Курбан, Татьяна и Назокат

   Балетная пара Курбан и Татьяна Холовы  оставили  в моей памяти неизгладимое впечатление. В далёком 1975-ом году  именно их  я впервые  увидела вживую на сцене Таджикского  театра оперы и балета им.С.Айни.
Мы тогда  с сыном -дошкольником перебрались к моим родителям,осевшим в Душанбе. Первое,что я сделала, поспешила к оперному театру. С замиранием сердца  взирала на величественное здание, читала афиши спектаклей. Купила билет на балет "Баядерка" Л.Минкуса. Это стало  осуществлением мечты,ведь я ,выросшая в маленьком провинциальном городке в Татарии, видела балетные спектакли и отдельные выступления только  по телевизору.
  Не помню, на дневной я попала спектакль или вечерний,но народу в зрительном зале на удивление было не много. Журналистская память цепко  держала с афиши "Баядерки"  имена исполнителей главных ролей: Никия- баядерка,танцовщица-Бозгуль Исаева,
 Солор- благородный и храбрый воин - Курбан Холов, Гамзатти- дочь раджи-Татьяна Холова. Спектакль меня ошеломил! Я наслаждалась дивной музыкой,льющейся из симфонического оркестра, изысканными танцами древней Индии,яркими костюмами и декорациями. Переживала всем сердцем историю трагической любви Никии и Солора. ненавидела мстительного  великого брамина и коварную Гамзатти-соперницу баядерки,приказавшую  на собственной свадьбе подложить танцовщице  в корзину с цветами ядовитую змею. До глубины души  потрясла меня  гибель Никии от укуса змеи и раскаяние изменника Солора, так и не сумевшего забыть свою баядерку.
  Курбан Холов -Солор смотрелся, как  ожившая скульптура древних мастеров. Рост,осанка, чеканное лицо, невероятная пластика. Под стать ему была чарующе красивая в индийских нарядах Татьяна Холова- Гамзатти. Танцы этого дуэта завораживали. Со слезами  смотрела финал спектакля-страшное землетрясение,поглотившее всех участников, а  души Никии и Солора,соединившиеся на небесах длинным белым шарфом -нитью судьбы.
  Мне тогда и в голову не могло прийти,что вскоре я стану не только постоянным  зрителем оперного театра,но и корреспондентом редакции культуры ТаджикТА-таджикского отделения ТАСС. И буду писать о премьерах!
   В 1980 году Геннадий Ледях - в то время главный балетмейстер театра им.Айни возобновил  постановку спектакля "Дон Кихот" Минкуса. И опять я увидела Холовых на сцене: Курбан был Базилем , а  Татьяна -блистательной уличной танцовщицей. Исполнительницу роли Китри,к сожалению,не помню. Влюбилась я в этот балет сразу  и на всю жизнь. И в каждом представлении с разными составами  бесстрашного идальго Дон Кихота  исполнял Владимир Кормилин.
  А ещё у меня состоялась встреча со знаменитой "Кармен-сюитой" Бизе-Щедрина. Этот балет  в нашем театре ставил брат Майи Плисецкой Александр Михайлович Плисецкий и я с его разрешения не раз побывала на репетициях.
  С нетерпением  ждала премьеру спектакля "Сотворение мира" на музыку Андрея Петрова,над которым работали   московские балетмейстеры Н.Касаткина и В.Василёв. Тогда же я познакомилась со Сталиной Азаматовой- постановщиком балетов "Смерть ростовщика" на музыку Толиба Шахиди-мужа моей подруги Гульсифат и "Винни-Пух и все,все,все" композитора Юрия Тер-Осипова.
  В расцвете мировой славы я застала Малику Сабирову и Музаффара Бурханова. Не раз бывала  в крошечной гримёрной Малики, наблюдала  за волшебством перевоплощения на  сценических репетициях и спектаклях "Дон Кихот","Лейли и Меджнун", "Танцы часов" из оперы Понкиелли "Джоконда". Делиться впечатлениями ходила в редакцию газеты "Комсомолец Таджикистана" к Рано Махмудовой -сестре Музаффара Бурханова,  их мать в молодости  была балериной.
   Оперные спектакли я тоже  почти все пересмотрела,ведь в них участвовали солисты и артисты балета. Со многими подружилась. Как-то  поинтересовалась,где Курбан и Татьяна Холовы,мол,не вижу их в театре.Оказалось,они работают в Турции.
  В начале 1987 года директор ТаджикТА  З.Насриддинов вызвал меня к себе в кабинет и огорошил новостью. Председатель Таджикского театрального общества Гафар Рустамович Валамат-заде  просил оформить  мой перевод из редакции культуры на должность  секретаря Президиума ТТО. Я онемела. За годы общения с Валамат-заде и  его знаменитым ансамблем танца "Лола" мы много о чём переговорили. Гафар Рустамович рассказывал мне о свой балетной карьере,о постановках спектаклей на сцене театра им.Айни,об артистах, ставших гордостью таджикского балета. Мне было интересно его мнение и о  драматических премьерах в театре им.Лахути, Молодёжном им.Вахидова,Русском драмтеатре им.Маяковского. Видно тогда он и решил  "переманить" меня  на работу в ТТО. Так открылась  новая страница моей жизни.

   Театральное общество  размещалось во дворе оперного театра  в двух маленьких комнатках  в здании театральных мастерских. Валамат -заде познакомил меня  со своими заместителями К.Садуллаевым и Х.Хамраевым, главным  бухгалтером Людмилой Клюткиной и молоденькой сотрудницей Назокат Холовой. Люся -мне ровесница,к тому же я хорошо была знакома с её мужем -журналистом Костей Клюткиным из газеты "Коммунист Таджикистана". А Назокат по возрасту была  чуть старше моего сына Сергея и наше общение с ней как-то само собой сложилось по типу "дочки-матери". Ей часто звонила бабушка Тамара,называя непривычным именем Назика.
   Осенью того 1987 года  ТТО в связи с реорганизацией преобразовалось в Союз театральных деятелей Таджикистана и на съезде председателем был избран  ведущий актёр театра и кино Хабибулло Абдураззаков, а его заместителем педагог института искусств Малика Джурабекова. Вскоре в СТД стали работать консультантами её ученицы с актёрского курса Лола Авезова и Фируза Абдулхакова,  из минкультуры перешла к нам оперный режиссёр Светлана Тимурова,а из Москвы прибыл  выпускник ГИТИСа театровед Сухроб Мирзоев. О нашей работе в этом дружном составе , о проведении  театральных фестивалей-Республиканского "ПАРАСТУ" и Регионального  театров Средней Азии и Казахстана "НАВРУЗ" ,о встречах в театральной гостиной с ветеранами сцены,гастролях с лучшими спектаклями в Москве и многом другом я подробно рассказала в своей книге "Письма к сыну" в последней главе  "Весь мир-театр"( Вера Дейниченко Проза.ру).
   С Назокат мы побывали  в Алма-Ате на "Наврузе-88" и даже жили в одном номере гостиницы, а потом делись впечатлениями  в газете. Помню, восторгались  выступлениями  Фаруха Рузиматова, служившего  тогда в Мариинском театре,но  не забывающего  родного Душанбе. Он блистательно танцевал  в спектаклях "Дон Кихот" с Алтынай Асылмуратовой,в "Баядерке" с Любовью Кунаковой. И ни разу Назокат  даже не намекнула о причастности её семьи к балету.
   Как-то я увидела мою юную подругу  у оперного театра с Курбаном Холовым и подметила,что общаются они уж очень...по родственному.Подошла поздороваться,а Назичка  говорит: " Вера Владимировна, это мой папа Курбан Холов". И до меня,наконец-то,дошло кто есть кто!   Поспешила разом выдать всю информацию о первой "Баядерке" вживую с Холовыми, о том,что я родилась  с Майей Плисецкой в один день 20 ноября с разницей в 24 года. Курбан выдержал мою словесную "атаку" с улыбкой ,а на прощанье дружелюбно обнял,сказав,что рад такой горячей поклоннице.
Потом уж я пытала Назокат вопросами типа " что,где,когда".Выяснила,что Курбан Холов учился в Ленинграде в Вагановском  хореографическом училище вместе с Маликой Сабировой и Музаффаром Бурхановым. С детства знал Фаруха Рузиматова и дружил с его родителями. А мама Назокат Татьяна Козловская  на 6 лет младше Курбана и закончила Московское хореографическое училище. Поставили  их впервые в пару в балете "Лейли и Меджнун". Так творческий союз  плавно перетёк в семейный. Холовы перетанцевали  весь классический репертуар.А  балет С.Баласаняна "Лейли и Меджнун"  стал их визитной карточкой и эту историю любви  с восторгом воспринимали зрители разных стран.
 Младшая дочь Холовых Нигина училась  в Киевском хореографическом училище,снималась вместе с Курбаном в кино. А Назичка в раннем детстве тоже занималась балетом,но не сложилось... 
  Назокат не теряла надежды получить профессию,связанную с искусством.Пыталась поступить В ГИТИС  на отделение театроведения,потом в Душанбе приехал набирать актёрский курс  Михаил Андреевич Глузский и мы все в СТД  переживали  за нашу девочку.Студенткой  Назичка всё же стала - в Душанбинском педагогическом институте  на факультете иностранных языков.
 Я перешла работать в еженедельник "Бизнес и политика",где заместителем главного редактора был мой муж Глеб Дейниченко. В то время  в республике уже вовсю полыхала гражданская война и многие стали покидать Таджикистан. Назокат перевелась в Калужский пединститут,а мы с мужем  в сентябре 1993 года переселились в Тульскую глубинку -деревню Ханино. Я послала Назичке письмо с  "красочным" рассказом о нашем новоселье в старом деревянном доме без удобств, о нелёгкой адаптации моего Глеба Николаевича к непривычным для южанина условиям российской жизни.
   20 ноября в мой день рождения ударил сильный мороз, а снега вовсе не было. В гости  ко мне приехали из Тулы брат Валера с женой Люсей и дочкой Леной, из Москвы прикатила верная  ещё с Душанбе  подруга  Сусанна, из Бугуруслана явился свет мой сын Сергей. Не успели сесть за стол, как увидели в окно подъехавший к  калитке  ханинский самосвал, а из кабины водителя-нашего соседа  выпрыгнула  Назокат. Вот уж веселья и смеху было  от такого сюрприза! Назичка гостила у меня несколько дней и мы не могли наговориться. А Глебушка  заваривал для нас чай, подносил фрукты и конфеты,напевая вполголоса "К Назокате ходит парень..." Так он переделал в шутку известную русскую песню  "На закате ходит парень возле дома моего".
  Наша общение в письмах продолжалась и после переезда Назокат в Москву и я знала обо всех событиях её жизни.  Она стала мамой,родив сына Марата.Её сестра Нигина  по контракту работала в Египте, вскоре туда  были приглашены педагогами-хореографами их родители Курбан и Татьяна.  И Назичка  полгода пожила в Каире,работая в Институте папирусов: рассказывала русским туристам  о древних рукописях.
  Потом Холовы  переселились в Россию, купив старый дом в деревне Ярославской области, где никому не нужным оказалось их балетное искусство. Это были трудные годы.  Мы встретились как-то раз с Назокат в Москве  в доме у Сусанны-актрисы  Душанбинского драмтеатра им.Маяковского. Её муж Геннадий Киселёв работал у Николая Сличенко в цыганском театре "Ромэн" заместителем директора. А Сусанна  преподавала сценическую речь в детской  цыганской студии. Подруга  часто приезжала с приветами от Назички ко мне в Ханино и в Суворов,где нам с мужем -активистам районной газеты "Светлый путь" служба миграции выделила однокомнатную квартиру в общежитии  для малосемейных.
  Не помню, почему на несколько лет прервалась наша с Назокат переписка.  Скорее всего, из-за прибавления в семье-в 2004  году у них с мужем Володей родилась дочка Танечка и забот появилось выше головы  -не до писем стало. А у меня  один за другим уходили из жизни любимые и дорогие-брат Валера, свекровь Галина Ивановна-мы перевезли её из Душанбе в Суворов,Олег-сын Глеба. И Глебушка  с Сусанной тоже покинули меня...
  В 2012 году я наконец-то  приобрела ноотбук,зарегистрировалась на разных сайтах в надежде разыскать друзей- земляков.Назокат сразу же нашла меня и соединила с Гулей Шахиди и  коллегой по ТаджикТА Сашей Ходжаевым,а он помог мне связаться со друзьями журналистами и актёрами,живущим в разных странах.
  Через год мы все встретились в Москве  в Малом зале консерватории на концерте,где звучала музыка и Толиба Шахиди. Тогда мы с Гулей  начали  работу над её первой книгой- повестью "Город,где сбываются мечты". Назокат рассказала о дочке Танечке,о родителях,бедствующих  в деревне. У Курбана стали отказывать ноги и он не мог с этим смириться. Куда только не обращалась Назокат за помощью! Писала письма в министерства культуры Таджикистана и России," бомбила " чиновников звонками,но кроме обещаний  и редких слов сочувствия-ничего. Когда у отца отняли одну ногу, Назокат пыталась собрать деньги на операцию,чтоб спасти вторую. Друзья переводили деньги на счёт-кто сколько мог. Но ничего не помогло-Курбан    лишился второй ноги и зрения.Что могло быть страшнее для  артиста балета?
Не знаю,как пережила эту  боль за  отца  моя Назичка... На ней не было лица, когда  в 2016 году  в Москве она рассказывала  мне о трагедии. Приехала ко мне в гостиницу вместе дочкой Танечкой- тихой, застенчивой девочкой с огромными чёрными холовскими глазами.  Мы сразу с ней подружились.
  В мае 2017 года  Курбана Холова не стало. Все друзья-душанбинцы в разных странах мира  горевали вместе с Назокат об этой тяжелой утрате. А в августе того же года мы с Гулей Шахиди устроили  презентацию её книг  в районной библиотеке моего провинциального городка Суворова. Гуля привезла с собой Назокат с Танечкой и  нашу душанбинскую подругу Людмилу Синицыну- писательницу и фотографа, сотрудницу  Московского журнала "Наука и жизнь". До сих пор мы вспоминаем эту встречу. Мечтаем  увидеться таким же составом у  меня в Гатчине,где я живу с 2018 года.
  Моя внучка Сашенька знает  Назокат и Танечку по фото в интернете. А Курбана Холова  в  роли пройдохи-конокрада я ей показала в фильме Елизаветы Кимягаровой "Приключения Маленького Мука." Сама пересматриваю изредка  фильмы с участием Курбана  "Остров"( реж.Бако Садыков),  телебалеты "Волшебный цветок" и "Рубаи Хайяма"( реж. Е.Кимягарова). Всех помню и люблю.

Вера Дейниченко,журналистка
Гатчина, 2020 год.
   




 


 


Рецензии