Макс Кафар - Дао капитализма, или Идти с потоком

Дао капитализма, или Идти с потоком ("денег")

Лао-цзы был легендарным "Старым мудрецом"  в древнем Китае.  Мы не знаем, существовал ли он на самом деле, но знаем, что он основал философию даосизма.  Его легендарный Дао-дэ цзин, "Классический путь и его сила,"  - тонкий  трактат, который радикально  противостоит нашему взгляду на все—включая нас самих, природу и мир вокруг нас.  Мне нравится называть его "Анархическим принцем";   подобно тому, как маккиавелевский Принц служит руководством для правителей по освоению искусства управления,  классический трактат Лаоцзы  предназначен  для правителей, которые хотят научиться  прямо противоположному – как не управлять.

Дао буквально означает "путь" или "метод."  Он  одновременно означает источник всех вещей и путь-- "естественный путь"—всей вселенной.  Он также уникальный путь для каждого существа,  включая человеческое существо.  Поэтому  он -  нечто, что каждый из нас может обнаружить лично,  в нашей личной жизни. Для Лаоцзы,  путь обозначен нечетко,  и найти его  - задача нашего путешествия по жизни.

 "Дао, о котором можно рассказать, не настоящее Дао." [1] Мы, глупые человеческие существа, полагаем, что знаем, что нас ожидает впереди.  Мы слепо идем за предрассудками общества и нашими собственными, упрямыми, эгоистическими идеями.  В результате  от нас  ускользает связь между  вещами,  большая картина и более глубокая истина.

Как указывает Лаоцзы, мы не обращаем внимание на важность баланса между инь и ян,  противоположности, которые на самом деле дополняют друг друга, фундаментальное единство мира в разнообразии. Он также учит важности  fu, возвращению или повторению,  понятию, которое противостоит нашим наивным идеям  о цивилизации как о линейном прогрессе,  о завоевании и доминировании,  о бесконечном аккумулировании. И он говорит о wuwei, "делании без делания," включая "правление без правления," или анархистское правление.  Это значит действие происходит через ziran или спонтанность, т.е. не принуждая мир к тому, чтобы соответствовать нашим ожиданиям;  в действительности, даже не принуждая себя самих следовать за нашими предрассудками.  Лаоцзы шокировал  патриархальное авторитарное общество, взявши за образец анархического мудреца ребенка,  который относится к жизни как к игре и действует спонтанно, и женщину  как "ущелье мира,"  которая питает и  любит без доминирования и владения.

Короче говоря, Дао Лаоцзы – это абсолютный антитезис всех форм доминирования—включая концентрацию экономической мощи,  централизованное государство, патриархат и эксплуатацию природы.  Поэтому для меня было что-то вроде шока, когда я обнаружил ссылки на первого в мире философа-анархиста в защиту правой идеологии и капиталистической экономики.  Правое крыло Инь и Ян, так сказать.

Рональд Рейган, кажется, начал это направление в его Послании Конгрессу в 1988 г. Рейган собрал в кучу такие "великие идеи"  как индивидуальную свободу, экономику свободного рынка и совет Лаоцзы "Управлять великой нацией, как будто вы жарите маленькую рыбку;  смотрите, не пережарьте." Хотя Лаоцзы не объяснил точно, как нужно жарить маленькую рыбку,  Рейган без колебания заключил, что старый мудрец имел в виду конечно  laissez-faire капитализм. [2]

Джеймс A.Дорн,  Вице-президент правого Института Като, переплюнул Рейгана, невозмутимо разглагольствуя на такие темы как "Дао Адама Смита," и делегировал бедному Лаоцзы большую дозу предпринимательского духа.  В речи "Будущее Китая: рыночный социализм или рыночный даосизм,"  он призвал мудрых китайских лидеров возвратиться к своим даосским корням и "заново обнаружить принцип спонтанного порядка — центральный принцип истинной рыночной системы." [3]

Конечно, любой хоть немного знакомый с правителями Китая — бандой коррумпированных и аморальных бюрократов, способных проводить  брутальные репрессии и даже массовый геноцид — подумает, что весьма маловероятно, чтобы они  стали на анархистский путь "спонтанного порядка." Однако, они могут  прислушаться к идее того, что капитализм им предлагает (подобно тому, как бюрократы Восточной Европы с радостью превратились в капиталистов), а именно, новые способы разграбления страны. И с достаточной дозой Даосизма, это все будет происходить так духовно и так спонтанно!

Более амбициозная попытка поженить даосизм и рынок предпринята в книге РЕАЛЬНАЯ СИЛА: УРОКИ БИЗНЕСА ИЗ ДАО-ДЭ-ЦЗИНА, в которой цитаты из легковесного перевода Стивена Митчелла и перефразы Лао-цзы в стиле Нью-эйдж соединяются с комментариями  специалиста по бизнесу и консультанта Джеймса  A. Отри.  Отри  широко цитирует ДАО-ДЭ-ДЗИН, но весьма избирательно (часто  обрывая цитату там, где Лао-цзы высказывает  неудобную анархистскую мысль).

В действительности, он стряпает свой даосизм  в точности как Рональд Рейган готовил свою маленькую рыбку – и результат получается соответствующий.  Путь ягуара.

Начнем с того, что Отри полностью игнорирует резкое  неприятие Лао-цзы материалистического общества. Отри советует своему менеджеру "иди вперед и празднуй свое изобилие,  свои успехи,  все от роскошного автомобиля до  квартиры в местах отдыха.  Но не зацикливайся на том, что у тебя есть и чего нет,  и не сожалей о том, чего нет." [4] Звучит заманчиво, не так ли? "Иди вперед, поменяй свой BMW  на Jaguar, который нравится. Тебе же это ничего не стоит. Ты же духовный парень."  Вопрос:  кто это говорит, Лаоцзы или Мефистофель?

Для Старого мудреца накопление богатства далеко от причины "праздновать,"  на  самом деле это фатальная угроза, которую надо избегать во что бы то ни стало. Он утверждает, что "иметь мало значит иметь много",  а  «иметь много значит быть сбитым с толку." [5]  И он совершенно очевидно выступает против социальных последствий от  роскоши и неравенства: "Когда чиновники тратят деньги
На дорогое оружие;  сладкую еду и напитки, Когда высший класс живет в роскоши, а бедным некуда деться – Это грабеж и  хаос. Это не Дао. " [6]  В другом месте он советует:  «Откажись от мастерства и не думай о выгоде;  тогда не будет воров или разбойников"  и предлагает нам "отказаться от желаний," [7] -  афоризм, находящийся в полном противоречии  с современным обществом потребления,  помешанного на бесконечных желаниях.  Отри  благоразумно обходит стороной этот стих!

В самом деле, одна из наиболее повторяющихся тем ДАО-ДЭ-ЦЗИНА – опасность определенных желаний—и в частности желания материального накопления—выходящих из-под контроля.  Отри цитирует целый стих ДАО-ДЭ-ЦЗИНА  с красноречивым исключением  одной неудобной строчки: "Не собирайте редких сокровищ,  тогда люди не будут красть.  Не выставляйте дорогих объектов, тогда сердца людей не будут переполнены завистью." [8] Рыночные даосисты  игнорируют этот факт: у предприятий, управляемых  предположительно честными и добропорядочными  менеджерами,   одна цель – возбудить  у потребителя  как раз такие разрушительные желания.


[1] TAO TE CHING [DAODEJING] in Wing-Tsit Chan, A SOURCEBOOK IN CHINESE PHILOSOPHY. (Princeton: Princeton University Press, 1963), Ch. 1.
[2] New York Times, 1/26/88. Another amateur scholar of Eastern thought who shares this view of Laozi is Murray Bookchin. In view of their collective wisdom we might call it the Reagan-Bookchin interpretation.
[3] The Cato Journal, Vol. 18, No. 1.
[4] James A. Autry and Stephen Mitchell, REAL POWER: BUSINESS LESSONS FROM THE TAO TE CHING. (New York: Riverhead Books, 1998),
[5] DAODEJING, Ch. 22.
[6] Ibid, Ch. 53.
[7] Ibid, Ch. 19.
[8] Ibid, Ch. 3.

dwardmac.pitzer.edu/Anarchist_Archives/cafard.html#ch3


[Комментарий ВП.  Мой интерес к Дао давнишний, как, впрочем, и к другим  "восточным религиям", таким как йога, дзен, буддизм и др. Я беру их в кавычки, т.к.  в обычном смысле религиями они не являются. В советский период, они были негласно запрещены, т.к. конкурировали с официальной идеологией. Самиздатовские издания,отпечатанные на машинке, мы передавали из рук в руки. 
   В конце 70-х, в начале 80-х, начали появляться книги и статьи  в официальных академических издательствах (напр. "Дао и даосизм в Китае", Издательство "Наука", Главная редакция восточной литературы, 1982), а также в художественной критике (напр. Т.П. Григорьева, Японская художественная традиция, тоже издательство, 1979).
Разумеется в этих работах не было и намека на политические, тем более экологические, аспекты  трудов Лао-цзы, Будды, Догена и др. Исследовались в основном средневековые источники.
  В начале 90-х произошел любопытный кульбит. Эти  же работы теперь подавались под углом, не столько академическим или художественным, сколько выгодным нарождающемуся бизнесу. Оказывается "мудрость Дао" теперь можно было использовать против тоталитарного советского режима  и в помощь новой "философии успеха". Это как раз и подметил  Макс Кафар.
  Такое смещение бизнес-интереса к восточной философии почувствовал и я во время своего краткого сотрудничества с Киевским издательством "София". Основная тематика издательства - эзотерика.  Ни дзен, ни Дао, ни буддизм к этой категории конечно не относились.  Но поскольку книги теперь печатались для нового класса, который не очень-то разбирался в тонкостях философии (но очень стремился к "духовности"), старая добрая тематика очень пригодилась. - ВП ] 


Рецензии