Курбан, Татьяна и Назокат
Мы тогда с сыном -дошкольником перебрались к моим родителям,осевшим в Душанбе. Первое,что я сделала, поспешила к оперному театру. С замиранием сердца взирала на величественное здание, читала афиши спектаклей. Купила билет на балет "Баядерка" Л.Минкуса. Это стало осуществлением мечты,ведь я ,выросшая в маленьком провинциальном городке в Татарии, видела балетные спектакли и отдельные выступления только по телевизору.
Не помню, на дневной я попала спектакль или вечерний,но народу в зрительном зале на удивление было не много. Журналистская память цепко держала с афиши "Баядерки" имена исполнителей главных ролей: Никия- баядерка,танцовщица-Бозгуль Исаева,
Солор- благородный и храбрый воин - Курбан Холов, Гамзатти- дочь раджи-Татьяна Холова. Спектакль меня ошеломил! Я наслаждалась дивной музыкой,льющейся из симфонического оркестра, изысканными танцами древней Индии,яркими костюмами и декорациями. Переживала всем сердцем историю трагической любви Никии и Солора. ненавидела мстительного великого брамина и коварную Гамзатти-соперницу баядерки,приказавшую на собственной свадьбе подложить танцовщице в корзину с цветами ядовитую змею. До глубины души потрясла меня гибель Никии от укуса змеи и раскаяние изменника Солора, так и не сумевшего забыть свою баядерку.
Курбан Холов -Солор смотрелся, как ожившая скульптура древних мастеров. Рост,осанка, чеканное лицо, невероятная пластика. Под стать ему была чарующе красивая в индийских нарядах Татьяна Холова- Гамзатти. Танцы этого дуэта завораживали. Со слезами смотрела финал спектакля-страшное землетрясение,поглотившее всех участников, а души Никии и Солора,соединившиеся на небесах длинным белым шарфом -нитью судьбы.
Мне тогда и в голову не могло прийти,что вскоре я стану не только постоянным зрителем оперного театра,но и корреспондентом редакции культуры ТаджикТА-таджикского отделения ТАСС. И буду писать о премьерах!
В 1980 году Геннадий Ледях - в то время главный балетмейстер театра им.Айни возобновил постановку спектакля "Дон Кихот" Минкуса. И опять я увидела Холовых на сцене: Курбан был Базилем , а Татьяна -блистательной уличной танцовщицей. Исполнительницу роли Китри,к сожалению,не помню. Влюбилась я в этот балет сразу и на всю жизнь. И в каждом представлении с разными составами бесстрашного идальго Дон Кихота исполнял Владимир Кормилин.
А ещё у меня состоялась встреча со знаменитой "Кармен-сюитой" Бизе-Щедрина. Этот балет в нашем театре ставил брат Майи Плисецкой Александр Михайлович Плисецкий и я с его разрешения не раз побывала на репетициях.
С нетерпением ждала премьеру спектакля "Сотворение мира" на музыку Андрея Петрова,над которым работали московские балетмейстеры Н.Касаткина и В.Василёв. Тогда же я познакомилась со Сталиной Азаматовой- постановщиком балетов "Смерть ростовщика" на музыку Толиба Шахиди-мужа моей подруги Гульсифат и "Винни-Пух и все,все,все" композитора Юрия Тер-Осипова.
В расцвете мировой славы я застала Малику Сабирову и Музаффара Бурханова. Не раз бывала в крошечной гримёрной Малики, наблюдала за волшебством перевоплощения на сценических репетициях и спектаклях "Дон Кихот","Лейли и Меджнун", "Танцы часов" из оперы Понкиелли "Джоконда". Делиться впечатлениями ходила в редакцию газеты "Комсомолец Таджикистана" к Рано Махмудовой -сестре Музаффара Бурханова, их мать в молодости была балериной.
Оперные спектакли я тоже почти все пересмотрела,ведь в них участвовали солисты и артисты балета. Со многими подружилась. Как-то поинтересовалась,где Курбан и Татьяна Холовы,мол,не вижу их в театре.Оказалось,они работают в Турции.
В начале 1987 года директор ТаджикТА З.Насриддинов вызвал меня к себе в кабинет и огорошил новостью. Председатель Таджикского театрального общества Гафар Рустамович Валамат-заде просил оформить мой перевод из редакции культуры на должность секретаря Президиума ТТО. Я онемела. За годы общения с Валамат-заде и его знаменитым ансамблем танца "Лола" мы много о чём переговорили. Гафар Рустамович рассказывал мне о свой балетной карьере,о постановках спектаклей на сцене театра им.Айни,об артистах, ставших гордостью таджикского балета. Мне было интересно его мнение и о драматических премьерах в театре им.Лахути, Молодёжном им.Вахидова,Русском драмтеатре им.Маяковского. Видно тогда он и решил "переманить" меня на работу в ТТО. Так открылась новая страница моей жизни.
Театральное общество размещалось во дворе оперного театра в двух маленьких комнатках в здании театральных мастерских. Валамат -заде познакомил меня со своими заместителями К.Садуллаевым и Х.Хамраевым, главным бухгалтером Людмилой Клюткиной и молоденькой сотрудницей Назокат Холовой. Люся -мне ровесница,к тому же я хорошо была знакома с её мужем -журналистом Костей Клюткиным из газеты "Коммунист Таджикистана". А Назокат по возрасту была чуть старше моего сына Сергея и наше общение с ней как-то само собой сложилось по типу "дочки-матери". Ей часто звонила бабушка Тамара,называя непривычным именем Назика.
Осенью того 1987 года ТТО в связи с реорганизацией преобразовалось в Союз театральных деятелей Таджикистана и на съезде председателем был избран ведущий актёр театра и кино Хабибулло Абдураззаков, а его заместителем педагог института искусств Малика Джурабекова. Вскоре в СТД стали работать консультантами её ученицы с актёрского курса Лола Авезова и Фируза Абдулхакова, из минкультуры перешла к нам оперный режиссёр Светлана Тимурова,а из Москвы прибыл выпускник ГИТИСа театровед Сухроб Мирзоев. О нашей работе в этом дружном составе , о проведении театральных фестивалей-Республиканского "ПАРАСТУ" и Регионального театров Средней Азии и Казахстана "НАВРУЗ" ,о встречах в театральной гостиной с ветеранами сцены,гастролях с лучшими спектаклями в Москве и многом другом я подробно рассказала в своей книге "Письма к сыну" в последней главе "Весь мир-театр"( Вера Дейниченко Проза.ру).
С Назокат мы побывали в Алма-Ате на "Наврузе-88" и даже жили в одном номере гостиницы, а потом делись впечатлениями в газете. Помню, восторгались выступлениями Фаруха Рузиматова, служившего тогда в Мариинском театре,но не забывающего родного Душанбе. Он блистательно танцевал в спектаклях "Дон Кихот" с Алтынай Асылмуратовой,в "Баядерке" с Любовью Кунаковой. И ни разу Назокат даже не намекнула о причастности её семьи к балету.
Как-то я увидела мою юную подругу у оперного театра с Курбаном Холовым и подметила,что общаются они уж очень...по родственному.Подошла поздороваться,а Назичка говорит: " Вера Владимировна, это мой папа Курбан Холов". И до меня,наконец-то,дошло кто есть кто! Поспешила разом выдать всю информацию о первой "Баядерке" вживую с Холовыми, о том,что я родилась с Майей Плисецкой в один день 20 ноября с разницей в 24 года. Курбан выдержал мою словесную "атаку" с улыбкой ,а на прощанье дружелюбно обнял,сказав,что рад такой горячей поклоннице.
Потом уж я пытала Назокат вопросами типа " что,где,когда".Выяснила,что Курбан Холов учился в Ленинграде в Вагановском хореографическом училище вместе с Маликой Сабировой и Музаффаром Бурхановым. С детства знал Фаруха Рузиматова и дружил с его родителями. А мама Назокат Татьяна Козловская на 6 лет младше Курбана и закончила Московское хореографическое училище. Поставили их впервые в пару в балете "Лейли и Меджнун". Так творческий союз плавно перетёк в семейный. Холовы перетанцевали весь классический репертуар.А балет С.Баласаняна "Лейли и Меджнун" стал их визитной карточкой и эту историю любви с восторгом воспринимали зрители разных стран.
Младшая дочь Холовых Нигина училась в Киевском хореографическом училище,снималась вместе с Курбаном в кино. А Назичка в раннем детстве тоже занималась балетом,но не сложилось...
Назокат не теряла надежды получить профессию,связанную с искусством.Пыталась поступить В ГИТИС на отделение театроведения,потом в Душанбе приехал набирать актёрский курс Михаил Андреевич Глузский и мы все в СТД переживали за нашу девочку.Студенткой Назичка всё же стала - в Душанбинском педагогическом институте на факультете иностранных языков.
Я перешла работать в еженедельник "Бизнес и политика",где заместителем главного редактора был мой муж Глеб Дейниченко. В то время в республике уже вовсю полыхала гражданская война и многие стали покидать Таджикистан. Назокат перевелась в Калужский пединститут,а мы с мужем в сентябре 1993 года переселились в Тульскую глубинку -деревню Ханино. Я послала Назичке письмо с "красочным" рассказом о нашем новоселье в старом деревянном доме без удобств, о нелёгкой адаптации моего Глеба Николаевича к непривычным для южанина условиям российской жизни.
20 ноября в мой день рождения ударил сильный мороз, а снега вовсе не было. В гости ко мне приехали из Тулы брат Валера с женой Люсей и дочкой Леной, из Москвы прикатила верная ещё с Душанбе подруга Сусанна, из Бугуруслана явился свет мой сын Сергей. Не успели сесть за стол, как увидели в окно подъехавший к калитке ханинский самосвал, а из кабины водителя-нашего соседа выпрыгнула Назокат. Вот уж веселья и смеху было от такого сюрприза! Назичка гостила у меня несколько дней и мы не могли наговориться. А Глебушка заваривал для нас чай, подносил фрукты и конфеты,напевая вполголоса "К Назокате ходит парень..." Так он переделал в шутку известную русскую песню "На закате ходит парень возле дома моего".
Наша общение в письмах продолжалась и после переезда Назокат в Москву и я знала обо всех событиях её жизни. Она стала мамой,родив сына Марата.Её сестра Нигина по контракту работала в Египте, вскоре туда были приглашены педагогами-хореографами их родители Курбан и Татьяна. И Назичка полгода пожила в Каире,работая в Институте папирусов: рассказывала русским туристам о древних рукописях.
Потом Холовы переселились в Россию, купив старый дом в деревне Ярославской области, где никому не нужным оказалось их балетное искусство. Это были трудные годы. Мы встретились как-то раз с Назокат в Москве в доме у Сусанны-актрисы Душанбинского драмтеатра им.Маяковского. Её муж Геннадий Киселёв работал у Николая Сличенко в цыганском театре "Ромэн" заместителем директора. А Сусанна преподавала сценическую речь в детской цыганской студии. Подруга часто приезжала с приветами от Назички ко мне в Ханино и в Суворов,где нам с мужем -активистам районной газеты "Светлый путь" служба миграции выделила однокомнатную квартиру в общежитии для малосемейных.
Не помню, почему на несколько лет прервалась наша с Назокат переписка. Скорее всего, из-за прибавления в семье-в 2004 году у них с мужем Володей родилась дочка Танечка и забот появилось выше головы -не до писем стало. А у меня один за другим уходили из жизни любимые и дорогие-брат Валера, свекровь Галина Ивановна-мы перевезли её из Душанбе в Суворов,Олег-сын Глеба. И Глебушка с Сусанной тоже покинули меня...
В 2012 году я наконец-то приобрела ноотбук,зарегистрировалась на разных сайтах в надежде разыскать друзей- земляков.Назокат сразу же нашла меня и соединила с Гулей Шахиди и коллегой по ТаджикТА Сашей Ходжаевым,а он помог мне связаться со друзьями журналистами и актёрами,живущим в разных странах.
Через год мы все встретились в Москве в Малом зале консерватории на концерте,где звучала музыка и Толиба Шахиди. Тогда мы с Гулей начали работу над её первой книгой- повестью "Город,где сбываются мечты". Назокат рассказала о дочке Танечке,о родителях,бедствующих в деревне. У Курбана стали отказывать ноги и он не мог с этим смириться. Куда только не обращалась Назокат за помощью! Писала письма в министерства культуры Таджикистана и России," бомбила " чиновников звонками,но кроме обещаний и редких слов сочувствия-ничего. Когда у отца отняли одну ногу, Назокат пыталась собрать деньги на операцию,чтоб спасти вторую. Друзья переводили деньги на счёт-кто сколько мог. Но ничего не помогло-Курбан лишился второй ноги и зрения.Что могло быть страшнее для артиста балета?
Не знаю,как пережила эту боль за отца моя Назичка... На ней не было лица, когда в 2016 году в Москве она рассказывала мне о трагедии. Приехала ко мне в гостиницу вместе дочкой Танечкой- тихой, застенчивой девочкой с огромными чёрными холовскими глазами. Мы сразу с ней подружились.
В мае 2017 года Курбана Холова не стало. Все друзья-душанбинцы в разных странах мира горевали вместе с Назокат об этой тяжелой утрате. А в августе того же года мы с Гулей Шахиди устроили презентацию её книг в районной библиотеке моего провинциального городка Суворова. Гуля привезла с собой Назокат с Танечкой и нашу душанбинскую подругу Людмилу Синицыну- писательницу и фотографа, сотрудницу Московского журнала "Наука и жизнь". До сих пор мы вспоминаем эту встречу. Мечтаем увидеться таким же составом у меня в Гатчине,где я живу с 2018 года.
Моя внучка Сашенька знает Назокат и Танечку по фото в интернете. А Курбана Холова в роли пройдохи-конокрада я ей показала в фильме Елизаветы Кимягаровой "Приключения Маленького Мука." Сама пересматриваю изредка фильмы с участием Курбана "Остров"( реж.Бако Садыков), телебалеты "Волшебный цветок" и "Рубаи Хайяма"( реж. Е.Кимягарова). Всех помню и люблю.
Вера Дейниченко,журналистка
Гатчина, 2020 год.
Свидетельство о публикации №220032401573