О войне, военном кино, стихах и песнях

   О войне,  военном кино,  стихах и песнях…
Сегодня  21   марта – Всемирной день поэзии.   Я приступаю к написанию статьи, тема которой мне кажется актуальной и важной.  Надеюсь, что читателям будет интересно.
На улице  вечереет,  накрапывает дождь. Ну, что же, если позволите,   начну….
       В жизни каждого человека есть дорогие ему вещи и произведения:  книги,  кинофильмы,  музыкальные инструменты,  песни… Они  непременно являются близкими по духу,  характеру, мировоззрению или просто – настроению.  Есть артисты – кумиры,  обожаемые поколениями.  Они, как правило,  являются  олицетворением  своей эпохи.  Соприкосновение  с их творчеством позволяет человеку  гораздо  глубже  увидеть  и  понять то время,  в котором  они  жили,  почувствовать  бытовавшие тогда  нравы  и ценности.
              Люблю слушать разную музыку,  играть  и петь,  мне легко под неё  думается.  Люблю стихи, потому что,  слышу в ритме слов  музыку.  Но я люблю  только  хорошую музыку,  настоящую, талантливую.         
             В моих наушниках звучит голос Клавдии Шульженко:  «Майскими короткими ночами, отгремев, закончились бои. Где же вы теперь  друзья–однополчане,  боевые спутники мои?»  Её голос невозможно спутать с чьим-то другим.  Он особенный, запоминающийся, с  удивительной окраской тембра.  Поёт она  проникновенно,  с достоинством,  как бы  повествуя, доверяя  песню слушателю.  Музыкальное сопровождение  лиричное,  не навязчивое.  Каждый инструмент  вступает точно и мягко. Каждый пассаж  оправдан.  Полное слияние и гармония.  Замечательная певица. Любимая всеми. Её песни слушали на передовой и в госпиталях  бойцы  Красной Армии  во время Великой Отечественной войны. «Синенький скромный платочек» волновал души бойцов, наполнял их трепетом и отвагой.
                Ещё об одной певице могу говорить бесконечно – это Лидия Русланова.  Её голос – это голос Родины, родной России.  Чистое русское пение: широкое,  раздольное,  так звучит голос влюблённого сердца. В нём есть  величие и доброта, непокорность  и святость Русской земли. «А за неё и умереть совсем не страшно», - как сказал Михаил Ножкин.  Я знаю, что  бойцы уходили на фронт под песни  Лидии Руслановой.  Такой популярности и всенародной любви не знала ещё ни одна  другая певица.
      Человек – эпоха.  Песни Леонида Утёсова близки по духу и настроению многим.  Они   искренны и своеобразны,  напевны  и лиричны.  Песни военных лет  отличаются от современных  песен многим: ритмом, аранжировками,  вокалом, а также  доступными литературными текстами,  с точными  поэтичными  образами,
 понятными всем слушателям  живыми строками. В стихах отсечено всё лишнее,  надуманное.  Только главное, самое дорогое, самое важное: любовь, семья и бесконечная вера в правду и своё Отечество.   Мелодии песен запоминающиеся,  их каждый может подпеть,  в них нет многочисленных повторов,  ведущих в транс,  не изобилуют ударные,  нет  безудержных пассажей.
             Испытание войной породило удивительный пласт нашей культуры.
Возьмём  песню «Катюша».  Она написана  поэтом Михаилом Исаковским и композитором Матвеем  Блантером.   Её до сих пор  любит и  поёт наша современная молодёжь  и даже «немецкая». Кто не знает «Землянку», некогда исполненную Марком Бернесом так тихо, что  в кадре  была слышна  капель? О любви не кричат, о ней взволнованно  поют щемящим  сердцем.  Некоторые фразы он  почти шептал,  местами стонал,  он пел глазами и донёс песнь любви до слушателя.
        Поэзия и драматургия  Константина Симонова – кладезь духовности и преданности литературе и своему народу. Процитирую несколько  поэтических  строк  К. Симонова:
 
Тот самый длинный  день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
 
Она такой вдавила след
И столько наземь  положила,
Что двадцать лет,
И тридцать лет
Живым не верится, что живы.
 
      На начало войны  Симонову  было всего 26 лет. Он молодой журналист, талантливый литератор пишет статьи, очерки для газет, бывает на всех участках фронта: в Крыму, Мурманске.  Корреспондент  «Красной звезды» сходил на подводной лодке к берегам Румынии,  обморозил лицо, летая на самолёте.  Поэтические строки:  «Жди меня и я вернусь, всем смертям назло» - стали гимном  любви и человеческой верности. Это стихи на все времена.  И ещё  превосходному автору  поэтических строк принадлежит глубокий по силе и правде  роман «Живые и мёртвые».  Во время войны  газета для бойцов была письмом с Родины. Она была больше, чем просто газета. Надо обладать большим мужеством и незаурядным талантом, чтобы писать  для  солдат и офицеров,  находящихся на передовой,  для работников тыла. Привожу ещё одну  цитату  Константина Симонова:  «Сила духа была не только у героев, сражавшихся на фронте, которым посвящались стихи и очерки, рассказы и пьесы, но и у людей искусства, которые писали эти стихи и рассказы, очерки и статьи: «они тоже не сгибались, тоже дрались, тоже были крепки духом», « в самые трудные дни люди нашего искусства вместе с нашей армией и всем народом единодушно и непоколебимо верили в победу».
       Реализм и не вычурность форм относится и к другим видам искусства военного  и довоенного  периода.  Давайте вспомним художественный фильм  «Александр Невский» снятый киностудией  Мосфильм  в 1938 году Сергеем Эйзенштейном. В нём нет пафоса, злости или спецэффектов в надуманных сценах. Есть сюжет,  диалоги персонажей, выдержанные в традициях советского кино. Образ Александра Невского в исполнении Николая Черкасова  более чем  убедителен.  Руной на камне легла  в назидание потомкам  фраза: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет».  Трудно оценить  вклад  такого исторического  кино   в  патриотическое  и нравственное состояние общества.
        Искусство,  рождённое войной,  отторгло  фальшь,  стряхнуло  как  накипь  всё чуждое, ненужное, оставив только достоверное, истинное.   
          Современное общество,  относительно благополучное и сытое,  породило  в  своём творчестве другие законы и формы,  искажающие реальность,  преломляющие истинность
вещей : сюрреализм, арт, авангард…  Быть может,  причиной тому является нехватка экстремальности или героизма? Этот недостаток компенсируется или восполняется,
вылившись  в  искажённые формы,   создаёт иллюзию геройства.
          В 2017 году я посетила музей современного искусства в  Санкт-Петербурге. Неспешно с группой туристов я переходила из одного выставочного зала в другой.  Рассматривала  инсталляции,  иконы, картины. Многое из увиденного  вызвало удивление,  изредка  улыбку.  Некоторые работы оставили мрачный след, в них ощущалась  обречённость. Меня взволновала небольшая картина,  скромно  приютившаяся  с краю  простенка. Читаю: Ринат Валигамси  «Снег и дым».  На ней с фотографической точностью выписаны несколько  мужских образов  в  шинелях.  Это часть длинной  шеренги… Плечом к плечу,  с бантовыми  складами  на спине, в ремнях от портупеи изображены мужские спины,  коротко  стриженые затылки и фуражки. Тоненькая,  почти не видимая нить уходит вверх  от каждого из них. Эта  связующая с  Богом нить. Спускается мелкий снежок,  вьётся дым. От картины исходила  простота,  сила  и правда.  Я удивилась  находке художника.   Воин – это защитник.  А защитник – это спина. Вот так близко друг к другу,  срастаясь  в единый монолит,  образуется  щит. Правильно!  Всё гениальное просто.  Не улыбка и грудь в орденах,  а спина. Ни единого лишнего штриха и образа.    Вот так стояли  бойцы  Красной Армии, которые  осуществляли прикрытие,  удерживали  высоту,  останавливали натиск, то есть, говоря военным языком  - выполняли поставленную  боевую задачу.
        Победа – это то, что наступает после беды.  С бедой справиться надо, выдюжить,  выстоять, и мы - русские -  об этом знает. Знаем и помним, что  на войне побеждают  силой духа и силой оружия,  навалившись на беду  всем миром.  Хочется процитировать строки  поэта  Ильи Эренбурга:
 
Они накинулись, неистовы,
Могильным холодом грозя,
Но есть такое слово «выстоять»,
Когда и выстоять нельзя,
И есть душа – она всё вытерпит,
И есть земля – она одна,
Большая, добрая, сердитая,
Как кровь, тепла и солона.
 
         В одном из своих выступлений Василий Лановой  искренне поделился, что сложнее  актёрской задачи, чем озвучить кадры военной кинохроники, у него не было.  Мне трудно подобрать  определение, чтобы точно  сказать, как выразительно звучит его голос   за кадром в киноэпопеи «Освобождение».    Фронтовых съёмок  было сделано  не так много.  Но они позволяют разглядеть, как в стужу, пробирающую до костей, или в дождь и непролазную грязь шагали бойцы по бесконечным фронтовым дорогам, подталкивали   буксующие машины и вытаскивали намертво застрявшие пушки. Вот ещё запись: солдат закуривает последнюю щепотку махорки. Вот боец жуёт  сухарь.  Вот испепелённые  Белорусские деревни. На печке сидит кошка с прострелянным ухом, а  бабка ходит по пепелищу,  разыскивая уцелевший скарб. Тяжело смотреть душераздирающие кадры, сделанные в концлагерях  Дахау, Освенцим,  Бухенвальд.
           Недавно я пересмотрела  кинохронику,  снятую  на «Дороге жизни» в 1941 -1945 годах.  Колонна  полуторок движется по уже оттаявшей  Ладоге. Колёса  целиком погружены в воду,  дверцы машин открыты,  это для того, чтобы  без   промедления можно было покидать кабину.  Машиной управляют  не супермены, а простые советские люди. Одним из таких водителей  был брат моего деда Павел  Николаевич Козлов.  Он доставлял  в блокадный   Ленинград хлеб и медикаменты, а назад возвращался с людьми.  Я помню его рассказы, о том,  как ездить приходилось в метель, с включёнными  фарами,  с постоянным чувством тревоги о том,  что  противник обнаружит колонну.  Однажды   в кузов его полуторки попал снаряд. Павел успел выскочить из кабины. Машина на глазах стремительно стала  уходить под лёд.  «Хлеб, хлеб тонет!» - кричал  Павел,  а  снег под его ногами окрашивался кровью.  В горячке  он не почувствовал ранения,  серьёзного ранения.  После лечения в госпитале, снова вернулся в свою часть.  С ней  дошёл до  Берлина,  и,  как полагалось  победителю,  нацарапал  на рейхстаге  надпись   «Паша из Костромы».
          Я вспоминаю,  как в  День Победы он  со слезами на глазах пел:  «Эх, Ладога, родная Ладога, метели, шторм и грозная пурга….» Любил слушать песни Лидии Руслановой,  сам пел под гармонь.  Героем  себя не считал,  как и не считали другие мужчины,  вернувшиеся домой в  свой посёлок  с фронта.  Костромские призывники  шли на Ленинградский фронт.   Их  возвратилось  немного, можно назвать поимённо: слепой танкист Вениамин Тушин, с тяжело  изувеченным и обожжённым лицом, из-за ранения гортанно  разговаривающий  автоматчик  Анатолий   Захаров, прошедший концлагерь,  испытавший  на себе изуверства  немецких учёных-врачей  Николай  Белов. Один укол  какого-то  светилы-доктора,  превратил  молодого сильного мужчину в глубокого инвалида.  Он ходил с палочкой,  руки и ноги  не слушались и всё время дрожали. 
         Женщины  приняли  на себя всю мужскую работу: водили грузовые машины,  работали механиками, грузчиками, даже электриками.  Героинями себя тоже не считали, да и жаловаться было не принято.  И только  в  День Победы, стоя у памятника  –  ровной, аккуратной пирамиды с длинным списком  имён и фамилий погибших  односельчан,  плакали все.  А мы, дети,  молчали. Молчали, как молчат взрослые,  боясь нарушить  тишину.
          По традиции  вечером   на площадке перед клубом   под гармонь пели  песни,  те, которые знали все, плясали по-русски, широко разводя руки.  Говорят, что только русские женщины умеют плясать и плакать одновременно.  Решаюсь написать дерзкую фразу о том, что никто из них не подозревал, что «Квадрат» Малевича является шедевром.   И даже  если бы они его увидели, то вряд ли он  воодушевил их отважные сердца.
            Два дня тому назад  я посмотрела  художественный фильм  «Жаворонок».  Снятый киностудией «Ленфильм» в 1964 году режиссерами Никитой Курихиным и Леонидом Менакером.  Жанр фильма: военная драма.
В главных ролях снимались: Вячеслав Гуренков, Геннадий Юхтин, Валерий Погорельцев.  Фильм снят на основе реальных событий. Сценарий написан двумя поэтами–фронтовиками:  танкистом С. Орловым и пехотинцем М. Дудиным.   Прекрасный советский  фильм.  После просмотра осталось глубокое  чувство, которое долго не отпускало.  Беспокойное весёлое русское сердце главного героя не может оставить равнодушным  зрителя.  Последние сцены фильма  говорят  о доброте  и величии  советского солдата  Николая Ивушкина,  предательски убитого в спину,   во время спасения  немецкого  мальчика.
        Современный фильм «Т-34» задуман, как ремейк  советского «Жаворонка». Последняя и самая громкая отечественная  картина о Великой Отечественной войне, которая гремела в наших кинотеатрах зимой 2018-2019 годов. История о непреклонных, несгибаемых, и несдающихся танкистах Красной армии. Николай Ивушкин в исполнении Александра Петрова - лейтенант Красной Армии, попавший в плен. Прирожденный танкист и настоящий лидер, способный повести за собой людей. К тому же довольно везучий человек. Саша хорошо смотрелся в данной роли, ему она однозначно удалась.  Степан Василек в исполнении Виктора Добронравова - мехвод танка и простой мужик, с хорошими репликами, харизмой и вообще запоминающийся герой. Клаус Ягер в исполнении Винценца Кифера - личный враг Николая, немецкий танковый командир с большим опытом. Очень запоминающийся враг, который еще и выделяется своим поведением. Не могу не отметить хорошую актерскую игру Винценца . Достойный соперник нашего героя, которого уважаешь, без задней мысли или лукавства. Но как сильно картина  уступает старому фильму, как нелепо он смотрится. Фальшивый искусственный фильм, милитаризирующий  массовое сознание молодёжи.  Предсказуемость линейного сюжета, в котором офицеры СС представлены,  как  полные  олухи,  а наши танки  и солдаты неуязвимы для любого вида оружия. Не хочу перечислять всех, как говорит современная молодёжь «ляпов», увиденных мною,  думаю, что специалисты увидели их гораздо больше.  Странно выглядит сцена рукопожатия  командиров танковых экипажей: советского и фашистского. В угоду зрелищности  поступились логикой  и самым дорогим – правдой и  духовностью наших красноармейцев. Надуманный фильм, больше напоминающий игру в «Танчики». Замечательная песня Булата Окуджавы не подходит  к  характеру и общей победоносной  канве фильма.  А напротив, ещё сильнее подчеркивает его фальшивость.  Наигранность и полная нереальность истории не позволяют получить никакого сопереживания и эмоционального отклика  от  увиденного  на экране.  А ведь настоящее честное военное кино  должно оставлять после себя совсем другое послевкусие и совсем другие эмоции.
           Одним из любимейших моих фильмов о войне  остаётся  военная  мелодрама  «Летят журавли».   История любви  двух трепетных сердец,  исполненных  Алексеем Баталовым  и Татьяной Самойловой.   Чувствую, что пора пересмотреть его снова.  Пора прикоснуться  к  настоящему  живому  творчеству.  Оно очистит,  даст силы, наполнит сердце добротой.  Берегите себя  от  фальши и откровенной нелепицы. Русская культура богатая  и духовная.  Не забывайте об этом.
 


Рецензии