  в Козельске детских краеведческих чтениях  памяти В.Н. сорокина  исследуются темы, связанные с козельским академическим хором.
 Репетиции- это не просто встречи друзей  и любителей музыки. Они больше походили на работу.  Все мы: мужчины и женщины , отцы и матери, бабушки и дедушки, юноши и девушки  работали единым слаженным коллективом  один-два раза в недели по три-четыре часа, иногда и больше.
Хористы- люди разных профессий , характера, привязанностей, но всехз нас объединяла любовь к искусству,  самоотверженное  желание воплоттить музыкальное произведение  из малопонятной нотной записи  в стройное и величественное  или веселое и задорное  звучание русской народной п5есни , произведение отечественного или зарубежного композитора.
 Музыка- поистине удивительная вещь. Хоровая- в особенности. Один человек, даже  будучи талантливым исполнителем , никогда не сможет  выйти за пределы своего одноголосия. Хорошая музыка  может быть быть и двухголосной и четырехголосной  и даже восьмиголосной.  представляете- четыре самостоятельных партии ведут мужчины  и четыре женщины. Басы, баритоны, теноры, сопрано, альты, - на глазах рождается настоящее чудо.
Помню, не только у меня  мурашки бежали по коже , когда наш хор на 45 -летие  победы  советского народа в Великой Отечественной войне  исполнял песню А. Пахмутовой  Поклонимся великим тем годам" .
Сольные партии вели ветераны хора  Владимир и Раиса Собенниковы , Петр сергиенко.  Тот, кто вслушивался в эту песню хоть раз,  никогда не забудет  ее слова,  обращенные к нам, ныне живущим:
 Поклонимся великим тем годам,
Тем самым командирам и бойцам,
И маршалам страны и рядовым,
 Поклонимся и мертвым и живым,,
 Всем тем, которых забывать нельзя
 Поклонимся, поклонимся ,друзья.
Эти слова  изумительно, по-зыкински  поет Раиса Собенникова. А дальше вступает хор
:
Всем миром, всем народом, всей землей всей землей,
 Поклонимся за тот великий бой .
Песня эта- своеобразный реквием  гимн великому подвигу. Она невольно заставляет человека думать , чувствовать, сопереживать,  грустить , помнить,  гордиться, беречь.
 Песня эта проникает в глубину мысли,  воспитывает, убивает наносное,  как бы смывает с человека  грязь мелких, рутинных  страстей и страстишек , приобщает к поистине великому,  вечному, непреходящему , ради чего и следует жить.
 Я не случайно привел слова именно этой песни . Песни, ко, всем тем, кому не безразлична судьба Отечества, которые мы исполняли о людях труда , предназначались прежде всего им,всем тем, кому небезразлична судьба Отечества, судьба России.
 Они,эти песни, отражали свое время,  свою эпоху. В них сама наша жизнь то, чем мы жили,  чем столетиями  жила и жить будет земля русская,  то, на чем она стояла  и будет стоять веками.
  Сегодня пытаются задушить русскую культуру  в объятиях западной пошлятины чужеземных завываний и всхлипываний,  но уверен, этот гипнотический угар пройдет, а душа русская и русская песня чистые и незамутненные  останутся.
 Своего признания хор добился уже в 50-е годы, , сначала в районе, а затем и в области. Особенно понравились слушателям,9а хороший слушатель не просто зритель, но и участник концерта, ) произведения местных авторов В.С. Вагина, В. Н. Сорокина., Ф.И . Федосова. В начале почти каждого концерта мы исполняли " Козельчаночку" Начинала женская группа хора:
 На широком на просторе
Золотой восток горит ,
Рано утром вышли в поле
Козельчаночки мои.

Далее две последние строчки подхватывает с залихватским -Ээх! весь хор. И снова поют женщины:
 Коль взялись они за дело
Их в работе не догнать,
Труд любой в руках умелых
Козельчаночке подстать.

 А эта песня разве могла кого-нибудь оставить равнодушным?
 Город Козельск исторический
Ласково в Жиздру глядит,
Рядом завод механический
 В ритме рабочем гудит
Сады козельские и деревенские ,
Я вас люблю за красоту,
Сады дешовские и попелевские
 В нежно-розовом цвету
В нежно розовом цвету.
Слова к этим песням на музыку В.С. Вагина ( первая) и Ф.И Федосова написаны нашим замечательным журналистом и краеведом В. Н. Сорокиным. помню как после исполнения этих песен  еще в старом доме культуры, рядом с городским парком,  кто-то из зрителей крикнул: Сорокину- ура! И зал неистово зааплодировал.  Василий Николаевич сидел недалеко от сцены и смущенно улыбался.
В начале своего существования наш хор не был чисто академическим. в концерты включались и сольные произведения, соло, дуэты. трио. Большим успехом пользовался мужской ансамбль в репертуаре которого были и народные и военные песни.
 Зрители любили прекрасную песню " Два друга"  солистом ее был руководитель нашего хора , тогдашний директор музыкальной школы  заслуженный работник культуры РСФСР Н. К. Родионов
 Дрались по-геройски два друга,
Два друга в пехоте морской:
Один паренек был калужский,
Другой паренек костромской
Две последние строчки повторял весь ансамбль.
 Николай Константинович обладал прекрасным  бархатно-звучащим тенором.
 
Апофеозом звучали последние слова:
 А ну-ка, дай жизни Калуга,
Ходи веселей Кострома!
На одном из концертов по просьбе первого секретаря обкома КПСС А.А. Кандренкова  эту песню мы повторили два раза.
 Участники коллектива до сих пор тепло вспоминают , с каким вниманием и  к проблемам хора относились местные власти,  отдел культуры. Нередко,  приходил на репетиции хора, беседовал с   общался с хористами первый секретарь райкома КПСС Н. Н. Гусев.  Работой хора и нтересовалась, и , если надо, помогала секретарь райкома Р. А. Павлова.
 Именно тогда появились у хористов свои сценические костюмы.  У мужчин- черная костюмная пара: пиждак и брюки , причем пиджак с черными,  шелковыми лацканами , белая рубашка с галстуком -бабочкой.
У женщин-  матово-белые длинные платья, . У дирижера-руководителя хора- черный фрак.
 Хор наш звучал и по районному( да, да-было тогда и районное), и по областному радио.
 В1965 году  Козельский хор выступал  на Всероссийском смотре художественной самодеятелности в Ленинграде на сцене  Академического театра  оперы и балета  им. С.М. Кирова( ныне Мариинский), где был удостоин диплома  лауреата смотра , и ему было присвоено звание  народного академического хора.
 Тогда козельским хором в районе гордились Сами же хористы  оставались скромными людьми, не пользовались  какими-либо привилегиями,  не просили поблажки на своей основной работе.Каждому из нас достаточно было простого зрительского внимания, дружных аплодисментов.
Да и быть участником хора, особенно для молодого человека, было большой честью. как сейчас говорят,  престижно, признанием  его, хоть и скромных , исполнительских возможностей.
Наш хор любили. На концертах в 70-е годы  зал был всегда переполнен.  Каждый раз, перед выступлением, нас хористов , охватывало волнение. Тишина в зале.
  Ведущий объявляет номер. Открывается занавес.  На сцене хор.
 Лицом к нему тогдащний директор музыкальной школы , заслуженный работник культуры РСФСР Н.К. Родионов.
 Звучит песня В. С. Вагина на слова В.Н. Сорокина..
 Начинают женщины:
Мы идем с тобой перелесками,
Тихой тропкой у реки,
Над садами, над козельскими
Звезд веселых огоньки.

Затем вступают мужчины:

Здесь война прошла раскатами,
Мы смели ее следы,
Вслед шагая за солдатами,
Возвращали в строй сады.

Садов в козельском роайоне было много: и в совхозе" Красный комбинат" и в совхозе" Красный плодовод" , в Лубнах, Киреевске. Весь район утопал в садах.
Николая Константиновича давно нет в живых. В разные годы ушли от нас Н.Т. Акимов, А.И. Андреев, А.В. Козьмин, А.И. Соловьев. В. В. Собенников. Нет с нами и В.С. Вагина, В.Н. Сорокина, Ф.И. Федосова. Их нет. но мы помним друзей.Например, у Александра Владимировича Козьмина  были самые аккуратные , им самим написанные, вернее переписанные, нотные партии.
 Александр Васильевич Линченко в  народной песне " Коробейнике"  любил особо выразительно спеть слово" Чу" . Помните:" Чу, идет , пришла желанная, достает товар купец".
Принявший от Родионова  эстафету руководителя хора  Валентин Михайлович Зайцев  дружески предупреждал: Александр Владимирович, потише " чукай" пожалуйста."
 Эти мелочи и нюансы  вошли в далекую и незабываемую , трогательно вспоминаемую историю.
 Как усердно готовился хор, чтобы завоевать призовое место, подтвердить звание академического?
 Звание это не пожизненное, а завоевывается  в борьбе с соперниками.
  Призовое место в Калуге мы  завоевали,  и уже от области поехали в Воронеж
. Воронеж, как известно, город певческий. Чего стоит один Воронежский народный хор!
 Мы привезли патриотические песни "Поэма об Украине" А.Александрова, русскую  песню" Ах, ты, ноченька" молдавскую народную песню" Вот ведь как".
 До этого,  чтобы достойно выступить , с хором  дополнительно работали калужские специалисты  из музыкального училища супруги Деревяшкины- Владимир Семенович и Зинаида Сергеевна, долгое время руководившие  Калужским мужским академическим хором.
В Воронеже мы были неделю.Выступления в нескольких  Дворцах культуры,  по местному телевидению, и , наконец,  успешное выступление на отборочном конкурсе  открыло нам дорогу в Москву  на заключительный смотр сельской художественной самодеятельности.  На радостях бывший заведующий районным отделом культуры  В. М. Миньковский выделил каждому хористу по двадцать пять рублей.
В Москве мы жили в скромной гостинице " Алтай" и десять дней усиленно репетировали, репетировали, оттачивали  свои номера.  Работал с нами тогда профессор Московской консерватории В Соколов. Дирижировал он весьма своеобразно, на наш непрофессиональный взгляд несколько резковато и сумбурно.  Нам больше нравилось, когда дирижировал В.М. Зайцев, а за роялем была Серегина Э.А. или Зайцева Р. А.
 На заключительном концерте мы стояли с посланцами всей России на сцене  Большого кремлевского дворца: осетинами, лезгинами, дагестанцами,
 татарами, чукчами, чеченцами, алтайцами, башкирами....
 Телевидение транслировали концерт на весь Советский Союз.
 Нигде тогда не стреляли. Никто не слышал о кровопролитных конфликтах.  Более тысячи человек вышли на сцену  Кремлевского Дворца. Мощный сводный хор в едином порыве  с воодушевлением исполнил песню В. Агафонникова " Люблю тебя, моя Россия" Менее чем через двадцать лет  Советского союза не стало. Говорят, дружба народов  фальшивой оказалось. неправда это. Фальшивыми оказались  многие из политических лидеров страны  и республик, которые в угоду  своим политическим амбициям  разорвали Советский Союз,  проигнорировали волю народов, четко выраженную на  мартовском референдуме 1991 года.
Разве хотели войны матери  матери грузин,  армян, азербайджанцев, матери русских солдат??
Вспоминается  песня, ее тоже исполнял наш хор:" Хотят ли русские войны".
Встречали нас на козельской земле как победителей.. После Москвы были новые выступления, новые победы.
 Последние 15-17 лет с хором много и плодотворно работал В. М. Зайцев. помогала ему бессменный концертмейстер,  его жена Р.М. Зайцева. Хор выступал на государственных и профессиональных праздниках  перед трудящимися области, района, города. Исполнял сложные музыкальные произведения П.И. Чайковского, Ц. Кюи, Д. Бортнянского. Были в репертуаре и  русские народные песни. В рамках фестиваля "  поющая Россия" хор успешно защищал честь района.
В 90-е годы прошлого века  традиции хорового пения стали постепенно угасать. со временем состав хора стал редеть и стареть. под прицельным ударом  хулителей хорового пения  смены не нашлось.  Эти заметки  и были начаты  в поисках  осмысления причин данного явления. Взамен пришли шлягеры, очень часто исполняемые полуголосыми певцами и певичками на проектах" Звезд" и " звездочек", где больше ценится  не голос певца, а околомузыкальное оформление : дым на сцене, примитивный текст. Все как у Пушкина: К чему стадам дары свободы. их должно резать или стричь.
Вот и стригут наше хоровое пение  под свое убогое видение  мастера современной культуры. стригут сознательно , изобретательно под видом поиска новых, " клевых" поисков и находок.
 С горечью говорила в одной из телевизионных программ народная артистка СССР  Людмила Георгиевна Зыкина - гениальная певица- исполнительница русских народных песен , что сегодня и хоровое искусство и  и русская народная песня , по м нению телевизионного начальства, оказывается,  не модными, не рейтинговыми,  и поэтому якобы не востребованы.
 А хор, именно наш Козельский хор  еще вернется. Когда?  Сейчас не скажет никто. Существует и поныне замечательный хор ветеранов, но ему не хватает молодежи.
 Говорят настоящая музыка существует ,чтобы добрым был ум, а сердце умным. Вот когда возникнет потребность  в добром уме и умном сердце Козельский хор вернется в своей красоте и величии.
 Я в это верю.
 
 

 

 

 


* К сожалению, Кудинов Р.И. в настоящее время  ушел из жизни.

 


Рецензии
Спасибо Николай Алексеевич за экскурс в историю и развитие Козельского хора.Это действительно слаженный в голосовом и репертуарном творчестве коллектив.Как единый организм звучал и восхищал зрителя. Браво Вам,что сумели в своем рассказе запечатлеть суть рождения хорового пения,обращение с песней,исполнение репертуара местных авторов и музыкантов.Пройдут годы,а имена участников хора будут жить на странице вашего рассказа. И больно,что этому творчеству так мало уделяется внимания со стороны Министерства культуры. Кругом дешёвая попса и юмористы.Всю жизнь народ пел хорно,был активным участником и исполнителем этого музыкального действа. Верю,что придёт его время вновь и будут помнить заслуги прежних хористов,завоевавших славу и гордость для Калужской области и г.Козельска.Ваш рассказ -достойный памятник,этому уникальному чуду творческого коллектива козельчан!С уваж. А.

Анна Жабурина   20.07.2020 18:24     Заявить о нарушении