Нищий духом о первородном грехе
«Как справедливы слова этого человека, - с болью подумал я. – Мир действительно полон зла и неправды, и тварь стенает, ожидая спасения. Люди грешны и ходят кривыми стезями зла, лжи и тёмных страстей». Так думал я, слушая язвящие душу слова, однако вскоре, ощутил я смутное томление в сердце своём, и когда проповедник пошёл прочь от обступившей его толпы, я решился обратиться к нему с вопросом.
«Послушай, - сказал я. – Ты говоришь, что человек, согрешив, впустил смерть в этот мир, но разве не сказано в Книге, что он сделал добычей смерти только себя и род свой?».
Проповедник недовольно оглянулся на меня и, смерив сердитым взглядом, ответил: «Нет, он обрёк на смерть всю тварь, не только себя. Не согреши первый человек, смерть не имела бы власти над Божьим творением. Сказано в Книге: всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу, что свидетельствует о том, что до грехопадения человека животные не убивали и не пожирали друг друга».
«Тогда зачем, - удивился я, - хищники по природе своей имеют столь устрашающие зубы и когти? Разве не для того чтобы охотиться и убивать? Нужны ли эти смертоносные орудия животным питающимся травой? И разве, не будь смерти, не переполнились бы океаны бесчисленными рыбами и морскими чудовищами, небо – птицами, а земля гадами и зверями за каких-нибудь сто или тысячу лет, исполняя заповедь «плодитесь и размножайтесь»? Не правильнее ли будет полагать, что смерть животных была изначально заложена Создателем в их природу, дабы земля и море не стали тесны для них, и лишь человек имел особое таинственное предназначение, но не устоял и уподобился смертному зверю?»
Лицо проповедника побагровело от гнева: «Проклятый еретик! Речи твои лукавы, а грешный ум твой блуждает во тьме!» - прорычал он и резко развернувшись, зашагал прочь.
Смущённый его отповедью, я побрёл домой, под осуждающими взглядами людей, слышавших наш разговор. Одни укоризненно покачивали головами, другие цокали языком и с понимающей усмешкой крутили пальцем у виска. Я же подумал: «Разве разум дан Богом человеку не для того, чтобы он задавал вопросы, искал ответы и постигал смыслы, а не изобретал лживые оправдания, в которых Творец не имеет нужды. И разве, призвание человека не состоит в том, чтобы восхищаясь красотой и великолепием Божьего творения, он пребывал в беспрестанном поиске ответов на вопросы, которые задаёт ему мир? И что, если не постижение смыслов рождает в сердце человеческом смиренное благоговение перед премудростью Создателя?»
И уже на пороге своего дома я сказал себе: «О, как мучительно для души ясное осознание того, что живя на земле, она ничего не знает так, как должно знать, и видит свет как бы сквозь мутное стекло!».
Свидетельство о публикации №220032400154
Понравилась литературная рефлексия. Конечно, существует не только Священное Писание, но и Священное Предание. Поэтому проповедник, если он не принадлежал к протестантизму, правильно ответил Нищему духом. Не нужно умничать).
Вспомнилась юность. В первый раз, я попытался прочитать и осмыслить «Книгу Бытия» в 10 классе. Дошел до слов: «проклята земля за тебя» и потерял всякий интерес к дальнейшему чтению. Скучно стало. Какие могут быть заветы после такого с потомками нерадивого «садового работника и его помощника»?) Поздняк метаться. Если проклял, значит, проклял. Нужно быть последовательным. И тогда все будет хорошо).
С уважением, Александр.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 09.04.2024 22:02 Заявить о нарушении
Что касается "непоследовательности" Создателя, то она свидетельствует о Его милосердии, что даёт "потомкам нерадивого садовника" надежду на избавление от уз греха и смерти.
С наилучшими пожеланиями!
Лео Корсо 10.04.2024 00:12 Заявить о нарушении
Поэтому логично ограничить срок жизни человека, чтобы сократить время познания и не дать человеку много познать, по крайней мере, зараз, Вы говорите 120 годами? 360/120 = 3. А если были предыдущие цивилизации, то, возможно, они подходили слишком близко, и ...
Ну а то, что первой к знаниям потянулась Ева - это естетвенно (ну дали мне опять повод съязвить).
Елена Тумина 10.04.2024 03:01 Заявить о нарушении
Глубокое знание, например, медицины, позволяет эффективно противодействовать болезням и исцелять больных. Можем ли мы назвать такое знание добром? Да. А можно ли его назвать злом? Да, если оно используется против здоровья и жизни человека. Иначе говоря, дело не в знании, как таковом, а в целях его применения.
Утилитарное знание, не обязательно должно быть поверхностным, чем оно глубже, тем больше шансов, например, "не умереть с голоду".
Чем глубже и обширней знание, тем шире открываются горизонты возможностей перед разумом. Но, конечно же, больше и искушений.
Что Вы хотели сказать расчётом: 360/120 = 3, не очень понятно.
Лео Корсо 10.04.2024 13:28 Заявить о нарушении
«Как-то, даже написал комментарии к первым 11-ти главам, но публиковать не стал, поскольку в них больше вопросов, чем ответов».
Впечатляет. Сложная тема. В свое время мне было любопытно познакомиться с лекциями (беседами) по «Книге Бытия» Евгения Авдеенко (1952-2014). На мой взгляд, Евгений Авдеенко – интересный и глубокий русский православный богослов и мыслитель. О Грехопадении у него есть 4 лекции (беседы).
Наверное, в глубине любого греха лежит «будете как боги». А как «боги» получились из людей, мы все можем наблюдать в реальной жизни.
Удачи и всех благ!
Александр Галяткин Юлия Фадеева 10.04.2024 14:08 Заявить о нарушении
Я полагаю, что в глубине греха лежит не сатанинский соблазн: "будете как боги", а нечто другое. Поясню свою мысль: человек создан по образу и подобию Божию, то есть он уже согласно природе своей "как Бог" - подобен Богу. Грех же коренится там, где человек ставит вместо подобия, тождество, равенство. Человек "как Бог" и "человек – Бог", как Вы понимаете, вещи принципиально разные. Первое соответствует истине, второе – гордая ложь, поскольку тварь никогда не сможет быть равной Творцу.
Отмечу также, что змей сказал Еве: "в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло" Быт. 3:5). То есть будете КАК БОГИ, ЗНАТЬ добро и зло. Ключевое слово ЗНАТЬ. И что это значит: знать, как боги, добро и зло? Уметь отличать одно от другого? Или знать, как делать то и другое?
И здесь возникает очень серьёзный вопрос: если умение отличать добро от зла, по сути, не что иное, как совесть (основа человеческой нравственности), то почему это знание являлось запретным и смертоносным для человека?
Всего доброго!
Лео Корсо 10.04.2024 16:22 Заявить о нарушении
Елена Тумина 10.04.2024 18:30 Заявить о нарушении
Лео Корсо 10.04.2024 22:23 Заявить о нарушении
На мой взгляд, знать, как делать то и другое.
"И здесь возникает очень серьёзный вопрос: если умение отличать добро от зла, по сути, не что иное, как совесть (основа человеческой нравственности), то почему это знание являлось запретным и смертоносным для человека?"
Интересно. А из каких слов Вы сделали вывод, что у Адама есть совесть и он отличает добро от зла? У Адама виноваты все, кроме него самого. Он сразу пытается перенести ответственность за свой поступок на жену:"Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел". Но не только на жену, но и на Бога тоже. Адаму нужно было просто покаяться перед Богом, но сделать он этого почему-то не может.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 10.04.2024 23:44 Заявить о нарушении
Поскольку совесть и есть знание добра и зла, то следует полагать, что Адам получил данное знание, вкусив запретный плод. Тем более это подтверждает и Бог: "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло".
Отвечая на вопрос Господа: "не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?", Адам, на мой взгляд, вовсе не оправдывается, а честно рассказывает, как было дело: он ел не от дерева, но "жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел". Ева же признаётся: "змей обольстил меня, и я ела", уже явно осознавая, что стала жертвой обольщения. Заметьте, что Адам не говорит, сваливая вину на Еву: "жена обольстила меня, и я ел", но говорит: "дала мне, и я ел" (а мог и не есть).
Я думаю, что покаяние перед Богом в своём поступке, никоим образом не спасло бы Адама и Еву от смерти, ибо они уже вкусили смертоносный плод, о котором Бог сказал: "от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь". Человек стал смертным не потому, что ослушался Бога и Тот, разгневавшись, наказал его, а потому, что ослушавшись предупреждения Бога, съел ядовитый плод и тем самым наказал сам себя. Кайся, не кайся – ничего изменить было уже нельзя, иначе слово Господа о смертоносности плода познания оказалось бы ложью.
Текст очень непростой для понимания.
Лео Корсо 11.04.2024 00:32 Заявить о нарушении
Из формальной логики получается, что никакими богами Адам и Ева не стали, но «полевые структуры» (назовем это так) после запретных плодов у них изменились. Они стали смертными. Больше нам ничего неизвестно.
"И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло".
Если принять ваш вариант трактовки событий, тогда придется ответить на вопрос: кто такие эти «мы»? Богословы и не только богословы давали разные варианты возможных ответов. Какой из них более правильный? – я не знаю.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 11.04.2024 14:33 Заявить о нарушении
Всего доброго!
Лео Корсо 11.04.2024 17:03 Заявить о нарушении