Удалёнка. Охота на слова

Нет такого слова – УДАЛЁНКА – в бумажных словарях. Ни у Даля, ни у Ожегова, ни у Фасмера. Неологизм с очень ясным смыслом родился в эпоху компьютеров, когда появилась возможность работать не только на дому… Уровень техники вырос, и из другого города, из другого государства и даже с другого континента можно стало разговаривать, давать указания, консультировать, руководить и войсковыми, и медицинскими операциями. Но особенно часто зазвучало это слово в период объявленных карантинов в связи с информационной войной, поводом для которой стал коронавирус.

 Слово УДАЛЁНКА заменило и понятие телетайп, и селекторное совещание, и прямой провод,  и прямую линию. Конечно, это делается там, где любят говорить по-русски.
Лектор вуза начитывает цикл лекций, а студенты в режиме реального времени или в удобные для себя часы слушают, записывают, формируют перечень вопросов, запоминают необходимые термины, формулировки, решают задачи и выполняют другие задания. И если в момент появления этого вида отношений  говорили о дистанционном обучении (первые публикации об этом в Челябинске и Челябинской области были подготовлены в нашем отделе редакции «Вечернего Челябинска»), то теперь говорят про лекторов на удалёнке, про школьных учителей на удалёнке в период карантинов по гриппу, ветрянке или коронавирусу.

А в глобальной сети на сайтах, предлагающих работу или помощь в поисках работы, выстроен ряд слов: фриланс, удаленка, подработка. Мне нравится, что иноязычные слова всё чаще заменяются отечественными, иногда только что созданными, как, к примеру, удалёнка. Так и должно быть.

По-иному иногда смотрим и на известные факты истории. Картина или рисунок «Ленин в Разливе» представлена вдруг как «Владимир Ильич на удалёнке». Браво!

Шёл 1917 год. Власть царя ушла в прошлое, его свергло его же окружение ещё в феврале. В стране правили либералы, правили бездарно, разваливая и армию, и страну. Ленину было опасно находиться в столице, и он отбывал «политический карантин» на одном из покосов.

У Сергея Михалкова есть чудесное стихотворение «В музее В.И. Ленина», наше поколение знало эти стихи наизусть,  если не целиком, то в крупных отрывках.

Мы переходим в новый зал,
И громко, в тишине:
- Смотри, Светлана, -
я сказал, -
Картина на стене!

И на картине - тот шалаш
У финских берегов,
В котором вождь любимый наш
Скрывался от врагов.

Коса, и грабли, и топор,
И старое весло...
Как много лет прошло с тех пор,
Как много зим прошло!

Уж в этом чайнике нельзя,
Должно быть, воду греть,
Но как нам хочется, друзья,
На чайник тот смотреть!

В Разливе Ленин писал свою книгу «Государство и революция».
Напомню коротко, что предшествовало этому событию. К лету 1917 года стало ясно, что Временное правительство правит бездарно, в Петрограде начались беспорядки, в них обвинили большевиков.

Временное правительство издало приказ об аресте более 40 видных деятелей большевистской партии. С 5 по 9 июля 1917 года В. И. Ленин, которого открыто обвинили в работе на правительство Германии, скрывался в Петрограде, а в ночь с 9 на 10 июля перебрался в Разлив под видом косца. Он поселился у рабочего Сестрорецкого оружейного завода Н. А. Емельянова, жившего в то лето из-за ремонта дома в сарае, приспособленном для жилья. Также с ним жил Г. Е. Зиновьев. После нескольких дней проживания Ленина на чердаке сарая, в посёлке появились полицейские. Пришлось сменить место на шалаш на другой стороне Разлива. В августе в связи с окончанием сроков сенокоса и началом охоты в лесах у озера Разлив оставаться в шалаше стало опасно. К тому же участились дожди, стало холодно. ЦК партии решил укрыть В. И. Ленина в Финляндии. Работа на удалёнке продолжалась у Ленина  до начала октября 1917 года.

По сути я работаю по методу удалёнки: веду охоту на слова, публикую свои растолковки, но мне за эту работу никто не платит, потому в Интернете я нашёл несколько примеров, опираюсь на них, скомпилировал сообщение, но имён не называю.

Организация удалёнки

Работник  полностью оформлен как штатный сотрудник. Его рабочее место числится в Москве, но живёт он там, где может. Документы отсылает по почте, а один раз в год на общей встрече в Москве подписывает второстепенные бумаги.

В чём сложность такой схемы? Банки не дают кредитов, поскольку фирма находится  в Москве. Там тоже не дают: нет прописки.
Рабочее место, все оборудование, компьютер, связь работник обеспечивает сам. Работодателю нет дела до работоспособности оборудования. Условия взаимодействия оговариваются особо.

Заработную плату работодатель перечисляет на банковскую карточку, страховку присылают по почте, отпуска справки и прочее – через бухгалтеров и менеджеров. Пару раз за год работодатель собирает всех на корпоративный выезд (фактически оплачиваемый отпуск на неделю).

Бонусы, плюшки, корпоративный английский и прочее – все как у людей, отчетность по чекам в бухгалтерии.

Как вывод: в плане продуктивности и организации работы, вообще нет никакой разницы, сидишь ты дома или ездишь в офис.

Фирмам в столицах и крупных городах иметь нужных специалистов где-то в глубинке дешевле и надёжнее. И наоборот тоже.

Работать из дома тоже выгоднее, нет расходов на дорогу,  столовую на работе, на фирменную одежду, бензин и прочее.

Что касается профессионального роста,  то современные технологии позволяют организовать «совет опытных коллег» по удалёнке. Тут каких-то проблем нет, лишь бы было собственное желание задавать вопросы.

Вопрос карьерного роста сложнее. Кресла делят обычно те и среди тех, кто ходит на работу в офис, они же, как правило, получают и самые доходные проекты. При перераспределении должностей про сотрудников на удалёнке  могут и забыть.


Рецензии