Труба

Ночью была сильная гроза. Всё ходило ходуном. У нас это дело привычное, поэтому даже дети не пугаются. Ну потреплет ветром штору, попляшут на стенах тени, может, покажется, что в кресле кто-то сидит… Тихонько зайдет мама, закроет окно, сотрет зловещие тени, поправит одеяло, четко даст понять внешнему миру, что он не имеет никакой власти, и ты будешь дальше мирно спать.

Вдруг рано утром звонок в дверь. Пришла мамина сестра. Я спросонья слышу их приглушенные голоса, встаю и выхожу из комнаты.
- Видишь-видишь?! – показывает тетя Галя на дверной косяк за моей спиной.
Мы с мамой внимательно его разглядываем. Косяк кривой.
- Быстро собирайте все необходимое и уезжайте! – командует тетя и убегает.

- Маам… а что случилось?
- Галя говорит, что беда, - быстро помогая мне одеваться, говорит мама. – Недалеко от нас деревенька есть, там старые склады вооружения.
- И бомбы?
- И бомбы. Вот как раз их-то и привезли. Да что-то не так сделали, склады начали взрываться. Ночью не гроза была.
- А куда мы едем?
- Давай сейчас возьмем самое необходимое: воду, документы, немного еды. Потом заглянем к тебе в школу. Там сделали эвакопункт.
- Что сделали?
- Людей, которые были в той деревне в начальной школе разместили. Эвакуировали то есть. Мы им одежды привезем, лекарств.
- А им что больше негде жить? – догадываюсь я, боясь спросить о большем.
- Похоже, что так… - вздыхает мама.

Собрав вещи, мы сели в машину и за несколько минут доехали до школы. Одноэтажное серое здание было набито людьми. Кто-то таскал раскладушки, кто-то плакал, кто-то ругался и кричал. В толпе мелькали перекошенные, испуганные лица и местами окровавленные, наспех наложенные повязки. Мама сжала мою руку покрепче.
- Сейчас найдем того, кто тут за всё отвечает и уедем, - твердо сказала она и мы стали пробираться по длинному коридору.
Эту секунду я запомнила на всю жизнь. Секунда жуткой, ни с чем несравнимой пустоты. Пустоты и тишины внутри. Ощущение притяжения, страха и неотвратимости. Что-то произошло с воздухом, со звуками, со всеми, кто нас окружал… А потом разом вылетели все окна, градом посыпались стекла и раздался взрыв. Людской крик слился в один жуткий визг, и все побежали. Толпа неслась по узкому коридору к выходу. Мама резко дернула меня за руку, прижала к стене и закричала:
- Стой!
Я смотрела на неё, ничего не понимая.
- Стой! Затопчут!
Паника сродни безумию и очень заразна. Людской страх слился воедино, лишил лица и голоса индивидуальности, лишил воли. Толпа неслась единым потоком, а когда схлынула, мы сделали вдох.

Потом мы с мамой долго-долго ехали, останавливались искупаться и перекусить. Лето стояло чудесное, жаркое, но мама все-равно не разрешала мне долго быть в воде, беспокоилась. Потом снова ехали непонятно куда и зачем. Остановились, когда на дороге показались танки. Заехали в какую-то деревню, там встретили тетю Галю. Я задремала на цветастом топчанчике, слушая историю про то, как один солдатик спас девочку. Её дом снесло снарядом, девочка чудом осталась жива. Они с солдатиком прятались от летящих осколков в трубе. Так я и уснула, представляя, что тоже сижу в трубе. Снаружи громко барабанит, звенит, дрожит. «Гроза, пусть это будет гроза…»


Рецензии